Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
ПОДГОТОВИЛИ
УЧИТЕЛЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ КЛАССОВ
МАКЕЕВСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ i – i i i СТУПЕНЕЙ № 108 ИМЕНИ ПЕРВОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ
ФИЛАТОВА О. А.
ЮДИНА В. В.
Наряду с обучением важная роль в коррекции имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.
Существуют следующие нетрадиционные воспитательные технологии:
- арт-терапия
- библиотерапия
- терапия театральным искусством
- сказкотерапия
- туротерапия
- глинотерапия
- танцетерапия
- дататека
ТУРОТЕРАПИЯ
Туротерапия – это путешествия, экскурсии, походы, выезды, общение. Это технология для детей с любыми нарушениями в здоровье. Рекомендуют ее использовать с 5-ти лет.
Туротерапия – это развитие физических возможностей, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки, тренинг эмоциональной сферы, культуротворчество.
Туротерапия классифицируется:
• по цели - оздоровительная, познавательная, спортивная;
• по способу передвижения - пешеходная, водная, лыжная, с наличием животных, железнодорожная, автобусная, автомобильная;
• по основному занятию - поход, путешествие на транспорте;
• по сезонности - летняя, зимняя, межсезонная;
• по характеру нагрузок - пассивная, активная.
Сказкотерапия
В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов
и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния,
социально-нравственного формирования.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Этот метод восходит к давним временам – еще наши прапрабабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо»,
а «что такое плохо».
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:
Художественных
Народных
Психокоррекционных
Психотерапевтических
Дидактических
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ.
ЭТО СКАЗКИ, В КОТОРЫХ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ЗАМЕЩАЕТСЯ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ. В ТАКИХ СКАЗКАХ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ДРУГИЕ СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА СИТУАЦИИ ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРЫЕ РЕБЕНКУ НЕ ПРИСУЩИ. ЧЕРЕЗ ТАКИЕ СКАЗКИ МОЖНО ПОКАЗАТЬ, ЧТО НЕЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА МОЖНО ЗАМЕНИТЬ НА БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ, И ПОКАЗАТЬ ЦЕПОЧКУ «ЧТО И ПОЧЕМУ».
ЭТО СКАЗКИ ДЛЯ БОЛЕЕ ВЗРОСЛЫХ. ОНИ НЕ ВСЕГДА ПРИЯТНЫЕ, НЕ ВСЕГДА ЛЕГКИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ, НО ОЧЕНЬ ГЛУБОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ. ТАКИЕ СКАЗКИ ИСПОЛЬЗУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ, ТАК КАК ЧЕРЕЗ НИХ МОЖНО УВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ СО СТОРОНЫ И РЕШИТЬ ЕЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
ОСНОВНЫЕМЕТОДЫСКАЗКОТЕРАПИИ
Можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:
Чтение и рассказывание сказки.
Рисование сказки.
Сказкотерапевтическая диагностика.
Сочинение сказки.
Изготовление кукол.
Постановка сказки.
Реабилитационные эффекты:
1. формирование отношения к персонажу, действию на эмоциональном
уровне (тренинг эмоциональной сферы)
2. проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации;
3. идентификация собственного «Я» с тем или иным персонажем;
4. удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений