С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается:
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка, средств массовой информации.
Основные умения смыслового чтения :
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее используется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.
Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Проведение мониторинга является функцией учителя-методолога или методиста чтения.
Алгоритм действий учителя и ученика
по формированию навыка смыслового чтения
расчленение текста на главное и второстепенное, выделение «речевой доминанты»;
обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;
моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление таблиц, опорных схем и пр.;
проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала;
формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы); сравнение с текстом-оригиналом и корректировка собственного варианта текста .
Систематический анализ достижений учеников – обязательное условие работы учителя.
Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Мониторинг сформированности техники чтения
учащихся начальных классов
Способ чтения (определяется во время чтения).
Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
Правильность чтения (определяется во время чтения).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
умение выделять существенную информацию из текста (+,-)
4
Задание 3.
Задание 4.
умение устанавливать причинно-следственные связи (+,-)
Умение осуществлять анализ и синтез объектов с выделением существенных признаков (+,-)
Задание 5.
Итого
Задание 6.
(% от общего):
умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте (+,-)
умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать (+,-)
Для того чтобы определить уровень читательских качеств учащихся при переходе из начальной школы в основную, проводится контроль чтения в 4 классе. При этом используется текст для контроля чтения молча и контрольная карта.
ТЕКСТ
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ
В один жаркий весенний день вывела мать Гусыня своих маленьких ж ѐ лтых гусят на прогулку . Она впервые показывала детям большой мир . Этот незнакомый мир был ярки м, зеленым, радостным: перед крошечными гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы. Они забыли о своей матери и стали далеко расходиться но огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой детьми. Тревожным голосом Гусыня стала сзывать разбредшихся по лугу детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись тяж ѐ лые темные тучи , и на землю упали первые крупные капли дождя . Гусята подумали : мир не такой уж уютный и добрый . И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась их мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мама; они подняли маленькие головки и, испуганные, побежали к ней. А тем временем с неба часто посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих неразумных детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно... Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно. Из-под материнских крыльев Гусята слышали доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле, безопасности и уюте. Потом вдруг все стихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала тяж ѐ лые крыльев . Маленькие дети Гусыни требовательно запищали : выпускай насотсюда , мама . Да , они не просили , а нас тоятельно требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на мокрую траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыни тяжело и часто дышала. Она пыталась расправить поврежд ѐ нные крылья и не могла этого сделать . Но мир снова стал таким радостным и добрым , солнышко сияло так ярко и ласково , пч ѐ лы , майские жуки , шмели , пели так красиво , что гусятам и в голову не пришло спросить : «Мама , что с тобой случилось?» И только один, самый маленький и слабый гус ѐ нок подош ѐ л к матери и с недоумением спросил : «Почему у тебя изранены крылья ? » Она тихо ответила , как бы стыдясь своей боли : «Вс ѐ хорошо , сын» . Ж ѐ лтые гусята рассыпались , как горошины , п о изумрудной траве, и, глядя на них, мать была очень счастлива. (По В.А. Солоухину)
Контрольная карта
Ученика(цы) 4класса ____________________________
Контрольное время ____
1. Куда и зачем вывела Гусыня маленьких ж ѐ лтеньких гусят в жаркий весенний день ?
- на прогулку на зел е ный луг
- на ромашковое поле пощипать травки
- купаться на реку
2. Когда, чаще всего, мать оказывается забытой детьми?
- когда рядом друзья
- когда в душе мир и покой
- когда много других забот
3. В какой момент гусятам снова стала нужна мать?
- когда они испугались, что до нитки промокнут под дожд ѐ м
- когда они проголодались
- когда мир показался не таким уж уютным и добрым…
… 12.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Притча
«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведёт за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.
- Что ты делаешь, старик? – спросил человек.
- Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно! – удивился человек.
- Так бери с собой мудрость:
Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.
- Как я это сделаю, если сам не умею летать?
- А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
- Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
- А меня больше радуют твои крылья…»
Главное условие всей работы – стимулировать деятельность ученика, терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе.
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.