kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач.  Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения»

Мониторинг  сформированности навыков смыслового чтения   МБОУ Новониколаевская СОШ Учитель начальных классов Холоденко Л.В.

Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения

МБОУ Новониколаевская СОШ

Учитель начальных классов

Холоденко Л.В.

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.  С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая:

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается:

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается:

  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка, средств массовой информации.
Основные умения смыслового чтения :

Основные умения смыслового чтения :

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее использу­ется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.  Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся.  Проведение мониторин­га является функцией учителя-методолога или методиста чтения.

Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее использу­ется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.

Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Проведение мониторин­га является функцией учителя-методолога или методиста чтения.

  Алгоритм действий учителя и ученика по формированию навыка смыслового чтения

 

Алгоритм действий учителя и ученика

по формированию навыка смыслового чтения

  • расчленение текста на главное и второстепенное, выделение «речевой доминанты»;
  • обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;
  • моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление таблиц, опорных схем и пр.; 
  • проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала;
  • формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы); сравнение с текстом-оригиналом и корректировка собственного варианта текста .
Систематический анализ достижений учеников – обязательное условие работы учителя.   Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Систематический анализ достижений учеников – обязательное условие работы учителя.

Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Мониторинг сформированности техники чтения учащихся начальных классов

Мониторинг сформированности техники чтения

учащихся начальных классов

  • Способ чтения (определяется во время чтения).
  • Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
  • Правильность чтения (определяется во время чтения).
  • Выразительность чтения (определяется во время чтения).
  • Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
Мониторинг сформированности у учащихся  1 класса навыка смыслового чтения текста 

Мониторинг сформированности у учащихся

1 класса

навыка смыслового чтения текста 

Задание №1. Прочитай текст. Задание №2.Озаглавь текст и запиши заголовок ___________________________________________________________________ Задание № 3.Отметь ответ значком ✓, какой из названных объектов синичка запасла на зиму?  А.  Грибы    В.  Малина  Б.  Зёрнышки   Г.  Орехи Задание № 4. Перечитай рассказ о синичке. Как ты думаешь, как будет синичка прятать свои припасы? Напиши свой ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 5. Перечитай рассказ о синичке. Подчеркни незнакомые тебе слова. Объясни значение слова:  «Вылущивать» - __________________________________________________________________ Задание № 6.Как ты думаешь, что хотел сказать автор этим текстом? ___________________________________________________________________

Задание №1. Прочитай текст.

Задание №2.Озаглавь текст и запиши заголовок

___________________________________________________________________

Задание № 3.Отметь ответ значком ✓, какой из названных объектов синичка запасла на зиму?

А. Грибы В. Малина

Б. Зёрнышки Г. Орехи

Задание № 4.

Перечитай рассказ о синичке. Как ты думаешь, как будет синичка прятать свои припасы? Напиши свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Перечитай рассказ о синичке. Подчеркни незнакомые тебе слова. Объясни значение слова:

«Вылущивать» - __________________________________________________________________

Задание № 6.Как ты думаешь, что хотел сказать автор этим текстом?

___________________________________________________________________

  Результаты мониторинга сформированости УУД смыслового чтения текста учащихся ___класса № п/п Ф.И. ученика 1 Техническая сторона Смысловая сторона Задание 1. 2     чтение текста (кол-во слов) Задание 2. 3   умение выделять существенную информацию из текста (+,-)   4 Задание 3.       Задание 4.   умение устанавливать причинно-следственные связи (+,-)       Умение осуществлять анализ и синтез объектов с выделением существенных признаков (+,-)  Задание 5. Итого         Задание 6.      (% от общего): умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте (+,-)       умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать (+,-)                              

 

Результаты мониторинга сформированости УУД

смыслового чтения текста

учащихся ___класса

№ п/п

Ф.И. ученика

1

Техническая сторона

Смысловая сторона

Задание 1.

2

 

 

чтение текста (кол-во слов)

Задание 2.

3

 

умение выделять существенную информацию из текста (+,-)

 

4

Задание 3.

 

 

 

Задание 4.

 

умение устанавливать причинно-следственные связи (+,-)

 

 

 

Умение осуществлять анализ и синтез объектов с выделением существенных признаков (+,-)

Задание 5.

Итого

 

 

 

 

Задание 6.

 

 

(% от общего):

умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте (+,-)

 

 

 

умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать (+,-)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы определить уровень читательских качеств учащихся при переходе из начальной школы в основную, проводится контроль чтения в 4 классе. При этом используется текст для контроля чтения молча и контрольная карта.

ТЕКСТ

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

В один жаркий весенний день вывела мать Гусыня своих маленьких ж ѐ лтых гусят на прогулку . Она впервые показывала детям большой мир . Этот незнакомый мир был ярки м, зеленым, радостным: перед крошечными гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы. Они забыли о своей матери и стали далеко расходиться но огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой детьми. Тревожным голосом Гусыня стала сзывать разбредшихся по лугу детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись тяж ѐ лые темные тучи , и на землю упали первые крупные капли дождя . Гусята подумали : мир не такой уж уютный и добрый . И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась их мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мама; они подняли маленькие головки и, испуганные, побежали к ней. А тем временем с неба часто посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих неразумных детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно... Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно. Из-под материнских крыльев Гусята слышали доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле, безопасности и уюте. Потом вдруг все стихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала тяж ѐ лые крыльев . Маленькие дети Гусыни требовательно запищали : выпускай насотсюда , мама . Да , они не просили , а нас тоятельно требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на мокрую траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыни тяжело и часто дышала. Она пыталась расправить поврежд ѐ нные крылья и не могла этого сделать . Но мир снова стал таким радостным и добрым , солнышко сияло так ярко и ласково , пч ѐ лы , майские жуки , шмели , пели так красиво , что гусятам и в голову не пришло спросить : «Мама , что с тобой случилось?» И только один, самый маленький и слабый гус ѐ нок подош ѐ л к матери и с недоумением спросил : «Почему у тебя изранены крылья ? » Она тихо ответила , как бы стыдясь своей боли : «Вс ѐ хорошо , сын» . Ж ѐ лтые гусята рассыпались , как горошины , п о изумрудной траве, и, глядя на них, мать была очень счастлива. (По В.А. Солоухину)  

   Контрольная карта Ученика(цы) 4класса ____________________________ Контрольное время ____    1. Куда и зачем вывела Гусыня маленьких ж ѐ лтеньких  гусят  в  жаркий  весенний  день ?  - на прогулку на зел е ный  луг - на ромашковое поле пощипать травки  - купаться на реку 2. Когда, чаще всего, мать оказывается забытой детьми?  - когда рядом друзья  - когда в душе мир и покой  - когда много других забот  3. В какой момент гусятам снова стала нужна мать?  - когда они испугались, что до нитки промокнут под дожд ѐ м  - когда они проголодались  - когда мир показался не таким уж уютным и добрым… … 12.

  Контрольная карта

Ученика(цы) 4класса ____________________________

Контрольное время ____

 

1. Куда и зачем вывела Гусыня маленьких ж ѐ лтеньких гусят в жаркий весенний день ?

- на прогулку на зел е ный луг

- на ромашковое поле пощипать травки

- купаться на реку

2. Когда, чаще всего, мать оказывается забытой детьми?

- когда рядом друзья

- когда в душе мир и покой

- когда много других забот

3. В какой момент гусятам снова стала нужна мать?

- когда они испугались, что до нитки промокнут под дожд ѐ м

- когда они проголодались

- когда мир показался не таким уж уютным и добрым…

… 12.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.  Читательская компетентность определяется:

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Притча  «Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведёт за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба. - Что ты делаешь, старик? – спросил человек. - Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? - Верно! – удивился человек. - Так бери с собой мудрость: Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым. - Как я это сделаю, если сам не умею летать? - А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. - Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес: - А меня больше радуют твои крылья…»

Притча

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведёт за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.

- Что ты делаешь, старик? – спросил человек.

- Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно! – удивился человек.

- Так бери с собой мудрость:

Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.

- Как я это сделаю, если сам не умею летать?

- А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

- Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

- А меня больше радуют твои крылья…»

Главное условие всей работы – стимулировать деятельность ученика, терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе.   Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально! Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.  

Главное условие всей работы – стимулировать деятельность ученика, терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе.

  Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения

Автор: Холоденко Людмила Владимировна

Дата: 22.01.2018

Номер свидетельства: 451567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Смысловое чтение в контексте новых ФГОС "
    ["seo_title"] => string(46) "smyslovoie-chtieniie-v-kontiekstie-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215522"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432719493"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "планирование по математике 3 класс Л. Г. Петерсон "
    ["seo_title"] => string(52) "planirovaniie-po-matiematikie-3-klass-l-g-pietierson"
    ["file_id"] => string(6) "154254"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421140999"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства