Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы формирования читательских интересов младших школьников»
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД БОР
Алексей Екатерина Евгеньевна
МАОУ СШ № 8 г. Бор
учитель начальных классов
" Дитя не кувшин, чтобы его заполнить, а факел, который нужно зажечь"
К. Ушинский.
Тема презентации
Методические приёмы формирования читательских интересов младших школьников
Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок,
который мы может ему сделать
Сесиль Лупан
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия:
Изучение работ в области научных исследований по психологии, педагогике развивающего образования. Методолого-теоретической основой явились труды Ш.А. Амонашвили, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина.
Методические условия:
Участие в педагогическом поиске в области методики реализации системно-деятельностного подхода в режиме развивающегося обучения как важнейшего инструмента формирования предметных, личностных и метапредметных умений .
Организационно-педагогические условия:
Участие в школьном методическом совете школы, методическом объединении учителей начальных классов, разработки рабочих программ внеурочной деятельности в свете требований ФГОС
Актуальность личного вклада в развитие образования
Актуальность и необходимость работы по формированию читательских интересов обусловлена требованиями ФГОС.
Стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; предметным, включающим формирование потребности в систематическом чтении книг, осознания значимости чтения для личного развития.
Однако, у современных школьников не развита потребность
в чтении книг.
Большая практическая значимость так же определила
выбранной темы.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
«Процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-то решения, ведущего к совершенствованию его личности».З. И. Клычникова
Ориентировочная деятельность
Интеллектуальная активность
Цель – установка
Исполнительская деятельность
Читательская
деятельность
Мотивы деятельности
Самоконтроль и оценка деятельности
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: «Систематизация методических приёмов и читательских интересов, как условие обеспечения личностных результатов у младших школьников»
Задачи: использовать разнообразные методические приёмы формирования читательского интереса и из множества предложенных педагогических технологий выбрать самые оптимальные для моего класса.
Планируемые результаты
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
Любознательный, активно и заинтересовано познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Принимающий социальную роль обучающегося,
с развитыми мотивами учебной
деятельности и сформированным
личностным смыслом учения.
Ведущая педагогическая идея
«Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности» (ФГОС).
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
Методы и приемы формирования читательских
интересов на уроках
Формы работы: групповая, работа в парах
Методы и приемы: устное словесное рисование, выразительное чтение, театрализация
Методы, формирующие активного читателя
-Направленное выслушивание и обдумывание
-Метод продуктивного чтения ..\Технология
продуктивного чтения(диалог с автором).docx
-Доска вопросов
-Обдумайте - объединитесь в пары- обменяйтесь мнениями
-Дебаты
Карта персонажей
-\методическиеприёмы.docx
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
Система работы по формированию читательских интересов
Игровые методы:
-Дидактическая игра «Какие звуки повторяются?»
-Чистоговорки или скороговорки \Чистоговорки.pdf
- Фонетические загадки \Фонетическиезагадки.doc
Формы организации учебного процесса:
-урок – викторина; \Викторина по сказкам Пушкина А.С..doc
-поисково-исследовательский урок;
-проектный урок, урок с использованием ИКТ;
- драматизированный урок;
-упражнения на развитие восприятия текста
-карточки-задания по ориентировке в структуре текста \карточки.docx
Методы и приемы формирования читательских интересов на уроках
-Организация проектной деятельности
-Творческий проект «Моя первая азбука» \проектАзбука.pptx
(прививать интерес к чтению; развивать творческую
и познавательную активность учащихся; умение находить
и пользоваться информацией)
-Исследовательский проект «Моя родословная»
(интерес к происхождению, истокам)
-Ведение читательских дневников
Методы и приемы формирования читательских интересов во внеурочной деятельности
-Посещение школьной библиотеки
-Создание библиотеки в классе
Работа с родителями.
-Тематические родительские собрания: «Как приучать ребенка к чтению?», «Почитаем вместе», «Как хорошо уметь читать!», «Роль чтения в жизни ребенка», «Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося»
-Собрание –конкурс «Папа, мама, я – читающая семья!». .\родсобрчтение.doc
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Педагогический опыт формирования читательских интересов имеет широкое практическое значение и охватывает как учебный процесс, так и внеурочную деятельность.
Новизна опыта заключается в систематизации методов и приемов, а также включение учащихся в уникальную развивающую читательскую среду школы с целью формирования читательских интересов, которые обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Аналитическая справкаЦель : исследование психологической и социальной зрелости. Предмет исследования : учебная мотивация, умение общаться, организованность поведения, действие по инструкции. Объект исследования : учащиеся 4 «А» класса. Дата : сентябрь, январь .
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Аналитическая справка(корректурная проба)Цель : исследование познавательной сферы первоклассников. Предмет исследования : уровень логических связей, уровень концентрации и устойчивости внимания. Объект исследования : учащиеся 4 «А» класса. Дата : сентябрь, январь.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыУчастие в межшкольной конференции
«Перечитывая сказки»IIместо2015г. – Рыбкин Никита «Были ли у избушкикуриные ножки или удивительные
фразеологизмы»
Участие в конкурсе чтецов: 2011г. – Сапёлкин Алексей- II место 2011г. – Туева Анна- III место 2015г. – Туева Анна - I место
2015 г. – Моргунов Антон III место
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Адресная направленность: Система работы может быть интересна и доступна учителю с любым опытом работы и может быть совместима с любыми образовательными моделями преподавания
Список литературы
Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. – М. Просвещение, 2011.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. /А. Ф. Ануфриев - М. Ось-89, 2001.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. /А. Ф. Ануфриев - М. Ось-89, 2001.
Курочкина Г.Н. «Что интересно ребенку, мотивы чтения, обращение к книге, читательские интересы подростка // Чтение — основа всестороннего развития подростка.», 2002.
Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: Аркти, 1999.