Просмотр содержимого документа
«Логическая и алгоритмическая грамотность на уроках математики в начальных классах»
Формирование логической и алгоритмической грамотности в начальной школе на уроках математики
Соболева
Анна Анатольевна,
учитель начальных классов
ГОУ «Горловская специальная школа-интернат №16»
2019-2020уч.год
Требования к результатам освоения основной образовательнойпрограммы начального образования по математике
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов,записи выполнения алгоритмов
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи,умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы
Инструментарий
Компетентностный подход: математическая компетенция способствует адекватному применению математики для решения возникающих в жизни проблем, использованию алгоритмов.
Самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе деятельности на уроке способствуют тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Способностьаналитическимыслить предполагает
Умениерешатьзадачиразличногопроисхождения, требующиесоставленияпланадействийдля достижения желаемогорезультата
Ведущая роль в решении сложившейся дидактической проблемы принадлежитучителю, который может организовать работу с алгоритмическими обучающими средствами на уроках математики, способствуя тем самым, развитию алгоритмического мышления у младших школьников.
5 +2 -2 3+1 ?" width="640"
?
7
-1
+3
?
4-2
1+4
ДА
НЕТ
5
+2
-2
3+1
?
Моделирование анализа задачи в письменной форме ( 1 класс )
У Миши 3 банана, а у Кати 5 бананов. Сколько всего бананов у детей?
Анализ
= М.б. + К.б.
М. – 3 б.
К. – 5 б.
?
?
Решение
3+5=8 (б.)
Ответ: 8 бананов.
? 11 Решение 23+11=34 (шт.) – 23+34=57 (шт.) - всего Ответ: 57 штук." width="640"
Моделирование анализа задачи в письменной форме ( 2 класс )
На уроке труда дети вырезали 23 треугольника, а квадратов на 11 больше. Сколько всего геометрических фигур вырезали дети?
?
23 шт.
2)
1)
? , на 11 шт.
?
11
Решение
23+11=34 (шт.) –
23+34=57 (шт.) - всего
Ответ: 57 штук.
III - 9 т ? Анализ №3 Анализ №2 III=9т-I+II III=9т-I-II II=I 2 II=I 2 Анализ №1 III=9т-(I+II) II=I 2 2) 1) 2) 1) Какой из анализов задачи с ошибкой?" width="640"
Оптимизация готового алгоритма
( 3 - 4 класс )
2)
1)
I – 2453 кг
II - ? , в 2 раза
III -
9 т
?
Анализ №3
Анализ №2
III=9т-I+II
III=9т-I-II
II=I 2
II=I 2
Анализ №1
III=9т-(I+II)
II=I 2
2)
1)
2)
1)
Какой из анализов задачи с ошибкой?
Большинство предлагаемых в начальной школе задач имеет алгоритмическую структуру и очень часто достижение результата действий зависит от того, насколько решающий осознаёт её.
Знание алгоритмов к решению простейших задач становится в руках моих учеников средством, помогающим им разобраться в тексте задачи, сделать её анализ и наметить план решения.
Задачи на встречное движение
v t s
I 14 км/ч
3 ч
II 17 км/ч
?
s = sI+ sII
sII= vII.t
sI= vI.t
3)
2)
1)
Задачи на встречное движение
v t s
s = vсбл..t
vсбл.= vI+ vII
I 14 км/ч
3 ч
II 17 км/ч
2)
1)
?
s = sI+ sII
sII= vII.t
sI= vI.t
Решение
3)
1) 14 + 17 = 31 (км/ч)
2) 31.3 = 93 (км)
2)
1)
vсближения= vI+ vII
Задачи на движение в противоположных направлениях
v t s
s = vуд..t
vуд.= vI+ vII
I 48 км/ч
3 ч
II 46 км/ч
2)
1)
?
Решение
1) 48 + 46 = 94 (км/ч)
2) 94.3 = 282 (км)
vудаления= vI+ vII
Задачи на движение в одном направлении
v t s
I 26 км/ч
6 ч
II 34 км/ч
?
s = sII- sI
sII= vII.t
sI= vI.t
s = vразн..t
vразн.= vб.– vм.
2)
1)
3)
2)
1)
vразн.= vб.- vм.
Технология такого анализа задачи продуктивно развивает логическое и алгоритмическое мышление
Происходит становление широкого круга познавательных способностей. Интенсивно развивается ряд способностей, лежащих в основе мыслительной деятельности.
На умении устанавливать связи между известным и новым, умении обобщать, сравнивать основан весь процесс познания. И чем раньше мы позаботимся об этой сфере мышления, тем более динамично будет происходить процесс обучения.
Таков один из возможных путей реализации логико-алгоритмической линии курса математики в начальной школе.