Классный час «САД ДОБРОТЫ»
Форма проведения классного часа:
Цель:
формирование нравственных личностных качеств младших школьников (доброта, желание помогать людям и всему живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе;
развитие эмоционально-ценностной сферы;
способствовать преодолению барьеров в общении.
Задачи:
познакомить с этимологией слов «вежливость», «доброта»;
сформировать в сознании детей понятия «вежливость и доброта»;
расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого
человека;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация в программе Point; запись песни «Если добрый ты» (+ и -) из мультфильма «День рождения кота Леопольда»; клип «Дорогою добра.
Учитель.
- Я чувствую радость оттого, что мы собрались и что мы все вместе. И я говорю вам:
Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу!
Здравствуйте, кто любит учиться!
Здравствуйте, все те, кто любит веселиться!
Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере!
Здравствуйте все те, кто любит танцевать!
Здравствуйте все те, кто пришел к нам в гости!
Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем классном часе!
- Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше настроение?
- Давайте поздороваемся с гостями необычно.
Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчики», мальчики похлопают в ладоши.
А когда скажу: « Здравствуйте, девочки», девочки улыбнутся и помашут рукой.
- Поздоровались мы классно,
А теперь поговорим о прекрасном.
- О чём?.. Я думаю, вы догадаетесь, обратив своё внимание на экран.
(Слайд 1)
- Это ветка цветущей сакуры. В далёкой Японии на языке цветов цветущая сакура обозначает вежливость, доброту и благородство.
- Так о чём мы будем говорить?
- Правильно. Сегодня мы будем вести разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям и всему, что его окружает. (Слайд 2, звучит песня «Если добрый ты…»)
- Каждому на руку кладу «орешек», предлагаю покатать его в ладошках, таким образом массируя зоны восприятия и мышления «Су Джок»).
- На что похож «орешек»?
- Он похож на нашу Землю. (Слайд 3) А мы часть нашей Земли.
- А кто знает, сколько таких «Я» живёт на нашей планете?
(Слайд 4)
- На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек- это целый мир. Всем людям хватает места на Земле, хватает солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему это происходит?
- На Земле существует два мира: мир добра и мир зла. И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.
- Ребята, а как думаете вы, что такое вежливость и доброта? (Ответы детей.)
(Слайд 5)
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
«Вежливость» - соблюдение правил приличий.
Ученик:
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик:
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы детей)
Ученик:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Учитель. Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. (слайд 6)
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
- Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. (слайд 7)
Для этого потребуется ваша вежливость, доброта, любовь, доверие.
- И так, друг за другом по тропинке, с весёлым настроением отправляемся создавать наш сад.
Динамическая пауза. (Под музыку «В траве сидел кузнечик»)
Потопаем немножко, похлопаем в ладошки,
Потом мы полетаем, как птицы высоко.
Представьте себе, представьте себе,
Как птицы полетаем.
Представьте себе, представьте себе
Нам весело, легко.
Потом потянем спинку, нагнёмся взять корзинку.
И топ-топ по дорожке в большой наш добрый сад.
Представьте себе, представьте себе,
В саду мы погуляем.
Представьте себе, представьте себе,
Тот сад полон чудес!
- И так, мы высаживаемся на поляну.
Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.
- Прежде чем начать, мы с вами вспомним «Азбуку вежливости и доброты»
- Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.
Игра «Не ошибись, пожалуйста!»
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)!
Товарищи, твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Игра «Вежливо – невежливо»
- Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то хлопаем в ладоши, а если нет, то – топаем ногами.
Поздороваться при встрече… (вежливо).
Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
Не встать, обращаясь к взрослому…
Помочь поднять упавшую вещь…
Не уступить место пожилому…
Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
Выкрикивать с места во время урока...
- Ребята, а какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)
Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
Добрый человек любит природу и бережёт её.
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.
- Чья доброта помогает вам расти?
- В русском языке есть много слов, в которых спряталось «добро».
«Где спряталось добро» (слайд 8)
Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добрый день и др.)
Посадим первое дерево «Где спряталось добро» (слайд 9)
Учитель. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери пословицы». (слайд 10)
Посадим второе дерево «Пословицы о вежливости и доброте» (слайд 11)
Учитель.
- Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие – либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей – разбойник, и представители добрых сил. Сейчас будут появляться сказочные персонажи.
(Слайд 12) (По щелчку «мышки» поочерёдно будут проявляться персонажи)
- Назовите их. (Царевна-лягушка, золотая рыбка, Золушка, Дюймовочка, доктор Айболит, Муха-Цокотуха, Гена-крокодил, Красная Шапочка.)
- На кого из сказочных героев вы хотели бы быть похожими?
Посадим дерево третье «Добрые сказки» (слайд 13)
Игра: «Доброе солнышко» (слайд 14)
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Лучиком солнышка я буду дотрагиваться до вас, а вы должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
Учитель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
Инсценировка стихотворения М.Садовского «Доброе сердце».
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут –
в квартире так чудесно,
а если потесниться, тут
и нам найдётся место!
Учитель. Какие добрые поступки совершил мальчик?
Сделаем вывод: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
И если кому–то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
Посадим дерево четвёртое «Добрые поступки» (слайд 15)
Учитель. Скажите, а у какого человека больше друзей – у доброго или злого? (Ответы детей.)
- А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в наш сад «дерево дружбы».
Посадим дерево пятое «Дерево дружбы» (слайд 16)
Ученик читает стихотворение Н.Тулуповой «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель. Ребята, а какие слова могут обидеть? (Ответы детей)
- Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согреет.
Учитель. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
(Слайд 17)
(Показ слайда с изображением солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова.
Задание детям – подобрать к словам противоположные по смыслу слова, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые.)
- А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам дети о добрых и вежливых словах.
Добрые слова
Ученик 1:
Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Ученик 2:
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Ученик 3:
Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
Вот мы и создали дерево «Добрые слова» (слайд 18)
Учитель. Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями».
- Но посмотрите, сад пустой и покрыт туманом. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтобы туман ушёл, а земля стала Доброй? (Должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады) Появляются названные детьми предметы).
- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле?
- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
- Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
(Слайд 19)
Учитель. Я очень надеюсь, что с этой минуты на Земле стало больше добрых людей.
Рефлексия.
- « Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать» Л.Н.Толстой.
- Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- А теперь…
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
- Если наш разговор зажёг в ваших сердцах искорки доброты, нарисуйте нашему солнышку лучики жёлтого цвета, а если этот разговор не заинтересовал вас – лучики красного цвета.
Дети рисуют лучи под музыку. (Слайд 20) Клип «Дорогою добра» (из к/ф "Маленькй Мук", Ю. Энтин, Минков)
Использованная литература:
1.Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день // Праздник в школе. 2002. №10 С.3-11.
2.Коровина И. Давайте будем дружить // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2004. №12. С.13-16
4.Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» //
ПедСовет. 2005. №3. С.10-13
5.Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2005. №11. С.45-4
15