II. Основная часть (23 минут). Цель: создать условия для познавательного интереса и организовать работу по предложенной теме. а) Актуализация темы.
б) Словарная работа. Цель: расширения понятия «доброта».
в) Игра «Сад доброты».
Просмотр видео: стихотворение «Доброта» в исполнении Ирины Самариной.
Предварительная работа. (Создать условия для творческих способностей.)
Создание условий по развитию диалогической речи.
Физминутка.
Формировать умения и навыки совершать добрые поступки.
Создать условия для формирования духовных ценностей.
III. Заключительная часть (5 минут).
а) Рефлексия деятельности. (Организовать самооценку деятельности).
б) Обобщающая беседа. (Закрепить полученные навыки на основе желания делать добро окружающим людям). | - Ребята, посмотрите в окно и скажите, сейчас какое время года? (Правильно, последний месяц зимы). - Зимой, как изменилась природа? - Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут, не питаются, они как бы погружаются в глубокий сон). - А чем может согреться человек в холод? (Доброе слово, любовь мамы). А еще ребята, доброта может согреть всех и наш дружный класс. Говоря о доброте, мы с вами посадим сегодня «Сказочный сад Доброты». - Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь в округ, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг другу. Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдет стороной, Озариться душа красотой… - Как вы думаете, что такое доброта? Мы узнаем о доброте сегодня ещё больше. Обратимся к словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова, (один из учеников) найдет в словаре слово «доброта» и зачитает толкование этого слова. (Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим). - Ребята, как вы думаете, где живет доброта? - Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах. Добрые сердца – это сады. Добрые слова – это корни. Добрые мысли – это цветы. Добрые дела – это плоды. Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим наш сказочный сад. И так посадим первое дерево. Дерево первое «Где спряталось добро» На столах лежат конвертики со словами. Ваша задача найти однокоренные слова с корнем добро. Мы сажаем сад доброты и первое наше дерево «Где спряталось добро». - Ребята, по цепочке выходим и прикрепляем на веточки своё слово. Молодцы! Отложите конвертики на край стола. Дерево второе «Доброта в пословицах» В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». - Как вы понимаете, эту пословицу? (Добрые ласковые слова приятны и понятны не только человеку, но и животному). - Ребята, у меня пословицы рассыпались. Помогите их собрать. На столах лежат конвертики. Ваша задача восстановить пословицы. Затем каждая пара зачитывает и попробует объяснить, значение пословиц. Доброму слову – добрый ответ. (Когда говоришь приятные слова, приятные слова получаешь в ответ.) За доброе дело жди похвалы смело. (Хорошие дела заслуживают благодарности, а плохие – нет.) Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. (Хороший человек любит жизнь и редко жалуется на нее.) Доброе дело два века живет. (Все хорошие дела, которые совершает человек, не остаются забытыми и незамеченными.). Посадим в наш сад ещё одно дерево - доброты. Отложите конвертики на край стола. Дерево третье «Дружбы» О доброте написано много произведений. На уроках чтения и развития речи вы знакомитесь с произведениями, которые учат вас быть добрыми, помогать друг другу. Вашему вниманию предлагаю прослушать стихотворение «Доброта» в исполнении Ирины Самариной. - Основная мысль этого стихотворения? (О доброте, о добрых поступках, о взаимовыручке, о милосердии). И в нашем классе есть дети, которые выучили стихотворения о добре. 1 чтец: Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта - она от века Украшенье человека.
2 чтец: В доме добрыми делами занята, Тихо ходит доброта Утро доброе у нас Добрый день и добрый час Добрый вечер, Ночь добра Было доброе вчера И откуда спросишь ты В доме столько доброты.
3 чтец: Кто любит собак или прочих животных Серьёзных котят И щенков беззаботных. Кто может любить козла и осла - Тот людям вовеки Не сделает зла. 4 чтец: Нет ничего на свете Прекрасней доброты! Она звездой нам светит С небесной высоты. Она нас манит нежно, Ласкает нас мечтой. Мы все живем с надеждой На встречу с добротой.
Молодцы. Спасибо. Посадим в наш сад дерево «Дружбы». Следующее дерево «Добрые сказки». Дерево четвертое «Добрые сказки» Жизнь, достойного человека, - это жизнь, построенная на доброте. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, едите ли вы в автобусе, делаете какие - либо домашние дела. С раннего детства мы узнаём о добре из наших любимых сказок. В них встречаются нам злые и добрые силы. Предлагаю сыграть вам в игру: «Сказка». Я буду показывать Вам злого героя, какой либо сказки, а вы должны назвать доброго героя из этой же сказки и конечно название сказки. Будьте внимательны. Итак, начинаем… Закон поднятой руки. (Показ героев на слайдах). Посадим в наш сад дерево «Добрые сказки». Давайте отдохнём. Вместе со сказочным героем выполняем весёлые упражнения. Дерево пятое «Копилка добрых поступков» Каждый человек в своей жизни делает добрые поступки. - Подумайте, какие добрые поступки вы совершали. Задание. - Каждый из вас должен рассказать о своём добром поступке. - Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности. Его мы делаем от души. Посадим дерево «Копилка добрых поступков». Молодцы. - Ребята, а какие слова могут обидеть? Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согреет. Дерево шестое «Добрые слова» Поиграем. Сейчас мы соберем только добрые слова. У меня на столе разложены слова. Вы должны выбрать только слова обозначающие доброту и закрепить на дерево (злой, добрый, жадный, щедрый, вражда, дружелюбный, обман, правдивый, жестокий, отзывчивый, внимательный, милосердный. Посадим следующее дерево. А на веточки каждый из вас прикрепит своё слово обозначающее доброту и прочитает его. - Все эти добрые слова должны жить в каждом из нас. Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Посмотрите, какой замечательный «Сад Доброты» у нас получился. Но не хватает ещё одного дерева - дерева «Настроения». Я его сама посажу, а вы мои листочки, каждый из вас должен выбрать свой листочек настроения и прикрепить его на дерево: зелёный лист - хорошее настроение, было интересно; жёлтый лист - не очень хорошее настроение, были трудности; красный лист - нет настроения, было не интересно.
- Ребята, скажите в саду «Доброты» какие деревья растут? - Как вы должны общаться друг с другом? - Что такое доброта? (Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим). - Добрый человек любит природу и бережет ее. «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь. Предлагаю вашему вниманию прослушать притчу «Стакан молока». - О чём эта притча? (О добре и добрых делах, о милосердии) - Вот еще один пример о добром поступке, милосердие. Подводя итог нашего занятия, хочется всех вас поздравить с наступающим праздником - Днем защитника Отечества. Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать другим – отличительная черта каждого человека. Вы будущие защитники своей семьи, родных, близких. А без добра, любви нет счастья, взаимопонимания. Я желаю вам расти сильными духом и добрыми душой. Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же. Я хочу вам подарить небольшие подарки. Привыкайте добро замечать. И ценить то, что жизнью даётся… И за счастьем бежать не придётся… Будет счастье за вами бежать! Мы хотим подарить нашим гостям частичку нашего тепла на память о нашей встрече. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание.
| Ответы детей. Заранее подготовленный воспитанник знакомит с лексическим значением слова «доброта». Рассуждения и ответы детей. Работа в парах. Воспитанник прикрепляет дерево на доску. Каждый ученик прикрепит на дерево своё доброе слово. Работа в парах. Воспитанник прикрепляет дерево на доску. Чтение стихотворений воспитанниками вслух. Воспитанник прикрепляет дерево на доску. Коллективная работа. Воспитанник прикрепляет дерево на доску. Выполняют упражнения под музыку для снятия усталости. Работа по цепочке. Воспитанник прикрепляет дерево на доску. Коллективная работа. Следующий воспитанник прикрепляет дерево на доску. Каждый воспитанник выбирает слово обозначающее доброту и прикрепляет на веточку. Каждый воспитанник выбирает листочек и прикрепляет на веточку дерева (цвет листа показывает настроение воспитанника). Ответы воспитанников на вопросы. Вручение сувениров, сделанные своими руками. |