Материал представлен в виде презентации по теме "Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес ребенка к предмету".
Новый образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен владеть не только системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребенок должен быть любознательным, интересующимся, активно познающим мир, умеющий учиться.Однако педагоги часто наблюдают нежелание учиться, низкий уровень познавательной активности. Как сделать учение интересным? Какие использовать стимулы, чтобы разбудить в ребенке желание учиться? Данный материал поможет учителям в работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Как сохранить познавательную мотивацию учащихся" »
Как сохранить познавательную мотивацию
и
удержать интерес ребёнка
к предмету
МОТИВ
Мотив – источник деятельности любого человека.
«Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека.
Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным .
мотив
Познавательный интерес
Познавательная активность
Познавательная деятельность
«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов
Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность,основным педагогическим воздействием выбирается насилие.
Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией.
У ребёнка формируется:
*тенденция к уклонению от учёбы
*деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке
*быстрое утомление
*чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность мышления.
Уровни познавательного интереса
I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету(иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).
II уровень – учение по необходимости
(родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).
III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам.
Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.
Мотивационная сфера учения определяется следующими понятиями:
ИНТЕРЕСЫ
ПОСТАНОВ-КА ЦЕЛЕЙ
МОТИВ УЧЕНИЯ
ЭМОЦИИ
СМЫСЛ УЧЕНИЯ
Это познавательно – эмоциональное отношение учащихся к учению
Через постановку целей воплощают-ся мотивы учения
Это побудитель -ная причина, осознанная заинтересо-ваннность в учении
Это
Это внутреннее отношение ребенка к учению, осознание и понимание значимостиучения
реакция учащихся. Эмоции зависят от особеннос-тей учебной деятельно-сти
Формирование внутренних мотивов
создание условий для возникновения проблемных ситуаций; выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
создание ситуации успеха через выполнение заданий;
подача учебного материала в игровой форме;
соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;
подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие;
разнообразие самих форм обучения и воспитания
Содержание учебного материала
Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, не побуждает к учебной деятельности.
Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
Рефлексивно-оценочный этап
связанс:
анализом проделанного,
анализом ошибок и оказанием необходимой помощи,
сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.
Рефлексивно-оценочный этап
Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то:
учащиеся испытывают удовлетворение
от проделанной работы,
от преодоления возникших трудностей и познания нового.
Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.
Для уроков
литературного чтения
Дыхательная
гимнастика
«Подуй на листок»
Встаньте ровно, дышите свободно.
Представьте осенний летящий листик или выберите на слайде «Осень».
С силой выдыхайте воздух через губы, вытянутые вперёд «трубочкой»,
дуйте на листик.
Анаграммы (рассыпанные слова)
Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.
ИАКБНИ (Бианки)
КВАСЛАДО (Сладков)
УРЧШИНА (Чарушин)
КОВЫЛР (Крылов)
Что обозначают эти слова?
Какую фамилию вы бы исключили из этого списка?
Почему?
Находить слова среди напечатанных букв
Какие богатства хранит в себе лес?
Что объединяет эти слова?
Тексты с прятками.
Лёша и Барбос.
Лёша запряг Барбоса в санки и сел. Барбос быстро побежал по саду. Вдруг он заметил на дереве кошку. Залаял Барбос, рванулся за кошкой. Лёша упал с санок в снег. Ему смешно, и ребятам тоже весело.
Как звали мальчика и собаку?
Как играл Лёша с Барбосом?
Что случилось, когда Барбос заметил кошку?
Что случилось с Лёшей?
Он заплакал?
По порядку ли нарисованы картинки?
Лёша запряг Барбоса в санки и сел. Барбос быстро побежал по саду. Вдруг он заметил на дереве кошку. Залаял Барбос, рванулся за кошкой. Лёша упал с санок в снег. Ему смешно, и ребятам тоже весело.
Для уроков
русского языка
Найти слова среди напечатанных без пробелов букв.
Выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.
ВУКПРСАБАКАЖЮТР
ЫЙЦЁОРТПИТУХЬЖЭЪЋ
МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ
ЛЗАЕЦУКАПРОДШГ
Отделять в сплошном тексте слова друг от друга.
Составьте из них пословицу.
ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ
(ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)
“Путаница”. Найдите замаскированные изображения и запишите слова, разделите эти слова на слоги.
Найти спрятанные буквы.
Для уроков
математики
Числовые таблицы Шульте
Найди сумму чисел
Кодирование слов
Использование ИКТ
повышает качество знаний,
продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности,
вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,
создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
фрагменты объяснения нового материала на уроке в начальной школе с использова-нием презента-ции
Я – в дыме заводов.
Я – в выхлопных газах автомобилей.
Ребята! Как называется страна, в которой мы живём?
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Ух, какая сказочная страна: вулканы, гейзеры!
Мотивация учебной деятельности школьников
Древняя мудрость гласит:
можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Мотивационный этап
это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий:
1)создание учебно-проблемной ситуации; 2)формулировка основной учебной задачи; 3)рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
Задача учителя, формирующего познавательный интерес:
быть внимательным к каждому ребенку;
уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика.
Факторы влияющие на формированиемотивов учебной деятельностишкольников.
Содержание учебного материала.
Стиль общения учителя и учащегося.
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Стиль общения учителя и учащегося
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика.
Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.
Эмоциональные методы мотивации
поощрение,
порицание,
учебно-познавательная игра,
создание ярких наглядно-образных представлений,
создание ситуации успеха,
стимулирующее оценивание,
удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые методы мотивации
предъявление учебных требований,
информирование об образовательных результатах обучения,
познавательные затруднения,
самооценка деятельности и коррекции,
рефлексия поведения,
прогнозирование будущей деятельности
Познавательные методы мотивации
опора на жизненный опыт,
познавательный интерес,
создание проблемной ситуации,
побуждение к поиску альтернативных решений,
выполнение творческих заданий,
«мозговая атака»,
развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)
Социальные методы мотивации
развитие желания быть полезным обществу,
побуждение подражать сильной личности,
создание ситуации взаимопомощи,
поиск контактов и сотрудничества,
заинтересованность в результатах коллективной работы,
взаимопроверка,
рецензирование.
Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации
Спасибо за внимание.
Используемая литература 1.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. 2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростовн/Д., 1983. 3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. –2003. – № 5. 4. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004. 5. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. –М.: Академия, 2005. 6. Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А.И. Савенков // Одарённый ребенок. – 2003. – № 2. 7. Семёнова, Л.В. Дополнительная образовательная программа «Я – маленький исследователь» / Л.В. Семёнова. – МОУ 8. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). 9.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий
ЯзвенкоОксана Анатольевна , директор, учитель информатики Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
М.Н. Арцев. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.
О.Н.Левушкина «Словарная работа в начальных классах»//Пособие для учителя, Москва 2005
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2003
Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. // Научно-практический журнал «Завуч», № 8, 2003
Используемые ресурсы:
http://www.myshared.ru/slide/458534/
МБОУ «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа №1». Презентацию «Мотивация учебной деятельности школьников» заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кондратенко Т.А.