ВВЕДЕНИЕ
Муравьи относятся к тем немногим живым существам, которые не только сами приспосабливаются к среде обитания, но и активно перестраивают окружающий мир применительно к своим нуждам, своим задачам.
Многие «рекорды» мира насекомых принадлежат муравьям: наибольшая продолжительность жизни особи, максимальные плотность поселения, самая высокая скорость обучения и другие.
Наиболее характерное, свойственное всем муравьям качество — их «социальность», обязательное существование только семьями, общинами. Именно социальность во всем разнообразии ее проявлений и форм у муравьев позволила им занять столь почетное место в мире беспозвоночных животных. Живя рядом с муравьями, человек уже давно использует их в своих целях.
На сегодняшний день в лесах их становиться все меньше и меньше. Многие виды этих насекомых взяты под охрану. Поэтому мы посчитали, что актуальным на сегодняшний день будет изучение жизни животных.
Мы решили выбрать для своего исследования таких насекомых как муравьи. Нас привлекла загадочность и таинственность жизни этих маленьких существ.
Цель исследования: изучить жизнь муравьев.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить строение муравьев;
- рассмотреть устройство муравейника и муравьиной семьи;
- познакомиться с особенностями жизни некоторых видов муравьев;
- провести анкетирование среди учащихся своего класса;
- подготовить творческие задания по данной теме.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- анкетирование среди учащихся своего класса;
- обработка данных.
3. Проведение исследования знаний учеников о жизни муравьёв
В процессе проведения исследовательской работы мы провели опрос среди учеников своего класса до начала изучения жизни муравьёв, и после окончания работы.
Данные опроса.
На поставленный вопрос: «Знаете ли вы виды муравьёв?» были даны следующие ответы:
До начала исследования
99% ребят – не знали, что муравьи бывают разных видов, 1% - знали не более двух видов.
В процессе исследования ребята обменивались полученной информацией, готовили работу о жизни муравьёв и после повторного опроса получены следующие результаты:
65% ребят – знают 4 и более видов муравьёв, 25% - называют 3 вида, 8% - знают о двух видах, 2% - пока не знакомы с видами.
Следующий вопрос: «Каких членов семьи муравьёв вы знаете?» были даны следующие ответы:
Члены семьи муравьёв До начала исследования После
Царица (матка) 12 17
Самка 5 8
Самец 10 12
Рабочий муравей 15 17
Фуражиры 0 10
Муравьи-воины 10 12
Муравьи-няньки 3 6
Ребята заметно повысили свой уровень знаний о муравьях. Те кто непосредственно принимал участие в данном исследовании, поделились своими впечатлениями и познаниями с другими одноклассниками.
Нас заинтересовал вопрос откуда большинство учеников узнали информацию о изучаемых нами насекомых – муравьях?
На вопрос: «Хотите ли вы больше узнать о жизни этих насекомых?» - все ученики ответили положительно.
Первый опрос, проведённый до исследования, показал, что ученики знают очень мало о муравьях. После нашего выступления с докладом мы проведём ещё один опрос в нашем и других классах, полученными результатами дополним нашу работу.
Список литературы
Акумушкин И.И. Мир животных. Рассказы о насекомых М.,1975
Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: муравьи М.,1986
Дорофеев А.М., Иванов Г.А. Биологический словарь школьника Мн.,1992
Фарб Ж.-А. Насекомые М.,1967
Чумаков Л.С. Первоклашкам о букашках Мн.: Тесей, 2002
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«исследовательская работа "Жизнь муравьев"»
Похожие файлы
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(92) "Исследовательская работа "Береза моя, березонька" "
["seo_title"] => string(54) "issliedovatiel-skaia-rabota-bierieza-moia-bieriezon-ka"
["file_id"] => string(6) "229438"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1441734298"
}
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(93) "Исследовательская работа на тему: «Лента Мёбиуса» "
["seo_title"] => string(52) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-lienta-miobiusa"
["file_id"] => string(6) "137305"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1417334148"
}
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(62) "Жизнь муравьёв в муравьиной ферме"
["seo_title"] => string(32) "zhizn_muraviov_v_muravinoi_ferme"
["file_id"] => string(6) "649566"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1713935942"
}
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(65) ""Муравьи", исследовательская работа"
["seo_title"] => string(35) "murav_i_issliedovatiel_skaia_rabota"
["file_id"] => string(6) "362639"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1480145394"
}
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(210) "Исследовательская работа «Исследование жизнедеятельности и поведения муравьев в условиях домашнего формикария»"
["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_issledovanie_zhiznedeiatelnosti_i_povedeniia_muravev_v_"
["file_id"] => string(6) "650058"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1715022687"
}
}