Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента в начальной школе»
КапустинаЕлена Викторовнаучитель начальных классовМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ“ШКОЛА №1 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ”
“Использование
регионального
компонента
в начальной школе”
Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Д. С. Лихачев
Реализация регионального компонента по ФГОС
познавательное развитие
эстетическое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
социально-коммуникативное развитие
Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;
- обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
- применение знаний, умений в повседневной жизни.
Принципы работы над материалом национально-регионального компонента:
систематичность;
доступность;
наглядность;
разнообразность материала;
связь материала в учебной и воспитательной работе;
взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Педагогические условия, необходимые для эффективной реализации регионального компонента
создание культурно-развивающей среды в образовательном учреждении;
подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента;
организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения и социума;
организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи;
интеграция регионального компонента в образовательную деятельность.
Формы реализации регионального компонента в содержании образования:
включение разделов и тем регионального компонента в учебные программы;
введение факультативов, курсов по выбору, кружков региональной направленности;
внеурочная и внешкольная коллективная и индивидуальная проектно-исследовательская, историко-краеведческая и поисково-музейная деятельность.
Использование национально-региональногокомпонента на предметах филологического цикла (русского языка и литературного чтения):
чтение произведений авторов родного края (В.Даль, В.Гаршин);
поиск и систематизация пословиц, поговорок, примет народа Донбасса (создание книжек-малышек);
подбор материала для урока, составляющего лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей;
составление и написание предложений, мини сочинений, изложений с творческими заданиями на тему «Мой край», «Мои родители», «Улицы моего города»;
интегрированные уроки, уроки-экскурсии, ролевые игры, творческие конкурсы, уроки-путешествия и т.д.
Использование национально-региональногокомпонента на уроках математики:
использование задач с краеведческим содержанием;
составление детьми задач с использованием цифровых данных, найденных в результате поисковой работы (газеты, телевидение, интернет);
математические диктанты с использованием числовых данных из сведений о крае, городе;
интегрированные уроки, уроки-экскурсии, ролевые игры, творческие конкурсы, уроки-путешествия и т.д.
Использование национально-региональногокомпонента на уроках «Окружающий мир»:
экскурсии по улицам города, к архитектурным памятникам;
встречи с почетными гражданами города;
поисковая работа (составление альманахов, презентаций о героях родного края в Великой Отечественной войне и современных освободителей Донбасса);
составление Красной книги Донбаса;
создание проектов «Моя большая и малая Родина»;
создание макетов родного города;
интегрированные уроки, ролевые игры, творческие конкурсы, уроки-путешествия и т.д.
Использование национально-региональногокомпонента на уроках «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология»:
разучивание песен земляков;
изучение биографии авторов и исполнителей песен о Донбассе (И.Кобзон, );
групповая работа - изучение биографии и творчества известных деятелей Донбасса, создание коллективных презентаций (актеры брат и сестра Гринченко, Нонна Мардюкова, Леонид Быков, балетмейстер Ковтун, оперный певец А.Соловьяненко, композитор С.Прокофьев);
просмотр видеофильмов о фольклорных обрядах, праздниках;
изучение и изображение местного орнамента, вышивки рушников, роспись посуды, писанок;
Изготовление поделок из природного материала, собранного собственноручно в местном лесу, парке.
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Создание проектов «Мой любимый город»
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Знакомство с флорой и фауной родного края
(поездка в зоопарк Старобешево)
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Забота о птицах зимой
«Кормушки разные нужны, кормушки всякие важны»
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Сотрудничество с библиотекой им.Крупской
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Сотрудничество с городским музеем
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Сотрудничество с художественным музеем г.Донецка
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Встречи с почетными гражданами родного города (Н.Акиндеева)
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Знакомство с историей кинематографии
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Профориентационная работа (знакомство с профессиями родного края, посещение кондитерской фабрики г.Донецка)
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности:
Знакомство с историей козачества (Макеевка)
Использование регионального компонента во внеурочной и внеклассной деятельности: