2.Мотивация. | Посмотрите у меня в руках удивительная модель (это бутылка с встроенным внутрь кораблём с огромными мачтами). Поделитесь своими впечатлениями. | Необычная, фантастическая, восхитительная, завораживающая, огромная, удивляет, веселье, мастерство, величие. |
3.Содержательная часть (СЧ-1) | - Слова каких частей речи использовали для описания модели? - А сейчас послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока. Я – часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! - Какова тема урока? -Тема новая или известная? -Какие задачи мы поставим на нашем уроке? -Давайте поднимем наше прилагательное в «Лифте». -Перемещаемся на этаж выше. Что видим? (составление словосочетаний). -Следующий этаж? (составление предложений) -Поиграем в игру «Дом, который построил…Я». Вы видели, как строители возводят дом? Кирпичик к кирпичику, этаж за этажом - и вырастает красивый дом! Слова - это кирпичики, из которого строят тексты. Из любого слова «постройте» предложение. Для этого добавляйте каждый раз слово за словом. Посоревнуйтесь со своими друзьями – кто «построит» самое длинное предложение. Использование ТРИЗ - приёма Составим паспорт объекта. (Модель «Элемент-Имя признака -Значение признака») Элемент (объект) | Имя признака | Значение признака | Имя прилагательное | Что такое имя прилагательное? | Часть речи | Что обозначает имя прилагательное? | Признак предмета | На какие вопросы отвечает? | Какой? Какая? Какое? Какие? | Начальная форма | Ед.ч.,м.р. | Изменяется по числам | Единственное число, множественное число | Изменение по родам (в единственном числе) | Мужской род, женский род, средний род | | Изменение по падежам | И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п.,П.п. | Игра «Расселение» -Вам даны словосочетания, распределите их на группы по какому- то признаку. Перед бледн… юношей, о багрян… закате, от бережлив… хозяина, для великолепн… фильма, о верн… друге, за воздушн… змеем, в добр… сердце, от ветвист… дерева, перед капустн… полем. -Проверка. | Прилагательные, существительные, глаголы. Известная тема. Задачи: находить словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного; согласовывать имена прилагательные с именами существительными; объяснять написание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Учащиеся составляют словосочетания и предложения с прилагательными. Например: 1) пчела 2) шустрая пчела; 3) шустрая пчела летает; 4) шустрая пчела летает над цветами. Учащиеся составляют таблицу, работая в группе. Необходимо вспомнить правила работы в группе: 1. Уважай мнение своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3.Не согласен - предлагай. Вывод: какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное, связанное с ним по смыслу. Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются. Каждая группа предлагает своё разделение слов на группы, остальные дети должны угадать, по какому признаку распределены словосочетания. |
4. Психологическая разгрузка | Игра на развитие полушарий головного мозга "Ухо нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо. | Учащиеся выполняют задание. |
6. Интеллектуальная разминка | -Составьте слова, используя данную таблицу: № | Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | 1 | бессонница | смертный | лесной | осиновое | 2 | полозья | поле | полевой | красивая | 3 | подъехать | вода | сводный | тяжёлый | 4 | донёс | пришкольный | водный | чёрный | - Подберите к составленным словам имена существительные так, чтобы получилось словосочетание. - Определите род имён прилагательных. -Разберите слова по составу. | Ученики выполняют задание на карточках, работая в парах. (Парное взаимообучение) Бессмертное Полевая Подводный Дошкольный |
7. Содержательная часть (СЧ-2) | - В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-нибудь явления, а другое является следствием этой причины. Очень п…лезно дышать воздухом соснового бора. Хвойный зап..х оздор..вляет воздух, уб…вает б…ктерии. Гага строит св…ё гн…здо на з…мле между стеблями низкого кустарника. Кустарник защ…щает гн…здо от ветра. Определите, в какой роли выступает каждое предложение. - Напишите предложения в следующем порядке: сначала -причина, затем -следствие. При написании предложений одинаковые слова замените другими, близкими по смыслу. - Вставьте пропущенные буквы. Определите род, число и падеж имён прилагательных. | 1-причина 2-следствие 1-следствие 2-причина Например: Хвойный (запах) ед.ч.,м.р.,Им.п. |