Тема мастер – класса: Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе средствами приёмов ТРИЗ.
Дата проведения: 26 марта 2014г.
Место проведения: МОУ СОШ № 27
Ведущий мастер-класса: учитель начальных классов МОУ СОШ № 27 Шабельская С. Ю.
Цель мастер-класса: презентация опыта работы учителя Шабельской С.Ю. с различными приемами ТРИЗ, обеспечивающими формирование познавательных УУД.
Задачи мастер-класса:
- продемонстрировать опыт работы учителя Шабельской С.Ю. по использованию приёмов ТРИЗ для формирования познавательных УУД на уроках в начальной школе;
- передача своего опыта путем прямого и комментированного показа используемых форм педагогической деятельности;
- создать условия для профессионального общения и стимулировать творческий рост педагогов.
.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. (5 мин.)
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве первостепенной задачи, стоящей перед современной школой, ставят задачу повышения качества обучения. Решение этой задачи требует от учителей поиска новых путей организации образовательного процесса.
Важной частью основной образовательной программы начального общего образования является Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД).
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями. И в этом нам помогает использование приёмов ТРИЗ.
Первоначально ТРИЗ применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.
Дети, получившие серьёзную подготовку по ТРИЗ, проявляют больший интерес к учёбе, к чтению книг. Освоение новых знаний даётся им легче. Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Основным достижением является высокий уровень речевых творческих работ детей, рост их познавательной активности и самостоятельности. Увеличивается количество учащихся, умеющих решать логические задачи (до 60%).
В ходе освоения приёмов ТРИЗ возникали и трудности, которые заключались в сложности освоения детьми терминологии, нехватке времени в учебном плане, недостаточной разработанности учебно-методической базы, но часть данных проблем решаема.
Сегодня я хочу показать, как с помощью приемов ТРИЗ, направленных и ориентированных прежде всего на работу с одаренными детьми, можно разнообразить работу с детьми с неярко выраженным общим недоразвитием речи. Ведь дети, испытывающие стойкие трудности в обучении, также как их более успешные сверстники, хотят быть первооткрывателями и исследователями. Так давайте же, в меру своих возможностей, поможем им это осуществить.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (10 мин.):
На сегодняшний день наиболее часто я использую в своей педагогической деятельности следующие приемы ТРИЗ:
Универсальные (можно использовать на любом уроке).
-модель «Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
- модель «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.
Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:
- модель «Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).
- модель «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
- на литературном чтении – героев литературных произведений;
- на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
- на математике – геометрических фигур, математических величин;
- на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова.
- модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык (составление лексического значения слова)).
Приведу примеры использования приемов ТРИЗ на конкретных предметных линиях.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
На первых уроках по изучению раздела “Слово и его значение” (2 класс) была использована модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник). Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?».
Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.
Эта же модель была использована на последующих уроках раздела “Лексика” для формирования представления о многозначных словах. Модель позволила выйти на осознание того, что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях (например, корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, основным, без чего они не могут существовать; значения слова образованы по сходству обозначаемых данным словом предметов и явлений действительности).
Такая работа позволила осознать понятие «лексическое значение слова», «многозначные слова», повысить интерес к изучению русского языка. Учащиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
Различные виды сказок:
Сказки от слова "почему?"
Почему попугай разговаривает?
Раньше попугай не умел разговаривать. А сейчас он умеет разговаривать. Потому, что он решил взять пример с учеников и учился в школе, и научился разговаривать.
Крайнова Диана.
Почему небо высоко?
Был один великан и поднял небо, но он умел колдовать и наколдовал солнце иначе людям было бы холодно.
Семёнов Артем.
Почему человек лохматый?
Потому, что он купался в море и плавал прямо рядом с илом, и нацепил на голову ил. С тех пор человек лохматый.
Пыхтин Вова.
Перевирание сказки.
Возможно, эта игра знакома многим из вас. Она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.
Давайте поиграем вместе. Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и …
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей…
И так далее…
Салат из сказок.
В этой игре используются образы из двух различных сказок, а задача детей подумать и рассказать, как будут развиваться события в данном случае.
Например:
- что произойдет, если Золушка выйдет замуж за Емелю;
- что произойдет, если Буратино очутится в домике Семи Гномов.
Раскадровка сказки (любого произведения).
Раскадровка помогает решить очень многие проблемы. Дети учатся пересказывать, а так как предмет пересказа всем хорошо знаком, то ошибки или даже неточности сразу поправляются. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Составление загадок.
При составлении загадок используем модель Какой? Кто такой же?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:
Составление метафор.
Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь.
Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
Вот несколько примеров паспортов из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»:
По составленным паспортам героев провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение.
Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.
МАТЕМАТИКА.
События. Устройство конструктора.
«Да – нетка».
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
В 1-м классе при знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы использовала «метод маленьких человечков». Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».
СИСТЕМНЫЙ ЛИФТ.
На этом приёмы ТРИЗ не заканчиваются, их огромное множество. Я привела сегодня только малую толику, наиболее простые в применении приёмы, с которых можно начинать данную работу в начальной школе. Так как время мастер-класса ограничено, то я приготовила небольшой раздаточный материал в подарок участникам нашего мастер-класса. В нём описание приёмов ТРИЗ, не вошедших в наше занятие. Сейчас я предлагаю проиграть вместе с Вами использование некоторых приёмов ТРИЗ на уроке литературного чтения.
ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ и 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ (20 мин.):
На примере работы над текстом К. Паустовского «Жильцы старого дома», знакомство с которым происходит в 3 классе (24 – 26 уроки, программа «Школа 2100»), мы рассмотрим сегодня примеры использования приёмов ТРИЗ на уроке в начальной школе.
Работа в группах: на столах у каждой группы лежат задания, которые они выполняют, прочитав текст Паустовского.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.
Чтение текста – 3- 5 мин.
Выполнение заданий – 5 – 7 мин.
Заслушивание результатов работы групп – 10 мин.
1 ГРУППА.
Анализ 1 части рассказа.
- Выберите все определения, которые относятся к Фунтику. СОСТАВЬТЕ ПАСПОРТ ГЕРОЯ. (Коллективное составление паспорта героя)
Имя –
Автор (создатель) –
Прописка – (в каком произведении)
Где живет –
Кем служит, является –
Особые приметы –
- Что вы можете сказать о коте Степане? Составьте ПАСПОРТ ЭТОГО ГЕРОЯ, работая в паре с соседом по парте. (Составление паспорта героя в парах).
Имя –
Автор (создатель) –
Прописка – (в каком произведении)
Где живет –
Кем служит, является –
Особые приметы –
- Продолжите фразу: «Если бы Фунтика не привезли из Москвы...»
(то у Фунтика не начались бы неприятности).
Продолжите цепочку рассуждений «Если бы...»
(если бы кот Степан не умывался на крыльце, то он не познакомился бы с рыжим псом; если бы пёс не тянулся мокрым носом к Степану, то Степан не побелел бы от злости; если бы не появился этот пёс, то у кота Степана жизнь текла бы обычным чередом; и т. д.)
2 ГРУППА.
Анализ 2 части рассказа.
- Какое противоречие есть в этой части?
Если бы Фунтик не вытащил из воды большой размокшей корки… то | + (плюс) его бы не клюнул Горлач… |
– (минус) он остался голодным. |
- Сформулируйте проблему.
(Как сделать так, чтобы и сытым стать, и от Горлача не пострадать?)
Как решить это противоречие?
Составьте литературную загадалку про Фунтика, Степана и Горлача (работа ведётся парами).
(Пример: Фунтик — Он был глупым и неопытным, поэтому в его жизни не было неприятностей).
3 ГРУППА.
Работа с текстом 3 части рассказа.
- Без кого не было бы этой главы? (худая чёрная курица, автор и его друзья, Вальтер Скотт, лягушка)
- Сколько кадров вы бы нарисовали к этой небольшой на первый взгляд главе?
- Выполните раскадровку самостоятельно. (В тетрадях или на листах распишите кадры данной главы)
Игра «Хорошо-плохо»
- Почему лягушка сидела под рукомойником? Это хорошо или плохо? Для кого хорошо? Для кого плохо?
- Поставьте себя на место лягушки. Что вы видите? Слышите? Чувствуете?
4 ГРУППА.
Анализ 4 главы.
Игра «Три ашыпки»
У детей частички текста 4 главы с тремя ошибками (например: в авторском тексте слово “воровать”, а на предложенных детям листочках слово в тексте заменено на слово “вырывать”, слово “кот” заменено на “кит” и т. д.). Задача детей – найти 3 ошибки. Работаем в группах по 4 человека. После выполнения задания обязательно выслушиваем каждую группу.
Мы ставили на пол меДные тазы. Ночью вода особенно звонко и мЕрно капала в них, и часто этот звон совпадал с громким тиканьем ходиков.
Ходики были очень веселые - разрисованные пышными розанами и трилистниками. Фунтик каждый раз, когда проходил мимо них, Тихо ворчал должно быть, для того, чтобы ходики знали, что в доме есть собака, были настороже и не позволяли себе никаких вольностей - не убегали вперед на три часа в сутки или не останавливались без всякой причины.
Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных Рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый вЕЕр, то медную кофейную мельницу времен севастопольской обороны, то огромную тяжелую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, Пачку переводных картинок.
Мы перевоДили их. Из-под размокшей бумажной пЛенки появлялись яркие и липкие виды Везувия, итальянские ослики, убранные гирляндами Роз, девочки в соломенных шляпах с голубыми атласными лентами, играющие в серсо, и фрегаты, окруженные пухлыми мячиками порохового дыма.
- Составьте жизненное правило (совет) для жильцов дома, для автора. (Можно подобрать пословицу)
- Придумайте своё продолжение рассказа. От чьего лица вы его будете вести? Каких новых героев вы включите в повествование?
ИГРА С КЛАССОМ (если останется время).
Тренинг “Аукцион”. Без чего не было бы 3 главы? (без леса, без печной трубы, без воспоминаний, без запаха тмина, без романов Вальтера Скотта, без пасмурных дней, и т. д.)
Выигрывает тот, кто последним назовёт предмет (действие, мысли, ощущения, состояния природы, поступки и т. д.), описанный в главе.
Игра “Да-нет”.
- Я загадала объект из 4 главы...
Учащиеся задают вопросы, на которые учитель отвечает только “да” или “нет”. Это может быть как одушевлённый, так и неодушевлённый предмет. Задача детей: внимательно слушать ответы товарищей, задавать свои вопросы и отгадать объект за минимальное количество вопросов.
РЕФЛЕКСИЯ (5 мин.):
Итак, наш мастер-класс заканчивается и пришло время подвести его итог. Что же даёт использование приёмов ТРИЗ на уроках в начальной школе ученику и учителю?
Я ребятам всегда объясняю, как важно слушать и стараться понять решения товарищей: «У меня одно яблоко, и у Саши одно яблоко. Я дала своё яблоко Саше, он дал своё яблоко мне. Сколько у каждого яблок? – Ясное дело – по одному. А теперь другой пример: у меня в голове одна идея, и у Саши в голове одна идея. Я ему свою идею рассказала, т.е. как бы отдала, он мне – свою. Сколько идей у каждого в голове стало? Вот, видите, по две! А нас тут сколько? 24? Каждый по одной идее скажет, а в голове у каждого станет по 24 идеи!» На изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в реальных ситуациях), которую наконец-то востребовало общество как результат образования.
Мне хотелось бы услышать и Ваше мнение о сегодняшнем мастер-классе. Поэтому я попрошу Вас закончить фразы, которые Вы видите на слайде:
Я и ранее использовала в своей работе следующие приёмы ТРИЗ…
Я буду использовать новые приёмы ТРИЗ, с которыми познакомилась сегодня….
Я не использовала ранее приёмы ТРИЗ, и теперь буду их использовать в своих уроках, потому что…
Я не использовала ранее приёмы ТРИЗ, и не буду их использовать в своих уроках, потому что…
Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в черном цвете. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку во взрослой жизни. Не надо огорчаться, если тебе достался кислый лимон - сделай из него лимонад.
И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.
Что хорошего дает нам ТРИЗ, мы знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему. Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.
Литература
Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗпедагогики //
Педагогика. – 2002. – № 6.
2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.
3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.
4. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –
2003. – № 4.
5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
6. Сидорчук Т.А., Гуткович И.А. Методы развития воображения дошкольников. –
Ульяновск, 1997.
7. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные технологии. –
2001. – № 3.
8. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные
технологии. – 2000. – № 5.