Использование на уроках технологии проектной деятельности
Использование на уроках технологии проектной деятельности
В методе проектов меня привлекает его нацеленность на актуализацию и формирование универсальных учебных действий, личностный результат, атмосфера делового сотрудничества ученика и учителя. Ученик полноправный субьект в процессе познания новых знаний. Проектная деятельность повышает результативность компетентностно - ориентированного обучения в современной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование на уроках технологии проектной деятельности »
Технология проектной деятельности
Сегодня для всех очевидно, что использовать только методы традиционного обучения в школе недостаточно, нужны современные образовательные технологии – информационно коммуникационные, дистанционные, проектные, исследовательские. В приложении к приказу Минобразования России № 1312 от 09.03.2004 г. отмечается: «часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п.». Предлагаются и варианты решения поставленных задач, в частности в Самарской области через курс регионального компонента «Основы проектной деятельности».
Работая много лет в школе над повышением качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась в том, что педагогичес-кие усилия нужно направлять на мотивацию учащихся. Осуществить ее можно за счет организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате учитываются индивидуальные интересы и способности ученика, осваиваются конкретные поисковые действия и системный подход к решению различных задач.
В методе проектов меня привлекает его нацеленность на актуализацию и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и ученика. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее ученику в процессе выполнения проекта реализовать логическую цепочку:
выбор учеником, на основе интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная и групповая);
определение целей и задач проекта;
работа над проектом и написание реферата;
защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.
Конечно, в этом ученику помогает учитель, как консультант и помощник.
Целью внедрения проектного метода является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.
Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:
развитие познавательных способностей учащихся;
совершенствование способностей к самообразованию;
развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
обучение учеников рефлексии;
обучение школьников умению публично выступать;
развитие у учащихся критического мышления.
В гипотезе предполагаем, что созданная модель проектной деятельности позволит повысить качество организации компетентностно-ориентированного образования в школе.
Технология проектов помогает ученику овладеть самостоятельной деятельностью, логическим мышлением, помогают развивать индивидуальные интересы и способности.
Новое в образовании состоит в постоянном поиске методов, приемов, которые так организуют жизнь ученика на каждом занятии в школе, что в дальнейшем он сможет спокойно и самостоятельно строить свою жизнь.
Учение без нравоучений создает атмосферу радости поиска, открытий на уроке и во внеурочной деятельности. Я провожу различные виды уроков: урок – викторина, урок – поиск, урок – экскурсия, конкурс творчества, интегрированный урок, урок – сказка, игра, соревнование, урок – отчет.
Эффективный урок – это не столько оригинальный урок, красочно оформленный, а это результативный урок, направленный на достижение цели урока, на выработку навыков, усвоение теоретического материала.
Главное на уроке – получить высокий результат при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял ученика на очередную ступень в их умственном развитии, способствовал воспитанию интереса к учению, содействовал формированию готовности творчески работать. Содержание урока, его организация и методы работы на каждом этапе должны быть подчинены этой цели.
Общение учителя и ученика на уроке.
Процесс познания идет не по образцу. Дети сами делают вывод, а учитель очень тонко направляет их.
Учитель спокойно реагирует на ошибки, рассматривая их как новые проблемы для класса.
Учитель внимателен ко всем детям, дает возможность высказывать свою точку зрения каждому, поддерживает, одобряет.
умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых;
испытывают интерес к групповой и парной формам работы;
в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваться взаимопонимания;
владеют диалогической формой общения, умеют слушать друг друга;
умеют оценить работу каждого и группы в целом.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов становится организация этой деятельности. Не каждый урок может проходить в проектной манере. При планировании обучения необходимо выделить тему или несколько тем, которые будут вынесены на проектирование.
Метод проектов, несомненно, перспективен, как новая эффективная форма научного творчества учащихся. Одной из организационных форм этой деятельности является научно-творческая конференция, к которой в течении учебного года идет подготовка межпредметных, коллективных и индивидуальных творческих проектов. Другой формой являются коллективные творческие дела, при условии технологического подхода к организации. Метод проектов позволяет научить самостоятельному поиску знаний.