Реализация деятельностного подхода через технологию проектной деятельности
«Великая цель образования – это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Проблемные вопросы возникают на уроках: как? Почему? Зачем? Моя задача, как учителя, услышать их, акцентировать на них внимание и не упустить случай, показать ребенку, что ответ на этот вопрос сейчас, в данный момент, мы не можем получить. Однако можем сами найти ответ путем посильного нам исследования, проведения опытов. Что интереснее? Вот так возникают детские проекты.
Ученический проект – это, прежде всего, проект, созданный учеником совместно с учителем, где активными помощниками могут быть и становятся родители
Для меня важно, что в ходе выполнения проекта решаются интересные, полезные и связанные с реальной жизнью задачи. Проекты, созданные моими учениками, раскрывают проблемы, актуальные для них сейчас, в данный период жизни. Они возникают от простых вопросов.
Проект «Кофе – польза или вред?» возник от вопроса: «Почему в школьной столовой не включают в комплексный обед кофе?» Ребята искали информацию, используя разные источники, в том числе взяли интервью у повара школьной столовой.
Проект «Памятники города Томска» возник от проблемы, которую должна была решить семья перед приездом гостей: О каких достопримечательностях родного города мы можем рассказать своим гостям?
Проблема, которую решала ученица: некоторые фотографии получаются низкого качества из-за эффекта «красных» глаз. Такие фотографии не хочется показывать знакомым. В результате наблюдения и исследования возникло 4 гипотезы:
- эффект красных глаз зависит от марки фотоаппарата;
- от наличия вспышки;
- от цвета глаз;
- от типа освещения.
Каждую гипотезу проверяла, проводила исследования, опыты. Чтобы подтвердить результаты, провела эксперимент. Для этого создала модель человеческого глаза.
Результатом работы стала компьютерная презентация, фотографии хорошего качества и рекомендации одноклассникам и друзьям, как фотографам-любителям.
Все темы возникают из жизни ребенка, то, что ему сейчас нужно и хочется знать, что сейчас интересно. Но не у каждого ребенка возникают вопросы, и уж конечно не каждый сам захочет взяться за проектную работу. В этом случае необходимо помочь.
Использую детские фильмы. Смотрим отрывок, как только проблемный вопрос сформулирован героем – выключаю и предлагаю самостоятельно найти ответы на этот вопрос.
Создавая проекты, ребята приобретают ценный жизненный опыт и умения проектирования. Ребята видят реальное применение своих знаний, понимают, как много они еще не знают, у них появляется чувство ответственности перед товарищами (если выполняют групповой проект). Провожу занятия по проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.
Использование деятельностного подхода, включение в учебную деятельность заданий высокого уровня – все это направлено на развитие ребенка. Обучающиеся являются участниками, победителями и призерами различных образовательных событиях от муниципального до международного уровня.
Реализация деятельностного подхода многое меняет в жизни ученика и учителя, но самое главное ребенок становится активным деятельным человеком.