kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование фразеологических оборотов при развитии речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации раскрывается цель использования фразеологизмов в развитии речи мл. школьников, обосновывается её актуальность.Вкратце описана система работы в начальной школе по изучению фразеологических единиц. Даны примеры для использования. В приложении предлагается материал для использования в урочной и внеурочной деятельности по развитию речи учащихся младших классов, с использованием фразеологических оборотов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование фразеологических оборотов при развитии речи младших школьников »

Максимова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов  1 кв. категории МОУ СОШ № 6 , г.Магнитогорска  Челябинской области   Использование фразеологических оборотов в развитии речи младших школьников

Максимова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов 1 кв. категории МОУ СОШ № 6 , г.Магнитогорска Челябинской области

Использование фразеологических оборотов в развитии речи младших школьников

«Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума знания жизни, радость и страдания, людские смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков». М.А.Шолохов
  • «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума знания жизни, радость и страдания, людские смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков». М.А.Шолохов
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ В языке заложены огромные ресурсы для развития личности ребёнка: он оказывает влияние на становление его интеллектуальных , творческих и духовных основ. Русский язык богат фразеологическими оборотами, которые выполняют определённую функцию в речи.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

В языке заложены огромные ресурсы для развития личности ребёнка: он оказывает влияние на становление его интеллектуальных , творческих и духовных основ.

Русский язык богат фразеологическими оборотами, которые выполняют определённую функцию в речи.

Они не только обозначают, называют предметы, но и одновременно являются специальным языковым средством передачи многообразных эмоциональных и оценочных отношений говорящего к тому, что происходит в его внутреннем мире или вне его. Без знания языковых обычаев уже в детском возрасте невозможно полноценное общение, формирование основ культуры речи.  Таким образом, работа с фразеологическими единицами в младшем школьном возрасте делает связную речь содержательной, насыщенной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.
  • Они не только обозначают, называют предметы, но и одновременно являются специальным языковым средством передачи многообразных эмоциональных и оценочных отношений говорящего к тому, что происходит в его внутреннем мире или вне его.
  • Без знания языковых обычаев уже в детском возрасте невозможно полноценное общение, формирование основ культуры речи.
  • Таким образом, работа с фразеологическими единицами в младшем школьном возрасте делает связную речь содержательной, насыщенной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.
Изучение фразеологических оборотов в работе по развитию речи.

Изучение фразеологических оборотов в работе по развитию речи.

  • Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию речи.
  • Особенное значение она приобретает в младшем школьном возрасте, который является сензитивным (наиболее восприимчивым)
  • - для усвоения и расширения активного словарного запаса учащихся,
  • - для осознанного включения новых слов и словосочетаний в свой диалог. Актуальность этой проблемы не перестает быть значимой.
Изучение фразеологизмов в школе

Изучение фразеологизмов в школе

  • В начальной школе изучению фразеологизмов уделяется мало внимания. Фразеологизмы выражают сущность довольно сложных явлений, они делают речь более яркой, экспрессивной.
  • Ознакомление младших школьников с фразеологизмами происходит практическим путём в процессе работы над упражнениями и текстами на уроках русского языка и литературного чтения.
  • В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта.
Занимаясь фразеологизмами, я заметила, что тема «Фразеологизмы» очень интересна и увлекательна для работы с ними.  Одной из целей моей работы по развитию речи учащихся, является не только дать ученику более-менее полное представление о фразеологизмах, но и научить ребенка путем выполнения различных практических заданий находить фразеологизмы в текстах; пользоваться этими фразеологизмами и в своей собственной речи.
  • Занимаясь фразеологизмами, я заметила, что тема «Фразеологизмы» очень интересна и увлекательна для работы с ними.
  • Одной из целей моей работы по развитию речи учащихся, является не только дать ученику более-менее полное представление о фразеологизмах, но и научить ребенка путем выполнения различных практических заданий находить фразеологизмы в текстах; пользоваться этими фразеологизмами и в своей собственной речи.
Работа по развитию речи начинается с первого класса, на занятиях для анализа детям предлагаются загадки, метафоры, пословицы и поговорки. Работа ведётся систематически, и у детей накапливается речевой материал, алгоритм работы с ним. Фразеологизмы – трудный материал, поэтому работу по их изучению мы начинаем с 3-го класса. Первые фразеологизмы для ознакомления были предложены детям в начале учебного года. В 4 классе работа была продолжена и учащиеся научились не только понимать, но и использовать в своей речи фразеологические обороты.
  • Работа по развитию речи начинается с первого класса, на занятиях для анализа детям предлагаются загадки, метафоры, пословицы и поговорки. Работа ведётся систематически, и у детей накапливается речевой материал, алгоритм работы с ним. Фразеологизмы – трудный материал, поэтому работу по их изучению мы начинаем с 3-го класса. Первые фразеологизмы для ознакомления были предложены детям в начале учебного года. В 4 классе работа была продолжена и учащиеся научились не только понимать, но и использовать в своей речи фразеологические обороты.
Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах:

Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах:

  • Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
  • О них обычно говорят: водой …
  • * * *
  • Мы исходили городок буквально вдоль и
  • И так устали мы в дороге, что еле
  • * * *
  • Товарищ твой просит украдкой
  • Ответы списать из тетрадки.
  • Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…
  • * * *
  • Фальшивят, путают слова, поют кто в лес,
  • Ребята слушать их не станут:
  • От этой песни уши …
Так как при составлении олимпиадных заданий ,а также комплексных работ по русскому языку и литературному чтению часто используется материал, связанный с расшифровкой смысла фразеологических оборотов, у учеников не возникло затруднений при выполнении данных заданий.

Так как при составлении олимпиадных заданий ,а также комплексных работ по русскому языку и литературному чтению часто используется материал, связанный с расшифровкой смысла фразеологических оборотов, у учеников не возникло затруднений при выполнении данных заданий.

выводы

выводы

  • 1. Систематическая работа над фразеологизмами дает очень многое учащимся. Младшие школьники учатся запоминать фразеологические обороты, понимать их образный характер и воспроизводить в речи.
  • 2. Использование фразеологизмов активизирует мыслительную деятельность учащихся на уроках, способствует более глубокому пониманию изучаемых произведений, лучшему усвоению орфографических и грамматических тем, расширяет знания учащихся об истории своего народа
выводы 3. Можно утверждать, что использование работы с фразеологическими оборотами на уроках русского языка активизирует, значительно обогащает словарный запас учеников, дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих, «наблюдать» речь, интересоваться языком

выводы

3. Можно утверждать, что использование работы с фразеологическими оборотами на уроках русского языка активизирует, значительно обогащает словарный запас учеников, дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих, «наблюдать» речь, интересоваться языком

выводы

выводы

  • 4. Фразеологическая работа будет более эффективна, если использовать межпредметные связи. Речь учителя, богатая фразеологизмами, является образцом для подражания, стимулирует интерес к языку. Возможно использование и объяснение фразеологических оборотов на уроках математики («дважды два четыре», « как свои пять пальцев», «с три короба» и т.д.); на уроках окружающего мира при изучении органов тела человека можно подбирать фразеологические обороты, компонентами которых являются слова: глаза, язык, уши, нос, зубы и т.д. ( «у страха глаза велики», «язык без костей», «вешать нос», «зубы заговаривать» и т.д.); на уроках русского языка и чтения. При подведении итогов на уроке, самооценке также возможно использование фразеологических оборотов («засучив рукава» (работал), «в поте лица» и т.п.). Возможны творческие, исследовательские домашние задания («найдите фразеологизмы, характеризующую вашу работу на уроке, ваше настроение», и т.д.)
приложение

приложение

Делать из мухи слона

Делать из мухи слона

Без задних ног

Без задних ног

Зарубить на носу

Зарубить на носу

  • Вставлять палки в колёса
Бить баклуши .
  • Бить баклуши .
Бежать сломя голову

Бежать сломя голову

В приложении к моему выступлению (словарик наиболее часто употребляемых фразеологизмов) собраны самые известные, самые интересные, яркие, часто используемые фразеологизмы.

В приложении к моему выступлению (словарик наиболее часто употребляемых фразеологизмов) собраны самые известные, самые интересные, яркие, часто используемые фразеологизмы.

  • Я просмотрела множество учебников и заданий, в том числе и олимпиадных, с целью узнать, какие фразеологизмы наиболее часто употребляемы, на какие фразеологизмы авторы-составители различных олимпиадных заданий обращают особое внимание. Узнав это, в свой словарик добавила именно эти фразеологизмы, чтобы при выполнении различных олимпиадных или же обычных заданий, ученик знал значение фразеологизма, данного ему.
Словарик ,наиболее часто используемых фразеологических оборотов в начальной школе

Словарик ,наиболее часто используемых фразеологических оборотов в начальной школе

  • 1 Бить баклуши. Бездельничать, заниматься пустяками. Лежать на боку, сидеть сложа руки. считать ворон.
  • 2 Бить тревогу Настойчиво обратить внимание на что-либо. Бить во все колокола.
  • 3 Братья меньшие О животных
  • 4 Валиться из рук Не ладиться из-за отсутствия желания Руки опускаются
  • 5 Вверх ногами В перевернутом положении Вверх тормашками
  • 6 Вертеться как белка в колесе Быть в заботах, хлопотах, постоянно занятым. Вертеться колесом , вертеться волчком.
  • 7 Вешать (повесить) нос Окружить кого-либо своим вниманием, заботой.
  • 8 Висеть на телефоне Подолгу говорить по телефону.
  • 9. Валиться с ног Падать от усталости Выбиться из сил
  • 10. Взять под крылышко Окружить кого-либо своим вниманием, заботой
  • 11 Во весь голос говорить (кричать) Очень громко. Во все горло, на всю ивановскую, как резаный
12 Во весь дух бежать Очень быстро. Вовсе лопатки, во всю прыть, сломя голову, как угорелый, что есть духу. Водой не разольешь Очень дружны. неразлучны.  Все время Постоянно, не переставая. Выбиться из сил Очень устать. Валиться с ног, едва ноги передвигать Глаз не оторвать Сильное впечатление от увиденного. Глаза разбежались О трудности выбирать что-либо Гусь лапчатый Ловкий, хитрый, пронырливый человек. Дать слово Пообещать. Делать их мухи слона язык Необоснованно преувеличивать. Сгущать краски
  • 12 Во весь дух бежать Очень быстро. Вовсе лопатки, во всю прыть, сломя голову, как угорелый, что есть духу.
  • Водой не разольешь Очень дружны. неразлучны.
  • Все время Постоянно, не переставая.
  • Выбиться из сил Очень устать. Валиться с ног, едва ноги передвигать
  • Глаз не оторвать Сильное впечатление от увиденного.
  • Глаза разбежались О трудности выбирать что-либо
  • Гусь лапчатый Ловкий, хитрый, пронырливый человек.
  • Дать слово Пообещать.
  • Делать их мухи слона язык Необоснованно преувеличивать. Сгущать краски
21 Держать ушки на макушке Выть внимательным, осмотрительным, настороже. Держать ухо востро, глядеть в оба. 22 Держать хвост пистолетом Не терять выдержки, не унывать 23 Держать язык за зубами Молчать не говорить лишнего. 24 Добро пожаловать Приветствие, включающее приглашение 25 Добрый день (вечер) Приветствие при встрече днем (вечером) 26 Дрожать как осиновый лист Трястись от холода, мерзнуть 27 За тридевять земель Очень далеко На краю света; у черта на куличках; бог знает где; за морями, за долами; за семью холмами; за семью реками 28 Задрать стрекача Быстро убежать Пуститься на утек 29 Задрать нос Важничать, зазнаваться 30 Заморить червячка Немного утолить голод 31 Заруби себе на носу Запомни  32 Знать как свои пять пальцев Знать очень хорошо 33 Золотая осень Сухая, солнечная осень 34 Золотые руки О том кто умеет все делать Мастер на все руки
  • 21 Держать ушки на макушке Выть внимательным, осмотрительным, настороже. Держать ухо востро, глядеть в оба.
  • 22 Держать хвост пистолетом Не терять выдержки, не унывать
  • 23 Держать язык за зубами Молчать не говорить лишнего.
  • 24 Добро пожаловать Приветствие, включающее приглашение
  • 25 Добрый день (вечер) Приветствие при встрече днем (вечером)
  • 26 Дрожать как осиновый лист Трястись от холода, мерзнуть
  • 27 За тридевять земель Очень далеко На краю света; у черта на куличках; бог знает где; за морями, за долами; за семью холмами; за семью реками
  • 28 Задрать стрекача Быстро убежать Пуститься на утек
  • 29 Задрать нос Важничать, зазнаваться
  • 30 Заморить червячка Немного утолить голод
  • 31 Заруби себе на носу Запомни
  • 32 Знать как свои пять пальцев Знать очень хорошо
  • 33 Золотая осень Сухая, солнечная осень
  • 34 Золотые руки О том кто умеет все делать Мастер на все руки
35 И был(а) таков(а) Бесследное исчезновение кого-либо Только его и видели. Поминай как звали. Как вводу канул. Как корова языком слизнула. Как сквозь землю провалился. Как не бывало. И след простыл. Как ветром сдуло 36 Как без рук Совершенно беспомощен. 37 Как банный лист (пристал) О надоедливом человеке. 38 Как вкопанный Совершенно неподвижно. 39 Как гром среди ясного неба Неожиданно Как снег на голову, как из-под земли, откуда ни возьмись. 40 Как две капли воды Очень похоже, точь -в- точь.  41 Как за каменной стеной Надежно. 42 Как кошка с собакой Недружно, постоянно враждуя. 43 Как по маслу Легко и без особых усилий. 44 Как с гуси вода Совершенно безразлично, все нипочем. Хоть бы что 45 Курам на смех Очень мало .
  • 35 И был(а) таков(а) Бесследное исчезновение кого-либо Только его и видели. Поминай как звали. Как вводу канул. Как корова языком слизнула. Как сквозь землю провалился. Как не бывало. И след простыл. Как ветром сдуло
  • 36 Как без рук Совершенно беспомощен.
  • 37 Как банный лист (пристал) О надоедливом человеке.
  • 38 Как вкопанный Совершенно неподвижно.
  • 39 Как гром среди ясного неба Неожиданно Как снег на голову, как из-под земли, откуда ни возьмись. 40 Как две капли воды Очень похоже, точь -в- точь.
  • 41 Как за каменной стеной Надежно.
  • 42 Как кошка с собакой Недружно, постоянно враждуя.
  • 43 Как по маслу Легко и без особых усилий.
  • 44 Как с гуси вода Совершенно безразлично, все нипочем. Хоть бы что
  • 45 Курам на смех Очень мало .
46 Лить слезы Горько плакать. 47 Молчать как рыба Не произносить ни слова. 48 На носу (зима) Скоро в ближайшем будущем. Не за горами, на пороге, у дверей 49 Набрать в рот воды Ничего не говорить. Проглотить язык 50 Не верить своим ушам Очень удивляться. Диву даваться, делать большие глаза, развести руками, открыть рот.  51 Не по дням , а по часам Очень быстро  52 Не покладая рук Очень старательно, не жалея сил. В поте лица, засучив рукава, не разгибая рук. 53 Одним глазом Между делом наблюдать, присматривать. Краем глаза  54 Одного поля ягоды Очень похожи друг на друга Два сапога пара, из одного теста  55 Острый глаз Наблюдательный.  56 От всего сердца Искренне. От всей души.
  • 46 Лить слезы Горько плакать.
  • 47 Молчать как рыба Не произносить ни слова.
  • 48 На носу (зима) Скоро в ближайшем будущем. Не за горами, на пороге, у дверей
  • 49 Набрать в рот воды Ничего не говорить. Проглотить язык
  • 50 Не верить своим ушам Очень удивляться. Диву даваться, делать большие глаза, развести руками, открыть рот.
  • 51 Не по дням , а по часам Очень быстро
  • 52 Не покладая рук Очень старательно, не жалея сил. В поте лица, засучив рукава, не разгибая рук.
  • 53 Одним глазом Между делом наблюдать, присматривать. Краем глаза
  • 54 Одного поля ягоды Очень похожи друг на друга Два сапога пара, из одного теста
  • 55 Острый глаз Наблюдательный.
  • 56 От всего сердца Искренне. От всей души.
57 Поджать хвост. Испугаться чего-либо, стать осмотрительнее, скромнее. 58 Проще простого Очень легко и просто. Пара пустяков, ничего не стоит  59 Пуще прежнего Еще сильнее 60 Развесить уши Бессмысленно довериться кому-либо, заслушаться Разинуть рот 61 Родиться под счастливой звездой Быть счастливым, удачливым во всем. Родиться в рубашке 62 Ронять слезы Плакать 63 С гулькин нос Небольшой по размерам, немного по количеству. Капля в море.  64 Сами с усами Не хуже и не глупее других. Не лаптем щи хлебаю. 65 Слона из мухи делать Сильно преувеличивать.
  • 57 Поджать хвост. Испугаться чего-либо, стать осмотрительнее, скромнее. 58 Проще простого Очень легко и просто. Пара пустяков, ничего не стоит
  • 59 Пуще прежнего Еще сильнее
  • 60 Развесить уши Бессмысленно довериться кому-либо, заслушаться Разинуть рот
  • 61 Родиться под счастливой звездой Быть счастливым, удачливым во всем. Родиться в рубашке
  • 62 Ронять слезы Плакать
  • 63 С гулькин нос Небольшой по размерам, немного по количеству. Капля в море.
  • 64 Сами с усами Не хуже и не глупее других. Не лаптем щи хлебаю.
  • 65 Слона из мухи делать Сильно преувеличивать.
66 Смешинка в рот попала Тот кто не может удержаться от смеха. 67 Снега зимой не выпросишь О жадном человеке. 68 Считать ворон Быть рассеянным невнимательным. Ловить мух 69 У разбитого корыта остаться. Остаться ни с чем, потеряв все приобретенное. 70 Уносить ноги. Спасаться бегством, убегать. 71 Ходить на цыпочках Вести себя тихо, бесшумно. Ходить на голове. 72 Честное слово Убеждение в правде, искренности. Ходить на голове. 73 Шевелить мозгами Думать. 74 Яблоку негде упасть Очень тесно. Как селедки 75 Язык без костей О том, кто не в меру болтлив Длинный язык.
  • 66 Смешинка в рот попала Тот кто не может удержаться от смеха.
  • 67 Снега зимой не выпросишь О жадном человеке.
  • 68 Считать ворон Быть рассеянным невнимательным. Ловить мух
  • 69 У разбитого корыта остаться. Остаться ни с чем, потеряв все приобретенное.
  • 70 Уносить ноги. Спасаться бегством, убегать. 71 Ходить на цыпочках Вести себя тихо, бесшумно. Ходить на голове.
  • 72 Честное слово Убеждение в правде, искренности. Ходить на голове.
  • 73 Шевелить мозгами Думать.
  • 74 Яблоку негде упасть Очень тесно. Как селедки 75 Язык без костей О том, кто не в меру болтлив Длинный язык.
И, завершая своё выступление, хочется напомнить ещё раз, что основная функция учителя – это не столько быть источником знаний , сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.
  • И, завершая своё выступление, хочется напомнить ещё раз, что основная функция учителя – это не столько быть источником знаний , сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.
источники

источники

  •   http://logoportal.ru/formirovanie-frazeologicheskogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/ispolzovanie-frazeologicheskih-oborotov-v-sisteme-raboty-nad
  • http://do.gendocs.ru/docs/index-77405.html?page=2
  • http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/2027-2012-12-13-21-04-00.html
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование фразеологических оборотов при развитии речи младших школьников

Автор: Максимова Надежда Анатольевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  ЧЕРЕЗ СЛОВАРНУЮ РАБОТУ "
    ["seo_title"] => string(90) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka-chieriez-slovarnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "188514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426689337"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Евгений шварц. Сказка о потерянном времени. "
    ["seo_title"] => string(50) "ievghienii-shvarts-skazka-o-potieriannom-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "115533"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства