Интеллектуальная КАРУСЕЛЬ (русский язык и литература ) 3 – 4 классы
Цель: привлечение внимания детей к изучению русского языка и литературы, содействие развитию творческих способностей.
Задачи:
уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации;
развивать речь детей, мышление, внимание, память;
воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся, прививать интерес к литературе и русскому языку.
Ход игры:
Слайд 1-2.
-Здравствуйте, ребята и уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести очередную игру «Интеллектуальная карусель». Напомню, что «Интеллектуальная карусель» - это командное соревнование, в котором команды соревнуются в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время до 2 минут. Сегодня у нас 2 этап – русский язык и литература.
- Дружелюбное отношение в игре – это закон. В этой игре проявляются лучшие качества наших участников: товарищество, находчивость, быстрота мышления.
-Оценивать нашу игру будет всезнающее и справедливое жюри:
Щипцова Надежда Алексеевна и Полякова Ольга Георгиевна- учителя начальных классов.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
3-13 слайд
1.Конкурс «Разминка»
К вопросам даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный.
1. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная О в корне слова?
1)в…дица, д…машний, пос…дить 2) г…рдиться, к…вры, стр…на
3) бр…дить, д…машний, д…бро 4)х…лмы, под…рить, хл…пушка
2. Выберите группу слов, которые при письме нельзя перенести.
1)Юля, рожь, пирог 2)ветвь, юля, мина
3)окно, бьёт, платье 4)якорь, юла, Майя
3. Укажи слово, в котором есть приставка.
1)полено 2)поёт 3)полная 4)помытый
4. В каком предложении глаголы употреблены в форме единственного числа настоящего времени?
1)Мы зажгли лампу и сели пить чай.
2)Надо мной летала огромная муха и противно жужжала.
3) Летний вечер манит прохладой и успокаивает.
4) Часы весело тикают на стене, отсчитывают минуты за минутами.
5. Выберите словосочетание, в котором слова употребляются в переносном смысле.
1)шёлковое платье 2)шёлковый платок
3)шёлковые волосы 4)шёлковая ткань
6.Укажи слово, в котором есть нулевое окончание:
1)пирожок 2)картошка 3) товарищи 4) ковром
7. Отметь слово, в котором одинаковое количество звуков и букв.
1)акация 2)петлять 3)солнце 4)январь
8. В каком ряду все слова являются однокоренными?
1)торговцы, торговать, восторг 2)оса, осиный, подосиновик
3)принёс, переноска, несушка 4)включить, ключи, заключение
9. Значение «рисунок», используемый для оформления книг и других печатных изданий» имеет слово…
1)иллюстрация 2)картинка 3)иллюминация 4)изображение
10. Кто из них не был писателем
1) Толстой Л. Н. 2) Носов Н. Н. 3) Чарушин Е. И. 4) Глинка М. И.
11.К какой басне подходит пословица «Делу – время, а потехе - час?»
1) «Лебедь, Щука и Рак» 2) «Стрекоза и Муравей»
3) «Зеркало и Обезьяна» 4) «Квартет»
(читать на слайдах, у детей листочки, где они пишут ответ цифрой) - каждый слайд по щелчку (Проверка 14 слайд)
15-17 слайд
2. Конкурс «Пословица недаром молвится»
Учитель: Благодаря нашим русским пословицам и поговоркам мы все знаем, без чего нельзя добиться желаемого результата, в какой ситуации лошади легче бежать и что нужно сделать, чтобы всего один раз что-нибудь отрезать. Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу жизнь. Мы очень часто употребляем их, чтобы точнее выразить свою мысль. Поговоркой можно подшутить над человеком или высмеять его недостатки.
Сейчас вы услышите ситуации, к которым надо подобрать пословицы.
1. Пожаловался однажды сын отцу, что хорошо было бы построить возле дома спортивную площадку, да ребята не знают, как это сделать.
- А вы обращались к кому-нибудь по этому вопросу? – спросил отец.
- Нет, не обращались.
- Надо ходить, добиваться, настаивать, а не сидеть сложа руки.- сказал отец и вспомнил пословицу. Какую? Под лежачий камень вода не течет.
2.Подружки выбирали кофточки в магазине. Вера решила купить ярко – синюю, а Наташа выбрала скромную, бледно – сиреневую. «Не нравится мне этот цвет»,- поморщилась Вера. Что ответила на это Наташа? На вкус и цвет товарища нет.
3.Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит – на другой клюет. Бросил он первую удочку - и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный мальчик? За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4. Весь вечер ломали ребята голову над схемой самодельного автомобиля: все как будто в порядке, а автомобиль не работает. Наконец один из них встал и говорит: «Давайте-ка по домам, спать». И произнес одну пословицу. Какую? .
Утро вечера мудренее.
5. Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис?
После драки кулаками не машут.
Проверка (18 слайд)
19 слайд.
3. Конкурс «Шифровальщики»
- Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.
- Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.
(Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква Р заменяется на Л, М – на Н, и наоборот; буква Й остается неизменной; гласные А, О, У заменяются на Я, Ю,Е и наоборот.)
ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГЫ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ, ФЁД ГЯГ, ФЁД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫК.
Проверка (20 слайд)
(Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.)
21 слайд
4. Конкурс «Ребусы»
Расшифруйте спрятанные слова.
Проверка ( слайд 22)
1.Корень 2.Запятая 3.Буква 4.Глагол
23 слайд.
5. Конкурс « Найди ошибку»
Перед вами текст с ошибками. Спишите, исправляя ошибки.
Жыла ф саду пивунья. Ана была жолтенькая, на галофке хохолок.
Славный был униё галосок. Но скора пивунья за зналась и по теряла голас.
Проверка ( слайд 24)
(Жила в саду певунья. Она была жёлтенькая, на головке хохолок. Славный был у__неё голосок. Но скоро певунья зазналась и потеряла голос. )
25-26 слайд.
6. Конкурс «Отгадай слова»
Отгадайте зашифрованные слова
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик.
2.Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
3) Начало - крик вороны,
конец - на дне пруда.
А целое в музее
найдёшь ты без труда.
4) Моё начало - буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго - корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной жужжит:
То сядет на цветок, то снова полетит.
(Проверка 27 слайд) 1.Подснежник 2.Яблоко 3.Картина 4.Шмель
28 слайд.
7. Конкурс « Отыщи приставки»
Найдите в словах приставки и выделите их.
Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить,
подождать, подберёзовик, подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник
Проверка ( 29 слайд)
Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить,
подождать, подберёзовик, подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник.
30 слайд.
8. Конкурс «Глагол»
В слове выпиливать скрыты два слова. Это глагол прошедшего времени множественного числа и глагол, который употребляется только в побудительных предложениях.
Эти глаголы пишутся одинаково, но у них разные ударные слоги, и они совершенно разные по лексическому значению. Образуй их. Для этого нужно убрать некоторые буквы.
Составь с каждым из слов предложение.
Проверка (слайд 31)
Пили-пили
Например:
Мальчики пИли сок. Миша, пилИ доску!
32 слайд.
9. Конкурс «Фразеологизмы»
Учитель. Какие сказки для детей написал А. Пушкин. («Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салта- не...», «Сказку о золотом петушке»)
Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».
А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.(Слайд 33) (Проверка-34)
1) Бить баклуши - ...(бездельничать) .
2) Делать из мухи слона - ...(преувеличивать) .
3) Зарубить на носу - ...(запомнить) .
4) Клевать носом - ...(дремать) .
5) Мозолить глаза - ...(мешать) .
6) Чесать языком - ...(разговаривать) .
7) Зимой снега не выпросишь - ...(жадничать) .
8) Прикусить язык - ...(замолчать) .
9) Обвести вокруг пальца - ...(обмануть) .
10) Пропустить мимо ушей - ...(прослушать) .
11) Вставлять палки в колёса - ...(мешать) .
35 слайд.
10. Конкурс «Заблудившееся слово»
По очереди соедините слова первого столбика со словами второго столбика так, чтобы получились новые слова.
Проверка ( слайд 36)
Сеновал Банкрот Ярмарка Хоровод
Грибочки Залежи Столяр Светёлка
37-38 слайд.
11. Конкурс «Сказочная энциклопедия»
По отрывку назвать сказку.
1. … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Билась лисица, билась, а петушка отпустила. «Кот и петух»
2. … Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто… «Кот и лиса»
3. … Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке…на курьих ножках… «Гуси-лебеди»
4. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…
«Лиса и волк»
Проверка (слайд 39)
40 слайд.
12. Конкурс «Вспомни автора и название сказки»
Напишите автора и название сказки.
Проверка ( слайд 41)
1)Александр Пушкин.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2) С.Аксаков«Аленький цветочек»
3) Павел Бажов.«Серебряное копытце»
4) Редьярд Киплинг. «Маугли»
5) Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»
6) Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утёнок»
42 слайд.
13. Конкурс «Волшебная шкатулка»
Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Что это за вещь? Из какой сказки? Кто ее автор?
Проверка по щелчку
(Крокодил проглотил мочалку в сказке К. Чуковского «Мойдодыр»)
43 слайд.
14. Конкурс «Найди друзей»
В конкурсе «Найди друзей», вы уже наверное догадались, что надо назвать друзей сказочных героев.
Проверка (слайд 44) -У Винни-Пуха: Пятачок, ослик Иа, Кролик, Сова.
-У Крокодила Гены: Чебурашка, девочка Галя, крокодил Валера, двоечник Дима, жирафа Анюта, отличница Маруся, собачка Тобик, доктор Иванов, начальник Иван Иванович.
-У Маугли: Волк отец, Волчица мать (Ракна), Багира, Балу, Акела, Каа, павлин Моа, коршун Чиль, Хатхи, братья Волки.
-Дяди Фёдора: пес Шарик, кот Матроскин, Галчонок.
-У Герды: Кай, бабушка, маленькая разбойница, принц и принцесса, ворон и ворона, северный олень, финка, лапландка, ласточки, голуби, волшебница.
Презентация
Клип
( Работа жюри)
Подведение итогов.