План-конспект урока
Овчаровой Людмилы Владимировны, школа №13
Тип урока: интегрированный. Природоведение + О Б Ж.
Тема: Формы приспособленности животных.
Цели (образовательные, воспитательные, развивающие):
1)Дать представление о защитных приспособлениях животных.
2)Познакомить с понятиями «покровительственная окраска», «предупреждающая окраска » и др. формами приспособления.
3)Дать представление о месте человека в природе.
4)Сформировать правила поведения человека в природе, направленные на сохранение своей жизни и жизни животных.
5)Оказание первой мед. помощи.
6)Развивать логическое мышление, воображение и восприятие.
На уроках природоведения мы изучаем животный мир. Сегодня на уроке мы продолжим эту тему. Начнём урок с того, что посмотрим как он разнообразен.
Животный мир разнообразен, но есть признаки, которые присущи всем животным. Назовите их.
В зависимости от особенностей внутреннего строения все животные делятся на группы.
Соедините животных с соответствующей группой.
Что связывает животных в природе? (ответ)
Цепь питания.
Разделите животных по типу питания.
Цель нашего урока: выяснить, какие приспособления вырабатываются у животных для выживания в определённой среде обитания, как эти знания помогают людям обезопасить свою жизнь и жизнь животных.
Почему про этих животных говорят, что они надели шапки-невидимки? (ответ)
Что позволяет им стать незаметными? (ответ)
Такая окраска называется покровительственная. (Записать в таблицу)
Помните сказку о царевне-лягушке? Она меняла свою одёжку. А бывает так в жизни? Верите вы или нет, что есть такие лягушки, которые могут зелёный цвет своего тела менять на бурый?
И правильно делаете, такие лягушки называются древесными. У них есть два слоя клеток. Один слой зелёный, а другой бурый. Если лягушка живёт среди зелени и всё время видит её, зелёные клетки расширяются, а бурые сжимаются, поэтому она становится зелёной. Но если она попадает на бурый фон……?
Чемпион по маскировке.
«Найдите лишнее.»
Формы приспособления записываем в таблицу.
Божья коровка ядовита и несъедобна. При опасности на сгибах её ножек появляется «молочко», но не белое, а оранжевое. На самом деле, это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Так что её защищает?
Какое средство защиты у шмеля, осы и пчелы?
А теперь попробуйте найти общее для всех этих насекомых…..
Да, все эти насекомые несъедобны и ярко окрашены.
-Как вы думаете, для чего им нужна яркая окраска? ( Яркая окраска предупреждает, что животные несъедобны.)
- Как бы вы назвали такую окраску?
Учёные назвали такую окраску предупредительной.
А теперь прочитаем отрывок из повести Чарльза Робертса «Джим, или приключения полицейской собаки» и определите, о каком животном идёт речь?
«Мгновения спустя пёс обнаружил, что к нему медленно приближается какая-то плюгавая чёрно-белая тварь. С восторженным тявканьем Джим ринулся за незнакомцем, который даже не попробовал улизнуть. Вот он ему сейчас задаст! Ещё прыжок –и он уже разинул пасть, как вдруг удивительный зверёк повернулся к нему спиной, вздёрнул хвост и с насмешкой поднял зад.
В тот же миг в морду наивного охотника ударило нечто горячее и мягкое. Пёс остановился как вкопанный. Невыразимо вонючая жидкость ослепила его, не давая дышать. Его лёгкие отказывались работать и судорожно сжимались…»
Кто это?
Какие средства защиты у этого зверька?
«Установите связь!»
Бобры сооружают хатки в центре запруды. Там они находятся в безопасности. Люди издавна наблюдали за жизнью животных и перенимали для себя то, что можно было использовать в жизни человека. Так люди строили замки и окружали их рвами с водой. Далее ученики делают вывод о том, кто из животных как защищается.
Как вы думаете, как приходиться защищаться животным, если ему не помогли окраска и убежище.(ответ)
«Следопыт.»
Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног?
Вспомните способы передвижения этих животных и найдите лишнего.
Какие приспособления помогают этим животным? Работа с таблицей.
Верите вы или нет, что если подержать в руках жабу, то появятся бородавки? Почему появилась такая легенда?
Из маленьких бугорков на коже выделяется неприятно пахнущая жидкость. Она отпугивает врагов. Для человека она не опасна, если вы просто возьмёте её в руки, но опасно, если её выделения попадут вам в глаза или на слизистую оболочку рта. В природе существует правило: не надо брать животных в руки или вторгаться в их жильё.
Послушайте пословицу. Как вы её понимаете? «Один в поле не воин.»
Какие средства защиты есть у овцебыка?
Какие средства защиты есть у овцебыка? Работа с таблицей.
Увидев волков, стадо не убегает, а занимает круговую оборону. Укрыв в середине круга телят, овцебыки отбрасывают волков рогами и топчут копытами.
В истории известны случаи, когда люди-переселенцы при нападении индейцев ставили фургоны кольцом.
Вспомните, у каких ещё растительноядных есть рога и копыта.
Вывод: мы выяснили, какие есть формы приспособлений и в чём они проявляются?
А для чего мы говорили об этих приспособлениях? Животные — это часть живой природы и мы тоже. Знание о приспособлениях помогут нам правильно вести себя в среде обитания животных. Это нам необходимо для сохранения своей жизни и жизни животных.
Где мы встречаемся с дикими животными (ответ).
Как мы будем одеваться отправляясь в лес?
Беседа о правилах поведения в лесу.
Правила поведения в лесу.
- Правильно одеться:
а) носить просторную, плотно застёгивающуюся на манжетах и воротнике одежду.
б) обязательно иметь головной убор, желательно с полями - типа панамы, чтобы насекомые не попадали за воротник.
в) в местах, где насекомых очень много, пользоваться защитной сеткой для лица и перчатками.
- Пользоваться специальными мазями и растворами, отпугивающими этих насекомых, но только в том случае, если они не противопоказаны детям, - об этом надо узнать у взрослых.
- Первая помощь:
- если вас кто-то укусил, сразу скажите взрослым (Пчела - раствор соды, вытащить жало. Комар - раствор спирта. Укус клеща или змеи - вызвать скорую помощь по тел. 03).
- Правильное поведение в лесу.
-нельзя трогать животных и разорять их дома.
- нельзя загрязнять территорию.
- После похода в лес обязательно вымыться и внимательно осмотреть всё тело, особенно шею, спину и запястья.
- Не ходить в лес без взрослых.
Итогом нашей работы стала таблица форм приспособления и правила поведения в лесу, которые вы сами сформулировали.
Д./р. : выучить таблицу и правила.
Литература.
- В. Бианки «Лесная газета» Изд-во «Правда»1986г.
- М. Махлин «Млекопитающие» Изд-во «А.В.К.-Тимошко» 2002г.
- С. Наумов «Жизнь животных» Изд-во «Просвещение» 1971г.
- А. Плешаков «Природоведение» Изд-во «Просвещение» 2000г.
- В. Поляков «Основы безопасности жизнедеятельности» Изд-во «Д. и К.» 1998г.
- И. Райххолф «Млекопитающие» Изд-во «Астрель» 2002г.
- Т. Соловьёва «Уроки естествознание во втором классе гимназии» Изд-во «Прометей» 1997г.
Приложение.
Таблицу учащиеся заполняют в течение всего урока, заполненную таблицу распечатывают.
Формы приспособления
Примеры животных
1.Окраска:
а) покровительственная
б) предупредительная
2.Особенности строения тела:
а) железы
б) жало
в) панцирь
г) иголки
д) рога и копыта
3.Образ жизни и поведение:
а) норы, хатки, логово, берлога
б) быстрый бег
Работу выполняли: