Тема: «Животные морей и океанов»
Цели и задачи урока: дать целостное образное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
- развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас.
- формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции. Создать условия для самореализации учащихся.
Коррекционные:
- развитие воображения как высшей формы психического развития через создание образов, включающих предвидение конечного результата предметной деятельности.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, аудиозаписи.
Урок изучения нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент
Игра «Услышь свое имя»
2. Повторение пройденного материла.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.
Вопрос: о чем стихотворение?
Вспомните о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Один учащийся работает у доски. Трое учащихся работают по карточкам.
Рассказ об утке Крякве.
Вводная беседа учителя:
- Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое – это вода – океаны, моря, озера, реки. Если бы об спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы ее: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему? (вода занимает больше половины поверхности земного шара).
- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.
И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями.
- Тема нашего урока «Животные морей и океанов».
3. Усвоение новых знаний.
Рассказ учителя, сопровождающейся презентацией.
- Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже.
- Вспомните, где еще мы с вами в природе встречали многоэтажные дома? (в лесу).
- Давайте отправимся в путешествие по подводному миру морей и океанов. В подводное путешествие мы отправимся на батискафе. Батискаф – это уменьшенная подводная лодка.
- Итак, начинаем погружение. Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и представьте себе….
Релаксация: под шум океана учитель читает текст
И сразу наше внимание привлекает сообщество Поверхности воды.
- Организмы этого сообщества занимают Верхние слои водного пространства, а иногда держатся на поверхности воды Медузы, Летучие рыбы. Они малоподвижны, поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет. Как ни малы по размеру эти живые организмы, их общее количество огромно. Именно они служат главным источником питания разных животных – от небольших креветок до огромных китов.
- А мы с вами спускаемся вглубь океана и попадаем в сообщество Толщи воды.
Водоросли очень разнообразны: красные, бурые, зеленые. Не имеют корней, а лишь прикрепляются ко дну выростами. Являются кормом для рыб, источником кислорода. Кроме водорослей в состав входят Морской конек, морская черепаха.
- А вот после длительного пребывания на глубине Кит выныривает, чтобы набрать воздух и пообедать. Самое удивительное, что многие из китов питаются планктоном, т.к. настоящих зубов у них нет. А вот дельфин. Кто то из учеников пытается описать дельфина и что он о нем знает.
Своих детенышей киты и дельфины выкармливают молоком, дышат с помощью легких. Кого они вам напоминают? (животных)
- Но вот навстречу нам устремляется гроза морей и океанов. Акула! Произнося это слово, у людей появляется панический страх.
- Опускаемся все ниже и ниже. Итак, Донное сообщество небольших глубин. Животные малоподвижны, имеют для защиты крепкие панцири, уплощенное тело в спинобрюшном направлении, могут менять окраску под цвет окружающей среды.
- Вот тихо почивает Морская звезда.
- А вот по дну к нам движется «многорукий» житель моря – Осьминог.
- Скатов иногда в шутку называют расплющенными акулами. Это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников.
Давайте опишем морскую звезду, осьминога, ската, что помогает им передвигаться по дну.
- Вот теперь мы с вами полностью посетили наш водный дом. Закончилось наше подводное путешествие. Вам понравилось?
Давайте отдохнем – ФИЗМИНУТКА «Запрещенное движение».
4. Закрепление
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (медуза)
2. Без воздуха живет она
И, как могила, холодна.
Не пьет, хотя в воде сидит,
В броне, хотя и не звенит. (рыба)
3. Он плавает на дне глубоком,
А иногда – у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат)
4. Рыбка, а не лошадка (морской конек)
5. Если звездочка устала,
Нет в ней света, нет в ней жара,
То она живет на дне,
В океанской глубине (морская звезда)
6. По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (Кит)
7. Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит
Тем – что он «морской бандит».
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с (акулой)
8. Подставляя людям спины
В море нас спасут (дельфины)
9. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Осьминог)
10. Кто же в море
В каменной рубахе
В каменной рубахе
В море…. (Черепаха)
Стук в дверь. Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.
(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля).
Ребята, мы же с вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и навыдумывать небылиц. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?
«Здравствуйте, юные исследователи морей и океанов! Мне передали по капитанской почте, что вы сегодня совершаете путешествие в глубины вод морей и океанов. Вот я и подумал, кому как не мне; прославленному мореплавателю, помочь вам в этом вопросе?!
Путешествуя по бескрайним морским просторам, спускаясь на большую глубину. Я наблюдал за удивительными подводными жителями. Вот какие записи я сделал в своем журнала:
На поверхности воды обитают – Морские звезды;
На глубине увидел я – Большую черепаху.
А на дне расположился – Кит,
Надеюсь, что собранный мною материал будет вам полезен.
С уважением капитан Врунгель!
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.
5. Домашнее задание: зарисовать морских обитателей, которые вас заинтересовали.
6. Рефлексия
Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда поднимите солнышко с улыбкой, если вам что- то не понравилось поднимите солнышко без улыбки.
7. Подведение итога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Животные морей и океанов"»
Тема: «Животные морей и океанов»
Цели и задачи урока: дать целостное образное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
- развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас.
- формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции. Создать условия для самореализации учащихся.
Коррекционные:
- развитие воображения как высшей формы психического развития через создание образов, включающих предвидение конечного результата предметной деятельности.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, аудиозаписи.
Урок изучения нового материала.
Ход урока:
Организационный момент
Игра «Услышь свое имя»
Повторение пройденного материла.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.
Вопрос: о чем стихотворение?
Вспомните о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Один учащийся работает у доски. Трое учащихся работают по карточкам.
Рассказ об утке Крякве.
Вводная беседа учителя:
- Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое – это вода – океаны, моря, озера, реки. Если бы об спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы ее: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему? (вода занимает больше половины поверхности земного шара).
- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.
И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями.
- Тема нашего урока «Животные морей и океанов».
Усвоение новых знаний.
Рассказ учителя, сопровождающейся презентацией.
- Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже.
- Вспомните, где еще мы с вами в природе встречали многоэтажные дома? (в лесу).
- Давайте отправимся в путешествие по подводному миру морей и океанов. В подводное путешествие мы отправимся на батискафе. Батискаф – это уменьшенная подводная лодка.
И сразу наше внимание привлекает сообщество Поверхности воды.
- Организмы этого сообщества занимают Верхние слои водного пространства, а иногда держатся на поверхности воды Медузы, Летучие рыбы. Они малоподвижны, поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет. Как ни малы по размеру эти живые организмы, их общее количество огромно. Именно они служат главным источником питания разных животных – от небольших креветок до огромных китов.
- А мы с вами спускаемся вглубь океана и попадаем в сообщество Толщи воды.
Водоросли очень разнообразны: красные, бурые, зеленые. Не имеют корней, а лишь прикрепляются ко дну выростами. Являются кормом для рыб, источником кислорода. Кроме водорослей в состав входят Морской конек, морская черепаха.
- А вот после длительного пребывания на глубине Кит выныривает, чтобы набрать воздух и пообедать. Самое удивительное, что многие из китов питаются планктоном, т.к. настоящих зубов у них нет. А вот дельфин. Кто то из учеников пытается описать дельфина и что он о нем знает.
Своих детенышей киты и дельфины выкармливают молоком, дышат с помощью легких. Кого они вам напоминают? (животных)
- Но вот навстречу нам устремляется гроза морей и океанов. Акула! Произнося это слово, у людей появляется панический страх.
- Опускаемся все ниже и ниже. Итак, Донное сообщество небольших глубин. Животные малоподвижны, имеют для защиты крепкие панцири, уплощенное тело в спинобрюшном направлении, могут менять окраску под цвет окружающей среды.
- Вот тихо почивает Морская звезда.
- А вот по дну к нам движется «многорукий» житель моря – Осьминог.
- Скатов иногда в шутку называют расплющенными акулами. Это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников.
Давайте опишем морскую звезду, осьминога, ската, что помогает им передвигаться по дну.
- Вот теперь мы с вами полностью посетили наш водный дом. Закончилось наше подводное путешествие. Вам понравилось?
Стук в дверь. Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.
(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля).
Ребята, мы же с вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и навыдумывать небылиц. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?
«Здравствуйте, юные исследователи морей и океанов! Мне передали по капитанской почте, что вы сегодня совершаете путешествие в глубины вод морей и океанов. Вот я и подумал, кому как не мне; прославленному мореплавателю, помочь вам в этом вопросе?!
Путешествуя по бескрайним морским просторам, спускаясь на большую глубину. Я наблюдал за удивительными подводными жителями. Вот какие записи я сделал в своем журнала:
На поверхности воды обитают – Морские звезды;
На глубине увидел я – Большую черепаху.
А на дне расположился – Кит,
Надеюсь, что собранный мною материал будет вам полезен.
С уважением капитан Врунгель!
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.
Домашнее задание: зарисовать морских обитателей, которые вас заинтересовали.
Рефлексия
Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда поднимите солнышко с улыбкой, если вам что- то не понравилось поднимите солнышко без улыбки.
Подведение итога.
«Здравствуйте, юные исследователи морей и океанов! Мне передали по капитанской почте, что вы сегодня совершаете путешествие в глубины вод морей и океанов. Вот я и подумал, кому как не мне; прославленному мореплавателю, помочь вам в этом вопросе?!
Путешествуя по бескрайним морским просторам, спускаясь на большую глубину. Я наблюдал за удивительными подводными жителями. Вот какие записи я сделал в своем журнала:
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "122107"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414154641"
}
}