Формирование здорового образа жизни у младших школьников
Формирование здорового образа жизни у младших школьников
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни.
Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления.
Забота о сохранении здоровья обучающихся – важнейшая обязанность
школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.
Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно
привести слова замечательного педагога В.А Сухомлинского «Опыт убедил
нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной
причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое –
нибудь недомогание или заболевание».
Ребенок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед
самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не
умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не
адаптирован в реальной жизни.
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьёзные и
важные проблемы:
- Организация образовательного процесса с учетом всех норм и
правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья
обучающихся младших классов.
- Включение в образовательный процесс системы
здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение
здоровья обучающихся.
- Именно в школьном возрасте закладываются основы знаний,
недостаток которых бывает трудно ( либо даже невозможно )
выполнить впоследствии.
К окончанию 4 класса многие дети приобретают ряд заболеваний, которые
в дальнейшем переходят в хронические. Ученые отмечают, что первый скачок
в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7 – 10 лет. Поэтому педагоги, медики и, конечно, родители задаются вопросом, как сделать обучение и воспитание младших школьников здоровьесберегающим?
Задача эта необычно сложна и не имеет однозначного, причем быстрого решения. Лишь 2% учащихся начальной школы из 30% всех обучающихся, отметивших здоровье как ценность для жизни ( по определению той же Всемирной организации здравоохранения ), понимают, что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни. Следовательно, четкого представления о сущности здоровья у детей нет.
Состояние здоровья при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. Значит, учебные требования, предъявляемые первоклассникам, должны соответствовать их психофизическим возможностям.
Цель квалификационной работы: обосновать и апробировать формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Предметом исследования являются способы формирования о здоровом образе жизни у младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни у младших школьников »
«Формирование здорового образа жизни у младших школьников»
Перед начальной общеобразовательной школой сегоднястоят серьезные и важные проблемы:
Организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся младших школьников.
Включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.
Именно в школьном возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно (либо даже невозможно) выполнить впоследствии.
Цель квалификационной работы: обосновать и апробировать формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования являются способы формирования о здоровом образе жизни у младших школьников
Задачи исследования: 1. Рассмотреть сущность понятия «здоровье» разными авторами. Выявить особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников. 2. Рассмотреть эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
База исследования: 4 класс МОУ Каменнобродская СОШ имени В.И.Салова ул. Верхняя д.5 Ольховского района Волгоградской области
«Здоровье –это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков» - определение, данное Всемирной организацией Здравоохранения.
« Здоровье – процесс ( динамическое состояние) сохранения и развития биологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительностью жизни»
(В.П.Павлов)
« Здоровье – не отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека»
(И.П.Фролов)
« Здоровье – состояние животного тела или растения, когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни»
(В.И.Даль)
В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие « здоровье» рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма.
Это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды
Это способность человека реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение сравнивать себя с окружающей средой
Мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру
Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Компоненты здоровья
Здоровье
физическое
Здоровье
нравственное
Здоровье
психическое
Здоровье
социальное
Причины актуальности проблемы здорового образа жизни:
1. Бессилие современной медицины перед обвальным ростом хронических «болезней цивилизации».
2. Катастрофическое снижение сопротивляемости организма человека к воздействиям окружающей среды, им же разрушаемой.
3. Осознание полной невежественности и безответственности населения по отношению к своему личному здоровью и окружающей среде, обеспечивающей это здоровье.
Функции для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
2 функция –
с целью профилактики заболеваний,
снижения утомляемости школьников
на уроках, внедрять в учебный процесс
гигиенические требования и рекомендации,
предусмотренный санитарными нормами
и правилами, касающиеся современных
технологий, используемых в учебном
процессе образовательного учреждения
1 функция –
обязательно использовать
данные медицинского осмотра для характеристики здоровья и дифференциации учебного материала на уроках
Принципы формирования здорового образа жизни:
Принцип психологической комфортности
Принцип сознательности
Принцип активности
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей