Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни у младших школьников»
МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП»
Формирование здорового образа жизни у младших школьников
Автор Данилова Наталья Ильинична
учитель начальных классов высшей категории
Наш дружный коллектив
Формирование здорового образа жизни у младших школьников
Основной целью моей работы стало формирование ЗОЖ у младших школьников. Для достижения поставленной цели, мною решались следующие задачи:
• сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и раз-рушающих;
• укреплять физическое здоровье;
• осуществлять профилактику заболеваний;
• научить учащихся чувствовать свой организм;
• совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;
• выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;
• содействовать правильному физическому развитию;
• учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;
• способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё отношение к ним;
• учить эффективно общаться;
• учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
• способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем;
• содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования;
• развивать творческие способности;
• способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности.
Разрешение поставленных цели и задач повлияли на построение моей системы работы.
Развиваем творческие способности
Минутка вхождения в день .
Разрешение поставленных цели и задач повлияли на построение моей системы работы.
Специальные занятия для наиболее успешной адаптации учащихся “Минутки вхождения в день”.
В 1-ом классе я проводила эти занятия 3 раза в неделю в сентябре и октябре, в последующие месяцы 1 раз в неделю (в понедельник обя-зательно) и по мере необходимости в дальнейшем. Во 2-м-3-м и 4-м классах в понедельник обязательно, в дальнейшем по необходимос-ти, по желанию. В 1-м классе “Минутки” проводятся 10 минут перед занятиями (такая возможность существует, т.к. уроки в период адап-тации длятся 30 минут), в дальнейшем “Минутки” можно проводить на этапе “оргмомент”. “Минутки” можно проводить в виде бесед, упражнений с сюжетным содержанием, с музыкальным сопровожде-нием, с элементами психогимнастики. После проведения таких заня-тий детям намного легче было войти в школьную жизнь.
Физминутки
Снижение психоэмоционального напряжения,стресса, тревожности
Одним из направлений в укреплении здоровья школьников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности.
С этой целью я провожу с учащимися своего класса мероприятия по профилактике стрессогенных состояний путём обучения школьников навыкам управления своими эмоциями и формирования чувства уверенности в себе. Это курс специальных занятий на развитие раз-личных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмо-ционально-личностной сферы) – психогимнастика. На этих занятиях широко используются элементы изотерапии, практически все занятия имеют музыкальное сопровождение. Занятия строю на вообража-емом материале, чтобы не отвлекать внимание детей на атрибуты. Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, которые я провожу 2 раза в неделю по 30-35 минут.
Формируем чувства уверенности в себе
Избыточное напряжение в отдельных группах мышщ
Известно, что при эмоциональном напряжении возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.
Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, поэтому я учу детей расслаблять мышцы, чувствовать напряже-ние мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на релаксацию я провожу в течение 3-5 минут на любом уроке. Для освоения техники релаксации применяю следующие приёмы:
• метод подражания (имитация) – поза “дремлющего кучера”;
• метод удобного положения;
• метод смены напряжения и расслабления мышц;
• метод “дыхания по кругу”.
• словесный метод (рифмованные упражнения).
Предупреждение утомления, физкультурные паузы
С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса я использую кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.) – физкультминутки. Они проводятся ежедневно, по 2-3 на каждом уроке, примерно на 10-й и 20-й минутах.
5.Так же я провожу физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями.
Учащимся более интересен групповой способ проведения физкуль-турных пауз, т.к. он носит комбинированный характер и состоит из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр.
После проведения физкультурных пауз и физкультурных минуток, дети становятся более активными, их внимание активизируется, формиру-ется мотивация к изучаемому предмету, улучшается психоэмоцио-нальное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью .
Физкультурные фаузы
Профилактика близорукости .
Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования я использую зрительно-пространственную активность в режиме школь-ного урока.
Достигается это за счёт максимального удаления от глаз учеников учебного дидактического материала. Тем самым создаются предпо-сылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Эту работу я чередую с занятиями на ближ-них дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.). Также в своей ра-боте я использую изображения разного рода траекторий, по которым дети “бегают” глазами; игру “Весёлые человечки”, “Бабочка”. Использую упражнения для тренировки мышц век, улучшения крово-обращения и расслабления глаз, снятия утомления глаз. На практике использую специальную гимнастику для глаз, разработанную специа-листом по охране зрения детей профессором Э.С.Аветисовым. Упражнения для тренировки зрения и для снятия напряжения я провожу ежедневно на переменах, во время физкультминуток в течение 2-4 минут.
-
Правильное дыхание
Сохранение высокой работоспособности и здоровье детей в значит-ельной степени зависит от их умения правильно дышать.
От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а так-же ритм сердца и циркуляция крови в организме. Основная цель ды-хательных упражнений - выработать умение дышать правильно, что-бы было постоянное массирующее воздействие на внутренние орга-ны. Дыхательные упражнения являются важным восстановительно-профилактическим средством.
Дыхательные упражнения не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.
От дыхания зависит всё?
Динамические паузы
. В оздоровительных целях в нашем учреждении созданы условия для удовлетворения потребности учащихся в движении. Одним из меропри-ятий для осуществления двигательной активности является проведение динамических пауз, предполагающих проведение подвижных игр, спор-тивных часов, эстафет.
Главная цель, которую я ставлю перед собой, дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности.
Для проведения динамических пауз подбираю игры, правила которых позволяют детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё в любое время. Чаще всего для проведения подвижных перемен я исполь-зую народные игры, т.к. они способствуют совершенствованию всех пси-хических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Корме того, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности. Мой опыт работы показывает, что проведение динамических пауз необходимо, чтобы утомление не наступало слишком быстро ,не было чересчур глубо-ким, чтобы отдых был более эффективным.
Ура! Динамическая пауза.
Творим здоровье души и тела
Проблема укрепления и сохранения здоровья побудила у меня интерес и желание проводить с детьми своего класса кружок по валеологии “Творим здоровье души и тела”.
Цель кружка - научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье в согласии с законами природы, законами бытия.
В своей работе я ориентировалась не только на усвоение ребёнком знаний и представ-лений, но и на становление его мотивационной сферы, гигиенического поведения, реализацию усвоенных ребёнком знаний и представлений в реальном его поведении.
Методику работы с учащимися я строила в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, делала акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинги, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения т.д.), необходимыми для развития навыков ребенка. Занятия включают в себя не только вопросы физического развития, но и вопросы духовного здоровья. Занятия провожу в виде бесед, практикумов, дискуссий и т.д. Все занятия я старалась строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования. Такие занятия учат школьников решать проблемы и прини-мать решения, сопротивляться давлению сверстников и контролировать своё пове-дение, преодолевать стресс и тревогу.
Мы любим кружок «Творим здоровье души и тела»
Воспитание ЗОЖ у детей в семье.
Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Основной целью работы с родителями я поставила просвещение в вопросе по воспитанию ЗОЖ у детей в семье, переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.
В своей работе с родителями я использую следующие формы и методы:
1. родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;
2. наглядная пропаганда ЗОЖ;
3. беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;
4. анкетирование;
5. дни открытых дверей.
Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Мониторинг
Большое значение в своей работе я отвожу мониторингу.
Проанализировав ответы родителей и учащихся на анкеты по сформи-рованности гигиенических навыков и мотивации к ЗОЖ в начале и в конце учебного года, я пришла к выводу: результаты значительно изменились (показатели улучшились). Значительно возрос процент учащихся, соблю-дающих правила гигиены и режимные моменты, положительный результат виден и в развитии мотивации ЗОЖ.
Проводимая в течение года (в 1-м классе) психокоррекционная работа способствовала улучшению психического состояния детей, что нашло отражение в динамике изменений исследуемых параметров. Повысились показатели адаптации (с 41,7% до 75% - высокий уровень), с низким уровнем адаптации в конце учебного года учащихся не наблюдалось.
На начальной ступени обучения отмечается высокий уровень распрос-траненности простудных и хронических заболеваний. К концу обучения в начальной школе эти показатели значительно снижаются. Увеличивается количество не болевших детей (с 3-х человек до 5-и человек), количество детей с хроническими заболеваниями остаётся стабильным.
Динамика распределения детей по группам
Наблюдается положительная динамика в распределении детей по группам здоровья. Увеличивается число учащихся с I и II группами.
Показатели физкультурных групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой остаются стабильными.
Уровень физической подготовки у учащихся вырос. Количество учащихся с высоким уровнем увеличилось с 1-го чел. (в1-ом классе) до 9-и чел. (в 4-м классе).
Анализируя заболеваемость учащихся своего класса, я пришла к следующему выводу: всплеск заболеваемости проявляется в октябре (конце 1-й четверти), в конце декабря (конец 2-й четверти) в феврале. Эти данные помогли мне в распределении учебной нагрузки, программного материала, в определении сроков завершающих контрольных работ. Наблюдается снижение заболеваемости учащихся (от 1-го к 4-му классу), уменьшается количество дней, пропущенных по болезни по классу в целом и одним учащимся, увеличивается индекс здоровья с 25 до 41,7.
Проанализировав результаты всех исследований и наблюдений за учащимися своего класса за 4 года, я пришла к выводу: работа, проводимая мной по охране и укреплению здоровья учащихся, дала положительный результат. Особое внимание уделялось гигиеническому образованию: профилактике заболеваний, питанию, закаливанию, развитию мотивации к здоровому образу жизни. Полученные данные позволяли мне осуществлять индивидуальный подход к ученикам путём применения различных методов обучения и воспитания.
Результаты работы
В своей работе я применяла различные методы для создания благоприятного психологического климата, применяла индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы для отдельных учащихся. У детей значи-тельно снизились тревожность и психическое напряжение, что улучшало успева-емость и повышало сопротивляемость организма к воздействию внешних и внут-ренних негативных факторов, т.е. способствовало сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся. Проведение физкультминуток, динами-ческих пауз, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, проветривание клас-сной комнаты, соблюдение психологического климата на уроках и во вне-урочное время с преобладанием положительных эмоций обеспечивает в работе с млад-шими школьниками профилактику утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Я учила детей самостоятельности и развивала их творческие способности при проведении физи-ческих упражнений и подвижных игр, что повышало интерес к двигательной активности, активизировало мыслительную и эмоциональную сферы. Это всё традиционные и повседневные режимные моменты учебного дня школьника. Важным аспектом так же является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и их родителей. Только современный и грамотный комплексный подход поможет решить задачи формирования и укрепления здоровья школьников
Гигиеническое воспитание и обучение
Таким образом, одним из ведущих направлений в работе по охране и укреплению здоровья учащихся должно быть гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее реальные потребности детей.
Особое внимание в условиях начальной школы должно уделяться благотворному течению адаптации учащихся к школьному обучению, развитию мотивации к ЗОЖ, увеличению двигательной активности.
Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заклю-чается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятель-ной жизни, вырастить его нравственно и физически здоро-вым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохра-нять здоровье.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь.
“ Заразить здоровьем” - вот цель, к которой стремиться школа.
В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “ Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Использованная литература
Литература.
1. Алябьева Е.А.Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2003. – 88с.
3. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/ Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2000. – с.93.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2004. – 296с.
5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/Е.П.Митина//Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56.
6. Ракитина Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках/Л.И.Ракитина, Г.Д.Чамовских//Завуч начальной школы. - №8. – 2007. – с.69.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10.
8. Сураева Л. Технология педагогики здоровья/Л.Сураева, О.Федорахина//Приложение к журналу “Директор школы”: “Экспресс опыт”.- №2.- 1999. – с.6-12.
9. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 2008.- 172с.