Когда ребенок приходит в школу, в его жизни появляется еще один взрослый- учитель. Личность учителя играет важную роль в в развитии учебной мотивации обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации ку младших школьников»
Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Мотив – это то, что движет человеком, ведёт его к достижению поставленной цели.
Результат
Результат
Прочные знания
Уверенность в себе
Успешность в делах
Чувство радости и
удовлетворения
Чувство радости
Удовлетворения
Успеха
Достичь вершины
Преодолеть препятствия
Справиться с трудностям
Проверить свои силы
Достижение успеха
Избежание неудач
Преодоление трудностей
Мотив альпиниста
Мотив школьника
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение:
уроков-путешествий
уроков-игр
уроков-викторин
уроков-исследований
уроков-встреч
сюжетных уроков
уроков защиты творческих заданий и т.п.
Учебная деятельность
Личность ребенка
Создает комфортные условия для учебной деятельности.
Строит субъектные отношения ученик-ученик, ученик –учитель, активизирует обратную связь.
Повышает уровень самооценки.
Способствует самореализации своего «Я».
Система факторов обуславливающих поведение. Характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне
Потребности ребенка:
Быть принятым, признанным
Принадлежать к общности, коллективу
Самостоятельно достигать успеха, признания
Самореализация своего «Я»
Видеть в учителе друга, союзника, помощника
Учебная мотивация
Условия сохранения учебной мотивации:
Достойный уровень самостоятельности
Успешность выполненных действий
Обеспечение положительной обратной связи ученик-учитель
Формирование нравственных качеств.
Организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:
материал урока должен быть интересен детям;
согласование расписания с особенностями возраста;
согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
возможность успешной работы медленнее реагирующих детей
Условия, способствующие повышению мотивации у обучающихся?
Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
Работа в группах и парах.
Применение ИКТ на уроках
Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Позитивная психологическая атмосфера урока.
Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в разнообразной форме.
В обучении должны создаваться возможности для творчества.
Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Методы развития учебной мотивации:
Дидактические игры
Ситуация успеха
Соревнование
Метод проектов
Создание проблемной ситуации
«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить».
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».
Л. Н. Толстой
Любовь к детям и профессии;
Уважение и доверие к школьнику;
Культура поведения педагога;
Правильная и выразительная речь;
Педагогический оптимизм;
Настойчивость и последовательная требовательность
Знание своего предмета и владение методикой;
Умение хорошо объяснять материал;
Владение педагогическим мастерством;
Эрудиция и самообразование;
Обладание наблюдательностью и знаниями психолога;
Обладание педагогическим тактом
Одна из основных проблем современной школы — нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению.
1)субъективную готовность к школе.
2)объективная готовность к школе - уровень
Большая ошибка родителей — полагать, что ребенок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность — это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения.
Основные факторы отрицательного отношения младших школьников к учебе — это:
• заниженная мотивация к обучению;
• интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;
• отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;
• несформированность учебной деятельности;
• неумение действовать по инструкции взрослого;
• отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.
Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы:
1) неумение учиться;
2) ошибки воспитательного характера.
Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:
1)неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребенок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни — что после этого для него переживания но поводу оценок и учебы вообще?!);
2)отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту;
3) нарушение единства требований к ребенку;
4) неправильные методы воспитания — подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;
5)завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений;
6) «убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.).
К учению побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.
1)эмоциональный,
2)мотивационно-целевой,
3) познавательный
К учению побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.
1)эмоциональный,
2)мотивационно-целевой,
3) познавательный
Признаки положительного отношения:
1)Активность учеников в учебном процессе
2)Умение ставить перспективные цели
3)Умение отстаивать свое мнение
4)Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
5)Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
6)Поиск нестандартных способов решения учебных задач
Причина эффективной мотивации учения: на самом деле ОДНА!!! ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС! Он же Любопытство! Он же Удовольствие! Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)