Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Автор презентации:
Нечаева Марина Викторовна
учитель начальных классов,
МОУ СШ №102 Волгограда.
В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды личностных действий
Предмет «Литературное чтение»:
способствует личностному развитию ученика;
обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»;
формирует «первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности»;
формирует индивидуальный
эстетический вкус.
Главная цель школьного обучения- формирование личности ученика.
Чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная
литература.
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его
смысла на основе читательского
опыта.
Образовательные технологии для развития личностных УУД:
высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
анализ характеров и поступков героев;
формулирование концептуальной информации текста. (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
Деятельность обучающихся в ходе выполнения этих заданий представляет собой осмысленную, творческую работу, которая обеспечивает освоение идейно-нравственной сути художественных текстов. С учетом того, что каждый ребенок увидит и прочувствует произведение по-своему, преподаватель должен стараться раскрыть его индивидуальность. Достаточно много времени следует отводить самостоятельной работе учеников – чтению самим себе.
Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри него, углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами.
Разделы учебников «Литературное чтение»за 1 и 2 классы
2 класс:
Вступление.
1. Любите книгу.
2. Краски осени.
3. Мир народной сказки.
4. Весёлый хоровод.
5. Мы – друзья.
6. Здравствуй, матушка-зима!
7. Чудеса случаются.
8. Весна, весна! И всё ей радо!
9. Мои самые близкие и дорогие.
10. Люблю всё живое.
11. Жизнь дана на добрые дела.
1 класс:
1. Книги мои друзья.
2. Радуга-дуга.
3. Здравствуй, сказка!
4. Люблю всё живое.
5. Хорошие соседи, счастливые друзья.
6. Край родной, навек любимый.
7. Сто фантазий.
Личностными результатами изучения предмета«Литературное чтение» в 1 и 2 классеявляются следующие умения и качества:
1. Оценивать поступки людей , жизненные ситуации, с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.
2. Эмоционально «проживать» текст , выражать свои эмоции.
3. Понимать эмоции других людей , сочувствовать, сопереживать.
4. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Разделы учебников «Литературное чтение»за 3 и 4 классы
3 класс:
1. Книги – мои друзья.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Волшебная сказка.
4. Люби всё живое.
5. Картины русской природы.
6. Великие русские писатели.
7. Литературная сказка.
8. Картины родной природы.
4 класс:
1. Книга в мировой культуре.
2. Истоки литературного творчества.
3. О Родине, о подвигах, о славе.
4. Жить по совести, любя друг друга.
5. Литературная сказка.
6. Великие русские писатели.
7. Литература как искусство слова (обобщение).
Личностными результатами изучения предмета«Литературное чтение» в 3 и 4 классеявляются следующие умения и качества:
1.Эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
2. Эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать.
3.Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
4. Любовь и уважение к Отечеству , его языку, культуре, истории.
5. Понимание ценности семьи , чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.
6. Интерес к чтению , к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении.
7. Наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.
8. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.