Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Подготовила учитель высшей категории
МБОУ «Школа№ 12 с углубленным изучением отдельных предметов г. Горловки»
Радченко Марина Борисовна
Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой
Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития
Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
К коммуникативным УУД относятся
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы
1 Э Т А П: Умения, отрабатываемые под руководством учителя.
- Готовность учащихся участвовать в урочном общении.
- Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.
- Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.
- Комментировать вопросы или ответы.
- Делать сообщения.
- Рассказывать логично и последовательно.
2 Э Т А П:Простота и чёткость речевого высказывания. Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.
- Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.
- Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.
- Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.
- Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
3 Э Т А П:
- Умение вести беседу в паре, в группе.
-Умение поддерживать беседу. Умение вести конструктивный диалог, построить дискуссию, участвовать в конференциях, играх и турнирах .
Практические задания на уроках литературного чтения,
формирующие коммуникативные УУД
Творческие игры
Коммуникативные игры
Проектно-исследовательская деятельность
Постановка вопросов по изучаемому произведению
Ситуации формирования речевых умений
Задания, направленные на развитие творческого воображения
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя