Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»
Выполнила
Учитель МАОУ СОШ с. Большой Мелик
Фатюшкина Ольга Викторовна
Задача: 1.Показать практическую значимость использования данных приёмов работы в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках .
Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности. Недостаточный уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию.
Актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» . Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».
Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!
Спишите, исправив ошибки.
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Этот приём можно использовать при изучении биографии писателя или поэта.
В конце одного из уроков даётся высказывание о том или ином авторе и задаётся вопрос: «О каком писателе идёт речь?»
Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
Берёза – белая
Мороз – холод
Ребята – дети
Петух – Петя
Ученик – учение
Рябина -ягода
Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
1) говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
2) закончив чтение текста, дети возвращаются к данным словам, смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
Среди множества однотипных слов одно выделяем цветом или размером.
Внимание учащихся через зрительное восприятие концентрируется на выделенном слове. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее формулируется тема и цели урока.
Например, тема урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» : словарь, сторож, письмо, НОЧЬ, ёж, коньки.
На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это самостоятельная часть речи? - да;
Она обозначает признак предмета? – нет;
Эта часть речи склоняется? – да;
Это самая многочисленная часть речи? – да.
Ребята делают вывод, что это существительное.
Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру мандарин.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой малину.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты?
Д: Он начинается с буквы «М»?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
Дети придумывают слова на тему «Школа»
1.Парта.
2.Парта, доска.
3. Парта, доска, мел и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.
Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило.
Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.
3.Учите детей учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.