kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она  обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»

Выполнила  Учитель МАОУ СОШ с. Большой Мелик  Фатюшкина Ольга Викторовна

Выполнила

Учитель МАОУ СОШ с. Большой Мелик

Фатюшкина Ольга Викторовна

Задача :  1.Показать практическую значимость использования данных приёмов работы в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках .

Задача : 1.Показать практическую значимость использования данных приёмов работы в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках .

Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности. Недостаточный уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию. Актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности. Недостаточный уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию.

Актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности

В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» . Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» . Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 

Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?

Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?

  • 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
  • 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
  • 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
  • 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Спишите, исправив ошибки.  выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!   Спишите, исправив ошибки .
  • Спишите, исправив ошибки.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!

  •   Спишите, исправив ошибки .

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:  Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Этот приём можно использовать при изучении биографии писателя или поэта. В конце одного из уроков даётся высказывание о том или ином авторе и задаётся вопрос: «О каком писателе идёт речь?» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

Этот приём можно использовать при изучении биографии писателя или поэта.

В конце одного из уроков даётся высказывание о том или ином авторе и задаётся вопрос: «О каком писателе идёт речь?»

Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

Б е рёза – белая М о роз – х о лод Р е бята – д е ти П е тух – П е тя Уч е ник – уч е ние Р я бина - я года

Б е рёза – белая

М о роз – х о лод

Р е бята – д е ти

П е тух – П е тя

Уч е ник – уч е ние

Р я бина - я года

Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. 1) говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом. 2) закончив чтение текста, дети возвращаются к данным словам, смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

1) говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

2) закончив чтение текста, дети возвращаются к данным словам, смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

Среди множества однотипных слов одно выделяем цветом или размером.  Внимание учащихся через зрительное восприятие концентрируется на выделенном слове. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее формулируется тема и цели урока.  Например, тема урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» : словарь, сторож, письмо, НОЧЬ, ёж, коньки.

Среди множества однотипных слов одно выделяем цветом или размером.

Внимание учащихся через зрительное восприятие концентрируется на выделенном слове. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее формулируется тема и цели урока.

Например, тема урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» : словарь, сторож, письмо, НОЧЬ, ёж, коньки.

На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это самостоятельная часть речи? - да;  Она обозначает признак предмета? – нет; Эта часть речи склоняется? – да; Это самая многочисленная часть речи? – да. Ребята делают вывод, что это существительное.

На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? - да;

Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас? Д: Я беру с собой капусту. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру апельсин. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру мандарин. У: Я беру тебя с собой. Д: А я беру с собой малину. У: Я беру тебя с собой. Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»? У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? Д: Он начинается с буквы «М»? У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.  

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру мандарин.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой малину.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты?

Д: Он начинается с буквы «М»?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

 

Дети придумывают слова на тему «Школа» 1.Парта. 2.Парта, доска. 3. Парта, доска, мел и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Дети придумывают слова на тему «Школа»

1.Парта.

2.Парта, доска.

3. Парта, доска, мел и т.д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило.

Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.  1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества. 3.Учите детей учиться.  4.Необходимо чаще использовать вопрос

При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

3.Учите детей учиться.

4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Фатюшкина Ольга Викторовна

Дата: 07.06.2024

Номер свидетельства: 652278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формирование функциональной грамотности на уроках русской литературы"
    ["seo_title"] => string(66) "formirovaniiefunktsionalnoighramotnostinaurokakhrusskoilitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "304394"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457710407"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по чтению УМК Школа-2100"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_proghramma_po_chtieniiu_umk_shkola_2100"
    ["file_id"] => string(6) "381501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484882847"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100" с домашним заданием "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-shkola-2100-s-domashnim-zadaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "224372"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438714657"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства