Просмотр содержимого документа
«Доклад "Словарная работа"»
Доклад
Словарная работа на уроке русского языка.
Акуша 2018
Словарная работа на уроке русского языка
Слова - могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение или орфографии, многие уч-ся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.
Чтобы научить детей, обучающихся в нерусской школе, понимать разговорную речь, излагать свои мысли на русском языке, владеть навыками чтения и письма по-русски, надо больше времени отводить словарной работе.
Словарная работа должна начинаться с первого дня обучения ребенка русскому языку и проводиться постоянно. Дети начинают изучать русский язык наряду со своим родным языком уже в первом классе. Правильно поставленная работа по русскому языку в начальных классах имеет большое значение. Одно из слабых мест в преподавании русского языка в национальной школе является недостаточно развитая устная речь учащихся, ошибки в произношении, что снижает качество чтения и влечет и за собой плохое понимание прочитанного. Неправильное произношение заученных русских слов в дальнейшем очень трудно исправить. Поэтому уже с 1 класса надо внимательно следить за речью уч-ся, не допускать искажений. Особенно много ошибок уч-ся нашей школы делают в произношении слов с буквами ши щ, и и ы,а и я, у и ю.
Например: бил вместо был,Лудмила вместо Людмила, Кола вместо Коля, каща вместо каша.
Большое значение для эффективности преподавания имеет количество новых слов, с которыми нужно знакомить детей на одном уроке, приводить к их забыванию. В соответствии с программой уч-ся дагестанской начальной школы ежегодно должны усваивать около 500-600 новых слов. Следовательно, на уроках приходится примерно 3-4 новых слов.
Если словарную работу вести планомерно, строго учитывая изученные слова, то дети прочно усваивают указанное количество слов. Словарная работа, на наш взгляд, должна планироваться для каждого отдельно. В плане должно быть указано определенное количество новых слов, подлежащих усвоению в каждый четверти, а так же на каждом уроке.
В своем поурочном плане учитель обязательно должен отличать новые слова из изучаемого текста.
При подготовке к каждому уроку я разбиваю слова, значение которых нужно объяснить, определяю какие из них должны войти в активный словарь уч-ся, продумываю наиболее эффективные способы объяснения значения новых слов и закрепления их в памяти уч-ся.
При первичном знакомстве со словом пользуюсь следующими приемами: демонстрация предметов, использование картин, рисунков, толкование значения слова на русском и родном языке, употребление слова в предложении, произношение новых слов учителем, чтение учащимся слов, написанных на классной доске, запись новых слов. Выбор того или иного приема зависит от значения слова. Если слова невозможно объяснить путем показа предмета, то я использую в этом случае рисунки, картины.
Последовательность работы на уроках над новым словом такова:
Запись слова на доске;
Чтение его учителем;
Объяснение значения слов;
Чтение слова учащимися;
Работа над ударением и произношением;
Составление предложений с данным словом.
В начальных классах часто применяют перевод нового слова на родной язык учащихся. В этот метод используется при объяснении таких отвлеченных понятий как «радость»,«горе», «свобода», « смеяться».
В учебных текстах иногда встречаются слова и выражения, которые невозможно перевести на родной язык (например, слова вокзал,вагон.)
При изучении новых слов важным является вопрос о том, на каком этапе урока объяснять новые слова. Практика показала, что это можно делать до чтения текста, во время чтения и после чтения. До чтения я объясняла только слова, непонимание которых будет затруднять восприятие детьми всего текста. Такие слова я старалась объяснять в процессе предварительной беседы. Во время чтения объясняла слова, смысл которых подсказывался содержанием текста. После чтения текста объясняла слова, которые все-таки оказались непонятными для некоторых уч-ся.
Важнейшей частью словарной работы является повторение усваиваемой лексики в течение определенного времени. Новые слова должны закрепляться на том же уроке, на котором они объяснялись учащимся. Чтобы проверить, знают ли дети слова, можно предложить им перевести фразы с новыми словами на родной язык, составить предложения с новыми словами. Такие задания заставляют ученика самостоятельно осмысливать каждое новое слово.
В своей практике для закрепления слов в памяти учащихся часто использую такие виды работ:
а) перевод слов с родного языка на русский;
б) группировка слов на тему» Школа»,«Магазин» и т. д.
в) подбор антонимов и синонимов;
г) заучивание наизусть примеров с новыми словами;
д) вставка в предложения пропущенных слов;
е) самостоятельное составление учащимися предложений с изученными словами;
ж) использование различных игр и загадок( например, игра « Кто вспомнит больше слов из словарика на звуки(с), + (г) в начале слова;
Игра « Цепочка слов», где каждое последующее слово надо начать с последней буквы предыдущего слова: весна-арбуз-заяц.
Ежегодно веду учет словаря: в специальной тетради записываю слова с 1 по 4 класс и по этой тетради веду повторение пройденных слов. Кроме того, при спросе ученик приносит с собой словарик, а я отмечаю в нем красной пастой слова, которые он не усвоил. Через определенное время я спрашиваю у ученика именно эти слова. Приемы проверки усвоение новых слов я по возможности стараюсь разнообразить . Некоторые учителя в целях проверки усвоения новых слов дают учащимся карточки, на которых записано толкование слов, рядом учащиеся записывают по памяти эти слова. Можно рекомендовать для проверки знания слов уч-ся запись названий предметов, изображенных на рисунках, или я диктую детям загадку, а ученики пишут отгадку.
Например :
Учреждение, где хранятся и выдаются книги для общественного пользования (Библиотека).
Листы бумаги, на которых печатаются сообщения о событиях в стране и за рубежом (газета).
Надпись на письме с указанием места назначения и получателя (адрес).
Двенадцатая часть года ( месяц).
Напишите названия зимних месяцев ( декабрь, январь, февраль).
При работе над словарем не следует забывать игровые моменты. Учащимся нравится когда урок начинают такими словами:
Слова спокойно жили в книжке.
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили.
Из книжки в норку утащили.
На доске приведены слова:
. . . робей
. . . рона
. . . тух
Использую игру « Подсказка» , особенно если тема вызывает затруднение. Но обязательно говорю тему, например « Птицы».
- о – о - - - ( воробей)
- о - о - - - (ворона)
- е - - - (петух)
- о – о - - - (сорока)
Можно использовать такой прием: у доски два ученика. Они и весь класс пишут одну из тем словаря под диктовку учителя. По окончании работы вызываю двух « учителей» проверить ошибки. Оцениваю работу « учеников» и «учителей».
Благодаря такому разнообразию работы у детей появляется интерес к слову, развивается речь и мышление.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(226) "Доклад "Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся" "
["seo_title"] => string(141) "doklad-slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-putiei-razvitiia-riechi-i-oboghashchieniia-slovarnogho-zapasa-uchashchikhsia"
["file_id"] => string(6) "228997"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1441557014"
}
}