kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чтение. Как усовершенствовать навык чтения в начальной школе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает в себя приемы отработки навыков чтения в начальной школе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чтение. Как усовершенствовать навык чтения в начальной школе?»

Как усовершенствовать навык чтения в начальной школе?   Разработали: учителя начальных классов Масычева Л.Н., Туркина О.Н.

Как усовершенствовать навык чтения в начальной школе?

Разработали: учителя начальных классов

Масычева Л.Н., Туркина О.Н.

Навык чтения Смысловая сторона: выразительность чтения понимание прочитанного. Техническая сторона:

Навык чтения

Смысловая сторона:

  • выразительность чтения
  • понимание прочитанного.

Техническая сторона:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • динамика чтения,
  • правильность чтения.
Техническая сторона навыка чтения  Способ чтения

Техническая сторона навыка чтения Способ чтения

  • побуквенное;
  • послоговое;
  • слог + слово;
  • целое слово.
Техническая сторона навыка чтения  Темп чтения  1 класс   35-50  2 класс   50-60    3 класс 70-80 4 класс   90-120

Техническая сторона навыка чтения Темп чтения

1 класс

35-50

2 класс

50-60

3 класс

70-80

4 класс

90-120

Техническая сторона навыка чтения Динамика чтения (увеличение скорости чтения) положительная отрицательная неизменная

Техническая сторона навыка чтения

Динамика чтения (увеличение скорости чтения)

положительная

отрицательная

неизменная

Техническая сторона навыка чтения  Правильность чтения Ошибки при чтении:

Техническая сторона навыка чтения Правильность чтения

Ошибки при чтении:

  • замена букв;
  • пропуск бук;
  • искажение слова;
  • нарушение согласования слов;
  • неверное ударение;
  • повторы.
Психические функции как основа формирования навыка чтения

Психические функции как основа формирования навыка чтения

  • состояние устной речи,
  • интеллектуальная деятельность,
  • зрительно-пространственные представления,
  • зрительно-моторные и слухо-моторные координации,
  • слухоречевая и зрительная память,
  • особенности функциональной асимметрии.
Причины и помехи  тормозящие скорость чтения

Причины и помехи тормозящие скорость чтения

  • Природный темп деятельности.
  • Регрессии.
  • Отсутствие антиципации.
  • Артикуляция.
  • Малое поле зрения.
  • Уровень организации внимания.
  • Уровень развития памяти.
Упражнения на увеличение темпа чтения Многократное чтение. Чтение одного и того же текста несколько раз, увеличивая скорость. «Молния» Чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. «Буксир»  Взрослый читает текст вслух со скоростью на 20 слов превышающей скорость ребенка.  а) взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Ребенок читает вслух, стараясь успеть за взрослым.  б) взрослый читает вслух, ребенок про себя. Взрослый останавливается, ребенок показывают слово, где остановился взрослый.

Упражнения на увеличение темпа чтения

Многократное чтение.

Чтение одного и того же текста несколько раз,

увеличивая скорость.

«Молния»

Чередование чтения в комфортном режиме с чтением

в максимально быстром темпе.

«Буксир»

Взрослый читает текст вслух со скоростью на 20 слов превышающей скорость ребенка.

а) взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Ребенок читает вслух, стараясь успеть за взрослым.

б) взрослый читает вслух, ребенок про себя. Взрослый останавливается, ребенок показывают слово, где остановился взрослый.

Регрессии  Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Причины :

Регрессии

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Причины :

  • сила привычки;
  • кажущиеся трудности текста;
  • отсутствие внимания.
Регрессии  Упражнение «Чтение с окошечком»

Регрессии Упражнение «Чтение с окошечком»

Антиципация (смысловая догадка)    Родился зай... в лесу и всё боял... . Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти..., упадёт с дере... ком снега- у зайчи... душа в пят... .  Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... .  - Нико... я не бою...!- крик... он на весь лес. - Вот не бою...нисколь..., и всё тут!      Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега - у зайчика душа в пятки.  Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться.  - Никого я не боюсь!- крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Антиципация (смысловая догадка)

Родился зай... в лесу и всё боял... . Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти..., упадёт с дере... ком снега- у зайчи... душа в пят... .

Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... .

- Нико... я не бою...!- крик... он на весь лес. - Вот не бою...нисколь..., и всё тут!

 

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега - у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться.

- Никого я не боюсь!- крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Упражнение на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав гласных и согласных  а---а а----а а-----а а------а   с-л-в-й ч-рв-к л-г-шк- к-м-ш з-л-т-й б---- -б--- --б-- ---б- ----б   п-н-л к-ст-чк- р-н-ц т-тр-дь к-р-нд-ш

Упражнение на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав гласных и согласных

а---а

а----а

а-----а

а------а

с-л-в-й

ч-рв-к

л-г-шк-

к-м-ш

з-л-т-й

б----

-б---

--б--

---б-

----б

п-н-л

к-ст-чк-

р-н-ц

т-тр-дь

к-р-нд-ш

Упражнение на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных   С Д Б Г Р Т Р С Р В Г Л Г М Л Ж Л В Л Г Л П Р З Н К З Н Д Н Л К С Д М Б Х Р К Д П Н В Н Т К Б Т Н С П С К Р Д Л М К Л Г Р Д М Р К З Л Т М Т П Ж Р В Р З В Д Л П Ш К С Л Ж Т З Д К Ж Щ К В Щ Л Г Д Р Ж Р Р М Т Р С Ц Р Т М С Л Д Н Ш Г Т М Р З М  Б Р Б Л Г Л Б К М Т М Б К П П С П Л Б Ж С Ф Л М Г Т Н К Р З Р Ж Б Р З Т Н Ж Р З Р Г З М В Р С П Т Б Р З М Ж Л Д К Р Т В Т Р Т М Н Б Л С Р Н С П Р К

Упражнение на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных

С Д Б Г Р

Т Р С Р В

Г Л Г М Л

Ж Л В Л Г

Л П Р З Н

К З Н Д Н

Л К С Д М

Б Х Р К Д

П Н В Н Т

К Б Т Н С

П С К Р Д

Л М К Л Г

Р Д М Р К

З Л Т М Т

П Ж Р В Р

З В Д Л П

Ш К С Л Ж

Т З Д К Ж

Щ К В Щ Л

Г Д Р Ж Р

Р М Т Р С

Ц Р Т М С

Л Д Н Ш Г

Т М Р З М

Б Р Б Л

Г Л Б К М

Т М Б К П

П С П Л Б

Ж С Ф Л М

Г Т Н К Р

З Р Ж Б Р

З Т Н Ж Р

З Р Г З М

В Р С П Т

Б Р З М Ж

Л Д К Р Т

В Т Р Т М

Н Б Л С Р

Н С П Р К

Антиципация частей поговорок и пословиц    Сделал дело …   Дал слово…    Тише едешь… Лучше поздно …   Мал золотник …   Семь раз отмерь … Без труда не вынешь … Любишь кататься, люби и …

Антиципация частей поговорок и пословиц

Сделал дело …

Дал слово…

Тише едешь…

Лучше поздно …

Мал золотник …

Семь раз отмерь …

Без труда не вынешь …

Любишь кататься, люби и …

Антиципация на уровне текста  Упражнение «Угадай»   Бедовая курица  На дв…р… мать корм…л… кур: -Цып-цып-цыпа-а-а!  Со всех сторон - и с усадьб…, и с улиц…, и с дв…р… бежал… и летел… кур…. Они хлоп…л… крыль…м… и кудахт…л…. -Ну как, Танюш…, спал…? – спросил… мать. – Видн…, крепк…? Моя бригад… уже наработ…л…сь – мы целый луг скосил… и валы разбил…, а ты только-только гл…з… открыл…! Ну, расскаж…, какие тебе сны снились.  Тан… посмотрел… на синее неб…, на зелен… берез… …  (Л.Воронкова )

Антиципация на уровне текста Упражнение «Угадай»

Бедовая курица

На дв…р… мать корм…л… кур:

-Цып-цып-цыпа-а-а!

Со всех сторон - и с усадьб…, и с улиц…, и с дв…р… бежал… и летел… кур…. Они хлоп…л… крыль…м… и кудахт…л….

-Ну как, Танюш…, спал…? – спросил… мать. – Видн…, крепк…? Моя бригад… уже наработ…л…сь – мы целый луг скосил… и валы разбил…, а ты только-только гл…з… открыл…! Ну, расскаж…, какие тебе сны снились.

Тан… посмотрел… на синее неб…, на зелен… берез… …

(Л.Воронкова )

Антиципация на уровне текста  Упражнение «Угадай» Медок и холодок   Аленка вылез… из луж… и сказа…:  -А вода до чего тепл…!  И побеж… по ули…, по всем лужи… и калужинк…. Таня бросил… за ней.  Они догон… друг друга, шлеп… босы… ног… по воде, подним… весел… брыз…, и смеял….

Антиципация на уровне текста Упражнение «Угадай»

Медок и холодок

Аленка вылез… из луж… и сказа…:

-А вода до чего тепл…!

И побеж… по ули…, по всем лужи… и калужинк…. Таня бросил… за ней.

Они догон… друг друга, шлеп… босы… ног… по воде, подним… весел… брыз…, и смеял….

Антиципация на уровне текста  Упражнение «Угадай» Грушевое яблочко    Утром Аленка явилась с большим подсолнухом. Подсолнух был широкий, как корзинка, и весь набит черными шелковистыми семечками. Аленка вытаскивала по одному семечку, и в подсолнухе оставалось светлое пустое гнездышко.

Антиципация на уровне текста Упражнение «Угадай»

Грушевое яблочко

Утром Аленка явилась с большим подсолнухом. Подсолнух был широкий, как корзинка, и весь набит черными шелковистыми семечками. Аленка вытаскивала по одному семечку, и в подсолнухе оставалось светлое пустое гнездышко.

Антиципация на уровне текста  Упражнение «Пропавшие слова»  Тишина стоит в дремучем ________ . Чёрные ___________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт __________ .

Антиципация на уровне текста Упражнение «Пропавшие слова»

Тишина стоит в дремучем ________ .

Чёрные ___________ затянули солнце.

Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт __________ .

Антиципация на уровне текста  Упражнение «Решётка»

Антиципация на уровне текста Упражнение «Решётка»

Лев и мышь.   Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

Лев и мышь.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".

Л.Н. Толстой

Артикуляция  гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных 1. Четкое произнесение гласных звуков с широко открытым ртом: иу, иу, иу, иу, иу, и-у, и-у, и-у; а-у, ао, ыи, эа, ио; аы, ао, ау, иа, ио, иу, иэ 2. Четкое произнесение сочетаний гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т. д. 3. Чтение различного рода а) сочетаний гласных: аоуиэ, аиуоэ; б) согласных: з-с-ж, ш-ж-с; в) согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. 4. Чтение гласных и согласных в словах, предложениях: электрификация, портфель. В январе много снегу во дворе. 5. Произноси правильно: ща, ще  ручища, ножища, тараканище, чудище, хвостище  Щеткой чищу я щенка. его, ого у синего моря Р Карл у Клары украл кораллы. с-ш Шапкой Саша шишку сшиб.

Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных

1. Четкое произнесение гласных звуков с широко открытым ртом:

иу, иу, иу, иу, иу, и-у, и-у, и-у; а-у, ао, ыи, эа, ио; аы, ао, ау, иа, ио, иу, иэ

2. Четкое произнесение сочетаний гласных и согласных:

ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т. д.

3. Чтение различного рода

а) сочетаний гласных: аоуиэ, аиуоэ;

б) согласных: з-с-ж, ш-ж-с;

в) согласных и гласных: же, че, ща, тра, три.

4. Чтение гласных и согласных в словах, предложениях:

электрификация, портфель. В январе много снегу во дворе.

5. Произноси правильно:

ща, ще ручища, ножища, тараканище, чудище, хвостище

Щеткой чищу я щенка.

его, ого у синего моря

Р Карл у Клары украл кораллы.

с-ш Шапкой Саша шишку сшиб.

Артикуляция 6. Чтение чистоговорок.  Мясо, мята, дядя, няня,  семя, имя, тётя, баня,  мякоть, вяз, ивняк, возня,  пятка, связка, западня.  7. Чтение скороговорок. Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Артикуляция

6. Чтение чистоговорок.

Мясо, мята, дядя, няня,

семя, имя, тётя, баня,

мякоть, вяз, ивняк, возня,

пятка, связка, западня.

7. Чтение скороговорок.

Валя на проталинке

промочила валенки.

Валенки у Валеньки

сохнут на завалинке.

Увеличение поля зрения  Упражнение «Буквенная пирамида»      у  о      ы    и       а    ю     ё  .  э     я      е

Увеличение поля зрения Упражнение «Буквенная пирамида»

у о

ы и

а ю

ё . э

я е

Увеличение поля зрения  Упражнение «Слоговая пирамида»     на  по      мы  си      лу    та     со    пы     ты     ли

Увеличение поля зрения Упражнение «Слоговая пирамида»

на по

мы си

лу та

со пы

ты ли

Увеличение поля зрения  Упражнение «Пирамида из слов»  СОК СОН   ЛУК ЛУГ   ДОМ ДЫМ   ЛЕС ЛИС   КРАН КРОТ

Увеличение поля зрения Упражнение «Пирамида из слов»

СОК СОН

ЛУК ЛУГ

ДОМ ДЫМ

ЛЕС ЛИС

КРАН КРОТ

Увеличение поля зрения  Упражнение «Цифровая таблица»  1   7    16 11 4   22   23 3  5   9  10 18  15  14   2 6 12   20  17 24 19   8 21  13

Увеличение поля зрения Упражнение «Цифровая таблица»

1

7

16

11

4

22

23

3

5

9

10

18

15

14

2

6

12

20

17

24

19

8

21

13

Увеличение поля зрения  Упражнение «Буквенная таблица»  А   Н     Х У И   К    Ю О   Р    А Д  Б  Л З    П Ш   С   Ч Е Э Я   Ц Т  В

Увеличение поля зрения Упражнение «Буквенная таблица»

А

Н

Х

У

И

К

Ю

О

Р

А

Д

Б

Л

З

П

Ш

С

Ч

Е

Э

Я

Ц

Т

В

Увеличение поля зрения  Чтение однокоренных слов  Вода, водный, водица, водяной, водянистый, наводнение.  Питье, выпить, спитой, допить, питьевой, запивать.  Нос, носик, носище, носишко, носастый, переносица.  Гора, горка, горняк, горища, горный, горушка, гористый, пригорок.  Глаз, глазок, глазной, глазеть, глазищи, глазница, глазастый, глазёнки.

Увеличение поля зрения Чтение однокоренных слов

Вода, водный, водица, водяной, водянистый, наводнение.

Питье, выпить, спитой, допить, питьевой, запивать.

Нос, носик, носище, носишко, носастый, переносица.

Гора, горка, горняк, горища, горный, горушка, гористый, пригорок.

Глаз, глазок, глазной, глазеть, глазищи, глазница, глазастый, глазёнки.

Увеличение поля зрения  Чтение слов с одинаковой концовкой - ок сынок, лесок, дубок, грибок, уголок, блинок, холодок, ветерок; - ик носик, дождик, винтик, ключик, домик, цветик, дворик, огородик, карандашик; - мка рамка, немка, ломка, сумка, дымка, кромка, лакомка, соломка, выдумка; - нка спаленка, снежинка, корзинка, крупинка, тростинка, изюминка, скотинка, паутинка, бороденка, сестренка; - лька  сабелька, неделька, земелька, шинелька, туфелька, сосулька, свистулька;

Увеличение поля зрения Чтение слов с одинаковой концовкой

- ок сынок, лесок, дубок, грибок, уголок, блинок, холодок, ветерок;

- ик носик, дождик, винтик, ключик, домик, цветик, дворик, огородик, карандашик;

- мка рамка, немка, ломка, сумка, дымка, кромка, лакомка, соломка, выдумка;

- нка спаленка, снежинка, корзинка, крупинка, тростинка, изюминка, скотинка, паутинка, бороденка, сестренка;

- лька сабелька, неделька, земелька, шинелька, туфелька, сосулька, свистулька;

Увеличение поля зрения  Чтение форм одного и того же слова у бревна   у моста    до бревна на мосту от бревна   до моста    из бревна к мосту из-за бревна от моста   в бревне по мосту о бревне из моста   с мостом на бревне  перед мостом  по бревну  о мосте над бревном из-за моста   из-под бревна под мостом под бревном из-под моста перед бревном над мостом с бревном к бревну

Увеличение поля зрения Чтение форм одного и того же слова

у бревна

у моста

до бревна

на мосту

от бревна

до моста

из бревна

к мосту

из-за бревна

от моста

в бревне

по мосту

о бревне

из моста

с мостом

на бревне

перед мостом

по бревну

о мосте

над бревном

из-за моста

из-под бревна

под мостом

под бревном

из-под моста

перед бревном

над мостом

с бревном

к бревну

Увеличение поля зрения  Чтение слов с одинаковыми суффиксами  - оньк- полосонька, лисонька, волосоньки, коровонька, головонька, глазоньки, липонька, березонька, кисонька; - ушк - травушка, деревушка, лебёдушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка, говорушка, журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка; - еньк- дяденька, тётенька, рученька, ноченька, внученька, ноженьки, доченька;

Увеличение поля зрения Чтение слов с одинаковыми суффиксами

- оньк- полосонька, лисонька, волосоньки, коровонька, головонька, глазоньки, липонька, березонька, кисонька;

- ушк - травушка, деревушка, лебёдушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка, говорушка, журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка;

- еньк- дяденька, тётенька, рученька, ноченька, внученька, ноженьки, доченька;

Увеличение поля зрения   Чтение слов с приставками Перехватить, выхватить, обхватить, отхватить, прихватить, захватить, схватить, охватить, ухватить, подхватить Вшить, пошить, перешить, прошить, зашить, ушить, нашить, сшить, вышить, подшить, дошить, пришить . Протоптать, притоптать, затоптать, вытоптать, втоптать, истоптать, растоптать, потоптать, натоптать. Натопить, потопить, затопить, протопить, истопить, вытопить, растопить, перетопить, подтопить.

Увеличение поля зрения Чтение слов с приставками

Перехватить, выхватить, обхватить, отхватить, прихватить, захватить, схватить, охватить, ухватить, подхватить

Вшить, пошить, перешить, прошить, зашить, ушить, нашить, сшить, вышить, подшить, дошить, пришить .

Протоптать, притоптать, затоптать, вытоптать, втоптать, истоптать, растоптать, потоптать, натоптать.

Натопить, потопить, затопить, протопить, истопить, вытопить, растопить, перетопить, подтопить.

Сужение поля зрения  Упражнение «Слово наоборот» Два козлика     Через йечур положена аксод . Встретились ан доске авд козлика. иН один ен хотел ьтипутсу другому игород . Началась акард . Дрались, ьсилард , да або и упали в удов .

Сужение поля зрения Упражнение «Слово наоборот»

Два козлика

 

Через йечур положена аксод . Встретились ан доске авд козлика. иН один ен хотел ьтипутсу другому игород . Началась акард . Дрались, ьсилард , да або и упали в удов .

«Вторая половина» Чтение слов или текста про себя, вслух произносятся только окончания слов. Чте ние , толь ко , тра ва , соло ма , вы шел из кух ни , подо йдут к сторо жке , бега ют  по площа дке , подой дём  к бере гу , останов люсь неда леко от дере вни .  Лес ная поля на пок рыта пуши стым сне гом . Мел кие бука шки запря тались  от холо да под ко рой .  «Ловушка» Взрослый читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ребенок ищет эту замену.  «Прыжки» Чтение через слово. «Голова и хвост» Взрослый начинает читать предложение, ребенок быстро его находят и дочитывают вместе. «Первый и последний» Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке; первого и последнего слова в предложении. «Прятки» Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.) Чтение текста, перевёрнутого на 180. Чтение текста, повёрнутого на 90.
  • «Вторая половина»

Чтение слов или текста про себя, вслух произносятся только окончания слов.

Чте ние , толь ко , тра ва , соло ма , вы шел из кух ни , подо йдут к сторо жке , бега ют по площа дке , подой дём к бере гу , останов люсь неда леко от дере вни .

Лес ная поля на пок рыта пуши стым сне гом . Мел кие бука шки запря тались от холо да под ко рой .

  • «Ловушка» Взрослый читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ребенок ищет эту замену.
  • «Прыжки» Чтение через слово.
  • «Голова и хвост» Взрослый начинает читать предложение, ребенок быстро его находят и дочитывают вместе.
  • «Первый и последний» Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке; первого и последнего слова в предложении.
  • «Прятки» Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.)
  • Чтение текста, перевёрнутого на 180.
  • Чтение текста, повёрнутого на 90.
Тест «Догони и поймай букву»  Образец выполнения задания:  Е О Р Ы Л А Г Е Т С Р В Л Д Ы Р Ч Т М Е А П Ф  Г К Ю Ш Р Т И Е М А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Ь Л Ж О Р В Н И ОЖ Д Б Л Ь О Т Р И П М А С В Н П О М И М О Р Н П Е К У В А Ы Ц Ч С М В А П Р О Т И Р О Ь С В Ы Ц У В А К Е Р О Ж Г А Ь М Н Р В Е Ш Л Т Б О Р В С Ч Р О И Т Л М А О П В Ч С М И Т О Р Н Ш З Х Э Ю О В П А Р Ы Л А Г Е Т С Р В Л Д Ы Д Ч Т М Н А П Ф Х Г К Ю Ш Р Т И Е П А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Е Л Ж О Р В Н О Ж Д Б В Ь О Т Р И П М А С С В Н П О И М М О Р Н Е К У В К Л О Ч С М В А П Р О Т П Р О Ь П Р О Е Т Л А Р Е О Л Ю Д В Е Р М Ь Е Р В Р О Е Р М Т Л Д Р П Е В Р О Л Е А Р Л Д Ж У Е П Ы С Р З Щ Х

Тест «Догони и поймай букву»

Образец выполнения задания:

Е О Р Ы Л А Г Е Т С Р В Л Д Ы Р Ч Т М Е А П Ф

Г К Ю Ш Р Т И Е М А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Ь Л Ж О Р В Н И ОЖ Д Б Л Ь О Т Р И П М А С В Н П О М И М О Р Н П Е К У В А Ы Ц Ч С М В А П Р О Т И Р О Ь С В Ы Ц У В А К Е Р О Ж Г А Ь М Н Р В Е Ш Л Т Б О Р В С Ч Р О И Т Л М А О П В Ч С М И Т О Р Н Ш З Х Э Ю О В П А Р Ы Л А Г Е Т С Р В Л Д Ы Д Ч Т М Н А П Ф Х Г К Ю Ш Р Т И Е П А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Е Л Ж О Р В Н О Ж Д Б В Ь О Т Р И П М А С С В Н П О И М М О Р Н Е К У В К Л О Ч С М В А П Р О Т П Р О Ь П Р О Е Т Л А Р Е О Л Ю Д В Е Р М Ь Е Р В Р О Е Р М Т Л Д Р П Е В Р О Л Е А Р Л Д Ж У Е П Ы С Р З Щ Х

Развитие внимания  Чтение слов, отличающихся одной буквой   Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял. Мол – пол – тол – кол – гол – вол – зол. Пар – бар – вар – дар – шар – жар. Выть – рыть – ныть – быть – мыть. Мышка – мошка – мишка – миска. Галя – Валя – Ваня – Таня – баня – Саня.

Развитие внимания Чтение слов, отличающихся одной буквой

Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял.

Мол – пол – тол – кол – гол – вол – зол.

Пар – бар – вар – дар – шар – жар.

Выть – рыть – ныть – быть – мыть.

Мышка – мошка – мишка – миска.

Галя – Валя – Ваня – Таня – баня – Саня.

Развитие внимания  Тексты зрительных диктантов (И.Т.Федоренко)      Предложения 1 Кол-во букв На столе чашки. 2 Вот плывёт туча.  12 3 4  13 Застучал дождь. Звонко поют чижи.  13 5 14 Гусь больше утки. 6 Моржи живут в море. 14 15

Развитие внимания Тексты зрительных диктантов (И.Т.Федоренко)

Предложения

1

Кол-во букв

На столе чашки.

2

Вот плывёт туча.

12

3

4

13

Застучал дождь.

Звонко поют чижи.

13

5

14

Гусь больше утки.

6

Моржи живут в море.

14

15

Развитие внимания - Среди букв спрятались названия птиц. Найди и назови их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗЛЖУРАВЛЬШЛПТДПКВОРЕЦДЮКУКУШКАХЖЗВОЛАСТОЧКА Найди и назови слова, обозначающие родственников. ДЖИОТЕЦВЧСБРАТИМГОМАТЬДЖУЕНПСЕСТРАЫОДЛДОЧЬИТОСЫНТБАБУШКАВНУКТОЛСМУЖТОЛДУЖЕНАРОЛВНУЧКАТЧТЁТЯРОПАПЛЕМЯННИКМСДЯДЯЗИ

Развитие внимания

- Среди букв спрятались названия птиц. Найди и назови их.

ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗЛЖУРАВЛЬШЛПТДПКВОРЕЦДЮКУКУШКАХЖЗВОЛАСТОЧКА

Найди и назови слова, обозначающие родственников.

ДЖИОТЕЦВЧСБРАТИМГОМАТЬДЖУЕНПСЕСТРАЫОДЛДОЧЬИТОСЫНТБАБУШКАВНУКТОЛСМУЖТОЛДУЖЕНАРОЛВНУЧКАТЧТЁТЯРОПАПЛЕМЯННИКМСДЯДЯЗИ

Развитие внимания Найди ежа Ёж убежал от друзей без оглядки. Сказал: – Поищите! Играю я в прятки. Сначала в норе ёж укрылся В одёжке. Затем покатился клубочком По стёжке. Нашел под березкой Кудряшки – серёжки. Решил подарить их Мальчишке Серёжке.

Развитие внимания

Найди ежа

Ёж убежал от друзей без оглядки.

Сказал:

– Поищите!

Играю я в прятки.

Сначала в норе ёж укрылся

В одёжке.

Затем покатился клубочком

По стёжке. Нашел под березкой

Кудряшки – серёжки.

Решил подарить их

Мальчишке Серёжке.

Развитие внимания  «Составь слово из слогов» ДУ-ГА-РА ФЛИ-ТУ СТРЮ-ЛЯ-КА ЛЕ-ТЕ-ФОН РЕЛ-ТА-КА

Развитие внимания «Составь слово из слогов»

ДУ-ГА-РА

ФЛИ-ТУ

СТРЮ-ЛЯ-КА

ЛЕ-ТЕ-ФОН

РЕЛ-ТА-КА

Развитие внимания  Упражнение «Веселая арифметика» КАБАН – АН + ЛУК = ? КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = ? КВА + РАК – АК + ТИРА = ? КОТ + ЁЛКА – КА = ? КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = ? КАК + П= ? ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = ? ЧЕРЕП - П + МУХА = ? ЧЁРНЫЙ – ЫЙ + О + СЛИВА – А = ? ЧУДЕСА – А + НЫЙ = ?

Развитие внимания Упражнение «Веселая арифметика»

КАБАН – АН + ЛУК = ?

КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = ?

КВА + РАК – АК + ТИРА = ?

КОТ + ЁЛКА – КА = ?

КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = ?

КАК + П= ?

ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = ?

ЧЕРЕП - П + МУХА = ?

ЧЁРНЫЙ – ЫЙ + О + СЛИВА – А = ?

ЧУДЕСА – А + НЫЙ = ?

Развитие внимания  «Разгадай загадки слов»

Развитие внимания «Разгадай загадки слов»

Развитие внимания  «Назови буквы, которые убежали из слова»  КАПУТА  ШЫАМ  ПЕУХ  ФРИЖ  ЕРБЛЮД

Развитие внимания «Назови буквы, которые убежали из слова»

КАПУТА

ШЫАМ

ПЕУХ

ФРИЖ

ЕРБЛЮД

Развитие внимания  « Найди слово в слове»      О лень , к осы , укол, гроза, шмель, глаз, лист, рукав, рыбак, кубок, дорога, булыжник, поляна, леска, волки, ворона, бараны.

Развитие внимания « Найди слово в слове»

О лень , к осы , укол, гроза, шмель, глаз, лист,

рукав, рыбак, кубок, дорога, булыжник, поляна,

леска, волки, ворона, бараны.

Развитие внимания  Игра

Развитие внимания Игра "Спрячь букву от буквоежки"

- За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. «Спрячь в домик (квадрат)» все буквы "а".

Развитие внимания  Игра

Развитие внимания Игра "Сохрани слово в секрете"

- Повторяйте за мной слова, но помните об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя, встретившись с названием цветка, молча хлопните один раз в ладоши.

Развитие внимания  « Загадки – прятки» Дале ко  за  деревушкой Мы беседуем с пастушкой... С коро  Ва нечка проснется – Молочком кормить придется...

Развитие внимания « Загадки – прятки»

Дале ко за деревушкой

Мы беседуем с пастушкой...

С коро Ва нечка проснется –

Молочком кормить придется...

Развитие внимания  «Исправь ошибку»   Рог до ушей – хоть завязки пришей.  Два сапога – тара.  Ус хорошо, а два лучше.  Один в золе не воин.  Трус кормит, а лень портит.  Не делай муки из слона.  Сашу маслом не испортишь.

Развитие внимания «Исправь ошибку»

Рог до ушей – хоть завязки пришей.

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Один в золе не воин.

Трус кормит, а лень портит.

Не делай муки из слона.

Сашу маслом не испортишь.

Упражнения на развитие слуховой памяти  Игра «Слова»  Придумать как можно больше слов, относящихся к темам. Игра «Запомни и повтори»  Внимательно прослушать слова, затем повторить их в том же порядке. Цепочки слов строятся по темам, с возрастающей сложностью. Игра «Посмотри и запомни»  На столе раскладываются карточки с написанными на них словами или картинками. Дается время для запоминания этих слов.  Дети отворачиваются, а взрослый меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.

Упражнения на развитие слуховой памяти

Игра «Слова»

Придумать как можно больше слов, относящихся к темам.

Игра «Запомни и повтори»

Внимательно прослушать слова, затем повторить их в том же порядке. Цепочки слов строятся по темам, с возрастающей сложностью.

Игра «Посмотри и запомни»

На столе раскладываются карточки с написанными на них словами или картинками. Дается время для запоминания этих слов.

Дети отворачиваются, а взрослый меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.

Упражнения на развитие слуховой памяти - Послушай 4 слова. Повтори их в другом порядке: от самого короткого к самому длинному. СОСНА-БЕРЁЗА-ДУБ-ЛИСТВЕННИЦА СВЁКЛА-АПЕЛЬСИН-ЛУК-СМОРОДИНА ГРУЗДЬ-ПОДБЕРЁЗОВИК-РЫЖИК-МУХОМОР ЛАСТОЧКА-ГРАЧ-ГАЛКА-ПЕРЕПЁЛКА ЖУК-МУРАВЕЙ-ГУСЕНИЦА-МУХА

Упражнения на развитие слуховой памяти

- Послушай 4 слова. Повтори их в другом порядке: от самого короткого к самому длинному.

СОСНА-БЕРЁЗА-ДУБ-ЛИСТВЕННИЦА

СВЁКЛА-АПЕЛЬСИН-ЛУК-СМОРОДИНА

ГРУЗДЬ-ПОДБЕРЁЗОВИК-РЫЖИК-МУХОМОР

ЛАСТОЧКА-ГРАЧ-ГАЛКА-ПЕРЕПЁЛКА

ЖУК-МУРАВЕЙ-ГУСЕНИЦА-МУХА

Упражнения на развитие слуховой памяти  Игра «Третий лишний»    - Найдите неродственное слово. Обоснуйте свой выбор. Желток, железо, жёлтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, час, честь. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк.

Упражнения на развитие слуховой памяти Игра «Третий лишний»

- Найдите неродственное слово. Обоснуйте свой выбор.

Желток, железо, жёлтый.

Носильщик, нос, носатый.

Часовщик, час, честь.

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

Упражнения на развитие слуховой памяти  Упражнение «Раздели слова на группы»   Автобус, машина, абрикос, тыква, малина, трамвай, поезд, почтальон, молоток, помидор, архитектор, топор, персик, рубанок, рябина, троллейбус, ракета, машинист, педагог, репортер, адвокат, отвертка, токарь.

Упражнения на развитие слуховой памяти Упражнение «Раздели слова на группы»

Автобус, машина, абрикос, тыква, малина,

трамвай, поезд, почтальон, молоток, помидор,

архитектор, топор, персик, рубанок, рябина,

троллейбус, ракета, машинист, педагог, репортер,

адвокат, отвертка, токарь.

Упражнения на развитие слуховой памяти  Упражнение «Отделение слов от псевдослов»   - Найди только слова.   Юноша, голубика, вунка, олень, лобубет, метор, красло, порог, стена, рюкзак, мост, актильп, апельсин, река, ревка, тигр, мазазин.

Упражнения на развитие слуховой памяти Упражнение «Отделение слов от псевдослов»

- Найди только слова.

Юноша, голубика, вунка, олень, лобубет, метор, красло, порог, стена, рюкзак, мост, актильп, апельсин, река, ревка, тигр, мазазин.

Упражнения на развитие слуховой памяти  Упражнение «Поиск смысловых ошибок»   Поздней осенью зацвели яблони. Мама достала из холодильника закипевший чайник и заварила чай. Хорошо летом кататься на речке на коньках. Бабушка сварила малиновое варенье из слив. Зимой в саду расцвели яблони.

Упражнения на развитие слуховой памяти Упражнение «Поиск смысловых ошибок»

Поздней осенью зацвели яблони.

Мама достала из холодильника закипевший чайник и заварила чай.

Хорошо летом кататься на речке на коньках.

Бабушка сварила малиновое варенье из слив.

Зимой в саду расцвели яблони.

Упражнения на развитие слуховой памяти  « Это правда или нет?»   Зимой медведь спит в берлоге.  Летом часто идёт снег. Птицы вьют гнёзда осенью. Весной в лесу много ягод. Летом санки не нужны.

Упражнения на развитие слуховой памяти « Это правда или нет?»

Зимой медведь спит в берлоге.

Летом часто идёт снег.

Птицы вьют гнёзда осенью.

Весной в лесу много ягод.

Летом санки не нужны.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Литература:

Литература:

  • Волина В. В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994
  • Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. – Ж-л «Начальная школа», №10- 1990
  • Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. Книга для родителей, учителей начальный классов и логопедов. – М.: «Флинта», 1997
  • Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: «Ось-89», 1999
  • Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.- С-Пб.: Союз, 1998
  • Максимук Н.Н. Игры по обучению чтению и грамоте. М.:2006
  • Федоренко И. Т. .Комплекс зрительных диктантов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чтение. Как усовершенствовать навык чтения в начальной школе?

Автор: Туркина Ольга Николаевна; Масычева Любовь Николаевна

Дата: 29.10.2020

Номер свидетельства: 561745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях. "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-i-vnieurochnykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "104714"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402753020"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Эффективность использования ИКТ на уроках "
    ["seo_title"] => string(43) "effiektivnost-ispol-zovaniia-ikt-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "102366"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402500695"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства