Просмотр содержимого документа
«Чтение. Как усовершенствовать навык чтения в начальной школе?»
Как усовершенствовать навык чтения в начальной школе?
Разработали: учителя начальных классов
Масычева Л.Н., Туркина О.Н.
Навык чтения
Смысловая сторона:
выразительность чтения
понимание прочитанного.
Техническая сторона:
способ чтения,
темп чтения,
динамика чтения,
правильность чтения.
Техническая сторона навыка чтенияСпособ чтения
побуквенное;
послоговое;
слог + слово;
целое слово.
Техническая сторона навыка чтенияТемп чтения
1 класс
35-50
2 класс
50-60
3 класс
70-80
4 класс
90-120
Техническая сторона навыка чтения
Динамика чтения (увеличение скорости чтения)
положительная
отрицательная
неизменная
Техническая сторона навыка чтенияПравильность чтения
Ошибки при чтении:
замена букв;
пропуск бук;
искажение слова;
нарушение согласования слов;
неверное ударение;
повторы.
Психические функции как основа формирования навыка чтения
состояние устной речи,
интеллектуальная деятельность,
зрительно-пространственные представления,
зрительно-моторные и слухо-моторные координации,
слухоречевая и зрительная память,
особенности функциональной асимметрии.
Причины и помехитормозящие скорость чтения
Природный темп деятельности.
Регрессии.
Отсутствие антиципации.
Артикуляция.
Малое поле зрения.
Уровень организации внимания.
Уровень развития памяти.
Упражнения на увеличение темпа чтения
Многократное чтение.
Чтение одного и того же текста несколько раз,
увеличивая скорость.
«Молния»
Чередование чтения в комфортном режиме с чтением
в максимально быстром темпе.
«Буксир»
Взрослый читает текст вслух со скоростью на 20 слов превышающей скорость ребенка.
а) взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения. Ребенок читает вслух, стараясь успеть за взрослым.
б) взрослый читает вслух, ребенок про себя. Взрослый останавливается, ребенок показывают слово, где остановился взрослый.
Регрессии
Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Причины :
сила привычки;
кажущиеся трудности текста;
отсутствие внимания.
РегрессииУпражнение «Чтение с окошечком»
Антиципация (смысловая догадка)
Родился зай... в лесу и всё боял... . Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти..., упадёт с дере... ком снега- у зайчи... душа в пят... .
Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... .
- Нико... я не бою...!- крик... он на весь лес. - Вот не бою...нисколь..., и всё тут!
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега - у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться.
- Никого я не боюсь!- крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Упражнение на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав гласных и согласных
а---а
а----а
а-----а
а------а
с-л-в-й
ч-рв-к
л-г-шк-
к-м-ш
з-л-т-й
б----
-б---
--б--
---б-
----б
п-н-л
к-ст-чк-
р-н-ц
т-тр-дь
к-р-нд-ш
Упражнение на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных
С Д Б Г Р
Т Р С Р В
Г Л Г М Л
Ж Л В Л Г
Л П Р З Н
К З Н Д Н
Л К С Д М
Б Х Р К Д
П Н В Н Т
К Б Т Н С
П С К Р Д
Л М К Л Г
Р Д М Р К
З Л Т М Т
П Ж Р В Р
З В Д Л П
Ш К С Л Ж
Т З Д К Ж
Щ К В Щ Л
Г Д Р Ж Р
Р М Т Р С
Ц Р Т М С
Л Д Н Ш Г
Т М Р З М
Б Р Б Л
Г Л Б К М
Т М Б К П
П С П Л Б
Ж С Ф Л М
Г Т Н К Р
З Р Ж Б Р
З Т Н Ж Р
З Р Г З М
В Р С П Т
Б Р З М Ж
Л Д К Р Т
В Т Р Т М
Н Б Л С Р
Н С П Р К
Антиципация частей поговорок и пословиц
Сделал дело …
Дал слово…
Тише едешь…
Лучше поздно …
Мал золотник …
Семь раз отмерь …
Без труда не вынешь …
Любишь кататься, люби и …
Антиципация на уровне текстаУпражнение «Угадай»
Бедовая курица
На дв…р… мать корм…л… кур:
-Цып-цып-цыпа-а-а!
Со всех сторон - и с усадьб…, и с улиц…, и с дв…р… бежал… и летел… кур…. Они хлоп…л… крыль…м… и кудахт…л….
-Ну как, Танюш…, спал…? – спросил… мать. – Видн…, крепк…? Моя бригад… уже наработ…л…сь – мы целый луг скосил… и валы разбил…, а ты только-только гл…з… открыл…! Ну, расскаж…, какие тебе сны снились.
Тан… посмотрел… на синее неб…, на зелен… берез… …
(Л.Воронкова )
Антиципация на уровне текстаУпражнение «Угадай»
Медок и холодок
Аленка вылез… из луж… и сказа…:
-А вода до чего тепл…!
И побеж… по ули…, по всем лужи… и калужинк…. Таня бросил… за ней.
Они догон… друг друга, шлеп… босы… ног… по воде, подним… весел… брыз…, и смеял….
Антиципация на уровне текстаУпражнение «Угадай»
Грушевое яблочко
Утром Аленка явилась с большим подсолнухом. Подсолнух был широкий, как корзинка, и весь набит черными шелковистыми семечками. Аленка вытаскивала по одному семечку, и в подсолнухе оставалось светлое пустое гнездышко.
Антиципация на уровне текстаУпражнение «Пропавшие слова»
Тишина стоит в дремучем ________ .
Чёрные ___________ затянули солнце.
Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт __________ .
Антиципация на уровне текстаУпражнение «Решётка»
Лев и мышь.
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".
Л.Н. Толстой
Артикуляциягласных, согласных, сочетаний гласных и согласных
1.Четкое произнесение гласных звуков с широко открытым ртом:
иу, иу, иу, иу, иу, и-у, и-у, и-у; а-у, ао, ыи, эа, ио; аы, ао, ау, иа, ио, иу, иэ
2. Четкое произнесение сочетаний гласных и согласных:
ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т. д.
3. Чтение различного рода
а) сочетаний гласных: аоуиэ, аиуоэ;
б) согласных: з-с-ж, ш-ж-с;
в) согласных и гласных: же, че, ща, тра, три.
4. Чтение гласных и согласных в словах, предложениях:
электрификация, портфель. В январе много снегу во дворе.
5. Произноси правильно:
ща, ще ручища, ножища, тараканище, чудище, хвостище
Щеткой чищу я щенка.
его, ого у синего моря
Р Карл у Клары украл кораллы.
с-ш Шапкой Саша шишку сшиб.
Артикуляция
6. Чтение чистоговорок.
Мясо, мята, дядя, няня,
семя, имя, тётя, баня,
мякоть, вяз, ивняк, возня,
пятка, связка, западня.
7. Чтение скороговорок.
Валя на проталинке
промочила валенки.
Валенки у Валеньки
сохнут на завалинке.
Увеличение поля зренияУпражнение «Буквенная пирамида»
уо
ыи
аю
ё.э
яе
Увеличение поля зренияУпражнение «Слоговая пирамида»
напо
мыси
лута
сопы
тыли
Увеличение поля зренияУпражнение «Пирамида из слов»
СОК СОН
ЛУК ЛУГ
ДОМ ДЫМ
ЛЕС ЛИС
КРАН КРОТ
Увеличение поля зренияУпражнение «Цифровая таблица»
1
7
16
11
4
22
23
3
5
9
10
18
15
14
2
6
12
20
17
24
19
8
21
13
Увеличение поля зренияУпражнение «Буквенная таблица»
Через йечур положена аксод . Встретились ан доске авд козлика. иН один ен хотел ьтипутсу другому игород . Началась акард . Дрались, ьсилард , да або и упали в удов .
«Вторая половина»
Чтение слов или текста про себя, вслух произносятся только окончания слов.
Чте ние , толь ко , тра ва , соло ма , вы шел из кух ни , подо йдут к сторо жке , бега ютпо площа дке , подой дёмк бере гу , останов люсь неда леко от дере вни .
Лес ная поля на пок рыта пуши стым сне гом . Мел кие бука шки запря талисьот холо да под ко рой .
«Ловушка» Взрослый читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ребенок ищет эту замену.
«Прыжки» Чтение через слово.
«Голова и хвост» Взрослый начинает читать предложение, ребенок быстро его находят и дочитывают вместе.
«Первый и последний» Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке; первого и последнего слова в предложении.
«Прятки» Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.)
Чтение текста, перевёрнутого на 180.
Чтение текста, повёрнутого на 90.
Тест «Догони и поймай букву»
Образец выполнения задания:
Е О Р Ы Л А Г Е Т С Р В Л Д Ы Р Ч Т М Е А П Ф
Г К Ю Ш Р Т И Е М А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Ь Л Ж О Р В Н И ОЖ Д Б Л Ь О Т Р И П М А С В Н П О М И М О Р Н П Е К У В А Ы Ц Ч С М В А П Р О Т И Р О Ь С В Ы Ц У В А К Е Р О Ж Г А Ь М Н Р В Е Ш Л Т Б О Р В С Ч Р О И Т Л М А О П В Ч С М И Т О Р Н Ш З Х Э Ю О В П А Р Ы Л А Г Е Т С Р В Л Д Ы Д Ч Т М Н А П Ф Х Г К Ю Ш Р Т И Е П А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Е Л Ж О Р В Н О Ж Д Б В Ь О Т Р И П М А С С В Н П О И М М О Р Н Е К У В К Л О Ч С М В А П Р О Т П Р О Ь П Р О Е Т Л А Р Е О Л Ю Д В Е Р М Ь Е Р В Р О Е Р М Т Л Д Р П Е В Р О Л Е А Р Л Д Ж У Е П Ы С Р З Щ Х
Развитие вниманияЧтение слов, отличающихся одной буквой
Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял.
Мол – пол – тол – кол – гол – вол – зол.
Пар – бар – вар – дар – шар – жар.
Выть – рыть – ныть – быть – мыть.
Мышка – мошка – мишка – миска.
Галя – Валя – Ваня – Таня – баня – Саня.
Развитие вниманияТексты зрительных диктантов (И.Т.Федоренко)
Предложения
1
Кол-во букв
На столе чашки.
2
Вот плывёт туча.
12
3
4
13
Застучал дождь.
Звонко поют чижи.
13
5
14
Гусь больше утки.
6
Моржи живут в море.
14
15
Развитие внимания
- Среди букв спрятались названия птиц. Найди и назови их.
Развитие внимания«Назови буквы, которые убежали из слова»
КАПУТА
ШЫАМ
ПЕУХ
ФРИЖ
ЕРБЛЮД
Развитие внимания«Найди слово в слове»
О лень , к осы , укол, гроза, шмель, глаз, лист,
рукав, рыбак, кубок, дорога, булыжник, поляна,
леска, волки, ворона, бараны.
Развитие вниманияИгра "Спрячь букву от буквоежки"
- За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. «Спрячь в домик (квадрат)» все буквы "а".
Развитие вниманияИгра "Сохрани слово в секрете"
- Повторяйте за мной слова, но помните об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя, встретившись с названием цветка, молча хлопните один раз в ладоши.
Развитие внимания«Загадки – прятки»
Дале коза деревушкой
Мы беседуем с пастушкой...
С короВа нечка проснется –
Молочком кормить придется...
Развитие внимания«Исправь ошибку»
Рог до ушей – хоть завязки пришей.
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Один в золе не воин.
Трус кормит, а лень портит.
Не делай муки из слона.
Сашу маслом не испортишь.
Упражнения на развитие слуховой памяти
Игра «Слова»
Придумать как можно больше слов, относящихся к темам.
Игра «Запомни и повтори»
Внимательно прослушать слова, затем повторить их в том же порядке. Цепочки слов строятся по темам, с возрастающей сложностью.
Игра «Посмотри и запомни»
На столе раскладываются карточки с написанными на них словами или картинками. Дается время для запоминания этих слов.
Дети отворачиваются, а взрослый меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.
Упражнения на развитие слуховой памяти
- Послушай 4 слова. Повтори их в другом порядке: от самого короткого к самому длинному.
СОСНА-БЕРЁЗА-ДУБ-ЛИСТВЕННИЦА
СВЁКЛА-АПЕЛЬСИН-ЛУК-СМОРОДИНА
ГРУЗДЬ-ПОДБЕРЁЗОВИК-РЫЖИК-МУХОМОР
ЛАСТОЧКА-ГРАЧ-ГАЛКА-ПЕРЕПЁЛКА
ЖУК-МУРАВЕЙ-ГУСЕНИЦА-МУХА
Упражнения на развитие слуховой памятиИгра «Третий лишний»
- Найдите неродственное слово. Обоснуйте свой выбор.
Желток, железо, жёлтый.
Носильщик, нос, носатый.
Часовщик, час, честь.
Печурка, печать, печка.
Циркуль, циркач, цирк.
Упражнения на развитие слуховой памятиУпражнение «Раздели слова на группы»
Автобус, машина, абрикос, тыква, малина,
трамвай, поезд, почтальон, молоток, помидор,
архитектор, топор, персик, рубанок, рябина,
троллейбус, ракета, машинист, педагог, репортер,
адвокат, отвертка, токарь.
Упражнения на развитие слуховой памятиУпражнение «Отделение слов от псевдослов»