Данная презентация - к занятию по внеурочной деятельности "В мире книг" в 3 классе. Занятие строится в форме групповой работы. Класс делится на группы: биографы, литературоведы, артисты, художники.
Целью занятия является актуализация знаний детей о жанре басни, расширение представлений о баснописцах, возбуждение интереса к чтению басен.
Результатом занятия планируется формирование у обучающихся навыков выразительного чтения басен в прозовой и стихотворной форме, формирование умения соотносить иллюстрацию и текст, обогащение словарного запаса и расширение знаний о великих баснописцах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Басни с "бродячими" сюжетами »
Тема занятия: «Басни с «бродячими сюжетами». Басни Эзопа и И.Крылова» Цель : познакомить обучающихся с творчеством баснописцев Эзопа и И. Крылова; учить сопоставлять басни с похожими сюжетами
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с творчеством баснописцев Эзопа и И.Крылова, научатся работать в группах, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации Оборудование: портреты Эзопа и И.Крылова, тексты басен, иллюстрации к басням
Группы
I группа «Литературоведы»
Дают понятие о жанре басни и ее сюжетах
II группа «Биографы»
Готовят сообщения о жизни и творчестве баснописцев Эзопа и И.Крылова
III группа «Артисты»
Готовятся к выразительному чтению басен
IV группа «Художники»
Подбирают и демонстрируют иллюстрации к басням
План занятия
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Выступление литературоведов
Выступление биографов
Ознакомление с текстами басни Эзопа «Лиса и виноград» и басни И.Крылова «Лисица и виноград»
Сравнительный анализ басен
Выразительное чтение басни И.Крылова
Выступление группы художников
Итог занятия
Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н.э.
Его считают основателем жанра басни. Впервые об Эзопе упоминает Геродот. Эзоп был рабом с острова Самос. Позднее ему даровали свободу. Эзоп был некрасив, но остроумен и мудр.
Эзоп написал более 400 басен. Все басни написаны прозой. Они передавались в устном виде. Сюжеты басен Эзопа использовал в своем творчестве Иван Андреевич Крылов.
Иван Андреевич Крылов – русский баснописец.
Он родился 14 февраля 1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана. Отец рано умер и Крылову с 10 лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Образование он получил только начальное, но много читал, настойчиво и упорно занимался самообразованием. Он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
Позднее будущий баснописец переехал в Петербург. Здесь он начал заниматься литературным трудом. Первая книга басен вышла в 1809 году. Именно в жанре басни Крылов прославился.
Литературное наследство Крылова составляет более 200 басен.
Умер И.А. Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен в Москве.
Басня— стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.
Мораль басни— вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом. В баснях мораль прямо сформулирована в конце произведения в виде двустишия или в виде заключительной фразы. Иногда мораль может находиться в начале басни.
Аллегория— иносказание. Аллегория впервые появилась в сказках о животных, где звери выступают носителями определенных человеческих черт. Волк – жадность и тупость, лиса – хитрость, заяц – трусливость и т.п.
Эзоп Басня «Лиса и виноград»
Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.
И.А.Крылов Басня «Лисица и виноград»
Голодная кума Лиса залезла в сад, В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".
План для сравнения басен
Сопоставьте названия басен
Сопоставьте время написания
Сравните формы изложения басен
Сравните композиции басен
Перекликаются ли басни по своему содержанию?
Какова мораль басни у Эзопа?
Какова мораль басни у И.Крылова?
Иллюстрации к басням «Лиса и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» Крылова
Итог занятия
Басни Эзопа и И. А.Крылова имеют много общего, хотя отличаются деталями. Оба баснописца хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны, захотели избавиться от тех пороков, которые у них есть.