Развитие мотивации младших школьников к техническому творчеству средствами образовательной робототехники
Развитие мотивации младших школьников к техническому творчеству средствами образовательной робототехники
В 21 веке одним из факторов, определяющих развитие мирового общества, является стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий. Развитие мотивации к техническому творчеству, несомненно, важно в нашем мире, так как цивилизация движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Усвоение основ научно-технического творчества может помочь школьникам повысить профессиональную и общественную активность, пробудить интерес к рационализаторской, а далее и изобретательской деятельности, а это, в свою очередь, приведет к ответственному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы. Одним из направлений научно-технического творчества обучающихся считается робототехника. Согласно ФГОС основная цель образовательной робототехники - это воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать. Среди всех направлений дополнительного образования особое внимание в современных условиях требует детское техническое творчество. Разумно организованное техническое творчество детей как нельзя лучше отвечает социальному заказу.
Посредством включения в различные виды технического творчества можно добиться гармоничного политехнического развития ребёнка, развития детской одаренности в сфере конструкторской и изобретательской деятельности, формирования психологической готовности к самостоятельной трудовой деятельности, создания базового уровня трудовой культуры.
Техническое творчество – это вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Использование элементов робототехники способствует развитию у обучающихся алгоритмического и логического мышления, более легкому пониманию принципов действия алгоритмических конструкций, развитию умений самостоятельно и творчески думать, а также повышает мотивацию к учению. Предложенный подход является интересным для обучающихся с точки зрения новизны и актуальности содержания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации младших школьников к техническому творчеству средствами образовательной робототехники »
Развитие мотивации младших школьников к техническому творчеству средствами образовательной робототехники
Автор: студент гр.29ПО114 4 курса Филиппова В.В.
Научный руководитель: к.пед.н. Огороднова О.В.
В 21 веке одним из факторов, определяющих развитие мирового общества, является стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий. Развитие мотивации к техническому творчеству, несомненно, важно в нашем мире, так как цивилизация движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Усвоение основ научно-технического творчества может помочь школьникам повысить профессиональную и общественную активность, пробудить интерес к рационализаторской, а далее и изобретательской деятельности, а это, в свою очередь, приведет к ответственному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы. Одним из направлений научно-технического творчества обучающихся считается робототехника. Согласно ФГОС основная цель образовательной робототехники - это воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать. Среди всех направлений дополнительного образования особое внимание в современных условиях требует детское техническое творчество. Разумно организованное техническое творчество детей как нельзя лучше отвечает социальному заказу.
Посредством включения в различные виды технического творчества можно добиться гармоничного политехнического развития ребёнка, развития детской одаренности в сфере конструкторской и изобретательской деятельности, формирования психологической готовности к самостоятельной трудовой деятельности, создания базового уровня трудовой культуры.
Техническое творчество – это вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Использование элементов робототехники способствует развитию у обучающихся алгоритмического и логического мышления, более легкому пониманию принципов действия алгоритмических конструкций, развитию умений самостоятельно и творчески думать, а также повышает мотивацию к учению. Предложенный подход является интересным для обучающихся с точки зрения новизны и актуальности содержания.
Исследование мотивации младших школьников к техническому творчеству средствами образовательной робототехники проводилось на базе образовательного учреждения гимназии российской культуры ТГАМЭУП г. Тюмени. В исследовании принимали участие 34 школьника, из них 19 человек учатся во 2 «Б» классе и 15 человек - во 2 «В» классе. Возраст детей 8- 9 лет. Для достижения цели исследования нами была использована методика «Лесенка побуждений» (А.И. Божо-вич, И.К. Маркова) адаптированная к теме исследования. В ходе исследования нами было выявлено, что уровень мотивации у детей обоих классов развит недостаточно (преобладают внешние социальные мотивы).
Таблица 1
Результаты диагностического обследования учащихся с использованием методики «Лесенка побуждений» адаптированной к теме исследования, = 19 человек 2 «Б» класса и = 15 человек 2 «В» класса (средний балл испытуемых в выборке)
Класс
Мотивы
Средний балл
Ранг
2 Б
2 В
2 Б
2 В
Я занимаюсь робототехникой, потому что хочу учиться новому (внутренний-познавательный)
3,5
5,3
4
6
Я занимаюсь робототехникой, потому что мне нравится конструировать (внутренний-познавательный)
3,1
3,2
1
2
Я занимаюсь робототехникой, потому что современный человек должен уметь думать и придумывать (внутренний-познавательный)
3,2
6
2
7
Я занимаюсь робототехникой, потому что хочу сконструировать что-то полезное для людей, когда вырасту (внешний, социальный)
3,4
3,8
3
4
Я занимаюсь робототехникой, чтобы радовать родителей (внешний, социальный)
4
3,8
5
5
Я занимаюсь робототехникой, потому что все занимаются (внешний, социальный)
5,5
3,4
7
3
Я занимаюсь робототехникой, чтобы учитель меня хвалил (внешний, социальный)
4,7
2,1
6
1
На основе результатов диагностики мы разработали и провели ряд занятий по образовательной робототехнике, нацеленных на усиление мотивации младших школьников к техническому творчеству средствами образовательной робототехники. Занятия проводились во 2 «Б» классе (19 учеников). Занятия строились на основе тематического плана занятий по образовательной робототехнике. Упражнения для развития мотивации подбирались по теме занятия, в соответствии с его целями и задачами, с учетом возраста учащихся (8-9 лет). На каждом занятии нами были использованы упражнения для развития мотивации к техническому творчеству, такие как: игровые приемы и креативные минутки для формирования позитивной мотивации учения на всех этапах занятия; совместная деятельность учащихся; используются элементы соревнования; проблемно-поисковые ситуации; предоставляется частичная свобода выбора при конструировании собственной модели; усложняются задания (выход на креативный уровень); концентрируется внимание на промежуточных успехах учащегося; демонстрируются итоги деятельности учеников с подчеркиванием индивидуальных особенностей работ; беседы с опорой на личный опыт учащихся; приемы рефлексии; словесные поощрения; записываются благодарности в дневник.
Таким образом, данные занятия реализовывали как учебные задачи, так и развивающие – в области образовательной робототехники.
С помощью той же диагностической методики, мы выявили, каким образом изменился уровень развития мотивации младших школьников к техническому творчеству.
Таблица 2
Результаты диагностического обследования учащихся с использованием методики «Лесенка побуждений» адаптированной к теме исследования, = 19 человек 2 «Б» класса и = 15 человек 2 «В» класса (средний балл испытуемых в выборке)
Класс
Мотивы
Средний балл
Ранг
2 «Б» класс
2 «В» класс
2 «Б» класс
2 «В» класс
Я занимаюсь робототехникой, потому что хочу учиться новому (внутренний-познавательный)
2,1
2,6
1
1
Я занимаюсь робототехникой, потому что мне нравится конструировать (внутренний-познавательный)
2,4
2,7
2
2
Я занимаюсь робототехникой, потому что современный человек должен уметь думать и придумывать (внутренний-познавательный)
3,1
3,3
3
3
Я занимаюсь робототехникой, потому что хочу сконструировать что-то полезное для людей, когда вырасту (внешний, социальный)
3,9
4,8
4
5
Я занимаюсь робототехникой, чтобы радовать родителей (внешний, социальный)
5,9
4,2
5
4
Я занимаюсь робототехникой, потому что все занимаются (внешний, социальный)
6,8
5,6
7
6
Я занимаюсь робототехникой, чтобы учитель меня хвалил (внешний, социальный)
6,6
5,8
6
7
Полученные результаты позволяют судить о том, что у многих детей изменились мотивы не только к техническому творчеству, но и к учению. Следует отметить, что занятия проводились в обоих классах, но во 2 «Б» были использованы приемы повышения мотивации к техническому творчеству, а во 2 «В» классе нет. Итоговое исследование уровня развития мотивации младших школьников к техническому творчеству, проведенное после реализации данных занятий, показало значительные сдвиги: практически у всех учеников средний балл по каждому из показателей уменьшился. У учеников на первые места вышли познавательные мотивы, а на второе социальные.