kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение самостоятельных работ в процессе обучения математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение самостоятельных работ в процессе обучения математике.»

Значение самостоятельных работ в процессе обучения математике.

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования. Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, если человек знает, как познавать и владеет способами познания. Овладеть же ими без самостоятельной работы нельзя. Поэтому большую роль самостоятельные работы играют в обеспечении овладения специфическими способами познания нового. Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении, закреплении и проверке знаний и умений. Все авторы указывают на важную роль самостоятельных работ и самостоятельной деятельности учащихся в познавании эффективности урока, а также качества знаний, умений и навыков школьников. Так, например, И.Б.Истомина пишет о том, что развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу ─ это

требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс . Поиски путей самостоятельной деятельности учащихся ─ задача, которую признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя. Особенно ценные рекомендации даёт автор книги Н.Б.Истомина, посвящённые индивидуальным самостоятельным работам, которые рассматриваются не только как средство формирования знаний, умений и навыков, но и как условие, позволяющее учащимся проявить максимум инициативы и самостоятельности в процессе их выполнения. Показано, что в такие работы целесообразно включать задания, одинаковые по содержанию и различные по способу выполнения. Именно использование таких задач является эффективным в плане самостоятельного развития учащихся.

Большое значение самостоятельной работы отмечают все учёные, педагоги, психологи и практики в развитии самостоятельности мышления школьников.

Самостоятельность мышления учёные рассматривают как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности человек, тем в большей степени он зрелая личность.

Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:

─ выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы;

─ последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;

─ применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели;

─ доходить до истины, не обращаясь за помощью.

Актуальность этой проблемы видят и учителя и учащиеся. Развивать мышление следует с первых дней жизни ребёнка, т.к. по данным психологов формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем возрасте: к четырём годам интеллект формируется на 50%, в начальных классах ─ на 80-90%.

Следовательно, система образования в начальных классах должна стать тем звеном, где должен быть создан культ самостоятельной познавательной деятельности, культ формирования умений самостоятельно учиться. Большую роль самостоятельные работы играют в формировании у школьников системы научных знаний. Логика их формирования известна.

Это ощущения, восприятия, представления и факты. Затем формируются понятия, суждения и умозаключения. Они обеспечивают формирование знаний законов, теорий и методов, характерных для данных наук, которые являются их основой. В процессе изучения наук у учащихся появляется научный подход к объяснению явлений природы и более глубокое понимание теоретических основ. Для развития такой тенденции остается ещё не мало возможностей дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков. И, прежде всего, необходимо обратить внимание на формирование системы ведущих, узловых знаний, которые являются опорой для приобретения новых, служит основой для широких обобщений.

Овладеть знаниями - это не только понять и запомнить, это ещё и уметь их применить для решения различных задач, уметь перенести знание и способ деятельности в новую ситуацию. Основным средство достижения такого результата является самостоятельная работа школьников. Только в процессе оперирования знаниями ученик может научиться применять их самостоятельно. Социальным опытом человечества ученик может овладеть успешно, если он будет владеть инструментом познания − способами учения.

Вычленяют интеллектуальные и специальные способы учения. К интеллектуальным относят, прежде всего, владение школьниками мыслительными операциями и самостоятельностью мышления. По умению вычленять существенное главное можно судить о сформированности таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение и др. Именно умение вычленять существенное широко опирается на другие процессы и свойства мышления. В качестве критериев, характеризующих самостоятельность мышления школьников при обучении, можно принимать такие качества, как стремление и умение одну задачу решать разными способами, переносить знания и умения в новую ситуацию, находить рациональное решение задачи, вносить элементы рационализации в выполнение практической работы, приводить свои, а не книжные примеры и т.д. И всему этому нужно учить на уроке. Самостоятельная деятельность школьников в учебной деятельности связана с формированием у них навыков учебного труда. Самые главные из них для учащихся являются планирование и самоконтроль. Умение планировать - это обученность школьников общим правилам составления плана: постановку цели, определение задач и этапов работы, распределение времени и др. Самоконтроль предполагает умение школьников проконтролировать уровень своих знаний как в целом по теме, разделу, так и на отдельныхэтапах их усвоения.

Большое значение самостоятельных работ отмечают и учёные и практики в развитии самостоятельности − черты личности. Анализ литературы показывает, что не всякая самостоятельная работа развивает самостоятельность учащихся, а лишь та, которая требует от них собственной инициативы и творчества, а так же та, которая вызывает у них желания работать самостоятельно.

Сформировать у школьников самостоятельность в познавательной деятельности возможно только при условии, если ученик научится преодолевать трудности в процессе приобретения знаний, особенно на этапе их применения. Волевые процессы органически связаны с деятельностью, зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях

человека к действию. Из этого следует, что мотивационный и содер-

жательно-операционный компоненты познавательной самостоятельности

теснейшим образом связаны с волевыми процессами.

Стержнем самостоятельности, как черты характера, является

познавательная самостоятельность. Познавательная самостоятельность в

широком смысле слова − это готовность школьника к самообразованию, это

результат всей учебно-воспитательной работы в школе. Обобщённо можно

констатировать, что в структуру познавательной самостоятельности

входят:

1. Знания, умения, навыки.

2. Способности, организованность.

3. Мотивы учения (ведущий из которых − познавательный интерес).

4.Научноемировоззрение.

5. Высокие моральные качества личности.

Некоторые дидакты рассматривают познавательную самостоя-

тельность не только в широком, но и в узком смысле слова. Например,

Т.И.Шамова указывает на то, что познавательной самостоятельностью

школьника является такое качество его личности, как готовность своими

силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность.

Это качество личности определяется следующими органическим единством

сторон:

1. Побудительный (мотивы самостоятельного учения);

2. Содержательной (опорные знания);

3. Технической (методы познавательной деятельности).

Говоря о психолого-педагогической сущности системы самос-

тоятельности школьника на уроке, автор подробно останавливается на

технической её стороне .

На основе психологической теории умственного развития (школы

С.А. Рубинштейна) выявляются факторы специфически значимые для

развития изучаемого качества. Вычленив их, составляется представление о

последовательном ходе развития познавательной самостоятельности. Этот

процесс условно можно делить на три уровня по признаку нарастания

сложности (творческого элемента) самостоятельно выполняемой познава-

тельной деятельности.

I уровень - копирующий.

Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) указывают, что началом

развития ученика является стадия совместного действия или

сотрудничества. Центральный для всей психологии обучения момент -

возможность в сотрудничестве подниматься на высокую ступень

интеллектуальных возможностей.

В таком сотрудничестве учитель и поднимает школьника до

проявления начальных элементов познавательной самостоятельности.

При выявлении аналогии с образцом задачи, решаемой простейшим

переносом (без непосредственной помощи), каждый ученик впервые

вынужден приложить собственные познавательные усилия. Работа

учащихся на первом этапе в значительной мере состоит из алгоритмических

действий. Простейший перенос образца (по аналогии часто при пользовании

планом выполнения работы) представляет собой деятельность, ведущую всех

учащихся при одинаковых исходных данных к одинаковому результату. С

точки зрения психологической, перенос (по концепции С. А. Рубинштейна) −

это обобщение образа во вновь решаемой задаче. В результате упражнения в

сложном переносе образец теряет свою конкретность, становится

обобщением, пригодным для общего подхода ко всему кругу задач единого

типа. Образец переходит в метод познавательной деятельности.

II уровень – выборочно-воспроизводящий.

Способность к самостоятельному воспроизведению основных методов,

соответствующих ступени обучения школьника, к выбору и использованию

нужного называется выборочно-воспроизводящей самостоятельностью,

основным уровнем развития познавательной самостоятельности. " Вывод"

учащихся на этот уровень, заключающийся в разборе примеров сложного

переноса образцов основных форм познавательной деятельности и

выполнении упражнений в таком переносе, ведущих к выработке методов

познавательной деятельности. Сам процесс формирования и применения

методов не сковывает мыслительную деятельность, служит ступенью

развития творчества. Как выработкой рациональных подходов к решению

типичных познавательных задач (которые целиком и частично могут быть

полезны в дальнейшей познавательной деятельности), так и упражнением в

творческих поисках (при конкретном осуществлении предписаний) метода

подготавливают школьников к более легкому открытию новых решений.

III уровень - творческий.

Творческая самостоятельность учащихся в процессе усвоения

материала - это способность самим устанавливать рациональные новые (для

них) пути овладения знаниями. В этой связи (техническая сторона

познавательного творчества школьника представляется как способность

перестраивать методы познавательной деятельности, группировать их по

частям и полностью, конструировать новые, неизвестные ранее.

Рассмотрение этапности развития познавательной самостоя-

тельности позволяет учителю объективно определить принципиаль-

ный порядок (три взаимопротекающих этапа) учебно-воспитатель-

ной работы - систему воспитания познавательной самостоятельности

школьников.

Познавательная самостоятельность проявляется в готовности к поисковой

работе на основе собственных знаний. Но она не включает наличия

показательных путей и рациональных способов умственных действий (умений

контролировать себя, спорить с самим собой, обосновывать).

Самостоятельную работу учащихся, направленную на развитие

познавательной самостоятельности необходимо связывать с

самостоятельностью мысли, а не только с творческой деятельностью.

Роль учителя в формировании самостоятельности как черты

личности учащегося понимается сейчас как активная, целенаправ-

ленная, последовательная работа по развитию у школьников

творческой познавательной самостоятельности. При этом должна

быть достаточно высока активность учителя в организации самос-

тоятельной работы. Учитель ставит цель, продумывает процесс самостоятельной46

работы и средства на пути к цели; с учётом возрастных особенностей и

индивидуальных возможностей определяет методы и приемы, которые

обеспечат успех в работе.

Ученик постепенно должен овладеть общими умениями и навыками,

необходимыми для самостоятельного приобретения знаний и их

применения в новых условиях.

Подчеркнём, что самостоятельная работа учащихся начальных

классов является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без неё

невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного

учения ребёнка.

Многие учителя считают самостоятельную работу методом обучения.

На этот счёт существуют разные точки зрения. Всё относят и к формам

организации учебной работы, и к видам обучения, и к методам учения.

Видимо, можно самостоятельную работу считать методом обучения,

поскольку она выступает в практике обучения в роли одного из

распространенных способов решения учебно-воспитательных задач, в

частности, развития познавательной самостоятельности и умений учиться.

Часто учителя подменяют понятие «самостоятельная работа» понятием

«практическая работа». У методов самостоятельных работ и практических

работ много общего, но есть и различия.

Практические методы направлены преимущественно на закрепление и

практическое применение теоретических знаний, на выработку

экспериментальных и трудовых умений и навыков. Чаще всего они

применяются под непосредственным руководством учителя.

Методы самостоятельной работы не только содействуют применению

знаний в ходе упражнений, но часто непосредственно применяются для

изучения самими учениками нового учебного материала по учебнику, по

дидактическому материалу для самостоятельного выполнения заданий.

Например, решение примеров можно провести при непосредственном

руководстве учителя, когда один ученик решает на доске, а остальные ─ в

тетради. Но эти же примеры можно дать и для самостоятельного

выполнения заданий. Например, решение примеров можно провести при

непосредственном руководстве учителя, когда один ученик решает на

доске, а остальные ─ в тетрадях. Но эти же примеры можно дать и для

самостоятельного выполнения. Учитель лишь наблюдает за деятельностью

учащихся.

Следовательно, методы самостоятельной работы выделяются на

основании степени самостоятельности учеников в приобретении новых

знаний и умений. Практические же методы выделяются на основании

применения практических действий.

Рационально сочетать методы самостоятельной работы с другими

методами обучения. Например, путём увеличения доли самостоятельных

практических работ, самостоятельного разрешения проблемных ситуаций,

осуществления самостоятельных индуктивных и дедуктивных

умозаключений.

Во всех случаях, когда учитель хочет особенно активно развивать

учебную самостоятельность младших школьников, умения рационально

учиться, он отдаёт предпочтение самостоятельным работам, которые будут

доминировать в сочетании с другими методами обучения, оттеняя

самостоятельную активность учащихся. В этом случае ученик выполняет

свою деятельность без непосредственного руководства со стороны

педагога, хотя пользуется его заданием (инструкцией), но при этом

проявляет свою инициативу.

Самостоятельная работа учащихся может осуществляться на уроках

путём изучения текста нового материала, выполнения упражнений,

решения задач, проведения опытов и наблюдений, трудовых операций и

пр. Весьма распространенным видом самостоятельной работы является48

выполнение домашних заданий, устных и письменных, так и опытно-

экспериментальных.

Это могут быть работы с учебной книгой, самостоятельная работа при

выполнении письменных упражнений или написании сочинений,

рассказов, стихов, работы с приборами и лабораторными

приспособлениями, самостоятельное решение задач и т.д.

Все эти виды самостоятельной деятельности младших школьников

имеют большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу

ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, написание

сочинений, рассказов, стихов и т.п. ─ это самостоятельные творческие

работы, требующие большей активности, работоспособности.

Самостоятельное решение задач отрабатывает практические умения и

навыки, вырабатывает логическое мышление. Здесь важно ставить ученика

в конкретно новую ситуацию, тогда самостоятельная работа будет иметь

большой успех.

Самостоятельная работа, выполняемая дома, также играет большую

роль. Домашняя работа имеет важное значение для формирования у

ученика навыков самостоятельного умственного труда и самообразования,

чувства ответственности за порученное дело.

По определению самостоятельная работа в процессе обучения

младших школьников должна научить ребят думать, добывать

самостоятельно знания, возбуждать интерес к обучению в школе.

Формируя у учащихся учебную деятельность, прежде всего надо

научить их видеть и принимать учебную задачу. Это значит ясно

представлять себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть,

чтобы суметь выполнить самостоятельно конкретное задание.

При этом важна поэтапная помощь учителя.

I этап ─ постановка задачи, определение цели.

II этап ─ выбор средств и способов действия.

III этап ─ исполнение намеченного плана. Дети на этом этапе

работают самостоятельно.

IV этап ─ контроль и оценка хода и результатов работы. Контроль

может осуществлять учитель, а также ученики.

На всех этапах самостоятельной работы ученик думает, это развивает

его умственные способности. А научить ребёнка думать самостоятельно

помогают самостоятельные работы. Ребёнок приходит в школу с большим

желанием узнать что-то новое. И учитель помогает ему в этом. Дети

испытывают интеллектуальное удовлетворение от самостоятельной

деятельности, у них возникает желание учиться.

Из изложенного выше ясно, что самостоятельная работа имеет

большое значение в обучении школьников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Значение самостоятельных работ в процессе обучения математике.

Автор: Магомедова Патимат Магомедовна

Дата: 25.02.2018

Номер свидетельства: 459572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Организация самостоятельной работы на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(64) "orghanizatsiia_samostoiatiel_noi_raboty_na_urokakh_matiematiki_1"
    ["file_id"] => string(6) "451735"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516639435"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Доклад по теме "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики". "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-po-tiemie-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "219573"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434274978"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внеклассная работа по математике. "
    ["seo_title"] => string(36) "vnieklassnaia-rabota-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "172340"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423809635"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Профессиональная ориентация учащихся в процессе изучения математики."
    ["seo_title"] => string(78) "profiessionalnaiaoriientatsiiauchashchikhsiavprotsiessieizuchieniiamatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "263088"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449484924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства