Значение самостоятельных работ в процессе обучения математике.
Значение самостоятельных работ в процессе обучения математике.
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение самостоятельных работ в процессе обучения математике.»
Значение самостоятельных работ в процессе обучения математике.
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования. Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, если человек знает, как познавать и владеет способами познания. Овладеть же ими без самостоятельной работы нельзя. Поэтому большую роль самостоятельные работы играют в обеспечении овладения специфическими способами познания нового. Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении, закреплении и проверке знаний и умений. Все авторы указывают на важную роль самостоятельных работ и самостоятельной деятельности учащихся в познавании эффективности урока, а также качества знаний, умений и навыков школьников. Так, например, И.Б.Истомина пишет о том, что развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу ─ это
требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс . Поиски путей самостоятельной деятельности учащихся ─ задача, которую признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя. Особенно ценные рекомендации даёт автор книги Н.Б.Истомина, посвящённые индивидуальным самостоятельным работам, которые рассматриваются не только как средство формирования знаний, умений и навыков, но и как условие, позволяющее учащимся проявить максимум инициативы и самостоятельности в процессе их выполнения. Показано, что в такие работы целесообразно включать задания, одинаковые по содержанию и различные по способу выполнения. Именно использование таких задач является эффективным в плане самостоятельного развития учащихся.
Большое значение самостоятельной работы отмечают все учёные, педагоги, психологи и практики в развитии самостоятельности мышления школьников.
Самостоятельность мышления учёные рассматривают как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности человек, тем в большей степени он зрелая личность.
Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:
─ выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы;
─ последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;
─ применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели;
─ доходить до истины, не обращаясь за помощью.
Актуальность этой проблемы видят и учителя и учащиеся. Развивать мышление следует с первых дней жизни ребёнка, т.к. по данным психологов формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем возрасте: к четырём годам интеллект формируется на 50%, в начальных классах ─ на 80-90%.
Следовательно, система образования в начальных классах должна стать тем звеном, где должен быть создан культ самостоятельной познавательной деятельности, культ формирования умений самостоятельно учиться. Большую роль самостоятельные работы играют в формировании у школьников системы научных знаний. Логика их формирования известна.
Это ощущения, восприятия, представления и факты. Затем формируются понятия, суждения и умозаключения. Они обеспечивают формирование знаний законов, теорий и методов, характерных для данных наук, которые являются их основой. В процессе изучения наук у учащихся появляется научный подход к объяснению явлений природы и более глубокое понимание теоретических основ. Для развития такой тенденции остается ещё не мало возможностей дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков. И, прежде всего, необходимо обратить внимание на формирование системы ведущих, узловых знаний, которые являются опорой для приобретения новых, служит основой для широких обобщений.
Овладеть знаниями - это не только понять и запомнить, это ещё и уметь их применить для решения различных задач, уметь перенести знание и способ деятельности в новую ситуацию. Основным средство достижения такого результата является самостоятельная работа школьников. Только в процессе оперирования знаниями ученик может научиться применять их самостоятельно. Социальным опытом человечества ученик может овладеть успешно, если он будет владеть инструментом познания − способами учения.
Вычленяют интеллектуальные и специальные способы учения. К интеллектуальным относят, прежде всего, владение школьниками мыслительными операциями и самостоятельностью мышления. По умению вычленять существенное главное можно судить о сформированности таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение и др. Именно умение вычленять существенное широко опирается на другие процессы и свойства мышления. В качестве критериев, характеризующих самостоятельность мышления школьников при обучении, можно принимать такие качества, как стремление и умение одну задачу решать разными способами, переносить знания и умения в новую ситуацию, находить рациональное решение задачи, вносить элементы рационализации в выполнение практической работы, приводить свои, а не книжные примеры и т.д. И всему этому нужно учить на уроке. Самостоятельная деятельность школьников в учебной деятельности связана с формированием у них навыков учебного труда. Самые главные из них для учащихся являются планирование и самоконтроль. Умение планировать - это обученность школьников общим правилам составления плана: постановку цели, определение задач и этапов работы, распределение времени и др. Самоконтроль предполагает умение школьников проконтролировать уровень своих знаний как в целом по теме, разделу, так и на отдельныхэтапах их усвоения.
Большое значение самостоятельных работ отмечают и учёные и практики в развитии самостоятельности − черты личности. Анализ литературы показывает, что не всякая самостоятельная работа развивает самостоятельность учащихся, а лишь та, которая требует от них собственной инициативы и творчества, а так же та, которая вызывает у них желания работать самостоятельно.
Сформировать у школьников самостоятельность в познавательной деятельности возможно только при условии, если ученик научится преодолевать трудности в процессе приобретения знаний, особенно на этапе их применения. Волевые процессы органически связаны с деятельностью, зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях
человека к действию. Из этого следует, что мотивационный и содер-