Просмотр содержимого документа
«"Жизненные навыки"»
Программа по внеурочной деятельности. Жизненные навыки. С.В. Кривцова
Пояснительная записка
Актуальность данной программы определяется тем, что в содержании современного начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. Эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике, кроме того, он рассматривает этические аспекты задачи.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития эмоционального интеллекта. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.
Уважать того, кто не похож на меня, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные причины недовольства жизнью, принимать решения и воплощать их в поступках – все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем фактом, что такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, трудно формировать направленно. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач.
Особенностью программы «Жизненные навыки» является то, что она формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения.
Нами переработаны авторские материалы С.В. Кривцовой, являющиеся основанием данной учебной программы.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план начального образования по социальному направлению во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на обучение учащимся 1 – 4 классов.
Программа предусматривает организацию материала в форме психологического тренинга. В содержании и технологии ведения занятий много психотерапевтических приемов и терминов.
Занятия построены по технологии групповой работы. Начинается занятие ритуалом встречи, затем идут приветствия ведущего, напоминание о предыдущем занятии и правилах. Занятие по теме является основной частью групповой работы. Занятие заканчивается обсуждением и домашним заданием.
Курс завершается контрольным заданием в конце каждой четверти. При этом обучающиеся должен представить индивидуальную или коллективную работу в виде рисунка, коллажа, поделки; продемонстрировать предложенную ситуацию с ее пошаговым выполнением; провести игру или
понравившиеся упражнение; выполнить письменное задание, в виде анкеты или послания, письма.
Программа «Жизненные навыки» общим объемом 135 часов изучается в течение 4 лет. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю, и структурированы таким образом, что один раздел занимает время одной учебной четверти.
1 класс – 33 часа в год, 2 – 4 класс - 34 часа в год.
Данные занятия реализуют целый ряд функций:
1. развлекательная,
2. коммуникативная,
3. диагностическая,
4. коррекционная,
5. пропедевтическая,
6. игротерапевтическая.
В соответствии с этим, целью реализации настоящего курса является создание условий для социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков.
В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:
-создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
-дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
-создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;-передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Основными принципами воспитания являются:
-принцип уважительного внимания к чувствам, мыслям, достижениям, настроениям и ошибкам ребенка;
-принцип справедливой, соразмерной оценки того, что ребенок предъявляет;
-комплексный и системный подход к профилактике и коррекции развития личности ребенка;
-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей;
-принцип признания безусловной ценности как личности;
-единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
-делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
регулятивные
-уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
коммуникативные
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
В результате освоения программы :
выпускник получит возможность научиться:
- иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
выпускник получит возможность для формирования:
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:
-целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
-готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
-уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
-доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Форма подведения итогов
-открытые занятия;
-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.
Содержание учебной программы «Жизненные навыки»
4 класс
Раздел 1. « Собственность: я и мое»
Тема 1. Я и мое.
Повторение правил работы в группе; введение понятия «собственность»; дискуссия на тему «собственность».
Тема 2. Моя собственность.
Рассмотрение проблем, связанных с собственностью; упражнения на ассоциации себя с собственными вещами; определение истинной ценности вещи.
Тема 3. Вещи мои и чужие.
Введение понятий «мое» и «чужое»; формирование уважительного отношения к собственным и чужим вещам; осознание разницы понятий «собственность» и «жадность».
Тема 4. Мое – чужое – общее.
Осознание общности и разницы понятий «мое», «чужое», «общее»; формирование навыка спрашивать разрешения попользоваться чужой вещью;
поэтапная отработка данного навыка.
Тема 5. Моя и чужая территория.
Введение понятий «личная территория», «дистанция», «деликатность»; формирование уважительного отношения к праву человека иметь личную территорию; упражнения на осознание личной территории, дистанции.
Тема 6. Вещи в моей жизни.
Оказание помощи при осознании ценностей вещей в зависимости от ситуации; обсуждение отрывка из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»; важность заботливого отношения к вещи;
Тема 7. Собственность – это не только вещи и деньги!
Сравнение двух видов собственности – материальной и нематериальной; определение духовных ценностей, принадлежащих индивидуальности; важность личностных ценностей в жизни каждого человека.
Раздел 2. «»Печальная сторона жизни»
Тема 1. Печальная история.
Актуализация темы печали; подготовка детей к работе над данной темой через рассказ и грустную музыку.
Тема 2. Цвет печали.
Проживание чувства печали; причины возникновения данного чувства; изображение печали через цветовую гамму.
Тема 3. Как расстаются люди.
Проживание потери; причины возникновения данного чувства; необходимость отпустить чувство; слезы – проявление печали; проживание печали через рисунок.
Тема 4. Лес печали.
Получение позитивного опыта переживания сложных жизненных ситуаций; важность тактичной поддержки в трудной ситуации.
Тема 5. Когда мне грустно...
Осознание смысла печали и ее ценности; выражение переживаний детей; изготовление «Ларца печали».
Тема 6. Памятные вещи.
Знакомство с социально-культурными формами обхождения с ценным прошлым; важность сохранения прошлых ценностей; определение ценности собственного опыта, приобретенного в ходе занятий.
Тема 7. Печаль и радость.
Подведение итогов темы; уравновешивание опыта проживания печали с опытом проживания радости; выполнение коллажа с терапевтическим воздействием.
Раздел 3. «Мальчики и девочки»
Тема 1 Герои и идеалы.
Актуализация представлений об «идеальном мужском» и «идеальном женском» через работу с образами героев; создание «идеального портрета» мужчины и женщины в результате работ подгрупп; создание «Почтового ящика» для «секретных вопросов».
Тема 2. Мальчики и девочки: как мы растем.
Активизация возрастных изменений мальчиков и девочек; знакомства с качествами, характерными только одному из пола; определение общих качеств у мальчиков и девочек.
Тема 3. Мальчики и девочки: два мира.
Активизация представлений о собственном мире и знакомство с противоположным миром; формирование уважительного отношения к противоположному полу.
Тема 4. Я – девочка. Я – мальчик.
Более детальное изучение себя как представителя того или иного пола; получение обратной связи от представителей противоположного пола; расширение представлений детей о мужском и женском мире.
Тема 5. Наши различия: правда и стереотипы.
Прояснение стереотипов мужского и женского поведения; оказание помощи детям в формировании собственного взгляда на гендерные различия.
Тема 6. Мы – стилисты, или Настоящий мужчина и Прекрасная дама.
Проживание опыта создания женского и мужского образа, а так же опыт идеализированных форм общения между мальчиком и девочкой; проигрывание предлагаемых ситуаций.
Тема 7. Непростые вопросы.
Научение детей задавать «трудные» вопросы и отвечать на них; профилактика неадекватного поведения мальчиков и девочек по отношению друг к другу; изучение опыта цивилизованного общения в вопросах пола и разделения сфер интимности.
Тема 8. Мне это не ясно...
Интеграция новых знаний и опыта по теме; продолжение работы над дифференциацией степени близости в общении; определение дистанции в общении.
Раздел 4. « Подводим итоги»
Тема 1. Жизненные навыки: история обучения.
Навыки, которые пригодятся мне в жизни.
Актуализация знаний, полученных за четыре года изучения курса; формирование программы работы на 4 четверть с помощью детей и родителей;
Тема 2. Мой выбор.
Проведение занятий по проблемам которые волнуют самих детей или их родителей, полученные на основание проведенного опроса; активное включение детей в подготовку и проведение занятий.
Тема 3. Мои победы.
Осознание детьми того, чему научились за полный пройденный курс; проведение письменного опроса детей «Самые важные для жизни человека навыки»; анализ полученных результатов; проведение чаепития.
Тематический план
4 класс
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
Собственность: я и мое
8
2
Печальная сторона жизни
8
3
Мальчики и девочки
10
4
Подводим итоги
8
Итого:
34
Учебно-тематический план
4 класс
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Формы контроля
Раздел 1. « Собственность: я и мое»
1.1. Я и мое.
1.2. Моя собственность.
1.3. Вещи мои и чужие.
1.4. Мое – чужое – общее.
1.5. Моя и чужая территория.
1.6. Вещи в моей жизни.
1.7. Собственность – это не только вещи и деньги!
Итого по разделу:
1
1
1
1
1
1
2
8
проективная методика;
игра;
запись ответов на вопросы;
заполнение таблицы;
активная методика;
запись предположений;
активная методика
«Минутка для каждого»;
Раздел 2. «Печальная сторона жизни»
2.1. Печальная история.
2.2. Цвет печали.
2.3. Как расстаются люди.
2.4. Лес печали.
2.5. Когда мне грустно...
2.6. Памятные вещи.
2.7. Печаль и радость.
Итого по разделу:
1
1
2
1
1
1
1
8
проективная методика;
проективная методика;
письменная обратная связь;
выбор карточек;
активная методика «Ларец печали»;
придумывание рассказа;
коллаж;
Раздел 3. «Мальчики и девочки»
3.1 Герои и идеалы.
3.2. Мальчики и девочки: как мы растем.
3.3. Мальчики и девочки: два мира.
3.4. Я – девочка. Я – мальчик.
3.5. Наши различия: правда и стереотипы.
3.6. Мы – стилисты, Настоящий мужчина и Прекрасная дама.
Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика 1-2 ч. / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. – 128 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2001. – 240 с.
Клюева, Н.В. Общение. Дети 5 – 7 лет / Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 2002. – 248 с.
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 2004. – 176 с.
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 2005. – 182 с.
Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова. – М.: Генезис, 2000. – 208 с.
Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. – 150 с.
Панфилова, М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М.А.Панфилова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
Родионов, В.А. Я и другие. Тренинги и социальные навыки / В.А. Родионов. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 224 с.
Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. / Г.У.Солдатова. - М.:Генезис,2000.–112 с.
Сартан, Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н. Сартан. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. - М.: Генезис, 2000. – 272 с.
Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М.: Академический Проект, 2004. – 144 с.
Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 240 с.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 1,2,3.4ч. / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. – 160с.
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2001. – 280 с.