kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Жизненные навыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлем материал внеурочной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Жизненные навыки"»

Программа по внеурочной деятельности. Жизненные навыки. С.В. Кривцова

Пояснительная записка

Актуальность данной программы определяется тем, что в содержании современного начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. Эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике, кроме того, он рассматривает этические аспекты задачи.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития эмоционального интеллекта. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.

Уважать того, кто не похож на меня, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные причины недовольства жизнью, принимать решения и воплощать их в поступках – все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем фактом, что такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, трудно формировать направленно. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач.

Особенностью программы «Жизненные навыки» является то, что она формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения.

Нами переработаны авторские материалы С.В. Кривцовой, являющиеся основанием данной учебной программы.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план начального образования по социальному направлению во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на обучение учащимся 1 – 4 классов.

Программа предусматривает организацию материала в форме психологического тренинга. В содержании и технологии ведения занятий много психотерапевтических приемов и терминов.

Занятия построены по технологии групповой работы. Начинается занятие ритуалом встречи, затем идут приветствия ведущего, напоминание о предыдущем занятии и правилах. Занятие по теме является основной частью групповой работы. Занятие заканчивается обсуждением и домашним заданием.

Курс завершается контрольным заданием в конце каждой четверти. При этом обучающиеся должен представить индивидуальную или коллективную работу в виде рисунка, коллажа, поделки; продемонстрировать предложенную ситуацию с ее пошаговым выполнением; провести игру или

понравившиеся упражнение; выполнить письменное задание, в виде анкеты или послания, письма.

Программа «Жизненные навыки» общим объемом 135 часов изучается в течение 4 лет. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю, и структурированы таким образом, что один раздел занимает время одной учебной четверти.

1 класс – 33 часа в год, 2 – 4 класс - 34 часа в год.

Данные занятия реализуют целый ряд функций:

1. развлекательная,

2. коммуникативная,

3. диагностическая,

4. коррекционная,

5. пропедевтическая,

6. игротерапевтическая.

В соответствии с этим, целью реализации настоящего курса является создание условий для социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков.

В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:

-создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;

-дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;

-создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;-передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Основными принципами воспитания являются:

-принцип уважительного внимания к чувствам, мыслям, достижениям, настроениям и ошибкам ребенка;

-принцип справедливой, соразмерной оценки того, что ребенок предъявляет;

-комплексный и системный подход к профилактике и коррекции развития личности ребенка;

-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей;

-принцип признания безусловной ценности как личности;

-единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

Методы:

-эмоционально-символические;

-релаксационные;

-когнитивные;

-совместных проектов;

-игры (ролевые, психогимнастические, дискуссионные).

Материальное обеспечение программы

-материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка;

-все необходимое для создания совместных творческих проектов, а так же выполнения некоторых упражнений;

-ауди- и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках;

-фотоаппарат, чтобы дважды сфотографировать крупным планом лица участников группы (в начале и конце учебного года).


В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:


4 класс:

  1. «Собственность: я и мое»;

  2. «Печальная сторона жизни»;

3. «Мальчики и девочки»;

4. Подводим итоги.










Планируемые результаты освоения обучающимися программы

«Жизненные навыки»

В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:


личностные

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-установка на здоровый образ жизни


выпускник научится:

познавательные

-делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


регулятивные

-уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

-уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;


коммуникативные

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


В результате освоения программы :

выпускник получит возможность научиться:

- иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

выпускник получит возможность для формирования:

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

выпускник получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:

-целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;

-готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;

-доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к

сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Форма подведения итогов

-открытые занятия;

-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.


































Содержание учебной программы «Жизненные навыки»

4 класс

Раздел 1. « Собственность: я и мое»

Тема 1. Я и мое.

Повторение правил работы в группе; введение понятия «собственность»; дискуссия на тему «собственность».

Тема 2. Моя собственность.

Рассмотрение проблем, связанных с собственностью; упражнения на ассоциации себя с собственными вещами; определение истинной ценности вещи.

Тема 3. Вещи мои и чужие.

Введение понятий «мое» и «чужое»; формирование уважительного отношения к собственным и чужим вещам; осознание разницы понятий «собственность» и «жадность».

Тема 4. Мое – чужое – общее.

Осознание общности и разницы понятий «мое», «чужое», «общее»; формирование навыка спрашивать разрешения попользоваться чужой вещью;

поэтапная отработка данного навыка.

Тема 5. Моя и чужая территория.

Введение понятий «личная территория», «дистанция», «деликатность»; формирование уважительного отношения к праву человека иметь личную территорию; упражнения на осознание личной территории, дистанции.

Тема 6. Вещи в моей жизни.

Оказание помощи при осознании ценностей вещей в зависимости от ситуации; обсуждение отрывка из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»; важность заботливого отношения к вещи;

Тема 7. Собственность – это не только вещи и деньги!

Сравнение двух видов собственности – материальной и нематериальной; определение духовных ценностей, принадлежащих индивидуальности; важность личностных ценностей в жизни каждого человека.


Раздел 2. «»Печальная сторона жизни»

Тема 1. Печальная история.

Актуализация темы печали; подготовка детей к работе над данной темой через рассказ и грустную музыку.

Тема 2. Цвет печали.

Проживание чувства печали; причины возникновения данного чувства; изображение печали через цветовую гамму.

Тема 3. Как расстаются люди.

Проживание потери; причины возникновения данного чувства; необходимость отпустить чувство; слезы – проявление печали; проживание печали через рисунок.

Тема 4. Лес печали.

Получение позитивного опыта переживания сложных жизненных ситуаций; важность тактичной поддержки в трудной ситуации.

Тема 5. Когда мне грустно...

Осознание смысла печали и ее ценности; выражение переживаний детей; изготовление «Ларца печали».

Тема 6. Памятные вещи.

Знакомство с социально-культурными формами обхождения с ценным прошлым; важность сохранения прошлых ценностей; определение ценности собственного опыта, приобретенного в ходе занятий.

Тема 7. Печаль и радость.

Подведение итогов темы; уравновешивание опыта проживания печали с опытом проживания радости; выполнение коллажа с терапевтическим воздействием.


Раздел 3. «Мальчики и девочки»

Тема 1 Герои и идеалы.

Актуализация представлений об «идеальном мужском» и «идеальном женском» через работу с образами героев; создание «идеального портрета» мужчины и женщины в результате работ подгрупп; создание «Почтового ящика» для «секретных вопросов».

Тема 2. Мальчики и девочки: как мы растем.

Активизация возрастных изменений мальчиков и девочек; знакомства с качествами, характерными только одному из пола; определение общих качеств у мальчиков и девочек.

Тема 3. Мальчики и девочки: два мира.

Активизация представлений о собственном мире и знакомство с противоположным миром; формирование уважительного отношения к противоположному полу.

Тема 4. Я – девочка. Я – мальчик.

Более детальное изучение себя как представителя того или иного пола; получение обратной связи от представителей противоположного пола; расширение представлений детей о мужском и женском мире.

Тема 5. Наши различия: правда и стереотипы.

Прояснение стереотипов мужского и женского поведения; оказание помощи детям в формировании собственного взгляда на гендерные различия.

Тема 6. Мы – стилисты, или Настоящий мужчина и Прекрасная дама.

Проживание опыта создания женского и мужского образа, а так же опыт идеализированных форм общения между мальчиком и девочкой; проигрывание предлагаемых ситуаций.

Тема 7. Непростые вопросы.

Научение детей задавать «трудные» вопросы и отвечать на них; профилактика неадекватного поведения мальчиков и девочек по отношению друг к другу; изучение опыта цивилизованного общения в вопросах пола и разделения сфер интимности.

Тема 8. Мне это не ясно...

Интеграция новых знаний и опыта по теме; продолжение работы над дифференциацией степени близости в общении; определение дистанции в общении.


Раздел 4. « Подводим итоги»

Тема 1. Жизненные навыки: история обучения.

Навыки, которые пригодятся мне в жизни.

Актуализация знаний, полученных за четыре года изучения курса; формирование программы работы на 4 четверть с помощью детей и родителей;

Тема 2. Мой выбор.

Проведение занятий по проблемам которые волнуют самих детей или их родителей, полученные на основание проведенного опроса; активное включение детей в подготовку и проведение занятий.

Тема 3. Мои победы.

Осознание детьми того, чему научились за полный пройденный курс; проведение письменного опроса детей «Самые важные для жизни человека навыки»; анализ полученных результатов; проведение чаепития.












Тематический план

4 класс


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Собственность: я и мое

8

2

Печальная сторона жизни

8

3

Мальчики и девочки

10

4

Подводим итоги

8


Итого:

34





































Учебно-тематический план

4 класс



Наименование разделов и тем


Кол-во

часов


Формы контроля


Раздел 1. « Собственность: я и мое»

1.1. Я и мое.

1.2. Моя собственность.

1.3. Вещи мои и чужие.


1.4. Мое – чужое – общее.

1.5. Моя и чужая территория.

1.6. Вещи в моей жизни.

1.7. Собственность – это не только вещи и деньги!


Итого по разделу:



1

1

1


1

1

1

2



8



проективная методика;

игра;

запись ответов на вопросы;

заполнение таблицы;

активная методика;

запись предположений;

активная методика

«Минутка для каждого»;


Раздел 2. «Печальная сторона жизни»

2.1. Печальная история.

2.2. Цвет печали.

2.3. Как расстаются люди.


2.4. Лес печали.

2.5. Когда мне грустно...


2.6. Памятные вещи.


2.7. Печаль и радость.

Итого по разделу:



1

1

2


1

1


1


1

8



проективная методика;

проективная методика;

письменная обратная связь;

выбор карточек;

активная методика «Ларец печали»;

придумывание рассказа;

коллаж;



Раздел 3. «Мальчики и девочки»

3.1 Герои и идеалы.




3.2. Мальчики и девочки: как мы растем.



3.3. Мальчики и девочки: два мира.

3.4. Я – девочка. Я – мальчик.

3.5. Наши различия: правда и стереотипы.


3.6. Мы – стилисты, Настоящий мужчина и Прекрасная дама.

3.7. Непростые вопросы.


3.8. Мне это не ясно...


Итого по разделу:



1




1



1

1

1


2


2


1


10



составление характеристик «Идеал женщины, идеал мужчины»;

«проживание» определенного возраста;

создание двух миров;

методика ассоциаций;

«разрушение» стереотипов;

разыгрывание ситуаций;

активная методика «Почта»;

активная методика «Письмо»;


Раздел 4. « Подводим итоги»

4.1. Жизненные навыки: история обучения.

4.2. Мой выбор.

4.3. Навыки, которые пригодятся мне в жизни.

4.4. Мой выбор.

4.5. Мои победы.

Итого по разделу:



2


2

1


2

1

8



заполнение таблицы;


самореализация;

воспоминания;



самоанализ;

Всего:

34


































Литература


    1. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика 1-2 ч. / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. – 128 с.

    2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2001. – 240 с.

    3. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5 – 7 лет / Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.

    4. Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.

    5. Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 2002. – 248 с.

    6. Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 2004. – 176 с.

    7. Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 2005. – 182 с.

    8. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова. – М.: Генезис, 2000. – 208 с.

    9. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.

    10. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. – 150 с.

    11. Панфилова, М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М.А.Панфилова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.

    12. Родионов, В.А. Я и другие. Тренинги и социальные навыки / В.А. Родионов. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 224 с.

    13. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. / Г.У.Солдатова. - М.:Генезис,2000.–112 с.

    14. Сартан, Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н. Сартан. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

    15. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. - М.: Генезис, 2000. – 272 с.

    16. Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М.: Академический Проект, 2004. – 144 с.

    17. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 240 с.

    18. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 1,2,3.4ч. / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. – 160с.

    19. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2001. – 280 с.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Жизненные навыки"

Автор: Тютюнджи Ольга Юрьевна

Дата: 04.06.2019

Номер свидетельства: 513369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Жизненные навыки. "
    ["seo_title"] => string(19) "zhizniennyie-navyki"
    ["file_id"] => string(6) "235390"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443700165"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в 5- 6 классах (социальное направление) «Жизненные навыки»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_v_5_6_klassakh_sotsialnoe_naprav"
    ["file_id"] => string(6) "585422"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1629276597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Тренинги жизненных навыков. "
    ["seo_title"] => string(31) "trieninghi-zhizniennykh-navykov"
    ["file_id"] => string(6) "110967"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406835106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Пути формирования и развития общеучебных умений, навыков на уроках, факультативных занятиях по физике."
    ["seo_title"] => string(102) "putiformirovaniiairazvitiiaobshchieuchiebnykhumieniinavykovnaurokakhfakultativnykhzaniatiiakhpofizikie"
    ["file_id"] => string(6) "289208"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454759720"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект "Школа за здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(39) "proiekt-shkola-za-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "168126"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423192302"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства