kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательная информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по курсу «Занимательная информатика» составлена на основе авторской программы Русаковой О.Л. «Уроки развития». УМК курса: учебник: Русакова О.Л. Уроки развития. - Пермь, типография ПТУ, программное обеспечение: Роботландия, Мир информатики. Программа рассчитана на учащихся 7-8 лет (2 класс).

Просмотр содержимого документа
«Занимательная информатика»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №10»





Утверждено:

Директор школы


__________Груздева И.В.


27 августа 2014г.





Программа

спецкурса дополнительного образования

«Занимательная информатика»

для 2 классов









Разработали педагоги

МАОУ «Гимназия № 10»

Митракова Т.Н.

Русинова И.А.











Пермь, 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по курсу «Занимательная информатика» составлена на основе авторской программы Русаковой О.Л. «Уроки развития». УМК курса: учебник: Русакова О.Л. Уроки развития. - Пермь, типография ПТУ, программное обеспечение: Роботландия, Мир информатики. Программа рассчитана на учащихся 7-8 лет (2 класс).


Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность изучения дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Занимательная информатика» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.

Основной целью дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» является:

подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности;

освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;

овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика»:

  • формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

  • формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;

  • формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;

  • формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

      • системность;

      • гуманизация;

      • междисциплинарная интеграция;

      • дифференциация;

      • дополнительная мотивация через игру;


Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.).

  4. Физкультминутка (2 мин)

  5. Работа за компьютером (10 мин).

  6. Релаксация (1 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин.).

Форма обучения – очная.

В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;

  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

  • понятия алгоритма, исполнителя;

  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
    с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;

  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Учебно-тематический план



Наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретических

практических

1

Таблицы

6

3

3

1.1

Что такое таблица

1

1


1.2

Столбчатые и линейные диаграммы

2

1

1

1.3

Способы решения задач с таблицами

2

1

1

1.4

Координаты

1

0,5

0,5

2

Действия с информацией

10

 4

2.1

Что такое информация. Виды информации

2

1

1

2.2

Способы передачи и получения информации

1

 

2.3

Прием и передача информации

2

1

1

2.4

Кодирование и декодирование информации

2

1

1

2.5

Обработка информации Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

1

2

3

Алгоритмы

10

 5

3.1

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

3.2

Алгоритмы в математике и русском языке. Алгоритмы с вопросами

2

1

1

3.3

Способы записи алгоритмов

1

1

 

3.4

Работа в алгоритмической среде

5

2

3

4

Повторение

1

0,5

0,5

Итого

27




Содержание программы:
«Занимательная информатика» (27 ч)


Действия с информацией (10 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.

Алгоритмы (10 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.

Таблицы (6 ч).
Таблицы Столбчатые и линейные диаграммы. Решение задач с помощью таблиц. Таблица решений. Координаты

Повторение (1 ч)


Учебно-методические материалы

  1. Русакова О.Л, учебник:. Уроки развития. - Пермь, типография ПТУ, 2006г.

  2. Программное обеспечение: Роботландия, Мир информатики

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год

  4. авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),

  5. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

  6. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  7. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12. 

  8. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38. 

  9. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25. 

  10. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год

  11. Сборник «Задачи для развития логики».

  12. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год

  13. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год

Оснащение учебного процесса:


  1. Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 1 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.

  2. Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 2 -4 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.

  3. Т.П.Первин “Зимние вечера”

  4. Пакет «Роботландия»

  5. «Игры и задачи, 1-4 классы – 1С: Образование. Дом»

  6. CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий.

  7. CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Занимательная информатика

Автор: Замахаева Татьяна Николаевна

Дата: 10.11.2018

Номер свидетельства: 484662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Занимательная информатика. Ребусы "
    ["seo_title"] => string(35) "zanimatiel-naia-informatika-riebusy"
    ["file_id"] => string(6) "164180"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422604002"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа внеурочной деятельности по Информатике и ИКТ 5-6 класс "Занимательная информатика""
    ["seo_title"] => string(109) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-informatikie-i-ikt-5-6-klass-zanimatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "258355"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448473573"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа внеурочной деятельности по  информатике "Занимательная информатика" для 6 класса. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-informatikie-zanimatiel-naia-informatika-dlia-6-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "275699"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452611079"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Программа ДОУ «Занимательная информатика. Решение задач повышенной сложности.» (5-7 класс) "
    ["seo_title"] => string(95) "proghramma-dou-zanimatiel-naia-informatika-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-5-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "138061"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417462119"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Викторина  «Занимательная информатика» "
    ["seo_title"] => string(37) "viktorina-zanimatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "229566"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441800857"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства