Капшукова Е.В.
Пояснительная записка.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В связи с непрерывным процессом развития общества происходит постоянное обновление и усложнение всех условий жизни и деятельности человека. Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают все новые и более сложные задачи обучения и воспитания. Одной из таких задач является активизация познавательной деятельности учащихся. В условиях современной школы педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые могут осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, развить и раскрыть нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение делать правильный выбор, нравственное самоопределение. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми. Познавательная деятельность школьников в современном обществе представляет собой систематически совершаемую деятельность подрастающего поколения. Отличительной чертой познавательной деятельности школьника является характер её протекания. В зависимости от активности, самостоятельности школьника в одних случаях познавательная деятельность носит подражательный, репродуктивный характер, в других поисковый, в иных творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на характер приобретаемых знаний, умений и навыков.
Уровень познавательной активности, ее место в структуре личностных качеств оказывает существенное влияние на качество различных видов деятельности: общественной, трудовой, эстетической и других. Внеклассная работа – составная часть учебно – воститательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Именно внеклассная работа в ГПД позволяет развивать познавательную активность школьников в различных образовательных областях:
Эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к жизни ( труду, природе, искусству, поведению); развивается чувство прекрасного.
Физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьников, выработку двигательных умений и навыков, а также привычку к систематическим занятиям физкультурой и спортом, формированием гигиеническим умений и навыков.
Трудовое воспитание – акцент делается на практическом применении школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представление о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов.
Экологическое воспитание – основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность.
Нравственное - формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения.
Умственное воспитание. Актуальность группы продленного дня.
Казалось бы, что нового может предложить сегодня старая добрая группа продленного дня. Обед, прогулка, домашние задания. На этом перечень услуг исчерпывается? Ничуть.
Педагогам в группе продленного дня надо уметь организовать и заинтересовать ребят. Ребенок не должен быть психологически травмирован тем, что другие дети идут домой, а он остается сидеть в школе за партой.
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия творческой индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.
От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития.
Воспитателю необходимо добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.
Рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и отдыха учащихся создает условия для их психофизического, физиологического и личностного развития: закрепляет организационные навыки, способствует развитию умений эффективно общаться, формирует самосознание.
В связи с этим одним из необходимых условий продуктивной работы ГПД является четкое, хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся, посещающих группу продленного дня.
Очень важно, чтобы в основе планирования были заложены следующие приоритетные позиции:
•создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно – оздоровительной;
•создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы ГПД является самоподготовка.
Приобретение школьниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Кроме этого, для сохранения здоровья необходимо научить детей соблюдать режим дня.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически. Залогом успеха на этом этапе является правильная организация и проведение физкультурно – оздоровительной работы в ГПД.
Активный отдых, подвижные игры на воздухе вызывают положительный эффект в функциональном состоянии организма.
№ п/п | Направление | Содержание | Дата проведения |
| Познавательная | Единый день профилактики дорожно – транспортного травматизма. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Легкоатлетическая эстафета. | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа. Моя малая родина. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Праздник рождения группы. Давайте познакомимся. | | |
| Трудовая | Уборка территории на пришкольном участке, | | |
| Познавательная | Красный, желтый, зеленый. Беседа о правилах поведения на дорогах | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Единый День здоровья. | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа. Зачем нужен режим дня? | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Конкурс детского рисунка "Осень наступила". | | |
| Трудовая | Сбор природного материала. | | |
| Познавательная | Игра - викторина "Отгадай сказку". | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Спортивный час. Эстафета с мячом. | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа - практикум. «Положительные и отрицательные эмоции». | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Фантастическое животное. Сочинение. Иллюстрирование. | | |
| Трудовая | Акция "Помоги книге". | | |
| Познавательная | Наблюдения за изменениями в природе. Осенний парк. (Школьный двор) | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Веселая Спортландия. Подвижные игры. | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа. Правила аккуратности. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии». | | |
| Трудовая | Экологическая операция «Жизнь цветка» | | |
| Познавательная | «Международный день пожилых людей». Как я отношусь к бабушкам и дедушкам. Беседа о нравственности. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Народные игры на свежем воздухе. Разучивание игры "Лягушата и цапля". | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа «Почётная профессия учитель». | | |
| Трудовая | Рисуем открытки ко Дню Учителя. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | «День учителя». Поздравляем учителей. | | |
| Познавательная | Игра – путешествие по станциям «овощная», «фруктовая», «лесная». | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Осенние ребячьи игры «Мы весёлые ребята». | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа «Добрый и злой человек». | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Мини-КВН для детей по русским народным сказкам. | | |
| Трудовая | Уход за комнатными растениями. | | |
| Познавательная | Прогулка – экскурсия в лес. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | «Час весёлых игр и эстафет». | | |
| Ценностно-ориентированная | Я и мое здоровье.. Встреча с медсестрой школы. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Необычное путешествие по школе. Или как себя вести. | | |
| Трудовая | Изготовление аппликаций к сказкам. | | |
| Познавательная | Агентство полезных советов. Эстетические хитрости застолья. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Комплекс упражнений «Ровная спина». | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа «Трудиться - всегда пригодиться!». | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Долг воспитанных ребят - режим школьный выполнять! | | |
| Трудовая | Уход за комнатными растениями. | | |
| Познавательная | "Есть обычай у ребят - гигиену соблюдать". Игровой практикум. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Спортивный час. Подвижные игры на воздухе. | | |
| Ценностно-ориентированная | Волшебный сундучок. Правила этикета. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Читаем книги С. Я. Маршака. | | |
| Трудовая | Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется. | | |
| Познавательная | Наш родной язык - русский. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Подвижные игры - эстафеты. Игра в городки. | | |
| Ценностно-ориентированная | Что такое дружба? | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Веселые приключения на транспорте. | | |
| Трудовая | Изготовление открыток ко Дню матери. | | |
| Познавательная | 21 ноября - День приветствий. Скажем друг другу "Здравствуйте!" | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Спортивный час, посвященный всемирному дню ребенка, который отмечается 20 ноября. | | |
| Ценностно-ориентированная | Читаем любимые книги. "Денискины рассказы", В.Драгунский. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Творческий конкурс рисунков «Рисуем зиму». | | |
| Трудовая | Мастерская Деда Мороза, изготовление волшебных фонариков | | |
| Познавательная | Беседа «Удивительное рядом». | | |
| Ценностно-ориентированная | Мама - слово дорогое. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Спортивный час. Подвижные игры на меткость "попади снежком в цель". | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Разучивание новогодних песен, танцев, игр. | | |
| Трудовая | Мастерская Деда Мороза, изготовление фантазийных игрушек на елку своими руками. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Движение и еще раз движение. | | |
| Познавательная | Простые правила этикета. | | |
| Ценностно-ориентированная | Безопасность и здоровье. "Не шути с огнем" | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Как уберечь себя от вредных привычек. Игровой практикум. | | |
| Трудовая | Мастерская Деда Мороза. Делаем новогодние маски. | | |
| Познавательная | Откуда Новый год пришел? | | |
| Ценностно-ориентированная | Права и обязанности детей. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Зимние старты. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку. | | |
| Трудовая | Мастерская Деда Мороза. Изготовление снежинок. | | |
| Познавательная | Наряжаем елку. Правила поведения дома и в гостях. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Спортивный час. | | |
| Ценностно-ориентированная | Экскурсия. «Налетели вдруг метели». | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Правила поведения на новогоднем утреннике. | | |
| Трудовая | Мастерская Деда Мороза. Изготовление открыток к Новому году. | | |
| Познавательная | Прогулка - практикум "Осторожно, зимняя улица!" | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Строим снежную крепость. | | |
| Ценностно-ориентированная | Игра - викторина отгадай загадки Деда Мороза. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Наряжаем елку. Украшаем класс к Новому году. | | |
| Познавательная | Что за праздник Рождество! | | |
| Ценностно-ориентированная | «Дружба начинается с улыбки». | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Незатейливые игры эрудитов. Дидактическая игра "Подбери словечко". | | |
| Трудовая | Помогаем пернатым друзьям. Делаем кормушки. | | |
| Познавательная | Поэтический вечер. Стихи русских поэтов о зиме. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Подвижные игры на улице. игра "Два Мороза". | | |
| Ценностно-ориентированная | «Раз в крещенский вечерок…» Беседа о народных традициях и обычаях. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Веселая "АБВГДЕЙКА" | | |
| Трудовая | Правила ухода за комнатными растениями. | | |
| Познавательная | Литературный час. Книга наш друг и помощник. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Катание с горки. | | |
| Ценностно-ориентированная | Хорошее здоровье превыше всего. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Изготовление поделок из цветной бумаги и картона. «Веселый зоопарк». | | |
| Трудовая | Изготовление игрушек - самоделок. | | |
| Познавательная | Познавательная игра "Что, где, когда?" | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Зимние забавы. Игра "Не уступлю горку". | | |
| Ценностно-ориентированная | "Добрая душа - добрые поступки". | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Игра правилам дорожного движения. "Мой друг - Светофор". | | |
| Трудовая | Оригами. | | |
| Познавательная | "Хорошее здоровье превыше всего". | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Спортивная эстафета «Кто быстрее?». | | |
| Ценностно-ориентированная | "Встречают по одежке, провожают по уму". Беседа - игра. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Конкурс рисунков "Зимний лес". | | |
| Трудовая | Поделки своими руками из подручного материала. | | |
| Познавательная | "Как вести себя в общественных местах". игровой практикум -беседа. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | "Если хочешь быть здоров.....". игра "Медведи на льдине". | | |
| Ценностно-ориентированная | "Спешите творить добро". | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Скоро праздник «День Защитника Отечества». Разучивание стихов к 23 февраля. Подготовка к празднику. | | |
| Трудовая | Рисуем открытки и делаем подарки своими руками ко Дню Защитника Отечества. | | |
| Познавательная | История возникновения праздника "День защитника Отечества" | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Веселые старты, посвященные 23 февраля. | | |
| Ценностно-ориентированная | "Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить". | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Поздравляем мальчиков, пап, дедушек с Днем защитника Отечества | | |
| Трудовая | Аппликации к полюбившимся сказкам. | | |
| Познавательная | Знакомство с народными обрядами и обычаями. Все про Масленицу. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Народные игры и забавы, посвященные Масленице. | | |
| Ценностно-ориентированная | Широкая масленица. Учимся печь блины. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Праздник "Прощание с Зимушкой - Зимой". | | |
| Трудовая | Рисуем открытки и делаем подарки своими руками нашим мамам | | |
| Познавательная | Знакомство с профессиями наших мам. Разучивание стихов и песен к 8 Марта. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Русские народные игры. | | |
| Ценностно-ориентированная | "Загляните в мамины глаза". Беседа - диалог. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Конкурс юных чтецов. Стихи о весне. | | |
| Трудовая | Аппликация "Подснежники". | | |
| Познавательная | "Прозвище - это скверно". | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Спортивный час "Кто самый сильный?" | | |
| Ценностно-ориентированная | Маленькое дело лучше большого безделья. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Оказание первой помощи при несчастном случае. | | |
| Трудовая | Работа с геометрическими фигурами и головоломками | | |
| Познавательная | Беседа о правилах поведения дома и на улице во время каникул. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Весенние ребячьи игры. игра "Золотые ворота". | | |
| Ценностно-ориентированная | Твой внешний вид о многом говорит. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | 1 апреля – День смеха. Клуб веселых и находчивых. | | |
| Трудовая | Огород на окне. Выращивание рассады. | | |
| Познавательная | Беседа «Как сохранить хорошее зрение». | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Один за всех, все за одного. Игра - соревнование | | |
| Ценностно-ориентированная | Час общения «Вредным привычкам – нет!». | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | «Вместе весело шагать». Беседа о дружбе. | | |
| Трудовая | Выставка рисунков о Космосе. Подборка стихов, иллюстраций, "космических" загадок. | | |
| Познавательная | Мостик познания «Внимательный ли я человек?». | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Любимые игры с мячом. Игра "Вышибалы". | | |
| Ценностно-ориентированная | "К звездам!".12 апреля – День космонавтики. Игра «Путешествие в космос». | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | "Мордочка, хвост и четыре ноги". Интеллектуальная игра. | | |
| Трудовая | Операция "Чистый класс". | | |
| Познавательная | Наш верный друг - телефон. Учимся вежливо разговаривать по телефону. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Любимые игры со скакалкой. | | |
| Ценностно-ориентированная | "Жадность и ложь". Беседа. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. | | |
| Трудовая | Экологическая операция "Жизнь цветка". | | |
| Познавательная | Беседа. Правила поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Игровое упражнение «Первая звезда». | | |
| Ценностно-ориентированная | Час краеведения. Как возник Сергиев-Посад. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Конкурс рисунков «Весна красна». | | |
| Трудовая | Высаживаем выращенную рассаду на участок. | | |
| Познавательная | Какая бывает красота. Беседа о нравственности. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | «Весёлые старты», посвященные Дню Победы. | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа «Мы этой памяти верны», Разучивание стихов. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | «Праздник со слезами на глазах» .Встреча с ветеранами. | | |
| Трудовая | Аппликация «Цветочная поляна». | | |
| Познавательная | "Как здорово, что все мы вместе!" Беседа о дружбе. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | «Весёлая эстафета» с мячами, скакалками, кеглями. | | |
| Ценностно-ориентированная | Правила безопасности при общении с животными. Беседа по здоровесбережению. | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Учимся общаться. Игра "Мы открываем свою фирму". | | |
| Трудовая | Уборка мусора около школы. | | |
| Познавательная | Когда лень-всё идёт через пень. Беседа. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья!» | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа «Нравственные отношения в классе». | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык». | | |
| Трудовая | Экскурсия в лес. Сбор природного материала для поделок. | | |
| Познавательная | Сказка за сказкой. Читаем любимые книги. | | |
| Физкультурно-оздоровительная | Спортивный час «Самый сильный и ловкий». | | |
| Ценностно-ориентированная | Беседа «Безопасность во время каникул». | | |
| Коммуникативная, коллективно-творческая | Игровая программа «Ура, каникулы!». | | |