Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа "Солнечный круг"»
МБОУ «Ябоганская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено согласовано утверждаю
на заседании ШМО зам директора по ВР директор школы
классных руководителей _________Каймина С.В. _______________Р.Ю.Каймина
«____»___________2016г «___»__________2016г.
Воспитательная программа
(срок реализации: 2016-2020г.г.)
Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов
«СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
Классный руководитель: Э.В.Ишмина
с. Ябоган, 2016г.
Паспорт программы
Наименование
программы
Авторская программа воспитательной деятельности в начальной школе "Солнечный круг"
Основание для
разработки программы
Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы
Цель программы
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности
Задачи программы
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей; для поддержания стабильного здоровья обучающихся;
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;
Развивать умение общаться и сотрудничать;
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Сроки реализации
2016 – 2020 гг.
Основные направления воспитательной системы
Интеллектуально- познавательная «Наука и образование», духовно-нравственная «Труд и порядок», гражданско- патриотическая «Патриот», творческо-эстетическая «Мир прекрасного», спортивно- оздоровительная «Спорт и здоровье», работа с семьёй «Досуг»
Участники реализации
Учащиеся 1 - 4 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ябоганская средняя общеобразовательная школа»
Контингент
Младшие школьники 6,6-10 лет
Дополнительные
сведения
Система воспитательной работы апробируется и реализуется на обучающихся начальной школы.
Ожидаемые результаты
Творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Организация контроля
за ходом исполнения
Ежегодный анализ воспитательной системы работы «Солнечный круг».
Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса.
Пояснительная записка
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс - Выявление потенциальных возможностей школьников.
2 класс - Формирование нравственных понятий и привычек.
3 класс - Накопление опыта нравственного поведения.
4 класс - Самоанализ поведения, интересов, склонностей, профориентация.
Цель программы - создание благоприятных социально - психологических условий для разностороннего развития личности .
Задачи:
- Сплочение ученического коллектива, развитие ученического
- Формирование у воспитанников общественной активности,
самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в
общественной жизни и труде на общую пользу;
- Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;
- Приобщение к здоровому образу жизни;
- Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры
поведения.
- Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой
культуре.
- Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом
развитии, отношении к труду как средству самоутверждения.
1 класс
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс
проявление интеллектуальных способностей;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Формы и методы работы
Классные часы
Беседы
Игровые тренинги
Праздники
КТД
Игровые и конкурсные программы
Викторины, познавательные игры
Поощрение
Убеждение (самоубеждение)
Внушение (самовнушение)
Метод самореализации
Требование
Метод воспитывающих ситуаций
Метод соревнования
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;
тестирование;
микроисследования.
Направления программы «Солнечный круг»:
Интеллектуально- познавательное «Наука и образование»
«Мудр не тот, кто много знает,
А чьи знания полезны»
Эсхил
Спортивно- оздоровительное «Спорт и здоровье»
« Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам»
Сократ
Духовно- нравственное «Труд и порядок»
«Высшая мудрость – различать добро и зло»
Сократ
Творческо-эстетическая «Мир прекрасного»
«Душа человека – величайшее чудо мира»
Данте Алигьери
Гражданско-патриотическая «Патриот»
«Любовь к Родине – первое достоинство
цивилизованного человека»
Наполеон Бонапарт
Работа с семьёй «Досуг»
«Семья – один из шедевров природы»
Д.Сантаяна
Программа реализации концепции воспитательной деятельности.
Направление
Воспитательные задачи
Основные мероприятия
Формы проведения
1 класс «Мой дом – моя крепость »
Цель работы – формирование эстетически- ценностных ориентаций личности, развитие способностей к творчеству, воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.
Основные задачи развития:
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других.
«Спорт и здоровье»
-формировать понимание значимости здорового образа жизни,
-мотивировать на посещение спортивных кружков и секций
«Азбука здоровья»
«Как организовать распорядок дня»
«Зимние забавы»
Конкурс рисунков
Беседа
Спортивный праздник на природе
«Труд и порядок»
- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду
«Любимая школа – чистая школа»
«Содержи в порядке книжки и тетрадки»
«Как трудится моя семья»
Экскурсия
Беседа
Выставка рисунков
«Патриот»
-формировать нравственную культуру семьи,
- формировать патриотические чувства
«Ветеран живёт рядом»
«Достопримечательности Усть – Канского района»
«Символика Республики Алтай»
Поздравительная открытка
Фотовыставка
беседа
«Наука и образование»
- формировать любознательность, интерес к знаниям
«Мои любимые уроки»
«Мы уже писать умеем»
«Кто лучше считает?»
Викторина
Поздравительная открытка
Математический ринг
«Досуг»
-создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности
«День рождения только раз в году»
«Мама – главное слово»
Праздник
Концерт
«Мир прекрасного»
-показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей,
-направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей
«Помоги братьям нашим меньшим»
«Птицам нужна помощь»
«Алло, мы ищем таланты!»
«Картинная галерея»
Акция
Изготовление кормушки
Час творчества
Путешествие в мир творчества
2 класс «Что такое хорошо что такое плохо?»
Цель работы – формирование классного коллектива становление дружеских партнерских отношений. Развитие творческого потенциала.
Основные задачи развития:
- формирование широкого спектра способностей и интересов, нового уровня мышления, памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.
«Спорт и здоровье»
- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни
«Полезные привычки»
«Осенний кросс»
«Весёлые старты»
«Береги платье смолоду»
Викторина
Соревнование
Спортивный праздник
Конкурс плакатов
«Труд и порядок»
- приобщать к общественно- полезной деятельности
«Книжкина больница»
«Данила мастер»
«Операция «Чистюлька»
Операция
Выставка – конкурс
Трудовой десант
«Патриот»
-приобщать к общечеловеческим ценностям,
«Герои в названиях улиц»
«Подарок ветерану»
«Символика России»
Обзорная экскурсия
Благотворительная ярмарка
Поисковая работа
«Наука и образование»
-расширять кругозор, - воспитывать культуру труда
«Праздник первой отметки»
«Лингвистический кросс»
«Математический кросс»
«Что? Где? Когда?»
Утренник
Интеллектуальный конкурс
Викторина
игра
«Досуг»
-создавать условия для творческой самореализации обучающихся
«Кто что любит и умеет делать»
«А, ну-ка, мальчики»
«О бабушках и дедушках»
Конкурс – викторина
Игра – соревнование
Устный журнал
«Мир прекрасного»
-создавать условия для творческой самореализации обучающихся
«Ярмарка чудес»
«Тропинка школьная моя»
«Мы крутим глобус»
Творческий конкурс
Создание классного альбома
Стендовый доклад
3 класс «Жизнь дана на добрые дела»
Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желание творить добро, формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе ,развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности.
Основные задачи развития:
- развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского общения;
- формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.
«Спорт и здоровье»
-формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье
«Посеешь привычку-пожнёшь характер»
«Экологическая тропа»
«Всей семьёй – на старт!»
Устный журнал
Игра- путешествие
Семейная спартакиада
«Труд и порядок»
-формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка
«Порядок в труде – порядок в знаниях»
«Школьный двор – лучший двор»
Рейд
Трудовая акция
«Патриот»
-развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;
-обучать пониманию смысла человеческого существования
«Природа родного края»
«Не лозунги, а дела»
«У войны не женское лицо»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Я- исследователь»
Посещение музея
Акция
Исследовательская деятельность
Круглый стол
Проектная деятельность
«Наука и образование»
- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии
«Предметные олимпиады»
«Интеллектуально- творческий марафон»
«Фестиваль знаний»
Интеллектуальный конкурс
Смотр достижений
«Досуг»
Формировать желание проявлять творческую инициативу
«Сотвори солнце в себе»
«Рыцарский турнир»
«Операция «Новый год»
«Праздник «Масленица»
Акция добра
Праздник
Изготовление игрушек
«Мир прекрасного»
-формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни
«Самым любимым и родным»
«Прекрасное в моей жизни»
«Школа будущего волонтёра»
«Сделай мир добрее»
Конкурс стихов
Коллаж
беседа
акция
4 класс «Мир человеческих чувств»
Цель работы – гражданско- патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.
Основные задачи развития:
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.
«Спорт и здоровье»
-формировать способности управлять своим здоровьем
-формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого
«С чего начинается Родина?»
«Дети - герои»
«Имею право. Мои права»
Дискуссия
Групповая поисковая деятельность
Игра
«Наука и образование»
Приобщать к разнообразной творческой деятельности;
- формировать потребность в самообразовании
«предметные олимпиады»
«Региональный конкурс «Я - исследователь»
Интеллектуальный конкурс
Конкурс исследовательских работ
«Досуг»
Учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
-поддерживать и направлять работу органов самоуправления
«Мои интересы, мои возможности»
«Поход в лес»
«Помоги другу»
Беседа
Путешествие
Акция помощи
«В мире прекрасного»
-формировать желание активно преобразовывать действительность
«В мире прекрасного»
«Школьные годы чудесные»
«Гармония в природе»
Литературная гостиная
Поисковая работа
Экологический журнал
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого - педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления
формы работы с семьёй
психолого - педагогическое просвещение родителей
родительские встречи, обмен опытом
индивидуальные и тематические консультации
тренинги
конференции
родительские собрания
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
дни творчества
открытые уроки и внеклассные мероприятия
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса
родительское общественное патрулирование
шефская помощь
участие в управлении учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе совета школы
участие родителей класса в работе родительского комитета
Модель выпускника начальной школы
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные качества:
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;