Внеурочная деятельность "Азбука: этика добра" 1 класс
Внеурочная деятельность "Азбука: этика добра" 1 класс
В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в МБОУ "СОШ с. Претория" Переволоцкого района Оренбургской области, реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 1 классах вводится факультатив "Азбука: этика добра". На изучение данного факультатива отводится 1 час в неделю (33 час в 1 классе). Рабочая программа факультатива "Этика:азбука добра" разработана на основе авторской программы "Этика:азбука добра" для начальной школы И. С. Хомяковой, В. И. Петровой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Азбука: этика добра" 1 класс»
22
Рабочая программа «Этика: азбука добра» составлена в соответствии:
1.Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 –29.12.2012);
2.Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. №373,
3. Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008);
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
6. Письмом Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
7. Учебным планом МБОУ «СОШ с. Претория» на 2016-2017 уч. год;
8. Авторской программы «Этика: азбука добра», И. С. Хомякова, В. И. Петрова,
9. Сборник программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика : азбука добра» И. С Хомяковой, В. И. Петровой в соответствии с требованиями ФГОС. Сборника программ внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой 1-4 класс, Москва, Издательский центр «Вента-Граф» 2011 год.
Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»:
Пояснительная записка
Новизна заключается в необходимости нравственного образования и основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано с идеей добра и справедливости, общения и интереса детей. Кружок «Этика. Азбука добра» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к учению, стремиться развивать духовно-нравственную деятельность. Программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая заключается в следующем:
«... Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества, инноватики...»
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности... начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Педагогическая целесообразность:Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников, как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме кружка «Этика. Азбука добра», который входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.
Системность:
Курс строится на частных и жизненных примерах.
Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
1.Расширять кругозор обучающихся в разных областях духовно-нравственной культуры.
2.Способствовать организации нравственно образованного младшего школьника.
3.Прививать основы духовно-нравственной культуры.
4.Уметь осуществлять нравственный выбор.
5.Развивать личность, которая обладает качествами воспитанного человека-добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью.
6. Расшиоять знания о нормах и правилах отношений со серстниками, родными. Близкими и просто окружающими людьми.
7. Воспитывать уважение к людям.
8. Усваивать нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизмалежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методыработы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Описание места учебного курса в плане.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7-8 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Формы и режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю – понедельник, начало занятий (13.30 – 14.00) не раньше чем через один час после окончания уроков, продолжительность занятия составляет – 30 минут.
Принципы научности программы: создание условий для повышения мотивации к обучению, стремление развивать гуманитарные возможности каждого учащегося.
Практическая направленность:
игровая, творческие формы, проектная деятельность, работа с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс.Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс.Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Планируемые результаты
В результате изучения факультатива «Этика: азбука добра» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
Ученик научится:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
использовать в общении доброжелательный тон;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Обучающиеся должны :
усвоить нравственные правила, оценивать свои поступки и овладеть основными общепринятыми нормами развития личностно значимого поведения в обществе.
научится: доброжелательности, заботе, сопереживанию, толерантности, сочувствию на основе которого и формируется нравственное сознание.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы.
В процессе освоения материалов проектной деятельности ученик получает:
знания о характере взаимоотношений с другими людьми;
воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям;
необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи:
самооценки и самопроверки,
повторять,
уточнять и формировать начальные нравственные представления,
знакомить с нравственными понятиями
использовать различные способы поиска информации: библиотека, Интернет, с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Для проверки уровня усвоения знаний могут быть использованы коллективные обсуждения, вопросы «открытого» типа, высказывания, предполагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения с использованием дополнительной информации в библиотеке, сети Интернет,
участие в конкурсах, чемпионатах, КВН, олимпиадах, дистанционных развивающих мероприятиях.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
Учебный план
№
п/п
Разделы программы
Количество часов
часов
1 год
2 год
3 год
4 год
1
О трудолюбии
8
11
15
16
2
Культура внешнего вида
5
8
11111 4 чч.
4
3
Школьный этикет
7
5
4
5
4
Правила общения
7
4
6
5
5
Внешкольный этикет
6
5
4
3
Всего часов:
33
34
3333 34 чч.
34
№
пп
Разделы программы
и темы учебных занятий
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1
О трудолюбии
8
1
7
2
Культура внешнего вида
5
2
3
3
Школьный этикет
7
2
5
4
Правила общения
7
3
4
5
Внешкольный этикет
6
3
3
Всего часов:
33
11
22
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
(Первый год обучения)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Характеристика деятельности учащихся
Дата
План
Факт
1
Мы пришли на урок
Учебные игры: организация
2
Этикет прихода и ухода учащихся из школы
Ученик входит в класс до начала урока. Ученик опоздал на урок.
3
Общение учащихся в форме спора
Спор на тему: (Уважительная или неуважительная причина опоздания на урок)
4
Зачем нужны перемены?
Игра: «Всегда внимателен»
5
Этикет внешнего вида учащегося
Анализ и оценка внешнего вида всех учащихся класса
6
Мы в школьной столовой
Личный пример, каждому -дисциплина.
7
Зачем нужны вежливые слова?
Поиск информации
Оценивание
8
Правила делового поведения и учебного труда учащихся на уроке
Упражнение в реализации одного из свойств воды: думать, прежде чем делать
9
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Игра «Обратись правильно»
10
Правила поведения в столовой для воспитанных детей.
Игра –выступление на знание правил этикета.
11
Мой учитель
Описание сюжетных игр
12
Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку
Подвижные игры
13
Этикет на занятиях в кружках по интересам
Викторина и конкурс на знание одного из учебных предметов
14
Учись учиться
Угадывание полученных чисел
15
Умение мыслить
Упражнения на развитие
сообразительности
16
Выполнение учащимися своего режима дня
Составьте схемы режима дня
17
Конкурс на деловой внешний вид. Задачи-смекалки.
Учебная игра
18
Этикет движений при общении. Прятки с «фигурами».
Отработка этикета в движении
19
Этикет общения на празднике в школе. Игры.
Упражнения на сообразительность
20
Деловое сотрудничество с одноклассниками (создание коллектива , товарищества в классе)
Упражнение в осознанном применении мыслительных процессов для разгадывания загадок
21
Этикет вежливого общения
Учебные игры в употреблении слов вежливости в общении
22
Доброжелательное отношение к одноклассникам
Пожелания соседу по рабочему столу.
23
Общение с одноклассниками в форме игры
Игра со стихотворными считалками
24
Одобрение достоинств и осуждение недостатков одноклассников
Учебная игра на сюжет басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»
25
Бережливость: каждой вещи свое место
Игра «Школьная вещь»,
Пожелания товарищу
26
Достижение взаимопонимания с одноклассниками
Упражнения в споре, убеждении, воспитательной беседе
27
Справедливость к одноклассникам
Решение мыслительных задач
28
Основные правила Мойдодыра
Учебная игра «Убедись»
29
Каждой вещи свое место
Практическое занятие
30
Правила поведения на улице, в транспорте
Просмотр презентации
Обсуждение одноклассников
31
«Спасибо и пожалуйста»
Учебная игра
32
Этика добра
Учебная игра на сюжет сказки (Сказка о царе Салтане)
33
Этика: азбука добра
Игры по желанию
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________________ А.В. Буллер.
Дата________2016 г.
Содержание изучаемого курса программы внеурочной деятельности
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значенияв установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Практическое знакомство с правилами нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
3накомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор» драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу
Универсальные учебные действия:
использовать доброжелательный тон в общении;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Методическое обеспечение:
формы проведения занятий – аудиторно - кабинетные, информационно-библиотечные, игровые с использованием ЭОР, исследовательские, поисковые.
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса – словесные, наглядные, метод ассоциаций.
дидактический материал- игры, карточки, таблицы, дидактические материалы.
техническое оснащение учебных занятий – мультимедиа, презентации, Интернет –ресурсы.
формы подведения итогов по каждой теме или разделу программы внеурочной деятельности - игра, конкурс, КВН, соревнование, турнир.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.
Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Дидактические материалы
Демонстрационные картинки с изображением профессий
Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения
Наборы сюжетных картинок
Для обучающихся
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. М. — «Вече», 2004.
Барто А.Л. «В театре».
Волков А. М. Волшебник Изумрудного города / Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.
Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».
Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной / Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста / Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
Осеева В.А. «Волшебное слово».
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. — М.: Эксмо, 2010
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. — Просвещение, 2000.
Титкова Т.В. Как принимать гостей. — Издательская группа АСТ., 2004.
Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
Толстой Л.Н. Волк и собака.
Чуковский К. И. «Федорино горе».
Чуковский К.И. «Мойдодыр».
Чуковский К.И. «Телефон».
Чуковский К.И. «Краденое солнце».
Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.
Литература:
Аджиева Е.М., Бойкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. 50 сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Блинов И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи. - М., 1950
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Ефросинина Л.А. Словарь – справочник по литературному чтению. Книгочей. 1-4 классы. – М. Издательский центр «Вентана - Граф», 2010.
Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! – Рига 1997.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М., 1984.
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная Пресса, 2000.