kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие на тему «Песни военных лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Песни военных лет»

Класс: 3

Цель: расширить познания обучающихся о песнях   времен   Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающие

  • закрепить имеющиеся у детей знания о песнях времен ВОВ,
  • углублять у учащихся   знания героической истории своей страны;
  • формировать у ребят эстетические познания   о певческом искусстве России

Развивающие

  • развивать у обучающихся творческие способности, коммуникативные навыки, умение работать в группе
  • развивать умение анализировать, выделять главную мысль, заложенную в музыкальном произведение
  • расширять кругозор в области истории певческого искусства.

Воспитательные

  • воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину;
  • межнационального уважения и толерантности;
  • уважительного отношения к культурным ценностям русского народа;
  • воспитание интереса к певческому искусству, любви к прекрасному, эстетического вкуса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие на тему «Песни военных лет»»

МКОУ «Кузнецовская СОШ»













Внеурочное занятие на тему

«Песни военных лет»







Исполнители: Шестернина Е.А.,

Учитель начальных классов









п. Кузнецовский, 2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Песни военных лет»

Класс: 3

Цель: расширить познания обучающихся о песнях времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающие

  • закрепить имеющиеся у детей знания о песнях времен ВОВ,

  • углублять у учащихся знания героической истории своей страны;

  • формировать у ребят эстетические познания о певческом искусстве России

Развивающие

  • развивать у обучающихся творческие способности, коммуникативные навыки, умение работать в группе

  • развивать умение анализировать, выделять главную мысль, заложенную в музыкальном произведение

  • расширять кругозор в области истории певческого искусства.

Воспитательные

  • воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину;

  • межнационального уважения и толерантности;

  • уважительного отношения к культурным ценностям русского народа;

  • воспитание интереса к певческому искусству, любви к прекрасному, эстетического вкуса

Тип занятия: комбинированное занятие









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Метод, приёмы

Формы, средства

Планируемые результаты

Вводный

- Здравствуйте, ребята!


Прослушайте стихотворение, чтобы узнать, чему посвящен сегодняшнее внеурочное занятие.


От песен сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой.

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.


Предположите тему занятия.













Песни военных лет.

Словесный метод, слово учителя

Фронт.

П: имеют интерес к музыке как к учебному предмету.

К: организованы к личной и коллективной деятельности

Основной

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата.


Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою ОНИ вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, и победить.


- Какие вы знаете песни о ВОВ?








- Хотели бы узнать об этих песнях больше?


22 июня 1941 года... Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье - все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.


МАРШ «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ»

- Итак, а теперь предлагаю послушать марш «Прощание славянки». Скажите, какая по характеру?


Да, действительно, бодро и энергично прозвучал марш «Прощание славянки»


Именно с этой песни мы и начнем знакомство.


был написан ещё в 1912 году композитором Василием Агапкиным не под заказ, а по вдохновению. Дело в том, что главной эмоциональной темой 1912 года была Первая Балканская война, в которой балканские народы сражались за свою независимость от Турции. Именно этой войне Василий Иванович Агапкин и посвятил свою маршевую мелодию.


Марш был создан для военного оркестра, без слов. Текст появился позднее. Мелодия марша сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений.


В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин, — провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение.


Именно этот марш звучал на параде 7 ноября 1941г.Под звуки марша молодые ребята прямо с парада уходили на страшную Великую Отечественную войну.


Музыка марша подбадривала солдат, и, одновременно, интонациями напоминала о том, что их будут ждать… Патриотическая мелодия марша была созвучна мыслям и чувствам воинов, и каждый уносил с Красной площади в памяти её высокий душевный строй, вдохновляющий порыв...


В 1984 году на мелодию этого марша Владимиром Лазаревым были написаны стихи и получилась песня.


В 1941 году в ряды защитников Родины вступили не только рабочие и


служащие. Многие музыканты, оставив свои мирные занятия, пошли воевать


или взялись за свое творческое «оружие», страстной и призывной музыкой


участвуя в общенародной борьбе.


В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага


музыканты дали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами по


трудным дорогам войны. Почти 4000 концертных бригад, включавших около


45 тысяч артистов, выезжали на фронты Отечественной войны. «Трудно


поверить, но 15-16 апреля 1942 года в армии проходил смотр художественной самодеятельности, 320 номеров было показано на его заключительном концерте», - можно прочитать в газете «Советская


культура», опубликованной в послевоенное время.


- Знаете ли вы исполнителей песен тех лет? (К. Шульженко, Лидия Русланова, Леонид Утесов)


В чем лучше может человек высказать свою душу, излить свое горе, поделиться радостью, выразить сочувствие, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне. Среди этих песен много родившихся в годы самых тяжких испытаний нашего народа – в годы Великой Отечественной войны, и потому отношение к ним вдвойне трепетное.


«Священная война»


Музыка Александра Александрова;


Слова В.Лебедева – Кумача


24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»


Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».


Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941г.


Слушаем песню «Вставай страна огромная…»)


Обратите внимание на силу и мощь музыки и слов.


Слайд 7(слушаем)


Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал «Священную войну» бессмертной песней. Именно ей суждено было стать символом и музыкальной эмблемой сурового времени.


В послевоенное время песня часто исполнялась Краснознаменным ансамблем Песни и пляски Советской Армии им. Александрова


«Священная война»- патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества, известная также по первой строчке «Вставай страна огромная...».


«Катюша»


муз. Матвей Блантера и сл. Михаил Исаковского,


Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен - песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки.


-А вы её знаете?


- Ребята, а как вы думаете, о чем эта песня? (Ответы детей.)


Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг.


Почти легендарную популярность обрела песня «Катюша». Написанная еще в мирное время, она в годы войны пелась повсюду, на ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу.


В годы войны «Катюша»-неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии.


«Катюша» стала одной из самых прославленных песен нашего времени. Трудно найти на нашей планете страну, где не знали бы этой песни. Она перестала принадлежать ее авторам, стала народной, более того – интернациональной.


После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы.


И действительно… Ее знают во всех странах и поют на разных языках. Когда ее автор − композитор М. Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша».


«Синий платочек»


муз. Ежи Петерсбурского,


сл. Яков Галицкого


Поистине необычна история и другой замечательной военной песни "Синий платочек". В 1940 году в московском саду "Эрмитаж" выступал польский оркестр "Голубой джаз" под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение "Синий платочек".


Привычный же "Синий платочек" появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты "В решающий бой!" Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. (Слушаем песню)


Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии.


Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство.


473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны.


Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника.

«Темная ночь»

музыка Никиты Богословского слова Владимира Агатова


Одна из самых популярных и всенародно любимых песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года.


-А вы, смотрели этот фильм? (ответы)


Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей».

«В землянке»

муз. Константина Листова,


сл. Алексея Суркова


Слайд 15 Песня «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни.


25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».


К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.


В 1998 году в д. Кашино, Московской области установлен памятный знак на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни "В землянке"


Так «Землянка» – песня, вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны. (слушаем песню)


«Смуглянка» музыка Анатолия Новикова


слова - Якова Шведова


(веселая лирическая песня о партизанах)


В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.


(слушаем песню)


Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...


И вот она долгожданная ПОБЕДА!!!


Все вы, наверное, догадались, как называется эта песня? {Ответы присутствующих.)


Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают её своей, фронтовой. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.


Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы».


Слайд 19 В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы...


Песня «День Победы» прозвучала впервые на праздничном «Огоньке», посвященном 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню, они писали: «Чувствуется, что сочинял ее человек, который видел и пережил войну».

















«Катюша», «Синий платочек», «В землянке», «День Победы»,»Темная ночь», «Смуглянка», «Алеша», «На безымянной высоте», «Журавли», «Севастопольский вальс»…


Ответы.










Ответы.


Групп.

П: имеют интерес к музыке как к учебному предмету.

К: организованы к личной и коллективной деятельности

Заключительный

Сегодня мы познакомились с некоторыми произведениями, созданными в годы войны.


И сейчас мы с вами еще раз вспомним их, но в виде музыкальной викторины Перед Вами список песен военных лет.Услышав фрагмент мелодии песни, найдите еѐ и отметьте в последнем столбике номер, под которым вы еѐ услышали. Давайте порепетируем.


Проверим результат (ответ хором)


А чтобы проверить усвоение нового материала проведем тестирование. Перед вами тест и три варианта ответа, нужно выбрать один из трех вариантов и подчеркнуть его.


А сейчас, попрошу вас ответить на следующие вопросы;


Что нового вы узнали? (об истории создания военных песен,об авторах и исполнителях военных песен, о том, что песня всегда сопровождала солдата, просто была необходима, потому что вдохновляла бойцов на подвиг, а в минуты отдыха помогала расслабиться, сделать передышку)


В чем сила песен о войне? (песня поднимала боевой дух солдат, вселяла уверенность в Победу)


Словесный метод, слово учителя.

Фронт.

П: имеют интерес к музыке как к учебному предмету.

К: организованы к личной и коллективной деятельности



Приложение 1. Посадка групп на время прохождение квеста.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие на тему «Песни военных лет»

Автор: Шестернина Екатерина Алексеевна

Дата: 11.11.2024

Номер свидетельства: 659317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""О том, что забывать нельзя!" "
    ["seo_title"] => string(27) "o-tom-chto-zabyvat-niel-zia"
    ["file_id"] => string(6) "195662"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427953299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства