(70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается…)
Подготовила и провела с учащимися 2 класса МКОУ «Каргаполовская СОШ» 19 февраля 2015 года учитель начальных классов Бауэр Вера Фёдоровна
Патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет. Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма.
Огромный потенциал в духовно-нравственном и патриотическом воспитании имеет тема войны.
Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по патриотическому воспитанию детей.
Форма занятия: встреча с тружениками тыла.
Оно может быть использовано как внеклассное мероприятие в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию, а также к Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию учащихся, эффективность и продуктивность внеурочной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся лучше раскрыть свои способности, «раскрепостить» поведение.
В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач воспитания: формирование патриотизма и твердой гражданской позиции обучающихся.
К этому мероприятию велась большая подготовительная работа. На протяжении нескольких классных часов мы с учащимися говорили о Великой Отечественной войне, я рассказала ребятам о судьбе тружеников тыла, мы вместе искали материал о наших земляках.
Меня порадовало то, что при подготовке к данному мероприятию родители обучащихся оказали большую помощь: помогли при отборе содержания материала, давали советы, делились своими знаниями о войне.
Сценарий сопровождается мультимедийным приложением: презентация с фотографиями, песни о Великой Отечественной войне. Комплексное воздействие звукового сопровождения и средств визуализации, способствует повышению эмоциональной окраски восприятия, заставляет сопереживать происходящему, вызывая у детей чувства и эмоции, позволяющие лучше понять, прочувствовать и осмыслить события прошедшей войны.
При проведении данного мероприятия удачными оказались следующие моменты:
- форма проведения: был отобран краткий, но в тоже время глубокий материал;
- задействовали аудиовизуальные средства наглядности: подготовлена презентация;
На мой взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута: на сегодняшний день ребята знают и могут рассказать об этой странице истории нашего села, страны.
Вывод: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме. Цель мероприятия достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"О том, что забывать нельзя!" »
МКОУ « Каргаполовская СОШ»
Внеклассное мероприятие
«О том, что забывать нельзя»
(встреча с тружениками тыла
Великой Отечественной войны)
Выполнила: учитель начальных классов
Каргаполовской средней школы
Бауэр Вера Фёдоровна
2015г.
Цель:
расширить и углубить знания учащихся по истории Отечества и родного края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
Задачи:
воспитание достойных граждан Отечества, её патриотов и защитников на примерах героизма земляков, достойных поклонения, подражания;
знакомство учащихся с поисковым и исследовательским материалом;
привлечение учащихся к продолжению ведения поисковой и краеведческой работы.
Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, уважения к старшему поколению и памяти погибших, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла;
Формировать умения оценивать события с позиции справедливости, гуманизма.
Развивать познавательный интерес учащихся к героическому прошлому родной земли, творческие способности учеников: актёрские, риторические, художественные.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
презентация – о Великой Отечественной войне, о ветеранах войны и тыла нашего села;
рисунки учащихся на тему «Помним. Гордимся. Благодарим…»;
плакат с данными о войне;
стенды с портретами ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов тыла;
Музыкальное оформление: а) песня «Священная война»; б) песня «Солнечный круг»; в) голос Левитана; г) песня «Как хорошо в стране советской жить»; д) песня «Журавли»; е) вой сирены;
Плакаты: «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Нам этот мир завещано беречь»;
Подготовительная работа:
1. Встреча с тружениками и приглашение их на школьный праздник;
2. Подготовка плакатов;
3. Подбор стихов и музыкального сопровождения;
4. Репетиция сценария;
Ход мероприятия:
Нет, не ослабнет наша память
Она на веки нам дана,
Чтоб вновь и вновь могли мы славить
Святые Ваши имена.
(слайд 2)
Учитель: «С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоящего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
Ученик:
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните, какой ценой завоёвано счастье!
Мечту пронесите через года
И светом наполните,
Но о тех, кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста, помните!
Учитель:Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
Ученик:
С чего начинается память – с берёз? С речного песочка? С дождя на дороге? А если – с убийства! А если – со слёз! А если – с воздушной тревоги! А если с визжащей пилы в облаках,
со взрослых, в пыли распростёртых!
А если с недетского знания – как живое становится мёртвым! И в пять,
и в пятнадцать, и в двадцать пять лет войной начинается память.
(слайд 3-5)
Сценка: под музыку «Как хорошо в стране советской жить» играют дети. Вдруг раздаётся вой сирены, выстрелы, взрывы. Дети пугаются, убегают. Меркнет свет. Звучит фонограмма Левитана в записи: «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаем важное правительственное сообщение. Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра без объявления войны фашистские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах, подвергли бомбежке наши города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие. Это неслыханное нападение является беспримерным в истории цивилизации вероломством. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских правителей. Наше дело правое! Победа будет за нами!», песня «Вставай страна огромная».
(слайд 6)
Ученица:
Воскресного дня накануне
Безоблачные небеса
22 июня ровно 4 часа
Ученица:
Черные тени в тумане росли
Туча на небе темна
Первый снаряд разорвался вдали
Так начиналась война.
(Мальчики и девочки расходятся в разные стороны).
Ученик:
«Война!» - внезапно прозвучало,
И всколыхнулась вся страна.
На фронт в день гнева и печали
Ушли отцы и сыновья.
Просмотр фильма о Великой отечественной войне (слайд 7-8)
Чтение записи на плакате: (слайд 9)
Июньской ночью 1941 года, на нашу страну обрушился удар фашисткой армии.
190 дивизий
Свыше 4700 орудий и миномётов
Более 4000 танков
Около 5000 самолётов
До 200 военных кораблей
Учитель:4 года продолжалась война – это 1418 дней и ночей, 34 000 часов, и 27 миллионов погибших людей.27 миллионов, вы только представьте, если по каждому из этих погибших объявить минуту молчания, то страна будет молчать…32 года.
Путь к победе был долгим и трудным 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев, гибель лучших сынов и дочерей Родины, радость больших и малых побед. По своим масштабам эта война носила беспрецедентный характер. Свой вклад в дело Победы внесли и наши земляки. (слайд 10)Из наших сёл за 1941г.-1945г. на фронт ушло 367 человек, а вернулось только 75.
Ученик:
« Мой прадедушка был на войне
И про неё рассказывал мне много,
И как ходил в атаку из окопа;
И как с боями шли через Европу.
Как побеждали в тех они боях
И как Берлин солдаты наши брали;
Как над рейхстагом водрузили флаг
И как в тот день все люди ликовали».
Учитель: Идёт жизнь, быстро бежит время. Уходят из жизни ветераны. К сожалению, в наших сёлах уже нет в живых фронтовиков.
Ученик:
Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим, Это нужно не мертвым
Это надо живым
Показ презентации о ветеранах Великой Отечественной войны на фоне песни «Журавли» (слайд 11-34)
Минута молчания. (слайд 35)
Учитель: Начавшаяся война многое изменила и в жизни нашего села. В дни войны через Новосибирскую область не проходила линия фронта, над нашими сёлами не гудели вражеские самолёты, города, сёла, деревни не знали затемнения, на нашу землю не падали немецкие бомбы. Но люди жили войной. Сибиряки самоотверженно бились на всех фронтах, а трудящиеся, отправив своих мужей, сыновей, отцов на фронт, самоотверженно трудились в тылу, направляя все усилия на укрепление мощи Красной Армии. На место ушедших сражаться с врагом мужчин пришли женщины, старики, подростки. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. Женщины грозных сороковых.… Они спасали Родину, работали в тылу от зари до зари, заменяя мужчин. (слайд 36)
Ученик: «Моя прабабушка не воевала, Она в тылу солдатам помогала. Без мужественных тружеников тыла Страна бы наша никогда не победила».
Учитель: Мы с вами узнаем про войну из книг, из телепередач, кинофильмов, а сегодня у нас в гостях труженики тыла, дети войны, испытавшие на себе ужасы войны. Давайте-ка остановимся ненадолго и вглядимся в лица тех, кто присутствует в нашем зале. Мы увидим в каждом знакомом лице судьбу человека и не просто одного человека и не просто одной женщины или одного мужчины, а судьбу всего нашего села, может быть, всего народа. Так давайте поговорим о вас, женщинах – труженицах, о вас, военных мальчишках, о ваших сердцах и руках, о ваших судьбах.
Ученик:
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» – девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Фронт обеспечить! – нет важней задачи,
Трудились для победы все в тылу,
Бойцам в боях не выстоять иначе,
Труд для победы заслужил хвалу.
Всё отдавали фронту для победы,
Тыл только крохи оставлял себе,
Терпели стойко тяжести и беды,
Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.
Тыл обеспечил армию надёжно,
Оружие – основа всех основ,
Хотя пришлось невероятно сложно,
Но армии шли смело на врагов.
Фронтовикам и честь и слава!
На их груди сверкают ордена,
Но тыл в победу сил вложил немало.
Фронт трудовой! Была им вся страна!
Ученик:Колхозное поле чем-то напоминало фронт. Тут тоже ковалась победа. Правда, не свистели пули, не рвались снаряды, однако доставалось сельским труженикам сполна, так же, как и бойцам переднего края. Наравне с женщинами работали подростки: пахали, сеяли, убирали хлеб на лошадях, быках, коровах. Нам трудно в это поверить, но вот он военный мальчишка-подросток: (слайд 37)Суднишников Иван Алексеевич – родился 17 июля 1924 года в с. Тараданово, Сузунского района, Новосибирской области. В 1930 годы семью раскулачили и сослали в Нарым. До войны окончил 7 классов и в 15 лет начал работать в колхозе «Верный путь». О войне услышал по радио. Оно было одно на всё село. Всю войну работал в колхозе. Об окончании войны узнал на поле. Прискакал на коне заведующий фермой и сообщил о ПОБЕДЕ, что бросайте работу и домой идите война кончилась. В армию взяли в 1948 году, служил на Дальнем Востоке 4 года. После армии до 1959 года жил и работал в Новосибирске. В 1960 году женился и работал до пенсии на станции Тараданово. В 1984 году ушёл на пенсию. Награждён: медали «Ветеран труда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне»,«60 лет победы в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд» в ознаменовании 100 со дня рождения В.И.Ленина». Знаки: «Победитель соц. соревнования».
Ученик: (слайд 38-39)
Скажи, о сколько, сколько
Ты не спала ночей.
В полях, цехах, забоях,
У доменных печей.
По твоему призыву
Работал, стар и мал.
Ты сеяла и жала
И плавила металл.
Леса валила наземь,
Сдвигала горы с мест-
Сурово и достойно
Нести свой тяжкий крест.
Учитель: Кому посвящены эти строки? Конечно всем женщинам тыла,- скажете Вы. Правильно. Но и каждой в отдельности, таким как: (слайд 40)
Андриянова Вера Николаевна
Бауэр Марта Гейнриховна
Бауэр Устинья Прокопьевна
Гергерт Анна Филипповна
Зайкова Татьяна Григорьевна
Крымская Мария Григорьевна
Куринова Валентина Дмитриевна
Латышева Федора Ильинична
Невежина Анна Ефимовна
Пирожкова Ирина Кирилловна
Степанова Антонина Ивановна
Суднишникова Анна Ефимовна
На их плечи легла вся тяжесть крестьянского труда. Несмотря на нехватку рабочих рук, и сельхозмашин работа шла бесперебойно.
Ученик:( слайд 41) О буднях, с утра до ночи наполненных непосильной работой вспоминает Андриянова Вера Николаевна: - В войну работали зимой - в бору, как весна настанет - на поле. Вся мужская работа была на нас. Я и прицепщиком была, и поваром, и на быках пахала… куда пошлёт бригадир - туда и идём. Болеешь, не болеешь, а план по трудодням выполнять надо:280 выходов за год требовали. День работаешь – сенокос, ночью - снопы ворочаешь. Но весело жили: и песни пели, и не переживали, что есть нечего!
Родилась Вера Николаевна 16 октября 1925 года в селе Каргаполово, Сузунского района, Новосибирской области. Пятеро детей в семье было, Вера старшая. Отца забрали на фронт, 15-летняя девушка стала первой помощницей матери и нянькой братьям и сёстрам, младшему из которых не было даже и года. До войны окончила 3 класса. Замуж вышла в 1948году. Воспитала семерых детей. Награждена: медали «30 лет Победы в Великой Отечественной войне»,« «40 лет Победы в Великой Отечественной войне»,« «50 лет Победы в Великой Отечественной войне»,«60 лет победы в Великой Отечественной войне», почетные грамоты, «Медаль материнства».
Ученик: (слайд 42) Конечно, было тяжело, но все старики работали и нас за собой тянули,- вспоминает Латышева Федора Ильинична.
Родилась Федора Ильинична 22февраля 1931 года. Окончила пять классов, дальше учиться не пришлось - началась война. Пошла работать. Трудовой стаж – 45,5 лет. Военные годы были самыми тяжёлыми. Жили впроголодь, одеть было нечего. Работали с раннего утра и до глубокой ночи наравне с взрослыми. Чем только не пришлось заниматься: плугарем на тракторе, который двигался за счёт сгорания небольших поленьев дров, косила сено, работала поваром, перетаскивали мешки с зерном на току. После войны 32 года работала дояркой в колхозе
Имеет награды: медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годы», «Ветеран труда», « Ветеран Великой Отечественной войны», юбилейные медали.
Ученик: (слайд 43) В колхозе не хватало рук. Поля вспахивали и боронили старики и подростки. Корма для скота не хватало, особенно весной. Женщины в плохой обуви по сырой земле, на полянах, в лесу серпами жали сухую траву на корм лошадям. Трудно доставалось женщинам с детьми: работали на поле, вязали снопы за жнейкой, жали серпом. Питания не хватало, жили и работали впроголодь, - рассказывает Суднишникова Анна Ефимовна.
Родилась Анна Ефимовна 2 октября 1924 года в деревне Тараданово, Сузунского района, Новосибирской области. Работать начала до войны. Мать умерла в 1941 году, осталось 5 детей с отцом, Анна была старшая в семье. Когда всех мужчин забрали на фронт, работала в бригаде на сенокосе, плугарем, зав. фермой, доила коров.
Как лучших работников сельского хозяйства с Крыскиной Антониной ездили в Москву на выставку достижений народного хозяйства.
В 1960 году вышла замуж и уехала на станцию Тараданово жить.
Награждена: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годы», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне»,«60 лет победы в Великой Отечественной войне».
Ученик: Дети рано становились взрослыми, оставаясь без родителей.
Я недавно смотрела фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память во век не убить, Лебеда – их еда и землянка – их кров, А мечта до победы дожить.
(слайд 44) Из воспоминаний Бауэр Марты Гейнриховны: В семье нас было четверо детей. Отец - Гейнрих Генрихович, мать- Амалия Густавовна, акушер-гинеколог. Отец был бригадиром рыболовецкой бригады. Его забрали в трудармию в 1937 году, и он больше не вернулся.
Как только объявили войну, через их село сразу потянулись подводы с переселенцами. В село пригнали солдат, которые доили отобранных коров сзади, а не так, как обычно доят. Мужчин забрали трудармию, работать стало некому. На полях лежала пшеница, на бахчах огромные дыни и арбузы. И вот пришёл день, когда и им нужно было сниматься с места и ехать в неведомые края. Когда уезжали из села, остались одни собаки, которые жутко выли.
В дороге были 21 день. Многие не выдержав, умерли. Приехали на пристань села Каргаполова. Работали все на сенокосе от зари до поздней ночи, да ещё босиком. Жили в одной комнате 5 семей, у каждого по углу, и одна семья посерединке. Питались плохо. Выкапывали мороженую картошку, хлеб с горькой полынью. Русского языка не понимали. Над нами смеялись, привезённые с собой вещи меняли на картошку, чтобы не умереть с голоду. Ловили сусликов и ели.
В день победы все были на работе. Приехал человек из райсовета, собрал всех. Наступила тишина. Он заговорил: «Товарищи!» Тут голос его дрогнул, подбородок задрожал, но он крикнул: «Война закончилась!» Все стали плакать, теперь уже от радости.
Марта Андреевна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годы», и медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне»,«60 лет победы в Великой Отечественной войне».
Учитель: Уважаемые труженики тыла! Вы отдали все свои силы для достижения победы над фашизмом, и мы, сегодняшнее поколение, безгранично благодарны вам за ваш самоотверженный труд. Мы хотим предоставить вам слово. О каких событиях своей жизни вы хотели бы поделиться с вашими сверстниками, с молодым поколением сегодняшних школьников? Что бы вы пожелали нашим детям?
(выступление гостей)
Ученики:
1.Мне самою судьбою завещано,
Жизнью всей – и в этом суть,-
Поклониться низко женщинам,
Добрым словом помянуть.
2.Есть в селе такие женщины
И теперь, как испокон,
Чьи морщины словно трещины,
Как отметины времён.
3. Вьюга их с позёмкой нянчили
(Шли они за валом вал),
Их дожди в полях вымачивали
Ветер в поле обдувал.
4. Солнце жгло. И поле то
Помнит в стужу, в зной
Чьим горячим, потом полито
Чьей возделано рукой.
5. Кем распахано, засеяно –
Лён ли, рожь ли, конопля –
Кем от века в дни весенние
Обихожена земля.
6. Вот уже и улыбаются
Потеплело на душе.
Чем же право не красавицы,
Хоть и в возрасте уже.
Учитель: Стихи, которые вы сейчас слышали, про вас написаны, про подруг ваших, солдаток, колхозниц, вынесших на своих плечах такую тяжесть. Низкий вам поклон за это.
Ученики:
1. Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
2. Рядом вы, милые, добрые, нежные,
Бабушки, дедушки. Дети войны.
Нас, окружая заботой безбрежною,
Всею душой в эту жизнь влюблены.
3. Спасибо Вам, времен военных детям,
Что сил хватило все невзгоды победить,
Вы научили нас: важней всего на свете
Учиться, верить, жить, мечтать, любить.
Учитель:Ребята, как вы думаете, а что мы должны делать, чтобы никогда не было войны, чтобы никогда больше женщинам не пришлось страдать? У вас на столах лежат гвоздики – символы памяти, напишите на них ваше мнение. Гвоздики прикрепляются на доску.
Ученик:
Нарисуйте яркое солнце,
Нарисуйте синее небо,
Нарисуйте свет в оконце
Нарисуйте колосья хлеба.
Нарисуйте осенние листья,
школу, ручей,
друзей беспокойных.
И зачеркните общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Ученик: Дорогие труженики тыла! Выражаем вам наше глубочайшее уважение и огромную признательность за всё то, что вы сделали на протяжении своей жизни – для Родины, села и нас – своих земляков.
Спасибо вам за всё, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо Вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день.
Учитель:(слайд 45) 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории – это короткий миг, а для людей целая жизнь. Пусть наша память всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам – молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир. И какой ценой достаётся победа. Надеюсь, что в ваших сердцах сегодня зажглась искорка уважения к труженикам тыла, которая разгорится в пламя вечного огня памяти и гордости за свое Отечество, которое богато такими людьми.
Ученик: Спасибо вам, дорогие наши, за то, что вы пришли к нам! Вы много сделали для того, чтоб на земле оставить достойный след. Мы преклоняемся перед вашими трудовыми подвигами. Желаем вам здоровья, счастья и ещё долгих лет. Мы вами гордимся! Живите долго и счастливо! Пусть будет мирным небо, богатыми поля, полноводными реки! Пусть здравствует и процветает наша Родина!
Учитель:Помни, никогда не забывай, детям и внукам своим наказывай помнить, кто спас тебя, твою семью, наше Отечество, нашу нацию, наши духовные ценности, нашу историю от уничтожения.
Ученик: (слайд 46)
Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойно заснут города. Пусть сирены пронзительный вой Не звучит над моей головой. Ни один пусть не рвётся снаряд, Ни один не строчит автомат. Оглашают пусть наши леса Только птиц и детей голоса. Пусть мирно проходят года, Пусть не будет войны никогда!
Песня «Солнечный круг»
На экране фотографии счастливого детства. (Фотографии из жизни класса)
Использованная литература
Утренники в начальной школе / Для шк. Возраста. – М: АСТ, Н.: Харвест, 2002.- 240с.
Сценарии школьных праздников / Автор – составитель С. А. Шин. – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2001. -384 с.
Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2005. – 185 с.
Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно – методическое пособие/ сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Изд - во «Экзамен», 2009. – 318 с
Детские праздники: сценарии, игры, конкурсы. РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2006
Завуч начальной школы. №5, 2005.
Журнал «Классный руководитель» № 1, 2005г
Материалы школьного краеведческого музея.
Сборник «Сузун литературный. Из прошлого в настоящее» Сузун – 2009г.
Материалы газеты «Новая жизнь»
Интернет – ресурсы
Федеральная архивная служба России (Росархив): [email protected]: http://www.rusarchives.ru