Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа»
№
п/п
Разделы учебной программы и темы уроков
Кол-во часов
дата
Средства обучения
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
кален.
фактич.
1
1.Введение. 3ч
1
04.09
Книга « Баш
кортостан»
Высказывать свое мнение; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, уметь в сотрудничестве с учителем формулировать тему и цель занятия; развивать познавательные навыки обучающихся
2
Башкортостан на карте Родины
1
11. 09
Физическая карта России,
Башкортостана
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; уметь работать в группе, в коллективе
3
Уфа - город на семи холмах.
1
18.09
м/м
презентация
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать объекты и обобщать полученные знания; коммуникативные – воспитывать коммуникативную культуру школьника;.
4
2.Родной край. 4ч.
Жизнь башкир в прошлом
1
25. 09
Физическая карта России,
Башкортостана,
видеофильм
уметь находить на карте России свою республику, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать объекты и обобщать полученные знания; коммуникативные – воспитывать коммуникативную культуру школьника;
5
Жилища, национальный костюм, традиции и обычаи.
1
02.10
м/м
презентация
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
6
7
Я и моя семья.
Шэжэрэ-моя родословная.
1
1
09.10
16.10
Семейные альбомы
Определить значение своего имени, знать имена и фамилии своих предков; усвоить понятие о генеалогическом древе; составить вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед о поколениях в семье.
8
2.Наша школа. 2ч.
Традиции школы. Знаменитые выпускники
1
23.10
видеофильм
уметь работать в группе, в коллективе, отвечать на вопросы по заданной теме; развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; усвоить понятие «краеведение», знать источники краеведческих знаний, понимать роль и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России;
Усвоить понятия большая и малая родина; формировать знания о символах государства и республики; уметь определять географическое положение республики, площадь территорию, конфигурацию, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток; знать расположение городов и столицы Республики; изучить историю возникновения города Уфы, его достопримечательности.
Высказывать свое отношение к героям, к их поступкам; использовать полученные знания на практике; воспитывать уважительное отношение к истории, к прошлому народов разных национальностей; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
9
Экскурсия в школьный музей
1
06.11
10
3. Между Европой и Азией. Башкортостан 5ч
Народы, проживающие на территории Башкортостана.
1
13.11
видеофильм
11
Экскурсия по родному селу.
1
20.11
12
13
Природный комплекс Башкортостана.
Растительный и животный мир Башкортостана.
1
1
27.11
04.12
Физическая карта России,
Башкортостана
14
Экскурсия в краеведческий музей
1
11.12
15
16
4.Славные люди Башкортостана. 3ч
2
18.12
25.12
м/м
презентация
17
Герои Башкортостана
1
15.01
м/м
презентация
18
19
5.Устное народное творчество.
8ч. Башкирские народные праздники
1
1
22.01
29.01
видеофильм
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; воспитать уважительное отношение к культуре башкирского народа; формулировать тему и цель урока; планировать последовательность практических действий; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь выразительно читать произведение и отвечать на вопросы; знать культуру родного края, народное творчество, этнокультурные традиции; иметь представление о жанрах башкирского
народного творчества, знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
20
21
Детский фольклор
2
05.02
12.02
22
23
Башкирские народные игры
2
19.02
26.02
м/м
презентация
24
25
Башкирские сатирические сказки
2
05.03
12.03
Выставка книг
26
6. Искусство башкирского народа. 5 ч
1
19.03
м/м
презентация
27
28
Театры Башкортостана
Художники Башкортостана
1
1
02.04
09.04
м/м
презентация, видеофильм
29
30
Подготовка проектной работы.
Кукольное представление по мотивам башкирских сказок.
1
1
16.04
23.04
кукольный те атр
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
31
32
7.Башкирские писатели – детям 2ч
Салават Юлаев — башкирский народный герой. Поэт — импровизатор.
1
1
30.04
07.05
Выставка книг,
видеофильм
Развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; выделять существенную информацию из текстов разных видов; овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
33
34
8.Проект 2ч. «Моя республика»
Викторина «Знаешь ли ты родной Башкортостан?»
1
1
14.05
21.05
Физическая карта России,
Башкортостана
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
1 класс
№
п/п
Разделы учебной программы и темы уроков
Кол-во часов
дата
Средства обучения
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
кален.
фактич.
1.Введение. В родном краю.5ч
1
Что такое культура
1
03. 09
РРТ
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; уметь работать в группе, в коллективе
2
Родная природа
1
10.09
м/м
презентация
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать объекты и обобщать полученные знания; коммуникативные – воспитывать коммуникативную культуру школьника;.
3
Родная сторона
1
17. 09
Физическая карта России,
Башкортостана,
видеофильм
уметь находить на карте России свою республику, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
4
Твоя республика и столица
1
24.09
м/м
презентация
Усвоить понятия большая и малая родина; формировать знания о символах государства и республики; изучить историю возникновения города Уфы, его достопримечательности.
5
Твой адрес
1
01.10
Семейные альбомы
.
2.Башкирские игры и считалки 2ч.
видеофильм
уметь работать в группе, в коллективе, отвечать на вопросы по заданной теме; развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; усвоить понятие «краеведение», знать источники краеведческих знаний, понимать роль и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России;
Высказывать свое отношение к героям, к их поступкам; использовать полученные знания на практике; воспитывать уважительное отношение к истории, к прошлому народов разных национальностей; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
6
Учимся играя
1
8.10
7
Поиграем вместе
1
15.10
Спортивный инвентарь
Башкирский орнамент.2ч
8
9
Орнамент и цвет
Элементы башкирского орнамента
1
1
22.10
05.11
Книга «Башкирский
орнамент»
Из истории вещей 5ч
10,11
Башкирский национальный костюм
2
12,19.11
м/м
презентация
12
Башкирские танцы и музыкальные инструменты
1
26.11
м/м
презентация
13
Башкирская кухня
1
03.12
видеофильм
воспитать уважительное отношение к культуре башкирского народа; формулировать тему и цель урока; планировать последовательность практических действий; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Определить значение своего имени, знать имена и фамилии своих предков; усвоить понятие о генеалогическом древе; составить вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед о поколениях в семье
14
Посуда
1
10.12
Ты и твоя семья 3ч
15
Твоя семья
1
17.12
семейный альбом
16
Твоё имя
1
24.12
презентация
17
Как в старину имя выбирали
1
14.01
презентация
Устное народное творчество 6ч
18
Загадки
1
21.01
Выставка книг
Развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; выделять существенную информацию
19
Пословицы и поговорки
1
28.01
Выставка книг
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
20
Кулямасы
04.02
выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь выразительно читать произведение и отвечать на вопросы; знать культуру родного края, народное творчество, этнокультурные традиции; иметь представление о жанрах башкирского
21
Докучные сказки и небылицы
11.02
народного творчества, знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
22
23
Сказки о животных
2
25.02
4.03
видеофильм
выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь выразительно читать произведение и отвечать на вопросы
Башкирский театр кукол 3ч
народного творчества, знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
24
25,26
Дом , в котором живут сказки
Проект. Кукольное представление
11.03
18,01.04
РРТ
куклы для театра
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
Башкирские писатели- детям
27
О лени и трудолюбии
08.04
Выставка книг
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
28
О дурном поступке и добром слове
15.04
Выставка книг
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; знать культуру родного края, народное творчество, этнокультурные традиции; иметь представление о жанрах башкирского
29
О маминых помощниках
22.04
Выставка книг
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
30
Об учёбе в шутку и всерьёз
29.04
Выставка книг
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
31
О родном доме
06.05
Выставка книг
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
32-33
Проект.
2
13,20.05
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Высказывать свое мнение; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, уметь в сотрудничестве с учителем формулировать тему и цель занятия; развивать познавательные навыки обучающихся; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; уметь работать в группе, в коллективе, отвечать на вопросы по заданной теме; развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; усвоить понятие «краеведение», знать источники краеведческих знаний, понимать роль и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России; уметь находить на карте России свою республику, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать объекты и обобщать полученные знания; коммуникативные – воспитывать коммуникативную культуру школьника; уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре.
Введение. В родном краю.5ч
Убеждать учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
Башкирские игры и считалки 2ч.
Воспитывать высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
Башкирский орнамент.2ч
Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
Из истории вещей 5ч
Знать: историко-культурное, духовное наследие своей страны.
Ты и твоя семья 3ч
Формировать представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.
Устное народное творчество 6ч
Формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.
Башкирский театр кукол 3ч
Уметь: применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
Башкирские писатели- детям 5ч
Формировать собственную позицию; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Проект 2ч.
Уметь: применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
4 кл
Башкортостан на карте Родины.
Усвоить понятия большая и малая родина; формировать знания о символах государства и республики; уметь определять географическое положение республики, площадь территорию, конфигурацию, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток; знать расположение городов и столицы Республики; изучить историю возникновения города Уфы, его достопримечательности.
Я и моя семья.
Определить значение своего имени, знать имена и фамилии своих предков; усвоить понятие о генеалогическом древе; составить вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед о поколениях в семье.
Наша школа.
Знать историю и традиции родной школы, уметь рассказывать по
результатам экскурсии в школьный музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного города, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Село, в котором я живу
Уметь находить город на карте и ориентироваться в городе; формировать историческое сознание у ребят, воспитывать любовь к своему городу, родному краю и бережное отношение к памятникам культуры и истории; уметь получать из разных источников информацию о городе и оценивать ее; знать названия улиц и достопримечательности города; планировать и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых
Природный комплекс Башкортостана.
Наблюдать выделять характерные особенности природы; знать названия лекарственных трав, птиц и животных родного края; описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира; рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; знать растения и животные, занесенные в красную книгу; собрать материал о редких животных и растениях города, создать на основе собранного материала проект «Малая красная книга»; познакомить с творчеством М.Карима.
Славные люди Башкортостана.
Высказывать свое отношение к героям, к их поступкам; использовать полученные знания на практике; воспитывать уважительное отношение к истории, к прошлому народов разных национальностей; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; выделять существенную информацию из текстов разных видов; овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, уметь слушать и пересказывать текст; развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; знать имена героев башкирского народа, уметь рассказывать о них.
Устное народное творчество.
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; воспитать уважительное отношение к культуре башкирского народа; формулировать тему и цель урока; планировать последовательность практических действий; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь выразительно читать произведение и отвечать на вопросы; знать культуру родного края, народное творчество, этнокультурные традиции; иметь представление о жанрах башкирского
народного творчества, знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
Искусство башкирского народа.
Развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; выделять существенную информацию из текстов разных видов; овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь предъявлять свою позицию, участвовать в споре, диалоге; развивать коммуникативные навыки; усвоить знания об искусстве башкирского народа; знать башкирских писателей и их произведения.
Итоговое занятие.
Наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; расширить кругозор обучающихся, их познавательные интересы; формировать устойчивый интерес к истории, краеведению; усвоить основные понятия по курсу внеурочной деятельности, уметь получать информацию из
Тематическое планирование 1 класс
№
п/п
Разделы учебной программы и темы уроков
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
1.Введение. В родном краю. 5ч
1
Что такое культура
1
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; уметь работать в группе, в коллективе
2
Родная природа
1
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать объекты и обобщать полученные знания; коммуникативные – воспитывать коммуникативную культуру школьника;.
3
Родная сторона
1
уметь находить на карте России свою республику, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
4
Твоя республика и столица
1
Усвоить понятия большая и малая родина; формировать знания о символах государства и республики; изучить историю возникновения города Уфы, его достопримечательности.
5
Твой адрес
1
.
2.Башкирские игры и считалки 2ч.
уметь работать в группе, в коллективе, отвечать на вопросы по заданной теме; развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; усвоить понятие «краеведение», знать источники краеведческих знаний, понимать роль и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России;
Высказывать свое отношение к героям, к их поступкам; использовать полученные знания на практике; воспитывать уважительное отношение к истории, к прошлому народов разных национальностей; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
6
Учимся играя
1
7
Поиграем вместе
1
Башкирский орнамент.2ч
8
9
Орнамент и цвет
Элементы башкирского орнамента
1
1
Из истории вещей 5ч
10,11
Башкирский национальный костюм
2
12
Башкирские танцы и музыкальные инструменты
1
13
Башкирская кухня
1
воспитать уважительное отношение к культуре башкирского народа; формулировать тему и цель урока; планировать последовательность практических действий; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Определить значение своего имени, знать имена и фамилии своих предков; усвоить понятие о генеалогическом древе; составить вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед о поколениях в семье
14
Посуда
1
Ты и твоя семья 3ч
15
Твоя семья
1
16
Твоё имя
1
17
Как в старину имя выбирали
1
Устное народное творчество 6ч
18
Загадки
1
Развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; выделять существенную информацию
19
Пословицы и поговорки
1
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
20
Кулямасы
1
выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь выразительно читать произведение и отвечать на вопросы; знать культуру родного края, народное творчество, этнокультурные традиции; иметь представление о жанрах башкирского
21
Докучные сказки и небылицы
1
выделять существенную информацию из текстов разных видов народного творчества, знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
22
23
Сказки о животных
2
выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь выразительно читать произведение и отвечать на вопросы
Башкирский театр кукол 3ч
выделять существенную информацию из текстов разных видов народного творчества, знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
24
25,26
Дом , в котором живут сказки
Проект. Кукольное представление
1
2
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
Башкирские писатели- детям 5ч
27
О лени и трудолюбии
1
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
28
О дурном поступке и добром слове
1
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; знать культуру родного края, народное творчество, этнокультурные традиции; иметь представление о жанрах башкирского
29
О маминых помощниках
1
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
30
Об учёбе в шутку и всерьёз
1
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
31
О родном доме
1
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
32-33
Проект. 2ч
2
4класс
№
п/п
Разделы учебной программы и темы уроков
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
1
Раздел 1.Введение. 3ч
1
Высказывать свое мнение; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, уметь в сотрудничестве с учителем формулировать тему и цель занятия; развивать познавательные навыки обучающихся
2
Башкортостан на карте Родины
1
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; уметь работать в группе, в коллективе
3
Уфа - город на семи холмах.
1
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать объекты и обобщать полученные знания; коммуникативные – воспитывать коммуникативную культуру школьника;.
4
Раздел 2.Родной край. 4ч.
Жизнь башкир в прошлом
1
уметь находить на карте России свою республику, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать объекты и обобщать полученные знания; коммуникативные – воспитывать коммуникативную культуру школьника;
5
Жилища, национальный костюм, традиции и обычаи.
1
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
6
7
Я и моя семья.
Шэжэрэ-моя родословная.
1
1
Определить значение своего имени, знать имена и фамилии своих предков; усвоить понятие о генеалогическом древе; составить вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед о поколениях в семье.
8
Раздел 3.Наша школа. 2ч.
Традиции школы. Знаменитые выпускники
1
уметь работать в группе, в коллективе, отвечать на вопросы по заданной теме; развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру; усвоить понятие «краеведение», знать источники краеведческих знаний, понимать роль и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России;
Усвоить понятия большая и малая родина; формировать знания о символах государства и республики; уметь определять географическое положение республики, площадь территорию, конфигурацию, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток; знать расположение городов и столицы Республики; изучить историю возникновения города Уфы, его достопримечательности.
Высказывать свое отношение к героям, к их поступкам; использовать полученные знания на практике; воспитывать уважительное отношение к истории, к прошлому народов разных национальностей; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Наблюдать выделять характерные особенности природы; знать названия лекарственных трав, птиц и животных родного края; описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира; рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; знать растения и животные, занесенные в красную книгу; собрать материал о редких животных и растениях города, создать на основе собранного материала проект «Малая красная книга»;
познакомить с творчеством М.Карима
9
Экскурсия в школьный музей
1
10
Раздел 4. Между Европой и Азией. Башкортостан 5ч
Народы, проживающие на территории Башкортостана.
1
11
Экскурсия по родному селу.
1
12
13
Природный комплекс Башкортостана.
Растительный и животный мир Башкортостана.
1
1
14
Экскурсия в краеведческий музей
1
15
16
Раздел 5.Славные люди Башкортостана. 3ч
2
17
Герои Башкортостана
1
18
19
Раздел 6.Устное народное творчество. 8ч.
Башкирские народные праздники
1
1
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; воспитать уважительное отношение к культуре башкирского народа; формулировать тему и цель урока; планировать последовательность практических действий; развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь выразительно читать произведение и отвечать на вопросы; знать культуру родного края, народное творчество, этнокультурные традиции; иметь представление о жанрах башкирского
народного творчества, знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
желание изучать родной край и его историю и в дальнейшем, готовность быть достойным гражданином своей Родины;
осознание своей роли гражданина своего города Уфы, республики Башкортостан и России в целом; воспитание патриота своей Родины.
Толерантное отношение к мнению других людей, даже коренным образом отличающееся, воспитание терпимого отношения к истории и культуре других народов, проживающих на территории Башкортостана, изучение их обычаев и традиций;
20
21
Детский фольклор
2
22
23
Башкирские народные игры
2
24
25
Башкирские сатирические сказки
2
26
Раздел 7. Искусство башкирского народа. 5 ч
1
27
28
Театры Башкортостана
Художники Башкортостана
1
1
29
30
Подготовка проектной работы.
Кукольное представление по мотивам башкирских сказок.
1
1
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
31
32
Раздел 8.Башкирские писатели – детям 2ч
Салават Юлаев — башкирский народный герой. Поэт — импровизатор.
1
1
Развивать творческие навыки и умения; проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; выделять существенную информацию из текстов разных видов; овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
33
34
Проект. «Моя республика»
Викторина «Знаешь ли ты родной Башкортостан?»
1
1
уметь оценивать ответы, выступления обучающихся, высказывать свое мнение по данной проблеме; формировать умения работать в паре
Перечень дидактических материалов.
Физические карты России и Башкортостана, гербарии и иллюстрации растительного и животного мира Башкортостана, таблицы природных зон Башкортостана; видеофильмы «Природа родного края» и др.
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Радуга » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В процессе изучения родного Башкортостана формируется гражданская личность человека и гражданина своей Республики Башкортостан, и гражданина России. Для любого человека, любящего свою Родину, установление исторических связей - это важная часть становления личности школьника. Воспитание патриотизма начинается с изучения истории своей семьи, своего родного города, республики Башкортостан. Изучая малое, познаём большое. Изучение родины начинается с детства, с составления родословной( шежере), изучения семейных архивов. Для формирования всей картины мира очень важно понимание места личности в истории своей семьи и своей страны, поэтому объединение связей разных поколений выходит на первый план в воспитательной работе. Бережное отношение к природе Башкортостана, к наследию предков является важной частью становления личности школьника. Ребенок должен осознавать свою неповторимость и индивидуальность, осознавать свою значимость в историческом процессе развития. Чтобы повысить интерес учащихся в изучении истории народов своего края и его наследия, необходимо увлечь их, помочь им понять значимость изучаемого. Уважение и любовь к своему родному краю возможны только в процессе изучения и понимания истории своей Родины,её природы.
Цель данного курса – изучение исторического прошлого Башкортостана, истории своей родной школы, родного города, своей семьи, культурного наследия Башкортостана, природных особенностей Башкортостана.
Задачи:
реализовать потребности ученика, развитие у него познавательного интереса через изучение истории своей школы, села, региона.
Активизировать исследовательскую деятельность детей в изучении родного края;
способствовать творческому развитию детей, становлению их гражданской позиции, развитию личности и гражданина своей страны, формированию интересов к краеведческой деятельности.
развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение, умение делать выводы, и тд.
воспитывать любовь к родной земле, гордость за её героических предков, её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Формы занятий: интеллектуальные бои, экскурсии в музей краеведческий, беседы с ветеранами и представителями разных профессий, конкурсы рисунков , конкурсы любителей природы, викторины, просмотр и составление компьютерных презентаций, видеофильмов об истории, обычаях, природе, праздниках родного края.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности « Радуга» в 4 классе выделяется 1 час в неделю, 34 часа в год.
Результаты изучения учебного материала.
Личностные
ответственность за свой выбор, свои поступки, правильная мотивация своей деятельности;
желание изучать родной край и его историю и в дальнейшем, готовность быть достойным гражданином своей Родины;
осознание своей роли гражданина своего города Уфы, республики Башкортостан и России в целом; воспитание патриота своей Родины.
Толерантное отношение к мнению других людей, даже коренным образом отличающееся, воспитание терпимого отношения к истории и культуре других народов, проживающих на территории Башкортостана, изучение их обычаев и традиций;
эстетическое развитие учащихся;
Метапредметные результаты.
Регулятивные
учиться видеть результат своей работы, плюсы и минусы работы.
адекватно реагировать на замечания по исправлению ошибок со стороны своих товарищей, учителей и других взрослых, стремиться к самоанализу своей деятельности.
Учить детей собранности и душевному равновесию. Адекватно оценивать свои возможности и быстро находить выход из трудных ситуаций.
Коммуникативные .
Умение правильно задавать разные виды вопросов; тактично и грамотно обращаться за помощью к одноклассникам и учителям; уметь формулировать проблему и пути её решения;
предлагать свою помощь и сотрудничество в решении поставленных задач;
определять с какой целью необходимо выполнение учебного задания, распределять функции участников процесса и способы взаимодействия между ними, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
уметь подстраиваться к позиции других участников процесса общения.
Познавательные
учиться анализировать проблемную ситуацию;
учиться построению устных и письменных сообщений творческого или исследовательского характера.;
узнавать и правильно называть объекты и явления родного края, устанавливать закономерности и причинно — следственные связи между объектами.
Учиться записывать и фиксировать сведения об истории своего края с помощью ИКТ, работать с разными текстами.
Содержание тем учебного курса.
Введение. В родном краю.5ч
Убеждать учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
Башкирские игры и считалки 2ч.
Воспитывать высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
Башкирский орнамент.2ч
Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
Из истории вещей 5ч
Знать: историко-культурное, духовное наследие своей страны.
Ты и твоя семья 3ч
Формировать представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.
Устное народное творчество 6ч
Формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.
Башкирский театр кукол 3ч
Уметь: применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
Башкирские писатели- детям 5ч
Формировать собственную позицию; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Проект 2ч.
Уметь: применять полученные знания на практике;
Введение. 3ч Башкортостан на карте Родины. Уфа - город на семи холмах.
Родной край. 4ч. История родного края. Рельеф, климат и природа Башкортостана. На стыке двух частей света, между Европой и Азией. Жизнь башкир в прошлом( жилище, занятия, национальный костюм, национальные блюда). Экскурсия в краеведческий музей
Наша школа. 2ч. Наша школа. История основания школы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Школа в послевоенные годы. Традиции нашей школы. Знаменитые выпускники нашей школы. Экскурсия по школьному музею. Подготовка и защита проекта «Наша школа».
Между Европой и Азией. Башкортостан 5ч Растительный и животный мир Башкортостана. Уникальные объекты природы Башкортостана (Шульганташ или Капова пещера, Арский камень, гора Иремель, гора Янгантау, родник Кургазак). Реки и озёра Башкортостана. Добыча полезных ископаемых. Месторождения нефти в Башкортостане. Санатории Башкортостана — Красноусольский, Яктыкуль, Юматово и другие.Народы, проживающие на территории Башкортостана.
Славные люди Башкортостана. 3ч Краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Советского Союза-уроженицах Башкортостана.Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др.
Устное народное творчество. 8ч.
Понятие о сатирических сказках. Сатирические сказки о хитром работнике и глупом бае. Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию.
Башкирские народные праздники(Сабантуй, Воронья каша).Башкирские народные игры ( Прятки в кругах, палка — кидалка, расщепляющая стрела). Башкирские музыкальные инструменты ( курай, кубыз, домбра). Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. Башкирская кавалерийская дивизия. Народы, проживающие на территории Башкортостана. Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. Считалки « Куда отправился абзый - агай?», «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.
Искусство башкирского народа. 5 ч Театры Башкортостана.Художники Башкортостана
Рассказ учителя о творчестве известных художников Башкортостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой, А. Тюлькина с демонстрацией их картин. Просмотр картин (по выбору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале» ( Б. Домаш-ников); «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачева» (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», «В юрте восставших башкир» (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В. И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин). Комментарии учителя, обмен впечатлениями
Известные люди родного края. Поэты, писатели, композиторы Башкортостана( Зайнаб Биишева, Мустай Карим, Рами Гарипов, Сайфи Кудаш, Мажит Гафури, Загир Исмагилов).
Башкирские писатели – детям 2ч
Чтение книги, беседа по содержанию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Разговор о лесе и лесных животных окружающей местности. Башкирские предания и легенды. Салават Юлаев — башкирский народный герой, поэт — импровизатор.
Проект. 2ч «Моя республика» . Викторина «Знаешь ли ты родной Башкортостан?»
Перечень дидактических материалов.
Физические карты России и Башкортостана, гербарии и иллюстрации растительного и животного мира Башкортостана, таблицы природных зон Башкортостана; видеофильмы «Природа родного края» и др.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(271) "Задания к зачетам «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
["seo_title"] => string(160) "zadaniia-k-zachietam-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "253627"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447613426"
}
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Задания к зачетам по профмодулю «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
["seo_title"] => string(175) "zadaniia-k-zachietam-po-profmoduliu-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "253611"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447612058"
}
}