ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Целью данной работы является изучение системы внеурочной работы по физике в основной школе как средство для самореализации и творческого развития каждого школьника.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме;
раскрыть роль внеурочной работы в процессе обучения физике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования;
выделить цели и задачи внеурочной работы по физике;
рассмотреть основные формы организации внеурочной работы по физике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
гимназия № 69 имени Сергея Есенина города Липецка
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Реферат
«Организация обучения физике в рамках ФГОС основного общего образования»
Выполнила:
Ломакина Татьяна Евгеньевна
Учитель физики МАОУ гимназия №69 города Липецка
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы организации внеурочной работы по физике 5
1.1. Роль внеурочной работы по физике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования 5
1.2. Цели и задачи внеурочной работы по физике 7
Глава 2. Методика организации внеурочной работы по физике 9
2.1.Виды и формы внеурочной работы по физике в основной школе 9
2.1.1. Особенности организации групповых мероприятий 10
2.1.2. Особенности организации массовых внеурочных мероприятий 12
2.1.3. Выпуск информационных материалов 13
2.2.Использование современных технологий обучения при организации внеурочной работы 14
2.3. Формирование учебных универсальных действий в кружковой деятельности по физике в 5-ом классе в рамках ФГОС 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Приложение 1 22
Введение
«Россия нуждается в инженерах, а не в юристах. Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики, - люди, которые должны сформировать инновационную среду"
(Д. А. Медведев)
Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Новые стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Развитие учеников одной возрастной группы очень неоднородно. Не одинаковый также интерес учеников к изучению физики. Ограниченность времени и зарегламентированость форм организации учебы не дают возможности учесть все индивидуальные особенности учеников. Поэтому учитель решает все задания вне границ школы, класса, урока. Вся эта работа получила название внеурочной или внеклассной.
Основной особенностью внеурочной работы является ее очень слабая зарегламентированность. Учитель свободен в выборе форм, содержания и методов работы. Ценным есть и то, что он имеет возможность вовлекать учеников в активную практическую деятельность. Поэтому проведение внеурочной работы позволяет формировать умение и навыки, творческое мышление, осуществлять политехническую учебу, профориентацию учеников, формировать моральные качества. И если возможности внеурочной работы совпадают с заданиями, которые стоят перед школьной физикой в целом, то эффективность учебного процесса становится значительно выше.
Целью данной работы является изучение системы внеурочной работы по физике в основной школе как средство для самореализации и творческого развития каждого школьника.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме;
раскрыть роль внеурочной работы в процессе обучения физике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования;
выделить цели и задачи внеурочной работы по физике;
рассмотреть основные формы организации внеурочной работы по физике.
Глава 1. Научно-теоретические основы организации внеурочной работы по физике
Роль внеурочной работы по физике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования
В последние годы перед школьным учителем встало сразу несколько проблем – это и переход от ФК ГОС, к которому мы вот только привыкли, к ФГОС и соответственно связанные с этим изменения, и изменения, которые, как сказано в официальных нормативных документах, должны произойти с самим учителем. «Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение». И если второе полностью зависит от нас самих, то первое переход на ФГОС НОО, ООО, и в ближайшие годы на СОО – это выполнение соответствующих, вступивших в силу приказов.
Работа по внедрению ФГОС ООО – переход от знаниевой к компетентностной парадигме в образовании, обозначает необходимость изменения в целях, содержании, технологиях, формах и методах работы, которые определяют формирование компетенций в определенной сфере деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа НОО, ООО предусматривает внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность организуется в следующих формах: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно- практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д.
План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение личностных и метапредметных результатов. Эти результаты сформулированы в Планируемых результатах программ междисциплинарных курсов.
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырёх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом») и учебных программы по всем предметам, в том числе по физике. Внеурочная деятельность по физике – это «лазейка» для учителя физики, т.к. количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики ограниченно, содержание программ практически не изменилось, в отличии от требований к деятельности учащихся, а часы, которые выделяются в рамках внеурочной деятельности и правильно подобранные программы дают возможность выполнить требования стандарта.
1.2. Цели и задачи внеурочной работы по физике
Под внеклассной работой понимаются систематические, не являющиеся обязательными, занятия с учащимися во внеурочное время. Внеурочная деятельность сегодня понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Основной целью внеурочной работы является гармоничное развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого ученика.
Перед внеурочной работой по физике ставятся следующие основные задачи:
развитие устойчивого интереса учащихся к физике и её приложениям;
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
оптимальное развитие способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
воспитание высокой культуры математического мышления;
развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении физики в технике и практике;
расширение и углубление представлений учащимися о культурно-исторической ценности физики;
воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Внеурочная деятельность основывается на обще дидактических принципах, важнейшим из которых является: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения физике, внеурочная работа не может не оставаться на методических принципах: внимание к предмету, оценки знаний. Общеизвестно, что существует некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется воспитание будущих специалистов в различных областях. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность урока и внеурочной работы как механизма обеспечения полноты и цельности обучения.
Глава 2. Методика организации внеурочной работы по физике
Внеурочная работа сравнительно давняя форма организации работы с учениками. Ее корни прячутся в первых годах ХХ век, а массовое развитие приобрела лишь в середине ХХ века.
2.1.Виды и формы внеурочной работы по физике в основной школе
Установились разные формы внеурочной работы. Одна из классификаций осуществляется за мерой охватывания учеников, а именно:
индивидуальная;
групповая;
массовая.
Более детально классификация форм внеурочной работы учеников из физики представлено на рисунке 2.1:
Рисунок 2.1. Классификация форм внеурочной работы учеников по физике
Все виды внеурочной работы должны быть хорошо организованными и согласованными. Это возможно при использовании передового опыта учителей, результатов научных исследований ученых-методистов.
2.1.1. Особенности организации групповых мероприятий
Одной из самых сложных и самых распространенных групповых форм организации внеурочной работы есть физические кружки.
Организации кружка должна предшествовать большая подготовительная работа. Суть ее заключается в том, что учеников информируют о будущем кружке, основных направлениях его работы. Для этого используются не только школьные средства информации, но и индивидуальные и групповые беседы с учениками. Большой эффект дает проблемная организация учебной работы из физики, когда на уроке учитель анализирует ту или другую проблему и предлагает найти ее решение на занятиях кружка.
Физические кружки могут иметь разные направления в зависимости от подготовки и собственных вкусов учителя, который будет вести этот кружок, а также от начальных интересов и пожеланий учеников.
В зависимости от тематики работы кружки могут быть:
Физико-технические (моделирования, радиотехнические, авиамодели и т.п.).
Экспериментальные (конструирования физических приборов, проведения физических опытов и исследований).
Комплексные (общефизические).
После изучения тематики кружка и надлежащей агитационной работы проводится организационное заседание, на котором утверждается план работы, избираются руководящие органы кружка (староста, редколлегия, завхоз). Практика показывает, что оптимальным количеством членов кружка будут 10-15 человек. Если же запишется большее количество, то это не может служить причиной для перебора учеников.
На первом занятии выясняется распорядок работы кружка, ученики выбирают предложенные учителем задания для индивидуальной работы. Если кружок объединяет учеников разных возрастных групп и с разным стажем кружка, то целесообразно создать небольшие бригады по 2-3 человек во главе со старшим и более опытным учеником. Этим достигается взаимообучение и обмен опытом.
Работа планируется таким образом, чтобы теоретические занятия чередовались с практическими. Результаты работы освещаются на специальных зачетных мероприятиях: выставках, вечерах, конференциях.
В частных случаях организуются творческие группы. Они комплектуются из хорошо подготовленных учеников, которые объединяются общим интересом в определенной отрасли физики. Такие группы дают возможность эффективно готовить будущих участников олимпиад разных уровней.
2.1.2. Особенности организации массовых внеурочных мероприятий
Наиболее распространенными среди массовых мероприятий во внеурочной работе являются вечера физики. Это форма, которая соединяет все наиболее интересные формы работы и имеет большое активизирующее действие на учеников.
Вечера физики разделяются на тематические и занимательной физики.
Тематические вечера посвящаются определенной теме школьной программы, или какой-либо проблеме науки физики. Например, "Механика в космосе", "Сверхпроводимость в технике", "Проблемы электроники" и т.п.
Вечера занимательной физики переносят акцент на заинтересованность учеников физикой и чаще организуются для учеников 7-8 классов.
Вечер занимательной физики готовится предварительно. Прежде всего, составляется его план. Один из таких планов имеет такой вид:
Вступление и открытие вечера.
Выбор жюри.
Интересное сообщение.
Занимательные опыты.
Викторина.
Подведение итогов и награждения победителей.
Как правило, ведущими вечера выступают ученики, предварительно подготовленные учителем.
В состав жюри избирают лучших учеников, но обязательно вводят учителя, который исполняет роль консультанта и арбитра.
Во время вечера ученики слушают доклады, наблюдают опыты, принимают участие в их обсуждении. Жюри регистрирует правильные ответы и определяет победителей, награждение которых проводится в конце вечера.
Вечера занимательной физики могут проводиться также в форме КВН.
Часть учеников и кружковцев вовлекается в подготовительную и агитационную работу. Они изготавливают интересные объявления, выпускают физическую газету, организуют выставку физических приборов.
Тематические вечера имеют более простую структуру, но должны обязательно содержать элемент соревнования. С этой целью часто организуют тематические вечера занимательной физики.
2.1.3. Выпуск информационных материалов
Школьные средства пропаганды физики имеют несколько видов:
физические газеты;
физические бюллетени;
викторины.
Выпуск физической газеты посвящается определенному событию: годовщине выдающегося ученого, открытию, вечеру физики, началу изучения новой темы. Их оформление и подбор материалов осуществляют ученики под руководством учителя. Газета должна содержать интересный материал и быть хорошо иллюстрированной.
Физический бюллетень выпускается чаще, чем газета. Он дополняет ее, поскольку содержит оперативный материал об интересных событиях в физике на данное время. Поэтому он имеет меньший объем и более слабый изобразительный ряд.
Физические викторины могут быть как элементом вечера физики, так и самостоятельным элементом активизации учеников вне урока. Ее содержание составляют интересные вопросы или короткие задачи из всего курса физики или отдельных разделов. Если викторина проводится самостоятельно, то все ее вопросы предлагаются ученикам в виде большого плаката. Рядом с ним вывешивается шкатулка, в которую ученики опускают письменные ответы. За ответами определяются победители, которые определенным образом отмечаются.
Если же викторина является составной частью вечера, то и вопрос, и ответы на них подается в устной форме. Поздравление победителей осуществляется в рамках вечера.
2.2.Использование современных технологий обучения при организации внеурочной работы
При организации внеурочной работы широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, игровые технологии, технология ИКТ). Это такие формы, в которых учебно-познавательная деятельность обучающихся представляет собой специально организованное самообучение, управляемое посредством индивидуальных образовательных программ и технологических карт прохождения учебного материала и измерения полученных результатов.
В этих условиях меняется роль учителя, деятельность которого направлена не на воспроизводство информации, а на психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося в учебно-познавательном процессе.
На современном этапе внеклассная работа по физике эффективно осуществляется посредством:
системы дистанционного обучения;
системы дополнительного образования (в рамках деятельности кружков, секций, клубов, научных обществ, творческих объединений различной направленности по интересам);
работы с информационно-коммуникационными ресурсами в сети Интернет, через внутришкольные и межшкольные серверы поддержки и индивидуального сопровождения.
ФГОС ставит задачу перед школой использовать материально-техническое и информационное оснащение в образовательном процессе. Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.
Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.
Таким образом, цель учителя - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной, используя современные технологии обучения при организации внеурочной работы по физике в основной школе.
2.3. Формирование учебных универсальных действий в кружковой деятельности по физике в 5-ом классе в рамках ФГОС
В нашей школе организация внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 5-ом классе реализуется программой кружка «Лаборатория успеха» (см. Приложение 1).
Программа «Лаборатория успеха» для 5-х классов построена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего, среднего общего образования по физике, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004г. № 1089;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. № 03-296;
Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. (Академический школьный учебник) (Сферы).
Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. (Академический школьный учебник) (Сферы).
Физика. Химия. 5-6 классы. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. М.: Дрофа, 2011. - 192 с.
Программа рассмотрена с учетом знаний и умений согласно ФГОС СПО. Практически на каждом уроке предусмотрена самостоятельная работа, к которой дети безусловно в силу своих способностей могут подходить творчески. Данный курс предусматривает как предметные, так и метапредметные результаты обучения физики на начальном этапе в ходе выполнения, например, практических работ.
В кружке предусматривается экспериментальное изучение основ электричества и магнетизма. На каждом занятии имеет место демонстрация, опыт, показанный учителем, а затем эксперимент (практическое задание), выполняемый учениками. Изучение рассчитано на год — 35 занятий, из них по 2 занятия, как правило, в конце четверти, идет на подготовку и защиту своих работ (демонстрация и объяснение опыта, подготовленного дома, презентации, газеты и т.д.).
Новые стандарты образования ориентированы на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. С помощью экспериментов и опытов, которые учащиеся будут проводить самостоятельно неизбежно раскроются скрытые возможности и потенциал учащихся. Можно легко выявить инициативную и творческую личность; любого ребенка вовлечь в мыслительный процесс.
Занятия не должны вызвать неприязнь и боязнь к предмету, дети должны работать с удовольствием, поэтому предложено минимум теории (только все необходимое для объяснения опыта) и отсутствие формул.
Конечно данный курс может варьироваться по степени сложности изложения материала, это зависит от уровня усвоения учащимися. Если попадется набор, таких учащихся, которые быстро и легко овладевают теорией, справляются с поставленными перед ними задачами, то найдется всегда такой ученик, который скажет: «А можно ли рассчитать эту величину? А как это сделать?». Тогда можно предложить расчетные формулы.
Программа предусматривает как индивидуальную, так и групповую работу на занятиях и дома.
Цели обучения:
научить наблюдать, анализировать, обобщать;
научить проводить эксперимент;
познакомить с некоторыми физическими величинами, определениями;
мотивировать на дальнейшее изучение предмета.
Задачи обучения:
способствовать развитию внимания и мыслительной деятельности учащихся (следить за действиями учителя);
сформировать умения ставить перед собой цель и стремиться к ее выполнению, делать необходимые умозаключения.
В результате обучения в кружке «Лаборатория успеха» у учащихся будут формироваться личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД:
развитие умений находить нужную информацию и грамотно её использовать;
развитие творческих способностей, логического мышления;
получение практических навыков применения знаний по физике, компьютерных технологий при изучении физики;
развитие интереса к изучению физики.
Заключение
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Школа призвана развивать способности ребенка, реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. На наш взгляд, такой эффективный педагогический инструментарий есть – это системная организация внеурочной деятельности учащихся, которая способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС ООО.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
Мы считаем, что внеурочная деятельность в целом и особенно внеурочная деятельность по физике даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в образовательный процесс, мы, учителя, получаем возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.
Список использованной литературы
Анциферов Л.И. Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. - М: Просвещение, 1984. -255 с.
Вечера по физике в средней школе. Пособие для учителей. / Составитель Э.М.Браверман. - М.: Просвещение, 1969. - 267 с
Внеурочная работа по физике. / Под ред. О.Ф.Кабардина. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. - М: Просвещение, 1980. - 112 с.
Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. - №4. - С. 12-17.
Малафеев В.И. Проблемное обучение физике в средней школе. - М.: Просвещение 1980. - 127 с.
Марголис А.А. и др. Практикум по школьному физическому эксперименту. - М.: Просвещение. 1977. - 304 с.
Методика преподавания физики в 6-7 классах. Ч.І / Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой - М.: Просвещение, 1976. - 384 с. 13.
Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. Пособие для учителя. / Под ред. А.В.Усовой. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.
Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школі. 41./ Под ред. В.П Орехова, и А.В. Усовой- М: Просвещение, 1980. - 320 с.
Осадчук Л.А. Методика преподавания физики. - К.: Вища школа, 1984. - 352 с.
Программы дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации). Достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линий УМК издательства «Дрофа». Особенности предметного содержания и методического обеспечения.- М.: Дрофа, 2012. – 256 с. – (Стандарты второго поколения).
Сердинский В.Г. Экскурсии по физике в средней школе. - М.: Просвещение. - 223 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с
Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе.-М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
Чечель И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях / И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 116 с.
Приложение 1
План внеурочной деятельности по физике в основной школе
«Лаборатория успеха»
Урок
Тема
Изучаемые понятия
Демонстрации
1
Введение. Что изучает физика?
Примеры физических явлений, некоторые физические величины
Необязательно связанные с электричеством опыты, нам нужно заинтересовать, мотивировать и раскрыть понятие физики, как науки. Например,
1.Яйцо «заползает в бутылку»;
2.окрашенные в разный цвет горячая и холодная вода не смешиваются (если сосуд с горячей водой поместить поверх сосуда с холодной) и др.
2
Все начинается с атома
Молекула, диффузия, атом, модель атома
Попросить детей нарисовать молекулу, могут ли они изобразить атом. Если рисовать красками, то можно обратить внимание детей на то, что вода окрашивается. Как называется это явление? После обсуждения и демонстрации предложить детям изготовить модель молекулы воды, модель молекулы NaCl (пластилин, спички)
3
Строение атома. Модели атома, существовавшие до начала XIX
Состав атома, некоторые элементы таблицы Менделеева
Рисуют вместе с учителем атом водорода, гелия
4
История электризации
Понятие электризации
Демонстрируется опыт со струей воды и заряженной палочкой, наэлек. расческа и листочки. Затем дети по аналогии выполняют эксперимент с расческой и бумажками (делают замену на ручку,карандаш, трубочку…), натирать можно об волосы,бумагу,шерсть, шелк… Наблюдают за явлением, делают умозаключения. Если остается время, то можно понаблюдать, как будет весьте себя пластик.трубочка, лежащая на двух карандашах. К трубочке подносится заряженный предмет (палочка, расческа)
5
Электризация. Примеры в быту
Объяснение явления
Демонстрация электростатического султана. Затем дети попытаются изготовить такой прибор самостоятельно из подручных материалов.
6
Электризация. Электрическое поле
Электрическое поле, два рода зарядов
Демонстрация электроскопа и поднесенной к нему заряженной палочки. Наблюдение, обсуждение. Затем ученики изготавливают свои электроскопы. Можно использовать (пластик. стакан или бутылку, заранее обрезанную; метал. проволочку; золотинку (для лепестков электроскопа)
7
Проводники и диэлектрики
Примеры проводников и диэлектриков
Ученики под руководством учителя выполняют следующий эксперимент: шарики от погремушек(пластилиновые) обернуть золотинкой и зарядить один шарик (потерев его об бумагу и пр.), поднести к нему полосочку из фольги, так проверим заряжен шарик или нет. Затем соединить шарики пластмас.ручкой, убрать, а после поднести ко второму шарику фольгу, чтобы определить заряжен он или нет. Лепесток фольги не притянулся, значит заряд с первого шарика не перешёл ко второму. Проделать такой же опыт, но использовать для соединения метал.палочку. Сделать вывод. Как называется вещества, через которые проходит и не проходит заряд?
8
Распределение по группам
Предполагаемые темы для презентаций, газет и пр.: диффузия в быту, электризация в быту, описание опыта, проведенного дома, подкрепленного фотографиями
9
Защита зачетных работ, проектов и др.
10
Электрический ток. Источники тока
Ток в металлах
Собрать простейшую цепь (батарея, лампочка) для наглядности и объяснения темы. Демонстрация электрофорной машины, гальванического элемента.
11
История открытия и действие гальванического элемента
Опыты Гальвани и Вольта
Предложить детям изготовить свой гальванический элемент из огурца, мед. и цинк.электродов; картошки , желез.гвозьдя и мед.пластины
12
Электрический ток в электролитах
Понятие электролитов, примеры. Опыты Вольта
После демонстрации учителя дети проводят аналогичный опыт, меняя электроды, наблюдают за свечением лампочки.
1)Лампа,провода,вода, два элетрода-лампочка не горит
2)В воду постепенно добавляем соль- лампа постепенно загорается
Дети могут заполнить таблицу в виде:
электроды
Яркость лампочки
Уголь+ уголь
Медь+ медь
Цинк+ медь
Цинк+ уголь
Уголь+ медь
Цинк+ цинк
13
«Золотой ключик»
Омеднение
Демонстрация нанесения меди на ключ (раствор мед.купароса, источник тока,два электрода, один из которых -ключ)
зарядить эл/ф.машиной цветок,затем поднести к листочку цветка лампочку
15
Распределение по группам
Примерные темы: Гальванопластика. Гальваностегия, электрохимическое травление и др.
16
Защита зачетных работ, проектов и др.
17
Чудо электрофорная машина!
Работа электрофорной машины
«Живая цепь» и другие опыты
18
Электрическая цепь
Элементы электрической цепи, обозначения
Лампа,резистор,ключ,провода и др.; ученики чертят обозначения
19
Лампа
История создания, из чего состоит лампа
Повторяем и закрепляем элементы электрической цепи
20
Электрическая цепь
Собирают цепь из лампочки, источника тока и ключа
21
Сопротивление
Чем создается сопротивление в металлах
Собирают цепь из лампочки, источника тока, ключа и реостата, наблюдают за свечением лампы
22
Последовательное соединение
Примеры послед. соединений
Ученики под руководством учителя собирают цепь из последовательно соединенных лампочек, ключа, батарейки
23
Параллельное соединение
Примеры парал. соединений
Ученики под руководством учителя собирают цепь из параллельно соединенных лампочек, ключа, батарейки
24
Магниты
Северный и южный полюс; свойства магнитов
Ученики выполняют задания по карточкам:
1.Положить разные предметы булавку, карандаш и др.Проверить какие тела хорошо притягиваются магнитом
2.Подносить к стальному шарику на пружине, магнит и исследовать какие стороны сильнее притягиваются к шарику. Как они называются?
25
Магнитное поле Земли.
Магнитные силовые линии. Устройство и действие компаса
Магнитная стрелка, ориентирование стрелки в магнитном поле земли. Изучение компаса
26
Распределение по группам
27
Защита зачетных работ, проектов и др.
28
Намагниченность
Как намагнитить иголку, понятие доменов
Ученики выполняют задания по карточкам:
Возьмите иголку и поднесите к железным опилкам. Опилки не прилипают. Затем прикоснитесь иголкой к магниту и снова поднесите к опилкам. Наблюдайте, что произойдет?
29
Магнитная аномалия. Магнитная буря
Курская аномалия, влияние магнитных бурь
Демонстрация презентаций
30
Электромагнит
Принцип работы электромагнита
Изготовить электромагнит из гвоздя, медного провода, батарейки и мелких металлических предметов
31
Электродвигатель
История изобретения и принцип работы электродвигателя
Демонстрация: собрать элект.цепь из алюмин.ленты, реостата, источника тока и ключа. Расположить дугообразный магнит рядом с лентой. При включении и выключении тока лента будет втягиваться в магнит и выталкиваться
32
Сборка электродвигателя
Состав электродвигателя
Дети собирают электродвигатель из электромеханического конструктора
33
Электр.качели, электр.маятник
Ученики собирают электр.качели и электромаятник (или что-то другое по усмотрению учителя) из электромеханического конструктора
34
Подготовка к итоговому уроку
Класс делится на 4 группы, дети придумывают вопросы по пройденным темам
35
Игра-конкурс
Каждая команда придумывает 5 вопросов по темам, пройденным в четверти, номер которой определяется по жеребьевке. В оставшееся время можно поиграть в «черный ящик» или соревнование по сборке электрических цепей