педагогического совета протокол № от « »августа2014г.
2014 год
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобрнауки РФ№373 от 6 октября 2009г).
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС
“ Зеленая планета” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.
Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на ос-нове развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры.
Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа.
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- “читать” звездное небо;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Ожидаемые результаты:
учащиеся получат возможность узнать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- правила поведения в природе;
- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;
- знать названия планет Солнечной системы;
- знать свои права и обязанности;
- знать происхождения Земли и человечества.
учащиеся должны уметь:
- вести себя на природе;
- различать изученные растения, животных;
- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Информационные ресурсы
Архипова Н.С. “О грибах и не только”.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”,
Дж.Галенс.Книга ответов для Почемучек.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, .
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”,
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература,
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”,
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература,
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”,
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных
Демонстрация: Красная книга.
Практическая деятельность: рисование.
Практическая деятельность: исследовательская работа «Наши родники».
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
В этом разделе дети понаблюдают за зимующими птицами, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о, клестах, оформление выполненных наблюдений в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники …
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
Теорет.
практич.
1
Я и природа
4
2
2
2
Братья наши меньшие
4
2
2
3
Пернатые друзья
3
1
2
4
Путешествие в мир леса
5
3
2
5
Экологическая тропа
2
1
1
6
Зимний сад на окне
2
1
1
7
В мастерской художницы Зимы
1
1
8
Загадки животного мира
3
2
1
9
Секреты неживой природы
3
2
1
10
Наш досуг
5
1
4
Итого:
33
15
18
Календарно-тематическое планирование занятий 1 класса
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.
Дата план факт.
1
Я и природа
4
2
1
1
1
Экологическая тропа осенней экскурсии
1
2.09
2
Как вести себя на природе
1
9.09
3
Природа в творчестве художников
1
16.09
4
Пр. зан. Творческая мастерская. Осенняя гостиная
1
23.09
2
Братья наши меньшие
4
2
2
1
Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”
1
30.09
2
Чем мы кормим домашних животных
1
7.10
3
Как ухаживать за своим питомцем
1
14.10
4
Пр. зан. Творческая мастерская Объемное моделирование из природных материалов. “Дом. Животные”
1
21.10
3
Пернатые друзья
3
1
2
1
Местные виды птиц
1
4.11
2
Столовая для птиц. Изготовление кормушек
1
11.11
3
Синицы… “полезные” или “вредные” птицы? Исслед. Работа
1
18.11
4
Путешествие в мир леса
5
3
1
1
1
Взаимосвязь растений и животных
1
25.11
2
Следы на снегу
1
2.12
3
Лес и наше здоровье. Дары леса
1
9.12
4
Природа – источник творческого вдохновения
1
16.12
5
Экскурсия
1
23.12
5
Экологическая тропа
2
1
1
1
Редкие и исчезающие виды растений
1
13.01
2
Редкие и исчезающие виды животных
1
20.01
6
Зимний сад на окне
2
1
1
1
Комнатные растения.
1
27.01
2
Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. Работа
1
3.02
7
В мастерской художницы Зимы
1
1
1
“Красавица- Зима”. Конкурс рисунков
1
10.02
8
Загадки животного мира
3
2
1
1
Любопытные факты о живой природе
1
24.02
2
Это интересно! Сбор информации о клестах
1
3.03
3
Зимовье зверей
1
10.03
9
Секреты неживой природы
3
2
1
1
Смена дня и ночи
1
17.03
2
Смена времен года
1
7.04
3
Наш друг - эхо. Экскурсия в ПАРК
1
14.04
10
Наш досуг
5
1
1
1
21.04-24.05
Итого
33
15
11
7
Содержание программы для 2 класса
Прикосновение к прекрасному
2 класс
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему?Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
теор.
практ.
11
В гостях у природы
5
3
2
22
Пернатые наши друзья
9
6
3
33
О грибах и не только
4
3
1
44
Жизнь на водоемах
5
3
2
55
Удивительный мир насекомых
3
2
1
66
Явления природы
3
1
2
77
Мы юные садоводы
4
1
3
Календарно-тематическое планирование занятий 2 класса
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.
Дата
план
Дата факт
1
В гостях у природы
5
3
1
1
1
Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу
1
5.09
2
Ель – кормилица. Лесной час
1
12.09
3
Почемучкины книжки
1
19.09
4
Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов
1
26.09
5
Джунгли зовут! Игровое занятие
1
3.10
2
Пернатые – наши друзья
9
6
2
1
1.
Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса
1
10.10
2.
Горлица – лесной голубок
1
17.10
3.
Филин – самый крупный из наших сов
1
24.10
4.
Кукушка – хитрая птица
1
31.10
5.
Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия
1
14.11
6.
Клесту не страшен холод
1
21.11
7.
Более 99 разновидностей птиц.
1
28.11
8.
КВН “Птицы наши друзья”
1
5.12
9.
Экологическая акция “Берегите птиц!”
1
12.12
3
О грибах и не только
4
3
1
1.
Съедобные и несъедобные грибы
1
19.12
2.
Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях
1
26.12
3.
Грибная угадайка
1
16.01
4.
Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Пр. зан.
1
23.01
4
Жизнь на водоемах
5
3
2
1.
Рыбы. Рыбий язык
1
30.01
2.
Аквариумные рыбки
1
6.02
3.
Неуклюжий рак. Где он зимует?
1
13.02
4.
Чья это хатка? Видеофильм
1
20.02
5.
Оригами. “Рыбки в аквариуме”
1
27.02
5
Удивительный мир насекомых
3
2
1
1.
Бабочки, занесенные в Красную книгу
1
5.03
2.
Искусные строители: муравьи и пчелы.
1
12.03
3.
Природа и фантазия. Пр. занятие
1
19.03
6
Хочу все знать. Об интересных явлениях природы
3
1
2
1.
Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
1
2.04
2.
Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения.
1
9.04
3.
Экскурсия на реку Кама
1
16.04
7
Мы юные садоводы
4
1
3
1.
Мы исследуем почву. Исслед. работа
1
23.04
2.
Искусство составления букетов.
1
30.04
3.
Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах
1
7.05
4.
Работа на пришкольном участке
2
14.05
21.05
Итого:
34
19
14
Содержание программы для 3 класса
“Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты”. Ян. Полонский
3 класс. “В чудный мир экологических открытий…”
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”. (3 часа)
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений.
Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение “Осень”.
2 раздел. “Лес - верный друг человека”. (4 часа)
Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему “Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов
3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (2 часа)
Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – “добытчики” и проводники дерева.
Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева
Экскурсия в парк города.
Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.
4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?
5 раздел. «Наш край» (4 часа)
Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарственные растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.
Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”. Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Публикации детей на страницах газет.
Экскурсия в парк
Практическая деятельность: сбор природного материала
Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…” (конкурс).
Конференция: “День открытых дверей”. Обобщение материалов поисковой работы за круглым столом “Рассказывают наши деды и бабушки”.
6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (5 часов)
“Зелёный щит” нуждается в защите. Заказники. Роль заказника в экологическом воспитании будущего поколения .
Демонстрация: Фотоснимки интересных животных и птиц. Красная книга
Творческая работа акции “ Наш парк”.
7 раздел. “Тихий уголок детства”. (5 часа)
Святой источник. Животный мир парка
Демонстрация: Иллюстрации животного мира и растений нашего края.
Практическая деятельность: уборка территории школы
Творческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”
8 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”. (1 час)
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.
9 раздел. “Земля - наш общий дом”. (4 часа)
Наш дом- планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Экологическая целостность
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды.. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Влияние водохранилищ на экосистему родного края. Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы). Глобальное потепление климата, в чём причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на Земле. Демонстрация: видеофильмы.
Экскурсия
Практическое занятие: сбор подписей протия загрязнения окружающей среды “Мусор ... - на свалку, отходы... - в ведро”.
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные привычки. Как устранить “вредных”…
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.
Экскурсия: культпоходы на лыжах, на велосипедах, пешком.
Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры. Заполнение карты “Листок здоровья”. Отдых в летних оздоровительных лагерях.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела.
Всего часов
В том числе занятия
Теор.
Практ.
1.
Я - юный исследователь и следопыт
3
1
2
2.
Лес - верный друг человека
4
1
3
3.
Страницы биографии дерева
2
1
1
4.
Лесные пожары
2
1
1
5.
Наш край
4
1
3
6.
Достучаться до каждого сердца
5
1
4
7.
Тихий уголок детства
5
1
4
8.
Дары природы
1
1
9.
Земля - наш общий дом
4
1
3
10.
Экологические катастрофы - беда нашей пироды
2
1
1
11.
В здоровом теле - здоровый дух
3
1
1
Итого
34
10
24
Календарно-тематическое планирование занятий 3 класса
Экономика должна быть экономной (рекламные ролики)
1
8.04
3.
Спасаем муравейников
1
15.04
4.
Конкурс рисунков “Остановись, мгновение!
1
22.04
10
Экологические катастрофы - беда нашей природы
2
1
1
1.
Экскурсия в парк
1
29.04
2.
Мы – против загрязнения
1
6.05
11
В здоровом теле - здоровый дух.
3
1
1
1
1.
Хлеб - всему голова! (Здоровая пища)
1
13.05
2.
Бери рюкзак, пошли … (культпоходы)
1
20.05
3.
Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе)
1
20.05
Итого
34
9
16
9
Содержание программы для 4 класса
4 класс. “Этот мир придуман не нами”
1 раздел. “Мы живем на Земле”. (3 часа)
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (3 часа)
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (6 часов)
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.
Проведение викторины.
6 раздел. “Мы - земляне”. (2 часа)
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеологическое древо человека (таблица). Политическая карта мира.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 часа)
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.
Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”.
Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.
Игра “Зарница”.
8 раздел. “Я - сын своего народа”. (4 часа)
Гимн. Герб и Флаг Татарстана. Мой народ. Культура и быт моих предков. Мой адрес.
Демонстрация: карта Татарстана
Экскурсия в музей
Практическая деятельность Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории города.
9 раздел. “Моя родословная”. (3 часа)
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеологическое древо. Лента времени жизни.
Демонстрация: генеологическое древо
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
Теор.
Практ.
1.
Вселенная и наша планета
3
1
2
2.
Земля - планета Солнечной системы
4
2
2
3.
И на север, и на юг
4
1
3
4.
Воздушная подушка Земли
3
2
1
5.
У природы нет плохой погоды
6
1
5
6.
Мы – земляне
2
1
1
7.
Человек - звучит гордо!
4
1
3
8.
Я - сын своего народа
4
1
3
9.
Моя фамилия - моя гордость!
3
3
10.
Заключение
1
1
Итого
34
10
34
Календарно-тематическое планирование занятий 4 класса
№
Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Из них.
Дата
Теор.
Практ.
Экск.
План
Факт
Вселенная и наша планета
3
1
2
1
Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за слово “вселенная”? Где край Земли?
1
2.09
2.
Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весенние работы в саду в огороде.
1
9.09
3.
Практ. занятие “Светит месяц, светит ясный”. Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна
1
16.09
Земля - планета Солнечной системы
4
2
1
1
1.
Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)
1
23.09
2.
Изучение полезных ископаемых. Экологические проблемы нефтяной промышленности
1
30.09
3.
Экскурсия в парк
1
7.10
4.
Игра-викторина
1
14.10
И на север и на юг…
4
1
2
1
1.
Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира.
1
21.10
2.
Экскурсия в лес. «Ориентация на местности без компаса»
1
28.10
3.
Практическое занятие. Составление карты своего края
1
11.11
4.
Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (наблюдение над ночным небом)
1
18.11
Воздушная подушка нашей планеты
3
2
1
1.
Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?
1
25.11
2.
Заочная экскурсия в небо
1
2.12
3.
Практ. занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая радуга-дуга”.
1
9.12
У природы нет плохой погоды
6
1
4
1
1.
У костра месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?
1
16.12
2.
Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства.
1
23.12
3.
Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края)
1
13.01
4.
Экскурсия в парк
1
20.01
5.
Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима
1
27.01
6.
Проведение викторины
1
3.02
Мы – земляне
2
1
1
1.
Жизнь - это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле.
1
10.02
2.
“Ребята, давайте жить дружно
1
17.02
...Человек – это звучит гордо!
4
1
3
1.
Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела человека). Человеческие возможности.
1
24.02
2.
Каждый человек имеет право! (Интеллектуальная игра)
1
3.03
3.
Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.
1
10.03
4.
Соблюдаем правила дорожного движения
1
17.03
Я - сын своего народа
4
1
2
1
1
Мой адрес - Татарстан.
1
24.03
2
Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы)
1
7.04
3
Экскурсия в музей города
1
14.04
4
Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории родного города.)
1
21.04
Моя фамилия - моя гордость
3
3
1.
Это моя семья. Информация обо всех родственниках.
1
28.04
2.
Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)
1
5.05
3.
Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление генеологического древа своей семьи)