Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Зелёная планета"
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Зелёная планета"
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС
“ Зеленая планета” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Зелёная планета"»
Муниципальное образование Щербиновский район
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
муниципального образования Щербиновский район село Екатериновка
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 28 августа 2015 года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ О.В.Лысенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок « Зелёная планета»
Срок реализации:4 года
Возраст обучающихся:7-11 лет
Бажуря Ольги Анатольевны
Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Зеленая планета» Е. Л. Малковой, учителем начальных классов.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобрнауки РФ№373 от 6 октября 2009г), на основе Основной образовательной программы МАОУ СОШ №6 муниципального образования Щербиновский район село Екатериновка, примерных программ внеурочной деятельности, М., Просвещение, авторской программы внеурочной деятельности «Зеленая планета» Е. Л. Малковой, учителем начальных классов.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС
“ Зеленая планета” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.
Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на ос-нове развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры.
Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа.
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- “читать” звездное небо;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Содержание программы для 1 класса
Здравствуй, чудо-природа!
1 класс
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес и в Шаршадинский леспромхоз.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных
Демонстрация: Красная книга .
Практическая деятельность: рисование.
Практическая деятельность: исследовательская работа “Наши родники. Топонимика”.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники ……..
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
Теорет.
практич.
1
Я и природа
4
2
2
2
Братья наши меньшие
4
2
2
3
Пернатые друзья
3
1
2
4
Путешествие в мир леса
5
3
2
5
Экологическая тропа
2
1
1
6
Зимний сад на окне
2
1
1
7
В мастерской художницы Зимы
1
1
8
Загадки животного мира
3
2
1
9
Секреты неживой природы
3
2
1
10
Наш досуг
5
1
4
Итого:
33
15
18
Тематическое планирование занятий 1 класса
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.
Дата план факт.
1
Я и природа
4
2
1
1
11
Экологическая тропа осенней экскурсии
1
.2
Как вести себя на природе
1
13
Природа в творчестве художников
1
14
Пр. зан. Творческая мастерская. Осенняя гостиная
1
2
Братья наши меньшие
4
2
2
21
Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”
1
22
Чем мы кормим домашних животных
1
23
Как ухаживать за своим питомцем
1
24
Пр. зан. Творческая мастерская Объемное моделирование из природных материалов. “Дом. Животные”
1
3
Пернатые друзья
3
1
2
31
Местные виды птиц
1
32
Столовая для птиц. Изготовление кормушек
1
33
Синицы… “полезные” или “вредные” птицы? Исслед. работа
1
4
Путешествие в мир леса
5
3
1
1
41
Взаимосвязь растений и животных
1
.2
Следы на снегу
1
43
Лес и наше здоровье. Дары леса
1
44
Природа – источник творческого вдохновения
1
45
Экскурсия
1
5
Экологическая тропа
2
1
1
51
Редкие и исчезающие виды растений
1
52
Редкие и исчезающие виды животных
1
6
Зимний сад на окне
2
1
1
61
Комнатные растения.
1
62
Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа
1
7
В мастерской художницы Зимы
1
1
71
“Красавица- Зима”. Конкурс рисунков
1
8
Загадки животного мира
3
2
1
81
Любопытные факты о живой природе
1
82
Это интересно! Сбор информации о клестах
1
83
Зимовье зверей
1
9
Секреты неживой природы
3
2
1
91
Смена дня и ночи
1
92
Смена времен года
1
93
Наш друг - эхо. Экскурсия в ПАРК
1
1
Наш досуг
5
1
1
1
Итого
33
15
11
7
Содержание программы для 2 класса
Прикосновение к прекрасному
2 класс
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему?Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
теор.
практ.
11
В гостях у природы
5
3
2
22
Пернатые наши друзья
9
6
3
33
О грибах и не только
4
3
1
44
Жизнь на водоемах
5
3
2
55
Удивительный мир насекомых
3
2
1
66
Явления природы
3
1
2
77
Мы юные садоводы
4
1
3
Тематическое планирование занятий 2 класса
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.
Дата
план
Дата факт
1
В гостях у природы
5
3
1
1
11
Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу
1
12
Ель – кормилица. Лесной час
1
13
Почемучкины книжки
1
14
Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов
1
15
Джунгли зовут! Игровое занятие
1
2
Пернатые – наши друзья
9
6
2
1
21.
Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса
1
22.
Горлица – лесной голубок
1
23.
Филин – самый крупный из наших сов
1
24.
Кукушка – хитрая птица
1
25.
Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия
1
26.
Клесту не страшен холод
1
27.
Более 99 разновидностей птиц.
1
28.
КВН “Птицы наши друзья”
1
29.
Экологическая акция “Берегите птиц!”
1
3
О грибах и не только
4
3
1
31.
Съедобные и несъедобные грибы
1
32.
Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях
1
33.
Грибная угадайка
1
.4.
Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Пр. зан.
1
4
Жизнь на водоемах
5
3
2
41.
Рыбы .Рыбий язык
1
42.
Аквариумные рыбки
1
43.
Неуклюжий рак. Где он зимуют?
1
44.
Чья это хатка? Видеофильм
1
45.
Оригами. “Рыбки в аквариуме”
1
5
Удивительный мир насекомых
3
2
1
51.
Бабочки, занесенные в Красную книгу
1
52.
Искусные строители: муравьи и пчелы.
1
53.
Природа и фантазия. Пр. занятие
1
6
Хочу все знать. Об интересных явлениях природы
3
1
2
61.
Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
1
62.
Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения.
1
.3.
Экскурсия на реку Ея
1
7
Мы юные садоводы
4
1
3
71.
Мы исследуем почву. Исслед. работа
1
72.
Искусство составления букетов.
1
73.
Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах
1
74.
Работа на пришкольном участке
2
Итого:
34
19
14
Содержание программы для 3 класса
“Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты”. Ян. Полонский
3 класс. “В чудный мир экологических открытий…”
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”. (3 часа)
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений.
Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов
3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (2 часа)
Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – “добытчики” и проводники дерева.
Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева
Экскурсия в парк села.
Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.
4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?
5 раздел. «Наш край» (4 часа)
Что мы знаем о наших лесах? . Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарст-венные растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.
Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”. Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Публикации детей на страницах газет.
Экскурсия в парк
Практическая деятельность: сбор природного материала
Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…” (конкурс).
Конференция: “День открытых дверей”. Обобщение материалов поисковой работы за круглым столом “Рассказывают наши деды и бабушки”.
6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (5 часов)
“Зелёный щит” нуждается в защите. Заказники. . Роль заказника в экологическом воспитании будущего поколения .
Демонстрация: Фотоснимки интересных животных и птиц. Красная книга
Творческая работа акции “ Наш парк”.
7 раздел. “Тихий уголок детства”. (5 часа)
Родное село Екатериновка. Святой источник. . Гордость наших сельчан-парк. Животный мир парка
Демонстрация: . Иллюстрации животного мира и растений нашего края.
Практическая деятельность: уборка территории школы
Творческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”
8 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”. (1 час)
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.
9 раздел. “Земля - наш общий дом”. (4 часа)
Наш дом- планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Экологическая целостность
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды.. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Влияние водохранилищ на экосистему родного края. . Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы). Глобальное потепление климата, в чём причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на Земле. Разные организации.
Демонстрация: видеофильмы.
Экскурсия
Практическое занятие: сбор подписей протия загрязнения окружающей среды “Мусор ... - на свалку, отходы... - в ведро”.
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные привычки. Как устранить “вредных”…
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.
Экскурсия: культпоходы на лыжах, на велосипедах, пешком.
Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры. Заполнение карты “Листок здоровья”. Отдых в летних оздоровительных лагерях.
Экономика должна быть экономной (рекламные ролики)
1
3.
Спасаем муравейников
1
4.
Конкурс рисунков “Остановись, мгновение!
1
Экологические катастрофы - беда нашей природы
2
1
1
1.
Экскурсия в парк
1
2.
Мы – против загрязнения
1
В здоровом теле - здоровый дух.
3
1
1
1
1.
Хлеб - всему голова! (Здоровая пища)
1
2.
Бери рюкзак, пошли … (культпоходы)
1
3.
Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе)
1
Итого
34
9
16
9
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела.
Всего часов
В том числе занятия
Теор.
Практ.
1.
Я - юный исследователь и следопыт
3
1
2
2.
Лес - верный друг человека
4
1
3
3.
Страницы биографии дерева
2
1
1
4.
Лесные пожары
2
1
1
5.
Наш край
4
1
3
6.
Достучаться до каждого сердца
5
1
4
7.
Тихий уголок детства
5
1
4
8.
Дары природы
1
1
9.
Земля - наш общий дом
4
1
3
10.
Экологические катастрофы - беда нашей пироды
2
1
1
11.
В здоровом теле - здоровый дух
3
1
1
Итого
34
10
24
Содержание программы для 4 класса
4 класс. “Этот мир придуман не нами”
1 раздел. “Мы живем на Земле”. (3 часа)
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (3 часа)
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (6 часов)
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.
Проведение викторины.
6 раздел. “Мы - земляне”. (2 часа)
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеологическое древо человека (таблица). Политическая карта мира.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 часа)
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.
Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”.
Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.
Игра “Зарница”.
8 раздел. “Я - сын своего народа”. (4 часа)
. Гимн. Герб и Флаг Кибани. Мой народ. . Культура и быт моих предков. Мой адрес .
Демонстрация: карта Краснодарского края
Экскурсия в сельский музей
Практическая деятельность Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории деревни.
9 раздел. “Моя родословная”. (3 часа)
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеологическое древо. Лента времени жизни.
Демонстрация: генеологическое древо
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА
Тематическое планирование занятий 4 класса
№
Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Из них.
Дата
Теор.
Практ.
Экск.
План
Факт
Вселенная и наша планета
3
1
2
1
Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за слово “вселенная”? Где край Земли?
1
02.09
2.
Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весенние работы в саду в огороде.
1
09.09
3.
Практ. занятие “Светит месяц, светит ясный”. Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна
1
16.09
Земля - планета Солнечной системы
4
2
1
1
1.
Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)
1
23.09
2.
Изучение полезных ископаемых Экологические проблемы нефтяной промышленности
1
30.09
3.
Экскурсия парк
1
07.10
4.
Игра-викторина
1
14.10
И на север и на юг…
4
1
2
1
1.
Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира.
1
21.10
2.
Экскурсия в парк. «Ориентация на местности без компаса»
1
28.10
3.
Практическое занятие. Составление карты своего края
1
11.11
4.
Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (наблюдение над ночным небом)
1
18.11
Воздушная подушка нашей планеты
3
2
1
1.
Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?
1
25.11
2.
Заочная экскурсия в небо
1
02.12
3.
Практ. занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая радуга-дуга”.
1
09.12
У природы нет плохой погоды
6
1
4
1
1.
У костра месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?
1
16.12
2.
Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства.
1
23.12
3.
Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края)
1
13.01
4.
Экскурсия в парк
1
20.01
5.
Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима
1
27.01
6.
Проведение викторины
1
03.02
Мы - земляне
2
1
1
1.
Жизнь - это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле.
1
10.02
2.
“Ребята, давайте жить дружно
1
17.02
...Человек – это звучит гордо!
4
1
3
1.
Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела человека). Человеческие возможности.
1
24.02
2.
Каждый человек имеет право! (Интеллектуальная игра)
1
02.03
3.
Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.
1
09.03
4.
Соблюдаем правила дорожного движения
1
16.03
Я - сын своего народа
4
1
2
1
1
Мой адрес - Кубань Символики Кубани.
1
06.04
2
Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы)
1
13.04
3
Экскурсия в музей села
1
20.04
4
Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории родной деревни.)
1
27.04
Моя фамилия - моя гордость
3
3
1.
Это моя семья. Информация обо всех родственниках.
1
04.05
2.
Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)
1
11.05
3.
Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление генеологического древа своей семьи)
1
18.05
Заключительное занятие.
1
1
18.05
Итого
34
10
20
4
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
Теор.
Практ.
1.
Вселенная и наша планета
3
1
2
2.
Земля - планета Солнечной системы
4
2
2
3.
И на север, и на юг
4
1
3
4.
Воздушная подушка Земли
3
2
1
5.
У природы нет плохой погоды
6
1
5
6.
Мы - земляне
2
1
1
7.
Человек - звучит гордо!
4
1
3
8.
Я - сын своего народа
4
1
3
9.
Моя фамилия - моя гордость!
3
3
Заключение
1
1
Итого
34
10
34
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- правила поведения в природе;
- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;
- знать названия планет Солнечной системы;
- знать свои права и обязанности;
- знать происхождения Земли и человечества.
учащиеся должны уметь:
- вести себя на природе;
- различать изученные растения, животных;
- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Информационные ресурсы
Архипова Н.С. “О грибах и не только”.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”,
Дж.Галенс.Книга ответов для Почемучек.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, .
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”,
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература,
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”,
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература,
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”,