Рабочая программа по внеурочной деятельности "Природа родного края"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Природа родного края"
Программа регионального курса Брянской области «Природа родного края» составлена БИПКРО в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Окружающий мир»», рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Природа родного края"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 1
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на педагогическом совете и рекомендовано к утверждению»
Зам. директора по ВР
____________ (Л.А. Базылова)
Протокол № _1__ от
«_27_» августа 2020 г.
«Утверждаю»
Директор
_____________ (Г.И. Тищенко)
Приказ №_167-од__от
«_28_»_августа_ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Природа родного края»
для 2-в класса
Составитель:
А.В. Хотеева
г. Дятьково
2020 год
Программа регионального курса Брянской области «Природа родного края» составлена БИПКРО в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Окружающий мир»», рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Природа родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты живой природы;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- неживую и живую природу;
- сезонные явления природы;
- последовательность смены времен года и названия месяцев;
- зависимость природных явлений от смены времен года;
- - народные и научные предсказания погоды
- дикорастущие и культурные растения родного края;
- диких и домашних животных;
- насекомых, рыб, птиц, зверей родного края;
- правила поведения в природе;
- охраняемые объекты и территории родного края;
- основные сведения о своем городе;
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать объекты неживой и живой природы;
- классифицировать объекты природы по существенным признакам;
- рассказывать о явлениях живой природы, устанавливать взаимосвязи;
- приводить примеры погодных явлений;
- вести наблюдение за погодой, фиксировать результаты;
- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
- выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные группы растений и животных;
- узнавать животных на рисунке, описывать их по плану;
- узнавать растения на рисунке, описывать их по плану;
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
-извлекать информацию из разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
• установления связи между сезонными изменениями в живой природе;
• ухода за растениями;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• оценки бережного или потребительского отношения к природе;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
Содержание курса внеурочной деятельности
Природа родного края. Учебное пособие для 2-х кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Н.Е. Пряникова, Н.В. Шик (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012. – 124 с.
В региональном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 34 часа.Разделы курса «Природа родного края» 2 класса предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
Во 2 классе проводятся экскурсии в разделе «В гостях у осени» по теме «Приметы осени», в разделе «В гостях к зиме» по теме « Приметы зимы», в разделе «В гости к весне» по теме «Приметы весны».
Для реализации рабочей программы на уроках курса используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные.
№
Содержание программного материала
Кол-во часов
Вводный урок
1
В гостях у осени
9
В гости к зиме
8
В гости к весне
9
В гостях у лета
7
В гостях у осени. (9 ч)
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
В гостях к зиме. (8 ч)
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Перелётные и зимующие птицы.
Отрицательное влияние людей на растения и животных. Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
В гости к весне. (9 ч)
Сезонные изменения в природе: весенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
В гостях у лета. (7 ч)
Признаки хорошей погоды. Ненастья.
Охраняемые природные территории и объекты.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела, тема занятия
Количество часов
Дата
план
Дата
факт.
Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы. Экскурсия. «Краски осени»
1
В гостях у осени (9 часов)
Начало осени у нас – замечательная пора.
1
Осенние прогулки по брянскому лесу
1
Загадки об осени
1
В царстве растений.
1
Чем богаты брянские леса?
1
В царстве животных.
Кто и как готовится к зиме.
1
Перелётные и зимующие птицы.
1
В царстве рыб.
1
Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев.
1
В гости к зиме (8 часов)
Народный зимний календарь. Экскурсия. «Зима – время отдыха природы»
1
Зимние праздники.
1
Декабрь – зиму начинает.
1
Январь – году начало, зиме – середина.
1
Февраль - перелом зимы.
1
Жизнь животных зимой.
1
Растения зимой.
1
Зимние мотивы - стихи, песни, забавы.
1
В гости в весне (9 часов)
Приметы весны.
Экскурсия
1
Март – утро года.
1
Апрель – пора большой воды.
1
Черемуховый, ландышевый май.
1
Первоцветы Брянского края. Экскурсия
1
Жизнь животных.
Здравствуйте, пернатые друзья.
1
Верные друзья
1
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.
1
Первые насекомые.
1
В гостях у лета (7 часов)
В гостях у лета. К истокам слова
1
Признаки хорошей погоды. Ненастья.
1
От чего бывает радуга?
1
В лес по ягоды пойдем Экскурсия. «Какая бывает роса на траве»