Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Наш край"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска им.Н.И.Шарина»
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО зам.директора по УМР ПРИКАЗОМ №____
учителей начальных классов _______ М.И. Винокуровой Директор МБОУ
и РЕКОМЕНДОВАНА «___»_________2021 г. «СОШ г.Среднеколымска им.Н.И.Шарина»
к утверждению _________ К.А.Слепцова
протокол №1
от «__»___________2021 г.
Руководитель МО
_______/________________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО духовно-нравственному НАПРАВЛЕНИЮ
«Наш край»
2 класс
Учебный год: 2021-2022
Класс: 2в
Учитель: Кондакова Маргарита Васильевна
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Наш край» является составной частью системы начального естественно- научного и экологического образования. Она разработана как дополнение к курсу начальной школы и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
Это программа предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи.
В настоящее время охрана природной среды является объективно обусловленной необходимостью. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, работу по охране природы своей местности.
Становление гуманного отношения к живой и неживой природе, осмысление неразрывности связи человека с окружающей средой, ориентация на ценности природы составляют актуальность данной программы.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников.
Цель программы: создание условий для социального и культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в результате системного освоения природоведческих знаний.
Задачи:
– сформировать гуманное отношение учащихся к живой и неживой природе;
– систематизировать сведения о живой и неживой природе ближайшего окружения (школы, родного края);
– воспитывать чувство необходимости бережного отношения к своей малой родине;
– вызвать у детей стремление к непосредственному участию в охране природы родного края.
В решении этих задач данная программа опирается на основные принципы экологического образования:
– принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства всех составляющих окружающего мира;
– принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь элементов окружающего мира;
– принцип непрерывности, дающий возможность использовать для обучения каждый возрастной период воспитанников;
– принцип направленности, способствующий развитию практической деятельности и гармоничных отношений с окружающей средой.
Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется по следующим направлениям: эколого-просветительская деятельность; исследовательская деятельность; организация работы по формированию здорового образа жизни.
Место программы в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года: 1 класс – 33 занятия (1 час в неделю); 2 класс – 34 занятия (1 час в неделю); 3 класс – 34 занятия (1 час в неделю); 4 класс – 34 занятия (1 час в неделю).
При реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы и методические приемы :
– стимулирование обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые игры, занятия-сказки, викторины, КВНы, праздники, рефераты обучающихся);
– развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседы, наблюдения, опыты, демонстрации);
– развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения);
– вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (организация экологических троп, защита природы от загрязнения окружающей среды, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).
Результаты изучения дополнительной образовательной программы.
Личностными результатами являются социально значимые качества, индивидуально-личностные позиции и ценностные установки, раскрывающие отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами являются универсальные знания по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Предметными результатами являются:
1-й уровень:
– овладение теоретическими понятиями в области экологии;
– умение ориентироваться в изучаемых объектах окружающей среды;
– умение рационально использовать природные ресурсы.
3-й уровень: освоение способов решения задач для реализации проектов в сфере экологии, использование различных способов информирования, умение представлять собственные разработки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
– составление буклетов, памяток, реклам по охране окружающей среды;
– проведение выставок работ учащихся в классе, школе, СДК;
– участие в ежегодных районных, областных конкурсах «Я – исследователь» и т. д.;
– участие в районных и городских конкурсах проектов, исследовательских работ, конференциях и фестивалях.
Содержание программы.
1. Что такое экология? Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи между обитателями живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на основе практических примеров.
2. Учимся распознавать растения и животных родного края. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся в распоряжении учителя и обучающихся атласов-определителей.
3. Изучение способов охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.
4. Изучение связей в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания (или пищевая сеть). Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, горький вкус полыни, защитная слизь слизня, раковина улитки, иглы ежа, панцирь черепахи).
5. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные, особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных и меры их охраны.
6. Мастерим домики для птиц. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц.
7. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (отчистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке без применения, и т. д.).
8. Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды. Практическая работа на местности.
9. Отходы в доходы. Изготовление поделок из бросового материала.
10. Подводим итоги работы за год. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по дополнительной образовательной программе.
Литература:
1. Бекетова, Т. И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях / Т. И. Бекетова // Начальная школа. – 2004. – № 8.
2. Бианки, В. В. Лесная газета / В. В. Бианки. – Л. : Детская литература, 1983.
3. Брылеев, В. А. Родники и реки Волгоградской области / В. А. Брылев, Н. А. Самусь. – Волгоград, 2007.
4. Веденеев, А. М. Красная книга Волгоградской области / А. М. Веденеев [и др.]. – Волгоград, 2006.
5. Здоровье и экология : журн. – 2006. – № 3.
6. Здоровье и экология : журн. – 2009. – № 3.
7. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников : основные аспекты, сценарии мероприятий : 5–11 классы / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. – М., 2005. – 208 с. – (Методическая библиотека).
8. Природа и мы. Экология от А до Я : познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 2004. – № 5.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
10. Чижевский, А. Е. Я познаю мир : детская энциклопедия : экология / А. Е. Чижевский ; под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : АСТ, 1998.
11. Шамхалов, Ф. И. Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область / Ф. И. Шамхалов. – М. : Экономика, 2005.