kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность "Наш край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разраработка внеурочной деятельности "Наш край" соответствует по всем нормам ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Наш край"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска им.Н.И.Шарина»


РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО зам.директора по УМР ПРИКАЗОМ №____

учителей начальных классов _______ М.И. Винокуровой Директор МБОУ

и РЕКОМЕНДОВАНА «___»_________2021 г. «СОШ г.Среднеколымска им.Н.И.Шарина»

к утверждению _________ К.А.Слепцова

протокол №1

от «__»___________2021 г.

Руководитель МО


_______/________________/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО духовно-нравственному НАПРАВЛЕНИЮ


«Наш край»

2 класс














Учебный год: 2021-2022

Класс: 2в

Учитель: Кондакова Маргарита Васильевна

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Наш край» является составной частью системы начального естественно- научного и экологического образования. Она разработана как дополнение к курсу начальной школы и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.

Это программа предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи.

В настоящее время охрана природной среды является объективно обусловленной необходимостью. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, работу по охране природы своей местности.

Становление гуманного отношения к живой и неживой природе, осмысление неразрывности связи человека с окружающей средой, ориентация на ценности природы составляют актуальность данной программы.

Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников.

Цель программы: создание условий для социального и культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в результате системного освоения природоведческих знаний.

Задачи:

– сформировать гуманное отношение учащихся к живой и неживой природе;

– систематизировать сведения о живой и неживой природе ближайшего окружения (школы, родного края);

– воспитывать чувство необходимости бережного отношения к своей малой родине;

– вызвать у детей стремление к непосредственному участию в охране природы родного края.

В решении этих задач данная программа опирается на основные принципы экологического образования:

– принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства всех составляющих окружающего мира;

– принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь элементов окружающего мира;

– принцип непрерывности, дающий возможность использовать для обучения каждый возрастной период воспитанников;

– принцип направленности, способствующий развитию практической деятельности и гармоничных отношений с окружающей средой.

Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется по следующим направлениям: эколого-просветительская деятельность; исследовательская деятельность; организация работы по формированию здорового образа жизни.

Место программы в учебном плане.

Программа рассчитана на 4 года: 1 класс – 33 занятия (1 час в неделю); 2 класс – 34 занятия (1 час в неделю); 3 класс – 34 занятия (1 час в неделю); 4 класс – 34 занятия (1 час в неделю).

При реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы и методические приемы :

– стимулирование обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые игры, занятия-сказки, викторины, КВНы, праздники, рефераты обучающихся);

– развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседы, наблюдения, опыты, демонстрации);

– развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения);

– вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (организация экологических троп, защита природы от загрязнения окружающей среды, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).

Результаты изучения дополнительной образовательной программы.

Личностными результатами являются социально значимые качества, индивидуально-личностные позиции и ценностные установки, раскрывающие отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами являются универсальные знания по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Предметными результатами являются:

1-й уровень:

– овладение теоретическими понятиями в области экологии;

– знание основополагающих принципов экологического воспитания младших школьников.

2-й уровень:

– умение ориентироваться в изучаемых объектах окружающей среды;

– умение рационально использовать природные ресурсы.

3-й уровень: освоение способов решения задач для реализации проектов в сфере экологии, использование различных способов информирования, умение представлять собственные разработки.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

– составление буклетов, памяток, реклам по охране окружающей среды;

– проведение выставок работ учащихся в классе, школе, СДК;

– участие в ежегодных районных, областных конкурсах «Я – исследователь» и т. д.;

– участие в районных и городских конкурсах проектов, исследовательских работ, конференциях и фестивалях.

Содержание программы.

1. Что такое экология? Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи между обитателями живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на основе практических примеров.

2. Учимся распознавать растения и животных родного края. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся в распоряжении учителя и обучающихся атласов-определителей.

3. Изучение способов охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.

4. Изучение связей в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания (или пищевая сеть). Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, горький вкус полыни, защитная слизь слизня, раковина улитки, иглы ежа, панцирь черепахи).

5. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные, особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных и меры их охраны.

6. Мастерим домики для птиц. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц.

7. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (отчистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке без применения, и т. д.).

8. Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды. Практическая работа на местности.

9. Отходы в доходы. Изготовление поделок из бросового материала.

10. Подводим итоги работы за год. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по дополнительной образовательной программе.

Литература:

1. Бекетова, Т. И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях / Т. И. Бекетова // Начальная школа. – 2004. – № 8.

2. Бианки, В. В. Лесная газета / В. В. Бианки. – Л. : Детская литература, 1983.

3. Брылеев, В. А. Родники и реки Волгоградской области / В. А. Брылев, Н. А. Самусь. – Волгоград, 2007.

4. Веденеев, А. М. Красная книга Волгоградской области / А. М. Веденеев [и др.]. – Волгоград, 2006.

5. Здоровье и экология : журн. – 2006. – № 3.

6. Здоровье и экология : журн. – 2009. – № 3.

7. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников : основные аспекты, сценарии мероприятий : 5–11 классы / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. М., 2005. – 208 с. – (Методическая библиотека).

8. Природа и мы. Экология от А до Я : познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 2004. – № 5.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.

10. Чижевский, А. Е. Я познаю мир : детская энциклопедия : экология / А. Е. Чижевский ; под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : АСТ, 1998.

11. Шамхалов, Ф. И. Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область / Ф. И. Шамхалов. – М. : Экономика, 2005.

Электронные ресурсы:

1. Живая природа : видеоэнциклопедия. – [email protected]

2. Красная книга Волгоградской области. – 1 эл. опт. диск (CD).

3. Педсовет : электронные приложения к журналу, 2009–2011.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Компьютер, проектор, экран.

2. Музыкальный центр.

3. Фотоаппарат.



Учебно-тематический план

2 класс

Номер

занятия

Тема занятия

Всего часов

Кол-во часов

план

факт

1

2

3

4

5


Что такое экология?




1

Что такое экология?

02.09


2

Пожары, наводнения, стихийные бедствия

09.09


3

Красная книга с «зелеными» страницами

16.09


4

Экологические правила и законы

23.09



Учимся распознавать растения и животных родного края




5

Что растет в лесу у нас?

30.09


6

Звери Колымы

07.10


7

Птицы Колымы

14.10


8

Насекомые Колымы

21.10



Изучаем способы охраны природы



9

Заповедники – охраняемые природные территории

11.11


10

Выставка рисунков «Природа-наш дом»

18.11



Изучаем связи в живой природе



11

Экологические связи в живой природе на примере хвойного леса

25.11


12

Защитные приспособления у растений как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы)

02.12


13

Игра «Лес и все вокруг него»

09.12



Знакомимся с охраняемыми растениями и животными



14

Охраняемые растения нашей местности
(просмотр видеофильма)

16.12




15–
16

Практическая работа «Красная книга нашего края»

23.12-30.12


17

Изготовление листовок «Берегите природу!»

13.01



Мастерим домики для птиц




18–
19

Изготовление кормушек

20.01-27.01


20–
21

Акция «Покормите птиц зимой!»

03.02-10.02


22

Экскурсия в лес. Вывешивание кормушек и подкормка птиц

17.02


23

Праздник «День птиц»

24.02



Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека




24

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

03.03


25–
26

Праздник «Если хочешь быть здоров!»

10.03-17.03



Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды




27

Представление о примерах загрязнения окружающей среды

07.04


28

Выявление проблем загрязнения школьного двора

14.04


29

Субботник




Отходы – в доходы

21.04



30

Инструктаж по ТБ при работе с разными материалами. Изготовление поделок из пластика

28.04


31–
32

Изготовление поделок из пластика

5.05-12.05



Подводим итоги работы за год




33

Выставка творческих работ

19.05


34

Итоговое занятие.

26.05



Всего часов 34 часа







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная деятельность "Наш край"

Автор: Саввинова Стелла Анатольевна

Дата: 23.11.2022

Номер свидетельства: 618207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Программа клуба по внеурочной деятельности «Наш край""
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma_kluba_po_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_nash_krai"
    ["file_id"] => string(6) "432741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508176493"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Наш Колымский край" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_dukhovno_nravstvennomu_napravleniiu_nash_k"
    ["file_id"] => string(6) "602789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1647862897"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность. Праздник "Масленица" "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-prazdnik-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "218187"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433694596"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Брянский край" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_brianskii_krai_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "522438"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1570904500"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш край""
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostinashkrai"
    ["file_id"] => string(6) "265522"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449973655"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства