Просмотр содержимого документа
«Программа клуба по внеурочной деятельности «Наш край"»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Результатами изучения курса «Наш край» является формирование следующих УУД:
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
По окончании изучения курса ученик научится:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.
Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Различать способ и результат действия.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.
Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Осуществлять синтез как составление целого из частей
Устанавливать аналогии.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
Слушать и понимать речь других людей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Договариваться и приходить к общему мнению.
Контролировать действия партнёра
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в группах.
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину».
В программе «Наш край» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседы
Классный час
Сообщения
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Викторины,
Круглые столы
Игры по станциям
Интерактивные столы
Мастер-классы
Внеклассные мероприятия
Встречи с интересными людьми
В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.
Виды деятельности:
Зарисовки деталей изучаемого объекта;
Моделирование;
Художественное слово;
Словесные и дидактические игры;
Театрализованный диалог;
Выступление с докладами;
Работа с источниками в библиотеке;
Просмотр фильмов;
Выпуск газет;
Решение проблемных ситуаций;
Наблюдение и сравнение за развитием изучаемого объекта;
Изучение примет народного календаря;
Проектирование;
Занимательные упражнения;
Прослушивание музыкальных сюжетов.
Красота природы – 9 часов
Природа своей местности. Деревья, кустарники, травы своей местности. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь. Экскурсия «Живая природа родного края».
Что растет на нашей грядке. Овощная викторина «Витамины с грядки». Плодовые и ягодные культуры. Экскурсия в школьный огород.
Животный мир нашего края. Животный мир наших лесов. Перелетные птицы. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?»
2 тема: Красота и симметрия – 7 часов
Край, в котором мы живем. Флаг и герб нашего района, области (типы симметрии). Достопримечательности нашего края. Экскурсия в школьный музей. Конкурс рисунков «Мой родной край».
Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент). Орнаменты народов русского севера. Чувашские орнаменты. Русские узоры. Тухья и хушпу. Двусторонняя симметрия в чувашском узоре. Экскурсия в музей.
3 тема: Красота рукотворная – 8 часов
Народная музыка. Гимн нашей республики. Песни о нашем крае. Песни народов нашего города (русские народные, татарские, чувашские и т.д.). Семейный праздник «Поющая семья».
Произведения чувашских писателей и поэтов. Стихи о родном крае. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае.
В гостях у народных умельцев. Экскурсия в краеведческий музей. Чудесные превращения веточки ивы.
4 тема: Красота человека – 8 часов
Самобытность слова. Печатные издания нашего края. Культура речи «Как мы говорим?» Этимология слова. Откуда к нам пришли слова.
Население нашего района. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи. Игры народов нашего края. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд.
Национальный костюм. Национальная одежда, украшения народов русского севера. «Откроем бабушкин сундук» - викторина.
5 тема: Итоговое тестирование – 1 час
Итоговый тест по изученным темам.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Наш край»
в 1 классе на 2015 – 2016 учебный год
№
Тема
Примечание
Красота природы.
1
Природа своей местности.
2
3
4
Что растет на нашей грядке.
5
6
7
Животный мир нашего края.
8
9
Красота и симметрия.
10
Край, в котором мы живем.
11
12
13
Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент).
14
15
16
Красота рукотворная.
17
Народная музыка.
18
19
20
Произведения чувашских писателей и поэтов о родном крае.