kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК Ритм

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, плани­руемых результатов начального общего образования, требований Примерной основной образова­тельной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Саплина Е.В.,Саплин А.И.,Сивоглазов В.И. «Окружающий мир» 1 класс.  Учебник. М. : Дрофа : 2013.
  2. Саплина Е.В.,Саплин А.И.,Сивоглазов В.И.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс.  М. : Дрофа : 2013.
  3. Саплина Е.В.,Саплин А.И.,Сивоглазов В.И Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы - М. : Дрофа : 2013..

По программе 66   часов, учебным планом предусмотрено 2  часа в неделю. Фактически 66 часов

I четверть -     18 часов

II четверть -    14 часов

III четверть -   18 часов

IV  четверть -   16 часов.

           Фактически -  66 часов

 В начале нового тысячелетия с особой остротой встали проблемы образования. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, духовный, нравственный, экономический потенциал общества.

Цель изучения курса «Окружающий мир»—формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного общения с людьми и природой; духовно нравственное воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве.

Благодаря интеграции естественнонаучных и социально гуманитарных знаний решаются пропедевтические задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества. Курс также создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы, направлен на дальнейшее развитие личности.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурной грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения на природе и в обществе, правила здорового образа жизни. Курс играет значительную роль в духовно нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы.

Содержание и методические особенности курса «Окружающий мир» формируют универсальные учебные действия (УУД), которые сформулированы Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК Ритм »

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, плани­руемых результатов начального общего образования, требований Примерной основной образова­тельной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Саплина Е.В.,Саплин А.И.,Сивоглазов В.И. «Окружающий мир» 1 класс. Учебник. М. : Дрофа : 2013.

  2. Саплина Е.В.,Саплин А.И.,Сивоглазов В.И.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. М. : Дрофа : 2013.

  3. Саплина Е.В.,Саплин А.И.,Сивоглазов В.И Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы - М. : Дрофа : 2013..

По программе 66 часов, учебным планом предусмотрено 2 часа в неделю. Фактически 66 часов

I четверть - 18 часов

II четверть - 14 часов

III четверть - 18 часов

IV четверть - 16 часов.

Фактически - 66 часов

Сведения о УМК.

п/п

Название учебника, тетради, методической литературы.

Авторы

Год издания.

2013

1.

Учебник:«Окружающий мир». 1 класс

Саплина Е.В.,Саплин А.И.,Сивоглазов В.И

23

2.

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс

Саплина Е.В.,Саплин А.И.,Сивоглазов В.И

23

3.

Рабочая программа. 1-4 классы

Саплина Е.В.,Саплин А.И.,Сивоглазов В.И

1


















п/п

Название раздела

По программе

Теоретическая часть

Практическая часть

Год


Всего

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

I

II

III

IV



Э

К

Э

К

Э

К

Э

К



1.

Введение в школьную жизнь

2

2




2










2

2.

Человек в коллективе.

18

14

2



16

2








2

18

3

Человек и природа.

30


12

16


28





2




2

30

4

Как мы познаём мир.

16




15

15







1


1

16



66

16

14

16

15

61

2




2


1


5

66



В начале нового тысячелетия с особой остротой встали проблемы образования. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, духовный, нравственный, экономический потенциал общества.

Цель изучения курса «Окружающий мир»—формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного общения с людьми и природой; духовно нравственное воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве.

Благодаря интеграции естественнонаучных и социально гуманитарных знаний решаются пропедевтические задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества. Курс также создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы, направлен на дальнейшее развитие личности.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания

и дает обучающемуся материал естественных и социально гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного

края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурной грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения на природе и в обществе, правила здорового образа жизни. Курс играет значительную роль в духовно нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей дисциплин начальной

школы.

Содержание и методические особенности курса «Окружающий мир» формируют универсальные учебные действия (УУД), которые сформулированы

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

УМК «Окружающий мир» в полной степени реализует следующие УУД.

Личностные. Дают представление об образе мира, ценностно смысловой ориентации и нравственном

основании личностного морального выбора. Формируют положительное отношение к школе (например, содержание учебника 1 класса), учебно познавательную мотивацию на протяжении всего курса через иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, которая во всех классах направлена на нравственную оценку своих поступков, поступков окружающих людей и исторических персонажей.

Показывая взаимоотношения человека с природой, обществом, курс развивает этические чувства — стыда, вины, совести как регулятора морального поведения. Например, учебник 1 класса — в темах «Человек и природа», «Школьный коллектив»; 3 класса— в теме «Человек и живые организмы»; 4 класса — через оценку исторических персонажей.

Основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю формируются на историко_обществоведческом материале в 3 и 4 классах. Например, в 3 классе — раздел «Наша страна», в 4 классе—раздел «Основные этапы развития России».

Установка на здоровый образ жизни проходит через все темы курса.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой прослеживаются в материале учебников

3 и 4 классов. Например, в 3 классе — в темах, посвященных посещению библиотеки, различных музеев (исторического, художественного, политехнического); в 4 классе— материал каждой эпохи включает тему, посвященную культуре.

Регулятивные. Включают целеполагание, планирование, контроль, оценку своей деятельности. Они формируются через систему дифференцированных

заданий, которые предложены в учебниках и рабочих тетрадях (вопросы и задания к иллюстративному материалу, решение тестов, выполнение

творческих заданий, когда необходимо спланировать алгоритм своих действий для выполнения поставленной задачи). Задания в рабочих тетрадях

позволяют самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, а также проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные. Включают смысловое чтение, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи,

поиск информации в дополнительных источниках. Они учат устанавливать причинно следственные связи, сравнивать, обобщать.

Формирование данных УУД начинается с 1 класса. Например, рассмотреть рисунок и составить небольшой рассказ или сравнить два рисунка и сделать

вывод. В учебниках и рабочих тетрадях для 2 класса система вопросов и заданий направлена на сравнение, обобщение, выделение существенной информации из текста. Например, «Вставь в текст пропущенные слова». В 3 классе — это система вопросов и заданий к таким разделам, как «Живые соседи человека», «Природные зоны России». Формируются умения сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирать верные варианты. Например, рассмотреть рисунок и установить соответствия, найти черты сходства и различия, разделить на группы, назвать признаки, заполнить таблицу.

Много вопросов и заданий, направленных на поиск информации в дополнительных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях, сети Интернет, особенно в учебниках 3 и 4 классов. Например, «Найди в дополнительной литературе материал о городах героях ВОВ».

Вопросы в учебниках 3 и 4 классов, касающиеся исторического материала, например, «Почему войну 1812 года называют Отечественной?», «Какие изменения происходили в стране в начале XX века?», требуют осознанного прочтения текста и умения выбирать главное.

Коммуникативные. Направлены на формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Это система заданий и вопросов, которые направлены на формирование умения работать в паре или группе. Например, в 1 классе — задания, требующие коллективного обсуждения (темы «Школьный коллектив», «Место, где я живу», «Знаки, которые нужно знать»). Во 2 классе — коллективное обсуждение опытов, выполнение в паре или в группе практических работ по географической и исторической карте (темы «Географическая карта», «Вода»).

В 3 классе — работа с иллюстративным материалом предполагает коллективное обсуждение, проведение мини_игр, проектную деятельность (разделы «Природные зоны России», «Материки, их особенности»,а также темы «Права ребенка», «Праздники страны», «Названия городов»). В 4 классе система вопросов и заданий исторической части учебника и тетради направлены на формирование компетентности в общении, умения слушать учителя, одноклассника, участвовать в коллективном обсуждении (раздел «Основные этапы развития России»).

Общая характеристика курса

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Пересматривая содержание первой ступени школьного образования — начальной школы, ученые и педагоги отмечают, что от предметоцентризма

следует переходить к образовательным областям. Ни у кого не вызывает сомнения, что начальная школа представляет собой фундамент, на котором

основывается обучение и воспитание в школе.

Главное — это всестороннее развитие ребенка. Начальная школа должна не только научить читать, писать, считать, но и способствовать расширению

кругозора, формированию чувств, эмоций, воображения, интеллекта. Интегрированный курс «Окружающий мир» связывает между собой различные области знаний: о природе, человеке и обществе, прослеживая внутренние взаимосвязи в историческом контексте. Интеграция различных областей науки подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития личности ребенка. Начальная ступень образования вносит вклад в

социально-личностное развитие ребенка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно этических нормах.

Место курса в учебном плане

Вся программа выстроена из двух взаимосвязанных блоков— историко культурного и природоведческого. Программа рассчитана на 4 года обучения:

1 класс— 66 ч (2 ч в неделю), 2 класс— 68 ч (2 ч в неделю), 3 класс— 68 ч (2 ч в неделю), 4 класс—68 ч (2 ч в неделю).

Учебно методический комплекс для каждого класса состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия для учителя.

1 класс — «Человек и природа». Это первая ступенька в получении систематических знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе,

о ближайшем социальном окружении школьника. Основная задача на этом этапе обучения — это систематизация имеющихся у детей представлений об

окружающем мире, формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии. Знания, которые уже имеют ученики, структурируются в определенную систему, что связано с качественным переходом от дошкольного образования к школьному.

Учитывая возрастные и психологические особенности восприятия и усвоения материала учащимися 1 класса, в учебнике отсутствуют большие по объему

тексты для чтения, что соответствует нормам стандарта начального общего образования. Большое внимание уделено иллюстративному материалу,

который несет основную смысловую нагрузку. Информация, содержащаяся в рисунках, учит коммуникативному общению, оказывает целенаправленное действие на развитие эстетического восприятия окружающего мира.

2 класс— «Человек и Вселенная». Ученики получают представления о Земле и Космосе. Эти сведения даются на историческом фоне: от мифологических представлений древних людей до современных научных объяснений. Учебник продолжает знакомить младших школьников с предметами, явлениями и процессами, создающими картину окружающего ребенка мира.

Кроме того, учебник для 2 класса рассказывает учащимся о методах изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение и др.). В учебнике

много рубрик, что, безусловно, облегчает работу с ними учителю, и ученикам. Выделены рубрики «Для любознательных», «Какие утверждения верны», «Выбери правильный ответ» (где даются небольшие тестовые задания), «Практическая работа». Это позволяет реализовать принцип вариативности, который предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику.

В материале учебника свойства объектов изучаются через опыты. Это учит учащихся пользоваться методом познания, а также подводит их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира.

3 класс — «Человек и его соседи». Естественнонаучные знания вплетаются в историко культурный контекст. Разнообразный растительный и животный мир природных зон переплетается с социально культурными вопросами расселения человека, поселениями, городами. Появляются понятия «город»,

«страна», «государство».

Учебник знакомит с природными зонами нашей страны, с материками и их особенностями. Большой блок посвящен устройству нашего государства, сим_

волам страны, основным государственным праздникам. Младший школьник изучает права ребенка.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в учебнике элементами обществознания, истории, права. Курс 3 класса знакомит учащихся с культурными ценностями нашей страны. Форма подачи данного материала —путешествия в разные музеи: исторический, художественный, политехнический. Это способствует развитию познавательного интереса и эмоционально ценностному отношению ребенка к культуре своей страны.

4 класс — «Человек на планете Земля». Учебник включает два содержательных блока. Первый блок посвящен человеку— живому организму. В нем рассматривается строение тела человека, основные системы органов человека, их функционирование, кожа и ее строение, органы дыхания, опорно двигательная, пищеварительная, кровеносная, нервная системы и их значение.

Второй блок— историко обществоведческий. Он включает в себя основные этапы истории нашей страны. Темы этого блока знакомят младших

школьников с историко культурным богатством нашей страны, создают возможность для использования сведений краеведческого характера об истории

родного города, села, области. Знакомство с событиями отечественной истории происходит через изучение деятельности государственных правителей,

полководцев, путешественников, изобретателей, художников, архитекторов, музыкантов. В начальной школе конкретность, динамичность и эмоциональное воздействие— вот то, что прежде всего определяет усвоение исторического материала детьми. Образность и эмоциональность присущи больше все_

го повествованию о деятельности ярких исторических личностей. Учебник имеет продуманный аппарат ориентировки, соответствующий уровню подготовки учащихся 4 класса. В текст учебника введены следующие рубрики, выделенные условными обозначениями: «Работа с рисунками», «Вопросы и задания»,

«Для любознательных», «Словарик», «Смотри в словарик». Очень важно, что все новые понятия и термины объясняются.

Аппарат усвоения учебного материала представлен разнообразными вопросами и заданиями различного уровня сложности. Учитывая возрастные и психологические особенности усвоения материала младшими школьниками, авторы не перегружают материал учебника научными терминами, гипотезами, версиями. Учебник дает, прежде всего, пропедевтические знания, которые будут развиваться вместе с учеником.

Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

􀀇 культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

􀀇 наука как часть культуры, отражающая стремление к истине, к познанию закономерности окружающего мира, природы и социума;

􀀇 семья как основа духовно-нравственного развития личности;

􀀇 труд и творчество как отличительные черты духовно развитой личности;

􀀇 патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине;

􀀇 здоровый образ жизни, составляющий в единстве здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;

􀀇 нравственный выбор и ответственность человека к природе, историко культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих задач:

􀀇 познакомить ребенка с окружающим миром, единством и различиями природного и социального, местом человека в природе и обществе;

􀀇 воспитывать позитивное эмоционально ценностное отношение к окружающему миру, экологическую и духовно нравственную культуру, патриотические чувства;

􀀇 развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

􀀇 формировать потребность участвовать в творческой деятельности. Одной из задач современного образования является получение элементарных сведений о безопасности жизни в самых различных ситуациях— от поведения на улице до оказания первой помощи при различных травмах. Данные темы являются неотъемлемой частью предмета «Окружающий мир». Современное образование дает младшему школьнику всесторонние знания. В программы вводится большое количество научных терминов, чем подчеркивается важность предмета. Однако мышление ребенка еще не способно воспринимать научные термины, гипотезы или доказательства. За стремлением дать научный инструментарий познания мира главное— не забыть, что ребенку в начальной школе при изучении новых предметов должно быть интересно. Развитие интереса к предмету, формирование личностно ориентированного отношения к природе и обществу в современных условиях насыщенного информационного пространства возможно при тщательном отборе содержания материала. Младшему школьнику важно не просто получить готовые знания об окружающем мире, а показать процесс взаимодействия человека с растительным и животным миром, процесс освоения Земли и расселения на ней. При отборе естественнонаучного и исторического материала для начальной школы мы делали упор на то содержание, которое со временем будет развиваться вместе с учеником, сообщая ему что то новое о нем самом, заставляя его смотреть на мир по другому и ставя перед ним вопросы и задачи, не решенные во время урока. Курс призван дать первоначальные сведения о предметах, явлениях и процессах, создающих законченную картину мира, которые подготовят ребенка к восприятию систематических курсов в

основной школе.

Основные дидактические принципы построения курса:

􀀇 принцип систематичности. Программа выстроена на материале, предусматривающем переход от простого к сложному, знакомя с основными

принципами взаимосвязи в системе «природа—общество»;

􀀇 принцип историзма. Естественнонаучные и исторические факты и события даются в соответствии со временем, местом и условиями их возникновения;

􀀇 принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу,

счастье, развитие и проявление всех его способностей;

􀀇 принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребенка сознательным участником важнейших жизненных процессов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

1 класс

Личностные

У учащихся будут сформированы:

􀀇 понимание необходимости изучения данного курса;

􀀇 понимание необходимости соблюдать в коллективе, школе, дома, на улице, в общественных местах правила безопасного поведения;

􀀇 понимание необходимости уважительного и заботливого отношения к членам семьи;

􀀇 понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

􀀇 понимание необходимости бережного отношения к природе.

У учащихся могут быть сформированы:

􀀇 ответственное отношение к изучению данного предмета;

􀀇 способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса;

􀀇 понимание своей сопричастности к жизни страны;

􀀇 понимание красоты окружающего мира.

Метапредметные Регулятивные

Учащиеся научатся:

􀀇 понимать значение изучения курса «Окружающий мир»;

􀀇 понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 планировать свои действия при выполнении разнообразных заданий.

Познавательные

Учащиеся научатся:

􀀇 понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

􀀇 сравнивать результаты наблюдений за природой на сезонных экскурсиях;

􀀇 называть и различать окружающие предметы и их признаки;

􀀇 устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

􀀇 сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

􀀇 группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

􀀇 вести диалог при выполнении заданий;

􀀇 работать в группе;

􀀇 оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

􀀇 сотрудничать в группе при выполнении разноуровневых заданий.

Предметные

Учащиеся научатся:

􀀇 называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

􀀇 выражать приветствие, благодарность, просьбу;

􀀇 узнавать герб и флаг России, называть столицу своей родины;

􀀇 рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

􀀇 проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

􀀇 выполнять основные правила безопасного поведения дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

􀀇 называть характерные признаки времен года;

􀀇 различать и называть части растений;

􀀇 ухаживать за комнатными растениями;

􀀇 выполнять правила поведения в природе;

􀀇 узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животных;

􀀇 называть органы чувств и рассказывать об их значении;

􀀇 приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

􀀇 рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

􀀇 называть основные источники информации об окружающем мире;

􀀇 пользоваться книгой и получать из нее информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

􀀇 различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

􀀇 характеризовать особенности времен года (тепло или холодно, облачность, виды осадков, состояние растений и животных);

􀀇 называть основные возрастные периоды жизни человека;

􀀇 называть некоторые отличительные признаки основных классов животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

􀀇 рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

􀀇 различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.

2 класс

Личностные

У учащихся будут сформированы:

􀀇 понимание необходимости дальнейшего изучения данного курса;

􀀇 понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

􀀇 понимание значения взаимопомощи в семье, школе.

У учащихся могут быть сформированы:

􀀇 ответственное отношение к изучению данного предмета;

􀀇 способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

􀀇 планировать свои действия при проведении наблюдений и опытов;

􀀇 осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

􀀇 оценивать правильность выполнения заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов;

􀀇 оценивать свое поведение и своих товарищей.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 развивать и тренировать наблюдательность;

􀀇 ставить цель проведения наблюдений и опытов.

Познавательные

Учащиеся научатся:

􀀇 понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

􀀇 читать условные обозначения;

􀀇 доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при выполнении заданий;

􀀇 осуществлять описание объектов природы;

􀀇 сравнивать и классифицировать объекты природы по различным признакам;

􀀇 устанавливать некоторые причинно следственные связи изменений погоды;

􀀇 обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

􀀇 осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

􀀇 ставить вопросы друг другу;

􀀇 работать в группе.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 высказывать свое мнение при обсуждении разноуровневых заданий.

Предметные

Учащиеся научатся:

􀀇 понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

􀀇 называть основные и промежуточные стороны горизонта;

􀀇 находить стороны горизонта по солнцу и компасу;

􀀇 объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;

􀀇 понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

􀀇 приводить примеры названий приборов и инструментов;

􀀇 рассказывать о механизмах, измеряющих время;

􀀇 пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

􀀇 рассказывать об исследованиях Космоса;

􀀇 называть планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс;

􀀇 рассказывать о нашей планете Земля, звезде Солнце, о спутнике Земли— Луне;

􀀇 показывать на глобусе материки и океаны;

􀀇 рассказывать о значении полезных ископаемых в жизни человека;

􀀇 рассказывать о значении воды в жизни человека;

􀀇 рассказывать о значении природы в жизни человека;

􀀇 называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

􀀇 приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);

􀀇 различать времена года по характерным признакам (по продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду

осадков, состоянию растений и животных);

􀀇 сравнивать результаты наблюдений за природой в разное время года.

Учащиеся получат возможность научиться:

􀀇 рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

􀀇 рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

􀀇 рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества;

􀀇 называть планеты Солнечной системы;

􀀇 отличать планету от звезды;

􀀇 приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

􀀇 приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

􀀇 приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

􀀇 рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

􀀇 проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов;

􀀇 рассказывать о происхождении календаря;

􀀇 читать условные обозначения на географической карте;

􀀇 читать условные обозначения на исторической карте;

􀀇 пользоваться компасом и определять стороны горизонта на местности.

3 класс

Личностные

У учащихся будут сформированы:

􀀇 более глубокое понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

􀀇 ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

У учащихся могут быть сформированы:

􀀇 ответственное отношение к изучению данного предмета;

􀀇 способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

􀀇 понимать цель познавательной деятельности;

􀀇 планировать свои действия при выполнении заданий учебника.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

􀀇 самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Познавательные

Учащиеся научатся:

􀀇 сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

􀀇 получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

􀀇 получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

􀀇 моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при выполнении заданий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

􀀇 выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

􀀇 совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы;

􀀇 работать в группе, участвовать в диалоге при обсуждении и выполнении разнообразных заданий.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 распределять обязанности и контролировать

друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.


Предметные

Учащиеся научатся:

􀀇 приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

􀀇 характеризовать части растений и их значение;

􀀇 характеризовать строение тела животного, его отличительные особенности;

􀀇 характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;

􀀇 различать основные группы растений: хвойные, цветковые, голосеменные, споровые;

􀀇 различать основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

􀀇 приводить примеры взаимосвязей компонентов неживой и живой природы;

􀀇 рассказывать о материках и их особенностях;

􀀇 рассказывать о природных зонах нашей страны и их особенностях;

􀀇 рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

􀀇 рассказывать о символах страны;

􀀇 рассказывать о государственных праздниках страны;

􀀇 рассказывать о культурных достопримечательностях своего города (села);

􀀇 рассказывать о правах ребенка.

Учащиеся получат возможность научиться:

􀀇 показывать на карте природные зоны России;

􀀇 рассказывать об устройстве нашего государства;

􀀇 показывать на карте материки;

􀀇 показывать столицу нашего государства, родной город или село;

􀀇 рассказывать об основных символах и праздниках страны;

􀀇 рассказывать о достопримечательностях родного города, села;

􀀇 приводить примеры многообразия растительного и животного мира;

􀀇 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

􀀇 применять меры безопасности в городе и на природе;

􀀇 пользоваться различными справочными изда

4 класс

Личностные

У учащихся будут сформированы:

􀀇 положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

􀀇 осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;

􀀇 способность к самооценке;

􀀇 осознание себя гражданином России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие;

􀀇 знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

􀀇 понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;

􀀇 чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

􀀇 понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.

У учащихся могут быть сформированы:

􀀇 устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

􀀇 умение оценивать трудность предлагаемого задания;􀀇 адекватная самооценка;

􀀇 чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

􀀇 установка на здоровый образ жизни и ее реализацию в своем поведении;

􀀇 осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

􀀇 осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

􀀇 основы экологической культуры;

􀀇 уважительное отношение к созидательной

деятельности человека на благо семьи, школы, страны.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

􀀇 планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

􀀇 осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

􀀇 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Учащиеся научатся:

􀀇 находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

􀀇 понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

􀀇 осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

􀀇 устанавливать причинно следственные связи изменений в природе;

􀀇 выделять существенную информацию из учебных и научно популярных текстов;

􀀇 устанавливать причинно следственные связи

между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

􀀇 сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

􀀇 сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий;

􀀇 устанавливать причинно следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

􀀇 сравнивать исторические и литературные источники;

􀀇 строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

􀀇 собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

􀀇 сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся могут научиться:

􀀇 распределять обязанности при работе в группе;

􀀇 учитывать мнение партнера, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

Предметные

Учащиеся научатся:

􀀇 рассказывать о строении организма человека;

􀀇 рассказывать о правилах личной гигиены, о значении физической культуры для развития организма, о вреде алкоголя, табака и наркотиков;

􀀇 различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

􀀇 показывать на карте границы Российской Федерации;

􀀇 различать права и обязанности гражданина, в частности ребенка;

􀀇 описывать достопримечательности столицы и родного края, показывать их на карте;

􀀇 описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация);

􀀇 называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в.— образование государства у восточных славян; 988 г.— крещение

Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1612 г. —изгнание иностранных захватчиков из Москвы;1613 г. — начало правления новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, введение новой системы летоисчисления; 1755 г. —

открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — свержение самодержавия, отречение императора Николая II от престола; октябрь 1917 г.— революция, установление советской власти; 1922 г. — образование СССР;

1941—1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полет в космос Ю. А. Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством); 􀀇 описывать государственное устройство Российской Федерации;

􀀇 называть основные положения Конституции;

􀀇 сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Петр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);

􀀇 характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;

􀀇 описывать культурные достопримечательности своего края;

􀀇 соотносить исторические события с датами,

конкретную дату с веком, дату исторического события с лентой времени;

􀀇 находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

􀀇 рассказывать о ключевых событиях истории государства;

􀀇 рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащиеся получат возможность научиться:

􀀇 рассказывать о строении организма человека;

􀀇 оказывать первую помощь при ушибах, ожогах, обморожении, перегреве;

􀀇 использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего организма;

􀀇 рассказывать о наиболее важных событиях в истории России;

􀀇 описывать обычаи народов России;

􀀇 определять последовательность исторических событий;

􀀇 показывать на карте территорию Российского государства, крупные города;

􀀇 пользоваться настенной исторической картой;

􀀇 находить необходимую информацию в дополнительной литературе и в электронных источниках

и контролируемом Интернете;

􀀇 создавать сообщения в виде текстов, аудио_ и видеофрагментов;

􀀇 готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс (66 ч)

«Человек и природа»

Человек в коллективе (20 ч)

Мир, в котором я живу. Природа живая и неживая.

Я— школьник. Какие знания получает человек в школе. Зачем нужны человеку знания и умения (читать, писать, считать, ориентироваться в окружающем мире).

Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Распределение семейных обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Семейные традиции.

Человек живет в коллективе. Школьный коллектив. Общение в коллективе. Учитель и ученики. Культура поведения в школе, коллективе, общественных местах.

Новый распорядок дня, который внесла школа в жизнь ребенка. Чередование труда и отдыха в режиме дня.

Правила личной гигиены в школе и дома. Правила безопасности дома и в школе (вода, электричество, огонь). Телефоны экстренной помощи.

Место, где я живу (дом, улица, город, страна).

Мой адрес. Занятия и профессии людей.

Правила безопасного поведения на улице. Знакомство с дорожными знаками.


Человек и природа (30 ч)

Что нас окружает. Природа живая (человек, животные, растения, микробы, грибы). Отличие живой природы от неживой.

Явления природы (снегопад, дождь, гроза, рассвет, закат, ветер). Погода, ее составляющие (температура воздуха, осадки, облачность). Определение

температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Растения. Культурные и дикорастущие растения.

Ядовитые растения и грибы. Редкие и исчезающие растения. Комнатные растения и уход за ними. Деревья, кустарники, травы.

Домашние и дикие животные. Редкие и исчезающие животные, занесенные в Красную книгу. Заповедники, их роль в охране природы.

Человек и природа. Значение неживой и живой природы в жизни человека. Использование человеком богатств природы. Бережное отношение к окружающему миру.

Вращение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Сезонные изменения в природе. Причины сезонных изменений. Времена года (осень, зима, весна,

лето), их характеристики и основные признаки.

Как мы познаем мир (16 ч)

Как человек познает мир. Органы чувств. Источники информации: устное общение, рассказы взрослых, книги, радио_ и телепередачи, сеть Интернет.

Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Музеи. История развития письменности. Алфавит.

Мир, созданный руками человека. Современный человек живет в измененной окружающей среде.

Э к с к у р с и и 1. «Многообразие природы родного края», «Влияние деятельности человека на природу», «Растения и животные леса, парка, луга, водоема», «Сезонные явления в жизни растений и животных (осень, зима, весна)».

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы. Посадка саженцев кустарников, деревьев. Выращивание рассады цветочных и овощных культур. Уход за комнатными растениями. Изготовление кормушек для птиц. Подкармливание птиц зимой. Измерение температуры воздуха с помощью термометра.

2 класс (68 ч)

«Человек и Вселенная»

Общее представление о Вселенной (20 ч)

Вселенная в представлении народов древности.

Мифы древних народов о строении Земли и Вселенной. Система мира по Н. Копернику.

Солнечная система, ее строение. Планеты земной группы. Луна. Звезды и созвездия. Солнце— ближайшая звезда. Космические исследования Солнечной системы. Влияние Солнца на живые организмы, на человека. Что такое календарь. От зарубок—к современному календарю. Как люди научились

считать время. Сутки, неделя, месяц, год. Механизмы, измеряющие время (солнечные, водяные, песочные, современные часы).

Как человек открывал и исследовал Землю (24 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Глобус—модель Земли. План, масштаб (на уровне понятия), условные обозначения. Карта (географическая и историческая). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Формы

земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги.

Д о п о л н и т е л ь н ы е с в е д е н и я. Важнейшие географические открытия. М. Поло («Книга чудес»), X. Колумб (открытие Америки), Ф. Магеллан (первое кругосветное путешествие). Русские первопроходцы. Поход Ермака, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (открытие Антарктиды), И. Крузенштерн и Ю. Лисянский (первое кругосветное путешествие русских).

Наш дом — планета Земля (24 ч)

Строение Земли (общие представления).

Суша Земли. Основные формы рельефа суши: горы и равнины. Материки, острова.

Горные породы. Полезные ископаемые, их добыча и рациональное использование. Почва. Состав почвы. Плодородие как главное свойство почвы.

Охрана почвы. Водная оболочка Земли. Вода на планете Земля. Круговорот воды в природе. Три состояния воды.

Свойства воды. Значение воды для живых организмов. Как человек использует воду. Охрана воды.

Воздушная оболочка Земли— атмосфера. Состав и свойства воздуха. Атмосферные явления. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды. Значение воздуха в жизни живых организмов, человека. Охрана воздуха. Живая оболочка Земли и ее границы.

Э к с к у р с и и. «Звездное небо (планетарий)»,«Горные породы и полезные ископаемые (геологический музей)», «Реки и озера родного края», «Знакомство с краеведческим музеем (природа родного края)».

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом. Наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе. Наблюдение за состоянием водоемов, растительного и животного мира в разное время года. Наблюдение за облаками, их описание и зарисовка.

Ориентирование по компасу. Построение простейшего плана местности.

3 класс (68 ч)

«Человек и его соседи»

Живые соседи человека (22 ч)

Многообразие живых организмов. Основные признаки живых организмов. Сходства и различия растений и животных.

Разнообразие растений. Цветковые, голосеменные, споровые (водоросли, мхи, папоротники). Органы цветкового растения. Жизненные формы растений

(травы, кустарники, деревья). Общее представление о питании растений и роли этого процесса в природе.

Значение растений в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные растения твоей местности.

Разнообразие животных (по внешним морфологическим признакам): насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Особенности питания разных видов животных. Размножение животных. Значение животных в природе и жизни человека.

Животноводство. Разведение домашних животных. Среда обитания. Приспособление организмов к среде обитания. Красная книга России, ее значение, от_

дельные представители растений и животных Красной книги.

Природное сообщество (луг, лес, водоем). Организмы в сообществах, их разнообразие и приспособленность к условиям жизни, взаимосвязь организмов.

Природные зоны России (12 ч)

Климатические условия, растительный и животный мир природных зон. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса. Степи. Пустыни.

Материки, их особенности (10 ч)

Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида. Климат. Рельеф.

Растительный и животный мир. Знакомство с главными достопримечательностями стран с контрастными особенностями.

Расселение человека по планете (24 ч)

Где и как селился человек. От первого поселения — к городу. Какие бывают города. Древнерусский город. Герб города.

Город, село, деревня — место, где ты живешь.

Улицы рассказывают о прошлом. История дома. Русская изба. Дом горожанина.

Современный город. Города «Золотого кольца» России.

Библиотека — хранилище книг. Как передавали и сохраняли знания.

Музеи города. Что находится в музее, какие бывают музеи (исторический, художественный, политехнический).

Что такое государство. Символы Российского государства (флаг, герб, гимн). Москва — столица

России. Красная площадь и Кремль — главные достопримечательности Москвы. Праздники и традиции нашей страны.

Конституция— Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребенка. Уважительное отношение к своему и другим

народам. Русский язык — государственный язык нашей страны.

Э к с к у р с и и. «Обитатели водоема», «Растения и животные луга», «Растения и животные леса»,

«Исторический, политехнический, краеведческий, художественный музеи».

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, выявление сходств и различий между ними. Изучение органов цветкового растения, выявление признаков приспособленности растений и животных к определенной среде обитания. Составление коллекции

растений. Составление плана местности. Зарисовка герба города.

4 класс (68 ч)

«Человек на планете Земля»

Человек как живой организм (22 ч)

Человек— часть живой природы. Сходства и различия человека и животных. Человек— живой организм. Строение тела человека. Основные системы

органов человека, их функционирование.

Кожа, ее строение, значение и гигиена. Первая помощь при порезах, ушибах, ожогах, обморожении, перегреве. Предупреждение наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Закаливание организма. Правила измерения температуры тела человека.

Опорно-двигательная система. Строение и значение скелета. Мышцы. Значение труда и физических упражнений для развития и укрепления скелета и

мышц.

Пищеварительная система. Продукты питания, их состав. Витамины. Работа органов пищеварения. Гигиена и режим питания.

Органы дыхания. Значение дыхания. Гигиена органов дыхания.

Кровеносная система, ее значение. Сердце и сосуды. Пульс. Тренировка сердца.

Нервная система, ее значение. Значение головного мозга.

Органы чувств, их роль в процессе познания окружающего мира. Режим труда и отдыха.

Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья человека.

Основные этапы истории России (40 ч)

Лента времени. Историческое время. Счет лет в истории.

Древняя Русь. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Древнерусские города.

Быт и занятия людей, развитие культуры.

Монгольское нашествие. Дмитрий Донской и Куликовская битва.

Московское государство в XV—XVI вв. Быт и занятия людей, развитие культуры. Книгопечатание. Зодчество.

Российское государство в XVII в. Правление Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Создание

русского флота. Изменения в повседневной жизни людей.

Россия в XVIII в. «Золотой век» русского дворянства. Победы русского оружия. Генералиссимус А. Суворов и адмирал Ф. Ушаков. Открытия и изобретения. Создание первого университета. М. Ломоносов. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру I— Медный всадник и др.).

Россия в XIX в. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М. Кутузов. Партизанская война.

Начальные сведения об основных этапах развития русской культуры. Древнерусский иконописец (А. Рублев), архитекторы (М. Казаков, В. Баженов,

А. Фьораванти, Б. Растрелли), художники (А. Васнецов, К. Брюллов, В. Суриков), поэты (А. Пушкин, М. Лермонтов), композиторы (М. Глинка, П. Чайковский).

«Путешествия» в царский дворец, усадьбу помещика, крестьянский дом, монастырь, мастерскую ремесленника.

Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Развитие страны в 30_е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Восстановление

страны после войны. Освоение космоса. Культурные достижения России в XX в.

Россия в начале XXI в.

Человек в современном мире (6 ч)

Россия— многонациональное государство. Народы нашей страны. Традиции, культура, религии.

Э к с к у р с и и. В краеведческий (исторический)музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории страны, края, города.

П р а к т и ч е с к и е р а б от ы. Подсчитывание пульса в состоянии покоя и после физической нагрузки. Оказание первой помощи при легких, незначительных травмах. Определение своего веса и роста.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике

КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс. В 1 классе обучаются дети 6-7 лет. Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребе­нок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получать­ся хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.

Учебная деятельность в классе эффективнее осуществляется в условиях парной и групповой работы. Внимание и память большинства учащихся в основном непроизвольны, то есть для их концентрации им требуется внешняя помощь. Контролировать свои действия способны лишь немногие дети, что сказывается на планировании предстоящей учебно-практической деятельности в соответствии с её целью. Кроме того, первоклассники владеют разными видами речевой деятельно­сти на разных уровнях, имеют и разный уровень предметной подготовки и психологической готовности к школе. Поэтому учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Дополнительная литература.

  1. Логинова, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / О. Б. Логино­ва, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Растения России [Текст] : школьный словарик. - М. : ВАКО, 2011.

  3. Планеты. Звезды. Созвездия [Текст] : школьный словарик. - М. : ВАКО, 2011.

  4. Праздники России [Текст] : школьный словарик. - М. : ВАКО, 2011.

  5. Животные России [Текст] : школьный словарик. - М. : ВАКО, 2011.

  6. Птицы России [Текст] : школьный словарик. - М. : ВАКО, 2011.

  7. Реки, моря, озера, горы России [Текст] : школьный словарик. - М. : ВАКО, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

  1. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (Окружающий мир: задания, тесты, на­глядные и занимательные материалы). - Режим доступа : www.vneuroka.ru

  2. Официальный сайт «Дрофа». - Режим доступа : http://www. drofa.ru.ru

  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school- collection.edu.ru

  4. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

  5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : www.festival. lseptember.ru

  6. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа : www.uroki.ru

  7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : www.km.ru/ed

3. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Образовательный комплекс «1C: Школа. Игры и задачи. 1-4 классы» (DVD).

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).

  3. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс (DVD).

  4. Наглядные пособия.

1. Натуральные живые объекты - комнатные растения, животные, содержащиеся в аквариуме или в уголке живой природы.

  1. Гербарии, коллекции насекомых, влажные препараты, чучела и скелеты представителей раз­личных систематических групп, микропрепараты.

  2. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

  3. Изобразительные наглядные пособия - таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных ор­ганов и др.

5. Географические и исторические карты.

  1. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседнев­ной и праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

  1. Технические средства обучения.

  1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

  2. Телевизор.

  3. Компьютер

  1. Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

  2. Штатив для таблиц.

  3. Ящики для хранения таблиц.

  4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

  5. Измерительные приборы: весы, термометры, измерительные линейки, мензурки.

  6. Экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки.

  7. Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, рас­тений, животных и т. п.).

  8. Специальные путеводители для посещения краеведческих, художественных, этнографиче­ских, мемориальных музеев.

  1. 7. Специализированная мебель.

  2. Компьютерный стол.

    1. п/п

    2. год

    1. п/п

    2. четв.

    1. п/п

    2. раздела

    1. Раздел, тема

    1. Кол-во

    2. часов

    1. Дата

    1. Примечание

    1. Планируемые результаты

    1. Виды деятельности

    1. Предметные

    1. Метапредметные и личностные (УДД)

    1. I четверть

    1. 18 ч.

    1. 1

    1. 1

    1. 1

    1. Введение в школьную жизнь.

    1. 1

    1. 4.09

    1. Проведение стартового образовательного модуля

    2. «Введение в школьную жизнь»

    1. 2

    1. 2

    1. 2

    1. Стартовая работа

    1. 1

    1. 5.09

    1. Определение: уровня знаний, необходимых для продолжения обучения.

    1. Диагностическая работа

    1. Человек в коллективе

    1. 18 ч.

    1. Знание

    2. сезонных изменений в живой и неживой природе осенью. Знание функций города, элементарных представлений о таких объектах, как бульвар, проспект, улица, проезд, шоссе; знание домашнего адреса, правил безопасного перемещения по улице.

    3. Знание

    4. информаци­и о составе семьи, данные биографии членов семьи;

    5. способы фик­сации информации о своей семье (ведение семейного альбома - записи, фото-, видеосъемка).

    1. Регулятивные:

    2. формули­рует учебную задачу.

    3. Познавательные:

    4. группи­рует предметы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;

    5. ориентируется в про­странстве,

    6. понимает необходи­мость дополнительной информации для реше­ния задач с неопреде­ленными условиями

    7. Коммуникативные:

    8. находить общее реше­ние при работе в паре и группе.

    9. Личностные:

    10. самостоятельно опре­деляет правила поведения на уроках;

    11. проявляет интерес к способам решения новой частной задачи

    1. Дидактические игры

    2. Парно-групповая работа

    3. Выполнение индивидуальных заданий

    4. Работа с информационными источниками

    5. Работа с иллюстрациями

    6. Самостоятельная работа № 1

    7. Дидактические игры

    8. Парно-групповая работа

    9. Выполнение индивидуальных заданий

    10. Работа с информационными источниками

    11. Работа с иллюстрациями

    1. 3-4

    1. 3-4

    1. 1-2

    1. Мир, который меня окружает.

    1. 2

    1. 11.09

    2. 12.09

    1. 5

    1. 5

    1. 3

    1. «Сезонные явления в жизни растений и животных (осень). Экскурсия №1

    1. 1

    1. 18.09

    1. 6

    1. 6

    1. 4

    1. Я иду в школу.

    1. 1

    1. 19.09

    1. 7

    1. 7

    1. 5

    1. Моя школа.

    1. 1

    1. 25.09

    1. 8

    1. 8

    1. 6

    1. Я - школьник

    1. 1

    1. 26.09

    1. 9

    1. 9

    1. 7

    1. Новый распорядок дня.

    1. 1

    1. 2.10

    1. 10

    1. 10

    1. 8

    1. Школьный коллектив.

    1. 1

    1. 3.10

    1. 11

    1. 11

    1. 9

    1. Правила поведения в школе .

    1. 1

    1. 9.10

    1. 12

    1. 12

    1. 10

    1. «Многообразие природы родного края».

    2. Экскурсия №2

    1. 1

    1. 10.10

    1. 13

    1. 13

    1. 11

    1. Моя се­мья

    1. 1

    1. 16.10

    1. 14

    1. 14

    1. 12

    1. Место, где я живу.

    1. 1

    1. 17.10

    1. 15

    1. 15

    1. 13

    1. Моя улица.

    1. 1

    1. 23.10

    1. 16

    1. 16

    1. 14

    1. Мы пешеходы и пассажиры.

    1. 1

    1. 24.10

    1. 17

    1. 17

    1. 15

    1. Знаки, которые нужно знать.

    1. 1

    1. 30.10

    1. 18

    1. 18

    1. 16

    1. Дом, в котором я живу.

    1. 1

    1. 31.10

    1. 2 четверть

    1. 14 ч.

    1. 19

    1. 1

    1. 17

    1. Опасности внутри дома.

    1. 1

    1. 13.11

    1. 20

    1. 2

    1. 18

    1. Повторение по теме «Человек в коллективе» Самостоятельная работа № 1

    1. 1

    1. 14.11

    1. Человек и природа.

    1. 30 ч.

    1. Знание признаков объектов живой и неживой природы, свойств животных и растений, их отличительных особенностей

    2. Знание

    3. сезонных изме­нений в живой и нежи­вой природе зимой

    1. Регулятивные:

    2. работает по предло­женному плану, ис­пользуя необходимые средства.

    3. Познавательные:

    4. экспе­риментирует, устанав­ливает причинно-след­ственные связи между объектами живой и не­живой природы ;

    5. использует символы для обозначения атмо­сферных

    6. явлений;

    7. выделяет признаки объектов при­роды для классифика­ции.

    8. Коммуникативные:

    9. умеет слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу.

    10. Личностные:

    11. оказывают одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;

    12. объясняет самому себе, что делает с интересом, что получается хорошо, а что - нет

    1. 21-22

    1. 3-4

    1. 1-2

    1. Мир живой природы

    1. 2

    1. 20.11

    2. 21.11

    1. 23-24

    1. 5-6

    1. 3-4

    1. Что мы знаем о растениях

    1. 2

    1. 27.11

    2. 28.11

    1. 25-26

    1. 7-8

    1. 5-6

    1. Растения вокруг нас

    1. 2

    1. 4.12

    2. 5.12

    1. 27-28

    1. 9-10

    1. 7-8

    1. Ядовитые растения и грибы

    1. 2

    1. 11.12

    2. 12.12

    1. 29-30

    1. 11-12

    1. 9-10

    1. Растения в нашем доме

    1. 2

    1. 18.12

    2. 19.12

    1. 31-32

    1. 13-14

    1. 11-12

    1. Редкие и исчезающие растения

    1. 2

    1. 25.12

    2. 26.12

    1. 3 четверть

    1. 18ч.

    1. 33-34

    1. 1-2

    1. 13-14

    1. Животные вокруг нас

    1. 2

    1. 15.01

    2. 16.01

    1. 35-36

    1. 3-4

    1. 15-16

    1. Редкие и исчезающие животные

    1. 2

    1. 22.01

    2. 23.01

    1. 37-38

    1. 5-6

    1. 17-18

    1. Человек и природа

    1. 2

    1. 29.01

    2. 30.01

    1. 39

    1. 7

    1. 19

    1. «Влияние деятельности человека на природу». Экскурсия №3

    1. 1

    1. 5.02

    1. 40-41

    1. 8-9

    1. 20-21

    1. Явления природы

    1. 2

    1. 6.02

    2. 11.02

    1. 42

    1. 10

    1. 22

    1. Погода

    1. 1

    1. 12.02

    1. 43

    1. 11

    1. 23

    1. «Сезонные явления в жизни растений и животных (зима). Экскурсия №4

    1. 27.02

    1. 44-45

    1. 12-13

    1. 24-25

    1. Смена дня и ночи

    1. 2

    1. 28.02

    2. 5.03

    1. 46-47

    1. 14-15

    1. 26-27

    1. Времена года

    1. 2

    1. 6.03

    2. 12.03

    1. 48-49

    1. 16-17

    1. 28-29

    1. Человек и времена года

    1. 2

    1. 13.03

    2. 19.03

    1. 50

    1. 18

    1. 30

    1. Повторение по теме «Человек и природа» Самостоятельная работа № 2

    1. 1

    1. 20.03

    1. Знание сезонных изме­нений в живой и нежи­вой природе весной; условных обозначений атмосферных явлений (дневник наблюдений).

    1. Регулятивные:

    2. овладеет умением выполнять инструкции.

    3. Коммуникативная:

    4. овладеет умением использовать средства языка в устной речи;

    5. оказывает помощь другим учащимся.

    6. Познавательные:

    7. находит ответы

    8. на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию;

    9. выделяет основания для группировки и

    10. признаки объектов живой и неживой природы, фиксирует их в знаково-символической форме.

    11. Личностные:

    12. имеет представление о себе и своих возможностях;

    13. проявляет интерес к способам решения новой частной задач

    1. Самостоятельная работа

    2. Дидактические игры

    3. Парно-групповая работа

    4. Выполнение индивидуальных заданий

    5. Работа с информационными источниками

    6. Работа с иллюстрациями

    7. Самостоятельная работа

    8. Диагностическая работа

    1. 4 четверть

    1. 16ч.

    1. Как мы познаем мир.

    1. 16ч.

    1. 51-52

    1. 1-2

    1. 1-2

    1. Как мы познаем мир.

    1. 2

    1. 2.04

    2. 3.04

    1. 53-54

    1. 3-4

    1. 4

    1. Источники информации.

    1. 2

    1. 9.04

    2. 10.04

    1. 55-56

    1. 5-6

    1. 5-6

    1. Музеи.

    1. 2

    1. 16.0417.04

    1. 57-58

    1. 7-8

    1. 7-8

    1. История развития письма.

    1. 2

    1. 23.04

    2. 24.04

    1. 59-60

    1. 9-10

    1. 9-10

    1. Природа в живописи

    1. 2

    1. 30.04

    2. 7.05

    1. 61-62

    1. 11-12

    1. 11-12

    1. Мир, созданный руками человека

    1. 2

    1. 8.05

    2. 14.05

    1. 63

    1. 13

    1. 13

    1. Повторение по теме «Как мы познаем мир» Самостоятельная работа № 3

    1. 1

    1. 15.05

    1. 64

    1. 14

    1. 14

    1. «Сезонные явления в жизни растений и животных (весна). Экскурсия №5

    1. 1

    1. 21.05

    1. 65

    1. 15

    1. 15

    1. Итоговая проверочная работа № 3

    1. 1

    1. 22.05

    1. 66

    1. 16

    1. 16

    1. Предъявление (демонстрация достижений ученика за год)

    2. Интегрированный урок

    1. 1

    1. Защита индивидуальных учебных и внеучебных достижени

22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК Ритм

Автор: Северин Елена Аркадьевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Календарно-тематическое планирование по изо3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(78) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepoizo3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267598"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416286"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-pierspiektiva-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411207924"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (в соответствии с ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-1-4-klassov-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "318857"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460667871"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе ( УМК " Перспективная начальная школа") "
    ["seo_title"] => string(120) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "121843"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414080281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства