Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника-тетради в 2-х частях «Информатика в играх и задачах» (4 класс) и контрольного материала, автор Горячев А.В., 2008 г - 1 час в неделю , 34 часов в год.
Для учителя:
Горячев А.В., Суворова Н.И, Горина К.И.
Информатика. 4 класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2012.
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Лобачёва Л.Л., Спиридонова Т.Ю.
Информатика. 4 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Для учащихся:
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Лобачёва Л.Л., Спиридонова Т.Ю.
Информатика. 4 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по информатике »
Тематическое планирование курса информатики для 4 класса
Пояснительная записка
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника-тетради в 2-х частях «Информатика в играх и задачах» (4 класс) и контрольного материала, автор Горячев А.В., 2008 г - 1 час в неделю , 34 часов в год.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация личностное саморазвитие.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике:
развитие познавательных способностей, логического мышления, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог;
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2007 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: совершенствование навыков речевого общения, развитие коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.
Это определило необходимость выделить в календарно-тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся .
В соответствии с этим реализуется:
типовая программа «Информатика», Горячев А. В.,2003 г. в объеме 35ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информатики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр.
При выполнении творческих работ формируется:
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов,
комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности,
искать оригинальные решения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, составлять план, таблицы, схемы, графы. На уроках учащиеся могут:
участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение),
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, энцикло-педическими материалами.
При развивающем обучении стимулируются активные формы познания:
наблюдение,
опыты,
обсуждение разных мнений, предположений,
учебный диалог и пр.
Большую значимость имеет информационно-коммуникативная Деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (схема, таблица и др.), отделения основной информации от второстепенной.
Учащиеся должны уметь:
обосновывать суждения,
давать определения,
приводить доказательства (в том числе от противного),
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения.
Иметь общее представление:
об алгоритмах;
о множествах, подмножествах,
о графах, схемах,
о признаках и действиях объектов.
Знать:
общие свойства и признаки объектов,
действия объектов,
составные части объектов.
Уметь:
выполнять ветвления в записи алгоритма,
строить алгоритм с параметрами,
составлять схему состава объекта,
записывать признаки и действия объектов на схеме,
описывать отношения между объектами,
различать множества и подмножества,
находить ребра, вершины и пути графа,
составлять схему рассуждения.
Развитие творческих способностей.
К концу четвертого класса учащиеся должны:
научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
рассуждать,
делать выводы,
самостоятельно работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
4 класс
Для учителя:
Горячев А.В., Суворова Н.И, Горина К.И.
Информатика. 4 класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2012.
Информатика. 4 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика. 4 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Тематическое планирование курса информатики для 4 класса
2 часа в неделю , 35 часов в год.
№ п/п
Система уроков
Кол-во часов
Дата
урока
Фактическая дата урока
– «Алгоритмы» (8 ч.)
1
Ветвление в построчной записи алгоритма. Цель: знакомство условиями ветвления алгоритма, с циклом в алгоритме.
1
13.01
2
Ветвление в построчной записи алгоритма.
1
16.01
3
Цикл в построчной записи алгоритма.
1
20.01
4
Алгоритм с параметрами.
Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов. Цель: развитие умений составления и выполнения задания по алгоритму.
1
23.01
5
Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов.
1
27.01
6
Алгоритм с параметрами.
Подготовка к контрольной работе.
1
30.01
7
Контрольная работа по теме:
«Составление алгоритма.»
1
03.02
8
Повторение пройденного.
1
06.02
– «Объекты» (7 ч.)
9
Общие свойства и отличительные признаки группы предметов. Цель: развитие умений находить признаки, общие действия и составные части предметов.
1
10.02
10
Схема состава объекта. Адрес составной части.
1
13.02
11
Массив объектов на схеме состава.
1
17.02
12
Признаки и действия объекта составных частей.
1
20.02
13
Схема состава объекта.
Подготовка к контрольной работе.
1
24.02
14
Контрольная работа по теме:
«Схема состава объекта».
1
27.02
15
Повторение пройденного
«Схема состава объекта».
1
03.03
– «Логические рассуждения» (12 ч.)
16
17
Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Цель: развитие умений различать множества и подмножества.
1
06.03
№ п/п
Система уроков
Кол-во часов
Дата
урока
Фактическая дата урока
18
Истинность высказывания.
1
10.03
19
Описание отношения между объектами с помощью графа. Цель: знакомство с понятиями: граф, вершины и ребра графа; развитие умений составлять пути в графах.
1
13.03
19
Описание отношения между объектами с помощью графа. Цель: знакомство с понятиями: граф, вершины и ребра графа; развитие умений составлять пути в графах.
1
17.03
20
Пути в графах.
1
20.03
21
Высказывания со словами «не», «или» и выделение подграфов.
1
03.04
22
Правило «если-то».
1
07.04
23
Схема рассуждений.
1
10.04
24
Описание отношения между объектами с помощью графа» Подготовка к контрольной работе.
1
14.04
25
Контрольная работа
«Описание отношения между объектами с помощью графа»
1
17.04
26
27
Графы. Повторение пройденного.
2
21.04
24.04
– «Модели в информатике» (7 ч.)
28
Составление части объектов.
Объекты с необычным составом. Цель: развитие умений составлять алгоритм обратного действия, схемы состава предметов.