Пропедевтический курс информатики – это первый этап обучения информатике. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Изучение программы кружка проходит за счет компонента образовательного учреждения и вводится для поддержки пропедевтического этапа изучения информатики. В соответствии с учебным планом школы программой предусмотрено изучение предмета 1 час в неделю (34 учебных часа в год). Учебный материал рассчитан на детей младшего школьного возраста (7-8 лет), которые еще не имели опыта работы на компьютере. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10 – 12 человек.
При составлении данной программы использовалась программа А.В.Горячева (А. В. Горячев
Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»
.
1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
2) развитие у учащихся навыков работы на компьютере.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности обучающихся при выполнении практических работ.
редактора.
Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики. Компьютеры вокруг нас. Применение компьютеров в жизни людей. Основные возможности и назначение компьютеров.
Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью).
Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. Работа с клавиатурным тренажером. Редактирование готового текста. Включение и выключение компьютера. Запуск программ. Завершение выполнения программ
Информация в нашей жизни. Роль и место информации в жизни человека. Получение информации человеком из окружающего мира. Органы чувств человека. Виды информации.
Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Способы получения и передачи информации. Обработка информации. Кодирование информации. Носители информации.
Рисунки в жизни людей. Компьютерные рисунки. Графические редакторы. Назначение графических редакторов.
Палитра цветов. Инструменты графического редактора: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Заливка, Линия, Прямоугольник, Скругленный прямоугольник, Эллипс, Кривая, Многоугольник, Надпись.
Масштаб. Обработка отдельных пикселей.
Работа с фрагментами изображений. Перемещение выделенных фрагментов. Копирование фрагментов изображения. Создание множественных изображений с помощью копирования объектов.
Выставка творческих работ учащихся. Обсуждение работ учащихся.
№ п/п | Дата | Тема | Краткое содержание | Должны знать | Должны уметь |
Наш компьютер – верный друг (8 часов) |
-
| | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. | Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера. | Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. | Соблюдать технику безопасности при работе в компьютерном классе. Правильно включать и выключать компьютер |
-
| | Компьютеры вокруг нас. | Компьютеры вокруг нас. Применение компьютеров в жизни людей. | Где применяются компьютеры. Основ-ные возможности и назначение компьютеров | Правильно включать и выключать компьютер |
-
| | Основные устройства компьютера. | Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. | Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. | Показывать эти устройства. Правильно включать и выключать компьютер |
-
| | Компьютерная помощница- мышь. | Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью). Практическая работа с компьютерной мышью. | Назначение клавиш мыши | Работать с мышью |
-
| | Клавиатура. | Виды клавиш и их назначение. Практическая работа с клавиатурным тренажером | Виды клавиш и их назначение | Работать с клавиатурным тренажером |
-
| | Клавиатура. | Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. | Виды клавиш и их назначение | Работать на клавиатуре |
-
| | Клавиатура. | Редактирование готового текста. | Виды клавиш и их назначение | Редактировать готовый текст |
-
| | Программы. Запуск программ | Программы. Запуск программ. Завершение выполнения программ Практическая работа с запуском программ на выполнение | Компьютер работает по программе, созданной человеком. | Запускать программы. Завершать выполнение программ |
В мире информации (9 часов) |
-
| | Информация в нашей жизни. | Информация в нашей жизни. Роль и место информации в жизни человека. | Роль и место информации в жизни человека. | Приводить примеры |
-
| | Получение информации человеком из окружающего мира | Получение информации человеком из окружающего мира. Органы чувств человека. Практическая работа с программой «Мир информатики 1-2» | Органы чувств человека. | Приводить примеры |
-
| | Виды информации | Виды информации Практическая работа | Виды информации | Приводить примеры |
-
| | Информационные процессы. Хранение информации. | Информационные процессы. Хранение информации. Способы хранения информации. | Способы хранения информации. | Приводить примеры |
-
| | Хранение информации. | Информационные процессы. Хранение информации. Способы хранения информации. | Способы хранения информации. | Приводить примеры |
-
| | Передача информации | Информационные процессы Передача информации. Способы получения и передачи информации. Игра « Испорченный телефон» | Способы получения и передачи информации. | Приводить примеры |
-
| | Обработка информации. Кодирование информации. | Информационные процессы . Обработка информации. Кодирование информации. Игра « Шифровка» | Принципы кодирования информации | Кодировать информацию |
-
| | Кодирование и декодирование информации. | Кодирование информации. Творческая работа «Кодирование и декодирование информации» | Принципы кодирования и декодирования информации | Кодировать и декодировать информацию |
-
| | Носители информации. | Носители информации. Виды носителей. Практическая работа Сохранение информации. | Виды носителей | Использовать носители информации |
Графический редактор (17 часов) |
-
| | Графические редакторы. | Рисунки в жизни людей. Компьютерные рисунки. Графические редакторы. Назначение графических редакторов. | Назначение графиче-ских редакторов. | Запускать графический редактор. |
-
| | Палитра цветов. Инструменты графического редактора. | Палитра цветов. Инструменты графического редактора. Практическая работа Раскрашивание рисунка. | Назначение графиче-ских редакторов. Инструменты графического редактора. | Раскрашивать рисунок |
-
| | Инструменты Карандаш, Кисть, Распылитель. | Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель. | Инструменты графи-ческого редактора. | Создавать компьютерный рисунок |
-
| | Масштаб. Обработка отдельных пикселей. | Масштаб. Обработка отдельных пикселей. Практическая работа Создание и раскрашивание компьютерных рисунков. | | Создавать компьютерный рисунок. Раскрашивать рисунок |
-
| | Инструмент Линия. | Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Линия. | Инструменты графи-ческого редактора. | Уметь пользоваться данным инструментом |
-
| | Инструменты Прямоугольник, Скругленный прямоугольник. | Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Прямоугольник, Скругленный прямоугольник. | Инструменты графи-ческого редактора. | Уметь пользоваться данным инструментом |
-
| | Инструмент Эллипс. | Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Эллипс. | Инструменты графи-ческого редактора. | Уметь пользоваться данным инструментом |
-
| | Инструмент Кривая. | Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Кривая. | Инструменты графического редактора. | Уметь пользоваться данным инструментом |
-
| | Инструмент многоугольник. | Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Многоугольник. | Инструменты графического редактора. | Уметь пользоваться данным инструментом |
-
| | Ввод текста в графиче-ском редакторе. | Ввод текста в графическом редакторе. Практическая работа Создание поздравительной открытки | Инструменты графического редактора. | Вводить текст в графическом редакторе |
-
| | Ввод текста в графиче-ском редакторе. | Ввод текста в графическом редакторе. Практическая работа Создание грамоты | Инструменты графического редактора. | Вводить текст |
-
| | Инструмент выделение. | Инструмент выделение. Виды выделения. | Инструменты графического редактора. | Выделять и перемещать фрагменты рисунка. |
-
| | Пазлы. Работа с пазлами. | Пазлы . Работа с пазлами. Сбор компьютерного рисунка. | Инструменты графического редактора. | Выделять и перемещать фрагменты рисунка, собирать рисунок |
-
| | Работа с фрагментами изображений. | Работа с фрагментами изображений. Копирование и перемещение фрагментов изображения. Практическая работа «Матрёшек дружная семья» | Инструменты графического редактора. | Выделять, копировать и перемещать фрагменты рисунка. |
-
| | Работа с фрагментами изображений. | Работа с фрагментами изображений. Копирование и перемещение фрагментов изображения. Практическая работа «Весёлый поезд» | Инструменты графического редактора. | Выделять, копировать и перемещать фрагменты рисунка. |
-
| | Творческая работа «Моя мечта» | Создание компьютерного рисунка с вставкой текста | Инструменты графического редактора. | Создавать компьютерный рисунок. Вводить текст |
-
| | Подведение итогов года | Подведение итогов года . Выставка творческих работ учащихся. Обсуждение работ учащихся. | | |