kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа и тематическое планирование кружка "Введение в информатику"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и тематическое планирование разработана для учащихся 1-2 классов. 

Пропедевтический курс информатики – это первый этап обучения информатике. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Изучение программы кружка проходит за счет компонента образовательного учреждения  и вводится для поддержки пропедевтического этапа изучения информатики.  В соответствии с учебным планом школы программой предусмотрено изучение предмета 1 час в неделю (34 учебных часа в год).  Учебный материал рассчитан на детей младшего школьного возраста (7-8 лет), которые еще не имели опыта работы на компьютере. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10 – 12 человек.

При составлении данной программы использовалась  программа А.В.Горячева  (А. В. Горячев. Программа по информатике и ИКТ  для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100» . Журнал «Информатика и образование» №10–2012)

Просмотр содержимого документа
«Программа и тематическое планирование кружка "Введение в информатику" »

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия №34» города Ульяновска



Утверждаю

Согласовано

Рассмотрено

Директор МАОУ «Гимназия№34»

Зам. директора по УВР

на заседании МО

_________

_______

учителей математики и информатики

«_____»_____________2014 г.

«_____»_________2014г.

Протокол №___________



Руководитель МО__________



«_____»____________2014г.







Программа

и тематическое планирование

кружка

«Введение в информатику»

для учащихся 1 классов

на 2014-2015 учебный год


разработала учитель информатики Чекунова В.Б.-первая квалификационная категория.


Согласовано

методист кафедры информационных технологий

УИПКПРО

_________( Л.А. Левицкова)

«___»_____________2014



Программа кружка «Введение в информатику» для учащихся 1 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пропедевтический курс информатики – это первый этап обучения информатике. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Изучение программы кружка проходит за счет компонента образовательного учреждения и вводится для поддержки пропедевтического этапа изучения информатики. В соответствии с учебным планом школы программой предусмотрено изучение предмета 1 час в неделю (34 учебных часа в год). Учебный материал рассчитан на детей младшего школьного возраста (7-8 лет), которые еще не имели опыта работы на компьютере. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10 – 12 человек.

При составлении данной программы использовалась программа А.В.Горячева (А. В. Горячев. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100» . Журнал «Информатика и образование» №10–2012)

Цели кружка:

1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)

2) развитие у учащихся навыков работы на компьютере.

3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой

Задачи кружка, связанные с

1) обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика и ИКТ»

  • знакомство школьников с основными видами информации

  • приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере, его составе и сферах применения;

  • научить основам работы на компьютере

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности

  • абстрактного и логического мышления

  • творческого и рационального подхода к решению задач;

3) воспитанием

  • организованности, аккуратности

  • умения работать в группе,  культуры общения

  • навыков здорового образа жизни.


Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Формы обучения

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности обучающихся при выполнении практических работ.

Формы работы

Программа предусматривает использование следующих форм  работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп  или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Планируемые результаты обучения.

В результате освоения программы кружка «Введение в информатику» учащиеся должны:

Знать / понимать:

  • Правила поведения в кабинете информатики.

  • Основные возможности и назначение компьютеров.

  • Основные устройства компьютера.

  • Роль и место информации в жизни человека.

  • Органы чувств человека.

  • Виды информации.

  • Способы получения и передачи информации.

  • Назначение графических редакторов.

  • инструменты графического редактора.


Уметь / применять :

  • определять вид информации

  • работать с мышью

  • включать и выключать компьютер.

  • запускать программы.

  • вводить символы с клавиатуры по определенным правилам.

  • работать с клавиатурным тренажером.

  • редактировать готовый текст.

  • обрабатывать информацию (кодировать и декодировать.)

  • сохранять информацию на носителе.

  • создавать компьютерные рисунки с помощью инструментов графического

редактора.

  • раскрашивать компьютерные рисунки.

  • вводить текст в графическом редакторе.

  • работать с фрагментами изображения.













Учебно-тематический план


Наименование
тем

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

Наш компьютер – верный друг


8

4

4

В мире информации


9

4

5

Графический редактор


17

4

13


Итого

34

12

22



Содержание программы.

Наш компьютер – верный друг (8 часов)

Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики. Компьютеры вокруг нас. Применение компьютеров в жизни людей. Основные возможности и назначение компьютеров.

Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью).

Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. Работа с клавиатурным тренажером. Редактирование готового текста. Включение и выключение компьютера. Запуск программ. Завершение выполнения программ

Практические работы:

  • Работа с компьютерной мышью.

  • Работа с клавиатурным тренажером.

  • Редактирование готового текста.

  • Работа с запуском программ на выполнение.

В мире информации (9 часов)

Информация в нашей жизни. Роль и место информации в жизни человека. Получение информации человеком из окружающего мира. Органы чувств человека. Виды информации.

Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Способы получения и передачи информации. Обработка информации. Кодирование информации. Носители информации.

Практические работы:

  • Передача информации.

  • Обработка информации.

  • Декодирование информации.

  • Кодирование информации.

  • Сохранение информации на носитель.

Графический редактор (17 часов)

Рисунки в жизни людей. Компьютерные рисунки. Графические редакторы. Назначение графических редакторов.

Палитра цветов. Инструменты графического редактора: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Заливка, Линия, Прямоугольник, Скругленный прямоугольник, Эллипс, Кривая, Многоугольник, Надпись.

Масштаб. Обработка отдельных пикселей.

Работа с фрагментами изображений. Перемещение выделенных фрагментов. Копирование фрагментов изображения. Создание множественных изображений с помощью копирования объектов.

Выставка творческих работ учащихся. Обсуждение работ учащихся.

Практические работы:

  • Раскрашивание рисунков.

  • Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель.

  • Раскрашивание компьютерных рисунков.

  • Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Линия.

  • Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Прямоугольник, Скругленный прямоугольник.

  • Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Эллипс.

  • Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Кривая.

  • Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Многоугольник.

  • Ввод текста в графическом редакторе.

  • Работа с пазлами.

  • Сбор компьютерного рисунка.

  • Копирование фрагментов изображения.

  • Создание множественных изображений с помощью копирования объектов.

Учебно-методические материалы по курсу.

  • А.В.Горячев. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100» . Журнал «Информатика и образование» №10–2012
  • Горячев А.В. Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер.

  • А.В. Горячев. Информатика. Электронное приложение к учебнику 

  • Куприянов Н.И. Рисуем на компьютере. Питер, 2012

  • Комплект плакатов.

  • Дидактические материалы, разработанные учителем (карточки с изображением различных предметов и животных, а также буквами русского и латинского алфавитов и цифрами).

  • Обучающая программа « Мир информатики» , 1-2 год обучения

  • Обучающие презентации по темам.

  • ЭОР на сайте http://school-collection.edu.ru







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА

ДЛЯ 1 КЛАССА


п/п

Дата

Тема

Краткое содержание

Должны знать

Должны уметь

Наш компьютер – верный друг (8 часов)


Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера.

Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе.

Соблюдать технику безопасности при работе в компьютерном классе. Правильно включать и выключать компьютер


Компьютеры вокруг нас.

Компьютеры вокруг нас. Применение компьютеров в жизни людей.

Где применяются компьютеры. Основ-ные возможности и назначение компьютеров

Правильно включать и выключать компьютер


Основные устройства компьютера.

Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

Показывать эти устройства. Правильно включать и выключать компьютер


Компьютерная помощница- мышь.

Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью).

Практическая работа с компьютерной мышью.

Назначение клавиш мыши

Работать с мышью


Клавиатура.

Виды клавиш и их назначение. Практическая работа с клавиатурным тренажером

Виды клавиш и их назначение

Работать с клавиатурным тренажером


Клавиатура.

Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам.


Виды клавиш и их назначение

Работать на клавиатуре


Клавиатура.

Редактирование готового текста.

Виды клавиш и их назначение

Редактировать готовый текст



Программы. Запуск программ

Программы. Запуск программ. Завершение выполнения программ

Практическая работа с запуском программ на выполнение

Компьютер работает по программе, созданной человеком.

Запускать программы. Завершать выполнение программ


В мире информации (9 часов)


Информация в нашей жизни.

Информация в нашей жизни. Роль и место информации в жизни человека.


Роль и место информации в жизни человека.

Приводить примеры


Получение информации человеком из окружающего мира

Получение информации человеком из окружающего мира. Органы чувств человека.

Практическая работа с программой «Мир информатики 1-2»

Органы чувств человека.


Приводить примеры


Виды информации

Виды информации

Практическая работа

Виды информации


Приводить примеры


Информационные процессы. Хранение информации.

Информационные процессы. Хранение информации. Способы хранения информации.

Способы хранения информации.

Приводить примеры


Хранение информации.

Информационные процессы. Хранение информации. Способы хранения информации.

Способы хранения информации.

Приводить примеры


Передача информации

Информационные процессы Передача информации. Способы получения и передачи информации.

Игра « Испорченный телефон»

Способы получения и передачи информации.


Приводить примеры


Обработка информации. Кодирование информации.

Информационные процессы . Обработка информации. Кодирование информации.

Игра « Шифровка»

Принципы кодирования информации

Кодировать информацию


Кодирование и декодирование информации.

Кодирование информации.

Творческая работа «Кодирование и декодирование информации»

Принципы кодирования и декодирования информации

Кодировать и декодировать информацию


Носители информации.


Носители информации. Виды носителей.

Практическая работа Сохранение информации.

Виды носителей

Использовать носители информации

Графический редактор (17 часов)


Графические редакторы.

Рисунки в жизни людей. Компьютерные рисунки. Графические редакторы. Назначение графических редакторов.

Назначение графиче-ских редакторов.


Запускать графический редактор.


Палитра цветов. Инструменты графического редактора.


Палитра цветов. Инструменты графического редактора.

Практическая работа Раскрашивание рисунка.

Назначение графиче-ских редакторов.

Инструменты графического редактора.

Раскрашивать рисунок


Инструменты Карандаш, Кисть, Распылитель.

Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель.

Инструменты графи-ческого редактора.


Создавать компьютерный рисунок


Масштаб. Обработка отдельных пикселей.


Масштаб. Обработка отдельных пикселей.

Практическая работа Создание и раскрашивание компьютерных рисунков.


Создавать компьютерный рисунок. Раскрашивать рисунок


Инструмент Линия.

Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Линия.

Инструменты графи-ческого редактора.


Уметь пользоваться данным инструментом


Инструменты Прямоугольник, Скругленный прямоугольник.

Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Прямоугольник, Скругленный прямоугольник.

Инструменты графи-ческого редактора.

Уметь пользоваться данным инструментом


Инструмент Эллипс.

Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Эллипс.

Инструменты графи-ческого редактора.

Уметь пользоваться данным инструментом


Инструмент Кривая.

Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Кривая.

Инструменты графического редактора.

Уметь пользоваться данным инструментом


Инструмент многоугольник.

Практическая работа Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Многоугольник.

Инструменты графического редактора.

Уметь пользоваться данным инструментом


Ввод текста в графиче-ском редакторе.


Ввод текста в графическом редакторе.

Практическая работа Создание поздравительной открытки

Инструменты графического редактора.

Вводить текст в графическом редакторе


Ввод текста в графиче-ском редакторе.


Ввод текста в графическом редакторе.

Практическая работа Создание грамоты


Инструменты графического редактора.

Вводить текст


Инструмент выделение.

Инструмент выделение. Виды выделения.


Инструменты графического редактора.

Выделять и перемещать фрагменты рисунка.


Пазлы. Работа с пазлами.

Пазлы . Работа с пазлами. Сбор компьютерного рисунка.

Инструменты графического редактора.

Выделять и перемещать фрагменты рисунка, собирать рисунок


Работа с фрагментами изображений.

Работа с фрагментами изображений. Копирование и перемещение фрагментов изображения.

Практическая работа «Матрёшек дружная семья»

Инструменты графического редактора.

Выделять, копировать и перемещать фрагменты рисунка.


Работа с фрагментами изображений.

Работа с фрагментами изображений. Копирование и перемещение фрагментов изображения.

Практическая работа «Весёлый поезд»

Инструменты графического редактора.

Выделять, копировать и перемещать фрагменты рисунка.


Творческая работа «Моя мечта»

Создание компьютерного рисунка с вставкой текста

Инструменты графического редактора.

Создавать компьютерный рисунок. Вводить текст


Подведение итогов года

Подведение итогов года . Выставка творческих работ учащихся. Обсуждение работ учащихся.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа и тематическое планирование кружка "Введение в информатику"

Автор: Чекунова Вера Борисовна

Дата: 06.09.2014

Номер свидетельства: 113373

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства