Данная рабочая учебная программа по курсу «Математика» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ.
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373.
3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993.
4.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
5.Учебный план МБОУ Б-Г СОШ № 12 на 2014-2015 учебный год.
6. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Б-Г СОШ №12 , реализующих образовательные программы общего образования»
7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2014-2015 уч.год
согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Математика» в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю.
Процесс обучения математике в начальных классах направлен на формирование основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности. Прежде всего, с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка. А в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательного учреждения.
обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации.
-формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
-работа с алгоритмами, выполнение арифметических действий.
Учитывая требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта, данная рабочая программа ориентирована на достижение следующихзадач:
учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщенияв процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход. Он ориентирован на компоненты учебной деятельности, (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка). Создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматриватькак целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и межпредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.
К общим умениям по математике в 1 классе относится работа над задачами небольшой сложности, направленные главным образом на применение знаний конкретного смысла действий, на сопоставление различных случаев использования одного и того же действия, на противопоставление случаев, требующих применения различных действий. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний и пробуждает у учащихся интерес к математике, усиливает мотивацию изучения.
В 1 классе контроль за уровнем развития и продвижения в освоении предмета учащимися предполагается в ходе текущих занятий. Задания берутся из Тетради с печатной основой (№1,№2) . Задания рекомендуется включать по одному в каждый урок в конце четверти, фиксируя результаты их выполнения.
В конце первого класса проводятся 2 итоговые контрольные работы, первая позволяющая оценить результаты, соответствующие требованиям ФГОС НОО. Вторая контрольная работа проверяет уровень достижения планируемых результатов, определяемых содержанием и требованиями реализуемой авторской программы.
Материалы итоговых контрольных работ прилагаются.
На первой ступени школьного обучения освоения математического содержания обеспечиваются условия достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
- знать последовательность чисел от 0 до 20, уметь читать, записывать и сравнивать эти
числа.
пределах 10.
- разрядный состав двузначных чисел и соотношение между разрядными единицами.
- читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100.
- сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд и пределах 100 без
- название компонентов и результатов действий сложения и вычитания, взаимосвязь
- соотносить предметные действия с математическими выражениями.
- единицы времени (ч, мин, с).
- использовать название геометрических фигур (кривая и прямая линии, отрезок ломаная, луч).
- распознавать эти геометрические фигуры на чертеже.
«уменьшить на…», «больше на…»,«меньше на…».
№ п/п | Тема урока | Тип урока | К-во час. | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Вид контроля | М.техн и метод.обесп. | Дата По плану | Дата фактич. |
Предметные | Универсальные учебные действия |
| Признаки, расположение и счет предметов (10 часов) | | |
1 | Знакомство с учебником математики и тетрадью с печатной основой (ТПО). Признаки сходства и различия двух предметов. Счёт. | Урок-путешествие. | 1 | Знакомятся с одноклассниками, рассматривают условные обозначения учебника, находят их на страницах. Слушают речь учителя, отвечают на его вопросы. | Знакомство с учебником и его условными обозначениями, понимание их смысла. Обучение выполнению рекомендаций учителя. | Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.). | Фронтальная беседа. | Компьютер, проектор, учебник, ТПО, счетный материал | | |
2 | Выделение «лишнего» предмета. Счёт. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Находят «лишнюю» фигуру по определенным признакам, определяют изменение количества и местоположения фигур. | Осознание пространственных отношений. Умение сравнивать количественные отношения предметов, предметы по признакам: по цвету, форме, размеру, количеству, местоположению, назначению; вести счет; составлять разные (заданные) фигуры из данных. | Умение находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева – справа, вверху – внизу, между). Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.). | Фронтальный опрос. | учебник.ТПО, счет.материал | | |
3 | Выявление закономерности (правила). Счёт. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Определяют закономерности в узоре и продолжают его по заданному признаку. | Умение объяснять и доказывать, чем похожи предметы, чем отличаются, что изменилось, какой предмет «лишний», по какому правилу изменяются предметы. | Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) в ряду и столбце. | Текущий контроль. | Учебник.ТПО, сч.м-ал. Наглядность | | |
4 | Пространственные отношения «перед», «за», «между». Счёт. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Заполняют логические таблицы на основе нахождения изменений. | Нахождение объектов на плоскости и в пространстве по данным отношениям (перед, за, между). | Умение выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу. Составлять фигуры различной формы из данных фигур. | Фронтальный опрос. | Учебник.ТПО, сч.м-ал, компьютер | | |
5 | Построение ряда фигур по определённому правилу. Счёт. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Выполняют порядковый счет предметов. Находят признак, по которому составлены пары. | Умение объяснять и доказывать, чем похожи предметы, чем отличаются, что изменилось, какой предмет «лишний», по какому правилу изменяются предметы. | Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. | Текущий контроль. | Демонстр.материал,учебник, ТПО,счет.м-ал. | | |
6 | Пространственные отношения «слева», «справа», «выше», «ниже». Счёт. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Устанавливают пространственные отношения: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, спереди – сзади, перед, после, между и др. | Сравнивать и считать предметы; продолжать построение логического ряда. | Умение составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные). | Индивидуальный опрос. | Учебник,ТПО,счет.м-ал,нагл. | | |
7 | Пространственные отношения. Счёт. Последовательность событий во времени. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Совершенствуют умения сравнивать предметы, находить изменения, выявлять закономерность. | Умение ориентироваться на плоскости; использовать термины: слева, справа, выше, ниже; объяснять, чем отличаются рисунки. | Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. | Фронтальная беседа. | Учебник,ТПО, компьютер.сч.м-ал. | | |
8 | Построение таблиц или ряда фигур по определённому правилу. Счёт. | Комбинированный урок. | 1 | Сравнивают предметы по различным признакам. Заполняют логические таблицы. | Умение сравнивать предметы по различным признакам, по положению в пространстве, называть признаки, по которым изменяются фигуры (предметы) в ряду. | Описывать в речевой форме иллюстрации ситуаций, пользуясь отношениями «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже». | Текущий контроль. | Учебник,ТПО, счет.м-ал, инд.карточки, | | |
9 | Порядок расположения предметов. Выбор недостающих элементов таблицы. Счёт. | Урок повторения и систематизации. | 1 | Тренируются в использовании слов: «размер», «длиннее», «короче», «уже», «шире», «выше», «ниже». | Сравнивать предметы; использовать слова, указывающие на местоположение предметов. | Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. | Индивидуальный опрос. | Учебник.ТПО,инд.карточкикомпьютер | | |
10 | Изменение признаков предметов по определённому правилу. Счёт. | Урок применения умений и навыков. | 1 | Совершенствуют умения сравнивать предметы, находить изменения, выявлять закономерность. | Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. | Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. | Тематический контроль. | Учебник, тест | | |
| Отношения (3 часа) | | |
11/1 | Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с понятиями «больше», «меньше», «столько же» путем установления взаимнооднозначного соответствия. | Умение сравнивать количества тремя способами разбиения на пары: постановкой рядом; соединением линией; вычеркиванием по одному. | Моделировать различные способы установления взаимнооднозначного соответствия на предметных моделях. Анализировать ситуации с точки зрения заданных отношений. | Фронтальная беседа. | Учебник,ТПО, сч.м-ал, компьютер | | |
12/2 | Применение отношений «больше», «меньше», «столько же». | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Тренируются в сравнении (чего больше, чего меньше), выявляют признак, по которому подобраны пары. | Умение сравнивать предметы по различным признакам; использовать в речи термины «больше», «меньше», «столько же». | Анализировать модель взаимнооднозначногосоответствия двух совокупностей и находить (обобщать) признак, по которому образованы пары. | Фронтальный опрос. | Учебник, ТПО, демонстр.м-ал | | |
13/3 | Проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же». | Комбинированный урок. | 1 | Совершенствование умения сравнивать количества предметов. Описание картинок с использованием слов-подсказок. | Умение сравнивать предметы по различным признакам; использовать в речи термины «больше», «меньше», «столько же». | Использовать логические выражения, содержащие связки «если…, то…», «каждый», «не». Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. | Тематический контроль. | Учебник.ТПО, инд.карточки | | |
| Однозначные числа. Счет. Цифры (14 часов) | | |
14/1 | Число и цифра 1. Различие понятий «число» и «цифра». Последовательность событий. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с термином «цифра». Соотносят количество предметов и числа. Учатся писать цифру 1. | Соотнесение чисел и количества предметов; умение писать цифру 1. | Устанавливать соответствие между вербальной, предметной и символической моделями числа. Выбирать символическую модель числа (цифру) по данной предметной и вербальной модели. | Письмо цифр. Текущий контроль. | Учебник. ТПО, компьютер.нагл.м-ал | | |
15/2 | Число и цифра 7. Разбиение на группы. Варианты выбора одного предмета. | Урок-игра. | 1 | Знакомятся с числом и цифрой 7. Работают над логическими рядами. | Знание обозначения цифры 7. Умение писать цифру 7. Разбивать фигуры на две группы. | Умение записывать цифрой количество предметов. Определять число способов выбора одного предмета из данной совокупности предметов. | Письмо цифр. Текущий контроль. | Учебник. ТПО, компьютер.нагл.м-ал | | |
16/3 | Число и цифра 4. Анализ рисунка. Замена предметов условными обозначениями. Коррекция ответов. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Знакомятся с числом и цифрой 4. Анализируют рисунки. | Знание обозначения цифры 4. Умение писать цифру 4. Заменить предметы условными обозначениями. | Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер). Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками). | Письмо цифр. Текущий контроль. | Учебник. ТПО, сч.м-алер.нагл.м-ал | | |
17/4 | Число и цифра 6. Закономерность в изменении признаков предметов. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Знакомятся с числом и цифрой 6. Анализируют рисунки. | Знание обозначения цифры 6. Умение писать цифру 6. Определение закономерностей в изменении признаков предметов. | Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания. | Письмо цифр. Текущий контроль. | Учебник. ТПО, счет.м-алр.нагл.м-ал | | |
18/5 | Число и цифра 5. Разбиение фигур на две группы. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Знакомство с числом и цифрой 5. Работа по сравнению предметов и количеств. | Знание обозначения цифры 5. Умение писать цифру 5. Разбивать фигуры на две группы. | Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. | Письмо цифр. Текущий контроль. | Учебник. ТПО, компьютер.нагл.м-ал,счетный материал | | |
19/6 | Число и цифра 9. Выбор и коррекция ответов. | Комбинированный урок. | 1 | Знакомятся с числом и цифрой 9. Анализируют рисунки. Работают над выделением «лишнего» по определенным признакам. | Знание обозначения цифры 9. Умение писать цифру 9. | Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию, представленную рисунком. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. | Письмо цифр. Текущий контроль. | Учебник. ТПО, компьютер.нагл.м-ал | | |
20/7 | Число и цифра 3. Самоконтроль. | Урок повторения и систематизации. | 1 | Знакомятся с числом и цифрой 3. Работают над выделением «лишнего» по определенным признакам. | Знание обозначения цифры 3. Умение писать цифру 3. Контролировать свои действия. | Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в вербальной и наглядной (предметной) формах, используя логические выражения, содержащие связки «если…, то…», «или», «не» и др. | Письмо цифр. Текущий контроль. |
Учебник. ТПО, .нагл.м-ал Инд.карточки
| | |
21/8 | Число и цифра 2. Простейшие рассуждения. Варианты выбора. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Знакомятся с числом и цифрой 2. Абстрактный счет. | Знание обозначения цифры 2. Умение писать цифру 2, записывать цифрами числа, которые названы или указаны в заданиях. | Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Обосновывать свой выбор в речевой и наглядной формах. | Письмо цифр. Текущий контроль. | Учебник. ТПО, компьютер.нагл.м-ал.счет.м-ал | | |
22/9 | Число и цифра 8. Классификация. | Урок-путешествие. | 1 | Знакомятся с числом и цифрой 8. Совершенствуют навык счета и сравнения. | Знание обозначения цифры 8. Умение писать цифру 8, записывать цифрами числа, которые названы или указаны в заданиях. | Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию, представленную рисунком. Обосновывать свой выбор в речевой и наглядной формах. | Письмо цифр. Текущий контроль. | Учебник. ТПО, счет.материалр.нагл.м-ал | | |
23/10 | Запись ряда чисел при счёте предметов (от- резок натурального ряда чисел). | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с натуральным рядом чисел. | Умение цифрой обозначать число. Осознание принципов образования числового ряда. | Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер). | Фронтальный опрос. | Учебник. ТПО, компьютер.нагл.м-ал | | |
24/11 | Предметный смысл правила построения ряда однозначных чисел. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Упражняются в счете, присчитывании по одному с опорой на знания принципа строения числового ряда. | Умение записывать, восстанавливать числовой ряд; записывать цифры по различным заданиям. | Умение присчитывать и отсчитывать по одному предмету. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. | Фронтальный опрос. | Учебник. ТПО,р.нагл.м-ал.счет.м-ал. | | |
25-26/12,13 | Выявление закономерностей. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Число и цифра нуль. | Урок изучения нового материала. | 2 | Знакомятся с числом и цифрой 0. Присчитывают и отсчитывают по одному. | Умение писать цифру 0; восстановить числовой ряд, отсчитывать, присчитывать слева направо, справа налево. | Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания. | Письмо цифр. Текущий контроль. Индивидуальный опрос. | Учебник. ТПО, компьютер.нагл.м-ал.сч.м-ал | | |
27/14 | Проверить умение работать самостоятельно. | Урок проверки знаний, умений и навыков. | 1 | Упражняются в счете, присчитывании по одному с опорой на знания принципа строения числового ряда. | Умение отсчитывать по одному, двигаясь по числовому лучу назад. | Выбирать символическую модель числа (цифру) по данной предметной и вербальной модели. Оценивать свою работу. | Тематический контроль. | Учебник. ТПО, компьютер.нагл.м-ал тест | | |
| Точка. Прямая и кривая линии (2 часа) | | |
28/1 | Линейка – инструмент для проведения прямых линий и средство самоконтроля. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с линиями прямыми и кривыми. Отрабатывают навыки черчения прямых линий через заданные точки по линейке. | Названия геометрических фигур: точка, прямая, луч. Умение распознать эти геометрические фигуры; определять число предметов и обозначать их цифрой; чертить прямые линии; проводить прямые линии через точку. | Моделировать прямую линию, перегибая лист бумаги. Проводить (строить), пользуясь линейкой, прямые линии через одну точку. Определять количество прямых, изображённых на рисунке. Определять количество точек пересечения прямых, изображённых на рисунке. | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПО, линейка, | | |
29/2 | Замкнутые и незамкнутые кривые. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с замкнутыми и незамкнутыми линиями. Выполняют задания с выбором ответов (нахождение из вариантов . | Чертить замкнутые и незамкнутые линии. | Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки. Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. | Фронтальный опрос. | Учебник.ТПО, линейка | | |
| Луч( 2 часа) |
30/1 | Изображение луча. Обозначение буквой начала луча. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с геометрической фигурой «луч», понятиями: «точка пересечения», «вертикальная» и «горизонтальная» прямые. | Понимание, чем луч отличается от прямой линии. Умение писать цифры в любом порядке, чертить лучи. | Различать изображения луча и прямой. Выражать в речевой форме признаки сходства и отличия в изображении прямой и луча. | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПО, линейка | | |
31/2 | Построение лучей. Пересечение линий. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Строят лучи, определяют точку пересечения лучей. | Строить лучи. Умение определять отношения «больше», «меньше», «равно»; сравнивать рисунки. | Строить точку пересечения двух лучей, точку пересечения прямой и луча. Определять количество лучей, изображённых на рисунке. | Самостоятельное построение лучей. | Учебник.ТПО, линейка | | |
32/3 | Проверочная работа. | Урок контроля умений и навыков. | 1 | Выполняют задания проверочной работы. | Умение писать цифры в любом порядке, чертить лучи. Строить лучи, точку пересечения лучей, точку пересечения луча и прямой. | Выбирать из двух лучей на рисунке те, которые могут пересекаться, и те, которые не пересекутся. | Тематический контроль. | Тест | | |
| Отрезок. Длина отрезка (8 часов) | |
33/1 | Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Выявляют отрезки на чертеже. Строят отрезки. | Умение выявлять отрезки на чертеже, строить отрезки с помощью линейки. | Выражать в речевой форме признаки сходства и различия в изображениях луча и отрезка. Находить отрезки на сложном чертеже. | Фронтальный опрос. | Учебник.ТПО, линейка,сче.м-ал | | |
34/2 | Сравнение длин отрезков с помощью циркуля. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Знакомятся с циркулем-измерителем. Сравнивают длины отрезков. | Умение опознавать отрезки на чертеже, сравнивать отрезки с помощью циркуля, мерок. | Умение сравнивать длины отрезков визуально (длина меньше, больше, одинаковая) и с помощью циркуля. | Индивидуальный опрос. | Учебник.ТПО, линейка,циркуль | | |
35/3 | Моделирование отношений с помощью отрезков. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Распознают изображение отрезка. Измеряют длины отрезка. Чертят отрезки. | Чертить отрезки заданной длины; измерять отрезок и сравнивать его с помощью циркуля; писать цифры. | Моделировать геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник). Обозначать количество предметов отрезком. | Текущий контроль. | Учебник.ТПО, линейка,нагл.м-ал | | |
36/4 | Построение отрезков на луче. Сравнение длин отрезков с помощью мерок. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Изображают длины предметов отрезками. Соотносят количество предметов с длиной отрезка. | Умение строить отрезки, сравнивать их длины с помощью мерок. | Выбирать пары отрезков, соответствующих данному отношению (длиннее, короче, одинаковой длины). Называть отрезки, пользуясь двумя буквами. Строить отрезок заданной длины с помощью циркуля. | Самостоятельная работа. Построение отрезков. | Учебник.ТПО, линейка. циркуль | | |
37-38/5,6 | Единица длины: сантиметр. | Урок изучения нового материала. | 2 | Знакомятся с единицей измерения длины – сантиметром. Измеряют и записывают длину данного отрезка в сантиметрах. | Измерять и записывать длину отрезка в сантиметрах. | Сравнивать длины сторон треугольника, квадрата, прямоугольника визуально и с помощью циркуля. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПО, линейка,сч.м-ал,демонстр.м-ал | | |
39/7 | Самостоятельная работа. | Урок контроля сформированности умений и навыков. | 1 | Выполняют задания самостоятельной работы. | Умение строить отрезки, сравнивать их длины с помощью мерок; обозначать количество предметов цифрой. | Умение строить отрезок заданной длины (в сантиметрах). Выбирать мерку, которой измерена длина отрезка. | Тематический контроль. | тест | | |
40/8 | Работа над ошибками. Повторение единицы длины=сантиметр | Комбинированный урок. | 1 | Выполняют работу над ошибками. | Умение строить отрезки, сравнивать их длины с помощью мерок; обозначать количество предметов цифрой. | Анализировать выполненную работу, выполнять работу над ошибками. | Текущий контроль. | Учебник.ТПО, линейка | | |
| Числовой луч (2 часа) | | |
41/1 | Изображение числового луча. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с числовым лучом, особенностями его построения. Определяют соответствие числа мерок и цифры на луче. | Осознание особенностей и признаков построения числового луча. Умение сравнивать числа с помощью числового луча. | Умение записывать числа, соответствующие точкам, отмеченным на числовом луче. Определять количество мерок в отрезках, данных на числовом луче. | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПО, линейка | | |
42/2 | Сравнение длин отрезков с помощью числового луча. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Строят числовой луч по инструкции. | Умение сравнивать длины отрезков с помощью числового луча. | Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «…и/или...», «если…, то…». Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. | Самостоятельное построение числового луча. | Учебник.ТПО, линейка | | |
| Неравенства (3 часа) | | |
43/1 | Числовые неравенства, их запись. Знаки «больше», «меньше». | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся со знаками сравнения «»; понятием «неравенство». | Понимание, как записать неравенства с помощью знаков; называние действия сложения, называние терминов при сложении. | Выявлять правило, по которому составлены два и более неравенства. | Фронтальная беседа. | Учебник. ТПО, компьютер,нагл.м-ал | | |
44/2 | Сравнение однозначных чисел. Числовой луч как средство самоконтроля. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Сравнивают числа с опорой на числовой луч. | Умение записывать сравнение чисел, «зашифровывать» слова «больше» и «меньше» математическими знаками. | Проверять на числовом луче результаты сравнения. (Моделировать сравнение чисел на числовом луче.) | Фронтальный опрос. | Сче.м-ал.линейка,учебник,ТПО | | |
45/3 | Запись числовых неравенств по данному условию. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Записывают числовые неравенства по заданному условию. | Умение сравнивать количество предметов в двух совокупностях и записывать результат, используя знаки «», « | Умение записывать различные неравенства с числами, которые соответствуют точкам на числовом луче. | Текущий контроль. | Инд.карточки.счет.м-ал.дем.м-ал.,линейка | | |
| Сложение. Переместительное свойство сложения (15 часов) | | |
46_1 | Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, названия компонентов и результата действия. Изображение равенств на числовом луче. | Урок изучения нового материала. | 1 | Определяют смысл действия сложения. Знакомятся с терминологией: равенство, математическое выражение, числовые выражения, сумма, значение суммы, слагаемые. | Владеть терминологией: выражение, равенство, названия компонентов и результата сложения. Умение сравнивать числа, восстанавливать «пропавшие» числа. | Описывать в речевой форме ситуации (действия с предметами), изображённые на рисунках. Анализировать рисунки с количественной точки зрения. | Фронтальная беседа. | Компьютер.учебник.ТПО, сч.м-ал,демонстр. | | |
47-48/2.3 | Переместительное свойство сложения. Состав чисел 4 и 6. Классификация предметов. | Урок формирования умений и навыков. | 2 | Выявляют переместительное свойство сложения. Знакомятся с составом однозначных чисел 4 и 6 из двух слагаемых. | Умение прибавлять на числовом луче. Знать состав числа 4, названия компонентов и материальных выражений, связанных со сложением: сумма, слагаемые. | Выбирать знаково-символические модели (числовые выражения), соответствующие действиям, изображённым на рисунке. Изображать сложение чисел на числовом луче (графическая модель). | Фронтальный и индивидуальные опросы. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
49/4 | Переместительное свойство сложения. Соотнесение предметных, графических и символических моделей. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Выполняют действия сложения на числовом луче. Сравнивают числа и выражения. | Название, последовательность и запись чисел от 1 до 9. Умение писать все цифры; использовать переместительное свойство для быстрого счета. | Умение выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство. Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях. | Текущий контроль. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
50/5 | Проверочная работа. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | 1 | Самостоятельно выполняют задания проверочной работы. | Выявляют верные и неверные равенства; записывают числовой ряд. | Выбирать рисунок, которому соответствует данное равенство. Выбирать равенства, которые соответствуют данному рисунку. | Тематический контроль. | тест | | |
51/6 | Состав числа 6. Установка на запоминание. | Урок изучения нового материала. | 1 | Раскладывают числа по составу. Отрабатывают умение быстро считать в пределах изученных чисел. Работают по числовому лучу. | Умение записывать равенство, изображённое на числовом луче. Знание состава числа 6. | Умение записывать равенство, соответствующее рисунку. Набирать определённое количество денег, пользуясь различными монетами. | Фронтальный опрос. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
52/7 | Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с составом числа 5. Работают над восстановлением равенства. | Знание состава числа 5. Умение записывать выражения на сложение однозначных чисел. | Находить количество предметов, пользуясь присчитыванием и отсчитыванием по единице. | Фронтальный опрос. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
53/8 | Состав числа 5. Установка на запоминание. Неравенства. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Отрабатывают умение быстро считать в пределах изученных чисел. Выявляют верные и неверные неравенства. | Преобразовывать графическую модель в символическую, сравнивать количество предметов. | Выявлять правило, по которому составлена таблица, и заполнять её в соответствии с правилом. Дополнять неравенства пропущенными числами. | Индивидуальный опрос. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
54/9 | Состав числа 8. Классификация предметов. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с составом числа 8. Классифицируют предметы по различным признакам. | Знание состава числа 8. Умение выделять признаки предметов. | Выявлять основание для классификации группы предметов. | Фронтальный опрос. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
55/10 | Состав числа 8. Установка на запоминание. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Вычисляют значения сумм из трёх, четырёх слагаемых, выполняя последовательно действие сложения слева направо. | Знание состава числа 8. Умение вычислять значения сумм из трёх, четырёх слагаемых, выполняя последовательно действие сложения слева направо. | Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. Выявлять сходство и различие данных выражений и равенств. | Индивидуальный опрос. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
56/11 | Состав числа 7. Сложение длин отрезков. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с составом числа 7. Преобразовывают неравенства вида 6…5 в неравенства вида 2 + 4…2 + 3. | Знание состава числа 7. Умение складывать отрезки. | Умение анализировать выражения, составленные по определённому правилу. Записывать выражения по определённому правилу. | Фронтальный опрос. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
57/12 | Состав числа 7. Установка на запоминание. Запись выражений по определённому правилу. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Записывают выражения по определённому правилу. Отрабатывают умение быстро считать в пределах изученных чисел. | Знание состава числа 7. Умение записывать выражения по определённому правилу. | Использовать карточки для запоминания состава однозначных чисел и для самоконтроля. Записывать сложение длин отрезков в виде равенства. | Индивидуальный опрос. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
58/13 | Состав числа 9. Установка на запоминание. Преобразование символической модели в графическую. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с составом числа 9. Преобразуют символические модели в графические. | Знание состава числа 9. Умение преобразовывать символические модели в графические. | Выявлять правило, по которому составлена таблица, и заполнять её в соответствии с правилом. Дополнять неравенства пропущенными числами. | Текущий контроль. | Карточки с цифрами. домики.счет.м-ал. | | |
59/14 | Проверка усвоения табличных навыков сложения. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Отрабатывают умение быстро считать в пределах изученных чисел. Выявляют верные и неверные неравенства. | Умение применить полученные знания при выполнении практической работы. | Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. Умение анализировать выражения, составленные по определённому правилу. | Тематический контроль. | Индив.карточки | | |
60/15 | Проверка табличных навыков сложения. Навыки самоконтроля и самооценки. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | 1 | Отрабатывают умение быстро считать в пределах изученных чисел. Выявляют верные и неверные неравенства. | Умение применить полученные знания при выполнении практической работы. | Умение проверить и адекватно оценить свою работу. | Тематический контроль. | тест | | |
| Вычитание (4 часа) | | |
61/1 | Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с действием вычитания, с названиями компонентов и результата действия вычитания, с его предметным смыслом. | Понятия «разность», «минус», «уменьшаемое», «вычитаемое», «значение разности». Умение записывать выражения с действием вычитания, показывать вычитание чисел на числовом луче. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие вычитания (предметные, вербальные, графические и символические модели). | Фронтальная беседа. | Компьютер.учебник.ТПО, дем.м-ал.счетный,линейка,цифры | | |
62/2 | Изображение вычитания на числовом луче. Сумма длин отрезков. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Используют числовой луч и состав чисел для нахождения значения разности. Записывают равенство, которое изобразили на числовом луче. | Умение записать равенство, которое изображено на числовом луче. Находить сумму длин отрезков. | Умение выбирать предметную модель, которая соответствует данной разности. Находить значение разности, пользуясь предметной моделью вычи-тания. | Текущий контроль. | Компьютер.учебник.ТПО, дем.м-ал.счетный,линейка,цифры | | |
63-64/3.4 | Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | Урок повторения и обобщения. | 2 | Находят результат вычитания, пользуясь отсчитыванием предметов. Выбирают разность с наибольшим значением в данных выражениях с одинаковыми уменьшаемыми. | Умение выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство. | Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях. | Текущий контроль. | Компьютер.учебник.ТПО, дем.м-ал.счетный,линейка,цифры | | |
| Целое и части (5 часов) | |
65/1 | Представление о целом предмете и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с понятиями «целое» и «части», соотношением между ними (целое состоит из частей; если убрать часть из целого, останется другая часть). | Понимание отличий части от целого; того, что часть всегда меньше целого. Умение находить и обозначать в равенстве целое и части. Использовать в объяснениях слова «целое» и «части». | Составлять объект из двух данных частей. Выделять части предмета. Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание. | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПО, демонстр.м-ал.,счет.м-ал | | |
66/2 | Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | вычитаем одну Н часть – остается а другая. Работа з по установлению в взаимосвязи действийание чисел при сложении и вычитании. Сложение связано с вычитанием. При сложении получается . | Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия. | Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью. | Фронтальный опрос. | Учебник.ТПО, демонстр.м-ал.,счет.м-ал | | |
67/3 | Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Тренируются в сложении и вычитании на числовом луче. Отрабатывают состав чисел, навыки быстрого счета. | Умение соотносить графическую и символическую модели, пользуясь словами «целое», «часть», «отрезок», «мерка». | Вычислять значения выражений, выполняя последовательно действия слева направо, и проверять полученный результат на числовом луче. | Текущий контроль. | Учебник.ТПО, демонстр.м-ал.,счет.м-ал | | |
68/4 | Преобразование неверных равенств в неравенства. | Комбинированный урок. | 1 | Работают над составлением и решением разностей с опорой на состав чисел. | Умение записывать равенства, соответствующие графической модели. | Проверять на числовом луче, какие равенства верные, а какие неверные. Записывать неверные равенства в виде неравенств. | Текущий контроль. | Учебник.ТПО, демонстр.м-ал.,счет.м-ал | | |
69/5 | Изображение с помощью отрезков взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | Урок-игра. | 1 | Выбирают из данных выражений те, которые соответствуют предметной модели, и находят их значения. | Составлять, если это возможно, четыре верных равенства, пользуясь тремя данными числами. | Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «… и/или…», «если…, то…», «неверно, что…». | Фронтальный опрос. | Учебник.ТПО, демонстр.м-ал.,счет.м-ал,линейка | | |
Отношения (больше на…, меньше на…, увеличить на…, уменьшить на…) (6 часов) | |
70/1 | Знакомство с терминами «увеличить на…», «уменьшить на…». Табличные навыки. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с понятиями «увеличить на…», «уменьшить на…», соотносят их с арифметическими действиями. | Умение обосновывать изменения в рисунке и составлять равенства на увеличение и уменьшение. | Заменять предметную модель символической. Читать равенства, используя математическую терминологию. | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПО, таблица | | |
71/2 | Возрастание и убывание числового ряда. Выявление закономерностей. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Обосновывают изменения в рисунке и составляют равенства на увеличение и уменьшение. Выявляют закономерности. | Умение выполнить арифметические действия по заданиям: «увеличить на …»; «сумма чисел …»; выявлять закономерности. | Выбирать пару предметных совокупностей (картинок), соответствующих данному отношению. Выбирать символические модели, соответствующие данным предметным моделям. | Фронтальный опрос. | Учебник,ТПО,линейка,цкарточки с цифрами | | |
72/3 | Замена вербальной модели предметной. Табличные навыки. Действия сложения и вычитания с числом нуль. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Составляют равенства на сложение и вычитание с нулем, соотносят с предметной картинкой. | Умение составлять равенства на сложение и вычитание с нулем, соотносить с предметной картинкой. | Записывать данные числа в порядке возрастания (убывания) и проверять ответ на числовом луче. Слушать ответы одноклассников, корректировать их. | Текущий контроль. | Учебник,ТПО,линейка,цкарточки с цифрами | | |
73/4 | Закономерность в изменении числовых выражений. Построение отрезков по данным условиям. | Комбинированный урок. | 1 | Выявляют закономерность в изменении числовых выражений. Строят отрезки по данным условиям. | Умение выявлять закономерность в изменении числовых выражений, строить отрезки по данным условиям. | Выявлять и обобщать правило (закономерность), по которому изменяется в ряду каждое следующее число, продолжать ряд по тому же правилу. | Текущий контроль. | Учебник,ТПО,линейка,цкарточки с цифрами | | |
74/5 | Предметные и графические модели как средство самоконтроля. | Урок обобщения и повторения. | 1 | Сравнивают выражения (сумма, разность) и записывают результат сравнения в виде неравенства. | Умение сравнивать выражения (сумма, разность) и записывать результат сравнения в виде неравенства. | Выявлять закономерности в изменении данных выражений. Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. | Текущий контроль. | Учебник,ТПО,линейка,цкарточки с цифрами | | |
75/6 | Проверочная работа. | Урок проверки сформированности умений и навыков. | 1 | Отрабатывают умение быстро считать в пределах изученных чисел. Выявляют верные и неверные неравенства. | Умение применить полученные знания при выполнении практической работы. | Умение проверить и адекватно оценить свою работу. | Тематический контроль. | тест | | |
Отношения (на сколько больше? на сколько меньше?) (4 часа) | | |
76/1 | Предметный смысл разностного сравнения. Табличные навыки. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с разностным сравнением. Выводят правила нахождения разности | Умение доказывать, чего больше (меньше), почему, на сколько; сравнивать количества. | Моделировать отношения «на сколько больше…?», «на сколько меньше…?». | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПО,линейка,компьютер,нагл.м-ал | | |
77/2 | Вычитание отрезков с помощью циркуля. Преобразование предметной или графической модели в символическую. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Тренируются в вычитании отрезков с помощью циркуля. Преобразуют предметную или графическую модель в символическую. | Умение сравнивать выражения, объяснять, что обозначают равенства. Преобразовывать предметную или графическую модель в символическую. | Выбирать предметные модели, соответствующие данному равенству. Преобразовывать графическую модель в символическую. | Индивидуальный опрос. | Учебник.ТПО,линейка,компьютер,нагл.м-ал | | |
78/3 | Запись равенств, соответствующих предметной и графической моделям. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Составляют числовые выражения на разностное сравнение без опоры на наглядность (по правилу) и по схемам (подготовка к задачам). | Умение сравнивать отрезки, группы предметов, картинки. | Умение анализировать способ построения разности двух отрезков, проговаривать план действий. Записывать равенства, соответствующие предметной модели. | Фронтальный опрос. | Учебник.ТПО,линейка,компьютер,нагл.м-ал | | |
79/4 | Построение суммы и разности отрезков. | Урок повторения и систематизации. | 1 | Тренируются в построении суммы и разности отрезков. | Умение строить отрезки и объяснять, что они показывают. | Выбирать на сложном чертеже отрезки, которые нужно сложить (вычесть), чтобы получить данный отрезок. | Текущий контроль. | Учебник.ТПО,линейка,компьютер,нагл.м-ал | | |
Двузначные числа. Названия и запись (4 часа) | | |
80/1 | Наименьшее двузначное число. Счётная единица «десяток». Состав числа 10. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с числом 10, его составом. Определение счётной единицы «десяток». | Осознание структуры двузначного числа; знание состава числа 10. Умение записывать числа в виде двух слагаемых; выполнять сложение и вычитание с числом 10. | Умение моделировать состав числа 10, используя предметные, графические, символические модели. Записывать двузначное число в виде десятков и единиц, пользуясь его предметной моделью. | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
81/2 | Разряд единиц, разряд десятков. Названия десятков. Предметные модели одного десятка и одной единицы. Табличные навыки. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Знакомятся с разрядами единиц и десятков. Записывают двузначное число цифрами, пользуясь его предметной моделью. | Умение выявлять разряды единиц и десятков. Записывать двузначное число цифрами, пользуясь его предметной моделью. | Выявлять правило (закономерность) в названии десятков. Записывать двузначное число по его названию. | Текущий контроль. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
82\3 | Запись и чтение двузначных чисел. Табличные навыки. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Выполняют тренировочные упражнения. Считают предметы десятками, изучают состав двузначных чисел. | Знание состава числа 10. Умение записывать двузначные числа, отмеченные точками на числовом луче. | Выявлять закономерность в названии двузначных чисел, содержащих один десяток. Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа. | Текущий контроль. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
83/4 | Чтение и запись двузначных чисел. Табличные навыки. | Урок применения умений и навыков. | 1 | Тренируются в чтении двузначных чисел. Классифицируют двузначные числа по разным основаниям. | Знание нумерации. Умение читать и записывать числа, в том числе и под диктовку. | Выбирать символическую модель числа, соответствующую данной предметной модели. Преобразовывать предметную (символическую) модель по данной символической (предметной) модели. Использовать предметные модели (десятка и единиц) для обоснования записи и чтения двузначных чисел. | Текущий контроль. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
| Двузначные числа. Сложение. Вычитание (10 часов) | |
84/1 | Сложение круглых десятков. Предметные и символические модели. | Урок изучения нового материала. | 1 | Складывают круглые десятки, используют соответствующие термины. | Умение складывать круглые десятки. Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа. | Наблюдать изменение в записи двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор. | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
85/2 | Вычитание круглых десятков. Предметные и символические модели. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Вычитают круглые десятки. Составляют равенства по моделям. Считают предметы десятками, знакомятся с составом двузначных чисел. | Умение вычитать круглые десятки. Составлять равенства по моделям. Считать предметы десятками. | Обобщать приём сложения (вычитания) десятков (круглых двузначных чисел). Выявлять закономерность в записи ряда чисел. | Фронтальный опрос. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
86/3 | Последовательность выражений и чисел, составленных по определённому правилу. Табличные навыки. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Разбирают правило получения чисел в ряду. Прибавляют единицы к круглому числу. | Умение увеличивать (уменьшать) любое двузначное число на 1. | Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения. Выбирать из данных чисел те, с которыми можно составить верные равенства. | Индивидуальный опрос. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
87/4 | Разрядные слагаемые. Выбор выражений, соответствующих предметной модели. Сложение и вычитание десятков. | Комбинированный урок. | 1 | Знакомятся с понятием «разрядные слагаемые». Выбирают выражения, соответствующие предметной модели. | Умение записывать двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | Выбирать выражения, соответствующие данному рисунку (предметной модели), и объяснять, что обозначает каждое число в выражении. | Самостоятельная работа. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
88/5 | Сравнение двузначных чисел и выражений. Разрядные слагаемые. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Сравнивают двузначные числа. Выбирают выражения, соответствующие предметной модели. | Умение сравнивать двузначные числа. Выбирать выражения, соответствующие предметной модели. | Выявлять (обобщать) правило, по которому составлены пары выражений. Обозначать данное количество предметов отрезком. | Текущий контроль. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
89/6 | Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Складывают двузначные числа без перехода в другой разряд. | Умение складывать двузначные числа без перехода в другой разряд. | Располагать данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания). Слушать ответы одноклассников, корректировать их. | Текущий контроль. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
90/7 | Сложение двузначных чисел, одно из которых круглое число. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Знакомятся с правилом сложения двузначных чисел, одно из которых круглое число. Дополняют равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками. | Умение складывать двузначные числа, одно из которых круглое число. Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками. | Записывать различные двузначные числа, используя данные две или три цифры (с условием их повторения в записи числа), способом перебора или с помощью таблицы. | Фронтальный опрос. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
91/8 | Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода в другой разряд. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с правилом вычитания однозначного числа из двузначного без перехода в другой разряд. Разбивают ряд чисел на группы по заданному правилу. | Умение вычитать однозначное число из двузначного без перехода в другой разряд. | Выявлять закономерность в записи числового ряда. Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации. | Фронтальный опрос. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
92/9 | Вычитание из двузначного числа круглых десятков. | Урок повторения и обобщения. | 1 | Выбирают выражения, соответствующие данному условию, и вычисляют их значения. | Умение выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения. | Моделировать ситуацию, данную в виде текста. Записывать равенства, соответствующие данным рисункам. Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства. | Текущий контроль. | Учебник.ТПОкомпьютер,нагл.м-ал Таблица разрядов, модели десятков и единиц | | |
93/10 | Проверочная работа. | Урок применения умений и навыков. | 1 | Отрабатывают умение быстро считать в пределах изученных чисел. Выявляют верные и неверные неравенства. | Умение применить полученные знания при выполнении практической работы. | Умение проверить и адекватно оценить свою работу. | Тематический контроль. | тест | | |
| Ломаная (3 часа) | | |
94/1 | Знакомство с ломаной линией и её элементами. Построение ломаных линий по данным условиям. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с понятиями: «ломаная», «звено ломаной линии». Строят ломаные линии по данным условиям. | Умение определить ломаную линию, из каких «частей» состоит ломаная; построить ломаную линию, узнать ее длину. | Соотносить информацию о ломаной с её изображением. Выбиратьломаную из данных совокупностей различных линий. | Фронтальная беседа. | Учебник.ТПО, линейка, | | |
95-96/2.3 | Замкнутая и незамкнутая ломаные. Сравнение длин ломаных. | Урок формирования умений и навыков. | 2 | Сравнивают длины ломаных линий с помощью циркуля. Выявление видов ломаных линий. | Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных. Строить ломаную линию из данных отрезков. | Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию. Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий. | Текущий контроль. | Учебник.ТПО, линейка, | | |
Длина. Сравнение. Измерение (21 час) | | |
97/1 | Знакомство с единицами длины: миллиметр, дециметр; их соотношение. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с единицами измерения длины (мм, см, дм) и их соотношением. Чертят отрезки заданной длины. | Знание единиц длины (миллиметр, сантиметр, дециметр). Умение использовать единицы длины при сравнении и упорядочении объектов. | Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их. | Фронтальная беседа. | Демонстр.м-ал. Линейка,учебник,ТПО, компьютер | | |
98/2 | Сумма и разность длин отрезков. Сравнение длин отрезков. | Урок формирования умений и навыков. | 2 | Выполняют сложение и вычитание отрезков с помощью циркуля и линейки (подготовка к составлению задач). | Умение выполнять сложение и вычитание отрезков с помощью циркуля и линейки. Чертить отрезки, равные сумме отрезков, разности отрезков. | Измерять длину отрезков, пользуясь линейкой как инструментом для измерения (единицы длины: сантиметр, миллиметр, дециметр).Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. | Самостоятельная работа. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
99-100/3,4 | Сравнение длин отрезков и реальных предметов. | Урок закрепления умений и навыков. | 2 | Совершенствуют навыки: черчение отрезков, сравнение, вычитание, сложение отрезков. | Знание таблицы сложения и вычитания однозначных чисел; разрядного состава двузначных чисел и отношения между разрядными единицами. | Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. | Текущий контроль. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
101/5 | Измерение длин отрезков. Соотношение единиц длины. Увеличение и уменьшение длины отрезков. | Урок повторения и обобщения. | 1 | Чертят и измеряют отрезки. Тренируются в переводе единиц измерения и их сравнении. | Умение чертить и измерять отрезки; переводить единицы измерения и их сравнивать. | Умение строить отрезки заданной длины (в сантиметрах, дециметрах, миллиметрах). Моделировать ситуацию, данную в виде текста. | Индивидуальный опрос. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
102-103/ 6.7 | Измерение длин отрезков, их сравнение, сложение, вычитание. Неравенства. | Урок формирования умений и навыков. | 2 | Записывают результаты сравнения величин с помощью знаков , | Умение записывать результаты сравнения величин с помощью знаков , | Увеличивать (уменьшать) длину отрезка в соответствии с данным требованием. Разбивать данные числа на две группы по определённому признаку. | Текущий контроль. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
104-105/8,9 | Табличные навыки. Построение ряда чисел по определённому правилу (закономерности). Увеличение и уменьшение длин отрезков. | Уроки применения умений и навыков. | 2 | Находят закономерности в числовом ряду. Увеличивают / уменьшают длины до заданных размеров. | Умение находить закономерности в числовом ряду. Увеличивать / уменьшать длины до заданных размеров. | Вставлять в данные неравенства и равенства пропущенные знаки арифметических действий, цифры. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их. | Текущий контроль. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
106\10 | Построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. Составление выражений по правилу. | Комбинированный урок. | 1 | Чертят отрезки заданной длины, сравнивают их. Составляют выражения по заданному правилу. | Умение чертить отрезки заданной длины, сравнивать их. Составлять выражения по заданному правилу. | Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения). | Самостоятельная работа. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
107-108/ 11.12 | Действия с величинами (длина). Выявление правила построения ряда чисел и его продолжение. Вычислительные умения и навыки. | Уроки закрепления умений и навыков. | 2 | Выявляют правила построения ряда чисел и его продолжения. Чертят отрезки заданной длины, сравнивают их. Составляют выражения по заданному правилу. | Умение выявлять правила построения ряда чисел и продолжать его; чертить отрезки заданной длины, сравнивать их. Составлять выражения по заданному правилу. | Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их. Использовать различные способы доказательств истинности утверждений. | Текущий контроль. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
109/ 13 | Предметная модель ситуации. Сумма и разность длин отрезков, их построение. Вычислительные умения и навыки. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Тренируются в нахождении суммы и разности длин отрезков и их построении. Отрабатывают вычислительные умения и навыки. | Умение находить сумму и разность длин отрезков, строить их. | Находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению. Обобщатьприём сложения. Выявлять закономерность в записи ряда чисел. | Фронтальный опрос. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
110/ 14 | Сравнение выражений. Вычислительные умения и навыки. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Отрабатывают вычислительные умения и навыки. Составляют выражения по заданному правилу. | Умение складывать и вычитать двузначные и однозначные числа без перехода в другой разряд. | Умение изображать в виде схемы данную ситуацию. Обосновывать в речевой форме соответствие схемы и ситуации. | Индивидуальный опрос. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
111/ 15 | Предметная и графическая модели ситуации. Запись ряда чисел по правилу (закономерности). | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Сравнивают предметную и графическую модели, учатся их заменять. Выявляют закономерность в записи ряда чисел. | Умение сравнивать предметную и графическую модели; выявлять закономерность в записи ряда чисел. | Выявлять закономерность в записи ряда чисел. Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. | Текущий контроль. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
112/ 16 | Соотнесение предметной и вербальной моделей. Вычислительные умения и навыки. | Урок повторения и обобщения. | 1 | Соотносят предметную и вербальную модели. Отрабатывают вычислительные умения и навыки. | Умение соотносить предметную и вербальную модели. Складывать и вычитать двузначные числа без перехода в другой разряд. | Слушатьответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении,корректировать неверные ответы. | Текущий контроль. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
113/ 17 | Введение термина «схема». Изображение и чтение схемы. | Урок изучения нового материала. | 1 | Знакомятся с термином «схема». Учатся схематическому изображению и чтению схемы. | Осознание термина «схема». Умение схематически изображать и читать схемы. | Умение находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению. Изображать в виде схемы данную ситуацию. Пояснять схему, соответствующую данной ситуации. | Фронтальный опрос. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник.модель схемы | | |
114/ 18 | Моделирование отношений с помощью отрезков. Моделирование выражений на схеме. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Моделируют отношения с помощью отрезков. Чертят отрезки, отрабатывают вычислительные умения и навыки. | Умение моделировать отношения с помощью отрезков. | Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации. Моделировать ситуацию, данную в виде текста. Записывать равенства, соответствующие данным рисункам. | Индивидуальный опрос. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
115/ 19 | Анализ и пояснение схемы. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Учатся анализировать и пояснять схему. Отрабатывают вычислительные умения и навыки. | Умение анализировать и пояснять схему. | Находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению. Изображать в виде схемы данную ситуацию. Пояснять схему, соответствующую данной ситуации. | Текущий контроль. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
116/ 20 | Соотнесение вербальной и схематической моделей. | Урок обобщения и повторения. | 1 | Соотносят вербальную и графическую модели, закрепляют умение читать и анализировать схемы. | Умение соотносить вербальную и графическую модели, читать и анализировать схемы. | Слушатьответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении,корректировать неверные ответы. | Текущий контроль. | Нагл.м-ал,линейка.ТПО,учебник | | |
11/ 217 | Проверочная работа. | Урок применения умений и навыков. | 1 | Выполнение письменной работы по теме. | Умение применить полученные знания на практике. | Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы. | Тематический контроль. | тест | | |
Масса. Сравнение. Измерение (6 часов) | |
118/1 | Формирование представлений о массе. Единица массы: килограмм. | Урок изучения нового материала. | 1 | Сравнивают предметы по определённому свойству (массе). Определяют массу предмета по информации, данной на рисунке. | Умение определять массу по рисунку; сравнивать массу предметов. | Осуществлять поиск информации в соответствии с заданием или вопросом. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, текста, таблицы, схемы. | Фронтальная беседа. | Весы.учебник,ТПО,дем.м-ал | | |
119/2 | Масса предметов. Замена вербальной модели предметной. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Подготовка к решению задач. Знакомство со схематичным условием задач. Знакомство с вели- чиной «масса», единицей ее измерения – кг, чашечными весами, процессом взвешивания. | Умение определять массу по рисунку; сравнивать массу предметов. | Анализировать, сравнивать и обобщать (с помощью учителя или самостоятельно) полученную информацию. Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей. | Фронтальный опрос. | Весы.учебник,ТПО,дем.м-ал | | |
120/ 3 | Моделирование отношений. Логические задачи. Закономерность записи величин в ряду. | Урок закрепления умений и навыков. | 1 | Обозначают массу предмета отрезком. Выбирают отрезок, соответствующий данной массе. | Умение решать логические задачи, записывать величины в определённом порядке. | Строить и объяснять простейшие логические выражения. Переводить информацию из одной формы в другую (текст в рисунок, символы в рисунок, текст в символы и др.). | Текущий контроль. | Компьютер.нагл.м-ал.учебник,ТПО | | |
121-122/ 4.5 | Проверь себя, чему ты научился в первом классе. | Урок применения умений и навыков. | 2 | Используют схему (рисунок) для решения простейших логических задач. Записывают данные величины в порядке их возрастания (убывания). | Умение выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. | Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду. Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов. | Самостоятельная работа. | Компьютер.нагл.м-ал.учебник,ТПО Инд.карточки | | |
123/ 6 | Итоговый контроль. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | 1 | Выполняют работу в ТПО, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе. | Умение применить знания, полученные в 1 классе, на практике. | Проверяется умение находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур. Проверять его выполнение для каждого объекта группы. Планировать и проводить несложные исследования, связанные с поиском, представлением и интерпретацией информации. | Комплексная проверочная работа. | | | |
124 | Деление предметов по группам по определенным признакам. | Повторение | 1 | Выбирать рисунки, соответствующие ряду числовых выражений. | Умение выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. | Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду. Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов. | Фронтальный опрос | Инд.карточки, счетный м-ал, разрядная таблица | | |
125-126 | Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10. | Повторение | 1 | Записывать числа в порядке возрастания | Умение выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. | Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду. Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов. | Текущий контроль | Инд.карточки, счетный м-ал, разрядная таблица | | |
127-128 | Сравнение ,сложение, вычитание однозначных чисел. | Повторение | 1 | | Умение выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. | Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду. Анализироватьжитейские ситуации, требующие измерения массы предметов. | Фронт.работа | Инд.карточки, счетный м-ал, разрядная таблица | | |
129-130 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | Повторение | 1 | Моделировать ситуации, содержащие отношения | Умение выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. | Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду. Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов. | Самоконтроль | Инд.карточки, счетный м-ал, разрядная таблица | | |
131-132 | Действия с величинами.Масса. | Повторение | 1 | Выбирать рисунки, соответствующие ряду числовых выМоделировать ситуации, содержащие отношенияражений | Умение выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. | Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду. Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов. | Фронтальный опрос | Инд.карточки, счетный м-ал, разрядная таблица | | |
| | | | | | | | | | |
3) комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе;
3) калькуляторы.
1.Истомина Н.Б. Математика: учебник 1 класс.Ч 1.2/ Н.Б.Истомина. –Смоленск: Изд-во « Ассоциация» 21 век, 2011г
2.Истомина Н.Б.Тетрадь по математике. 1 класс: рабочая тетрадь №1.32/Н.Б.Истомина, З.Б.Редько.- Смоленск: Изд.» Ассоциация 21 век «. 2014г
1. Уроки математики: 1 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителей / Н. Б. Истомина, Е. С. Немкина, С. В. Попова, З. Б. Редько – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. –
2.Учебник «Математика» для 1 класса общеобразовательных учреждений в двух частях (УМК «Гармония»), Н. Б. Истомина. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
3.Рабочая тетрадь по математике для 1 класса, в двух частях. (УМК «Гармония»), Н. Б. Истомина. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г.