УМК: «Школа 21 века».
Предмет «Окружающий мир. 4 класс» (2 часть) Н.Ф.Виноградова
Тема: «Почвы России».
Цели: создать условия для ознакомления с различными видами почвы и их составом, способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «окружающий мир»
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный момент. Мотивация | создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | фронтальная | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. | Личностные: выражает положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные:Нацеливается на успешную деятельность. | наблюдение |
2 | Актуализация знаний | Организовать подготовку и мотивацию учащихся к изучению нового материала. | фронтальная | Выявляет уровень знаний. Ребята, представьте, что вы находитесь не в классе, а работаете в учебной лаборатории. В связи с этим, сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а исследователями. Как выдумаете, чем занимаются исследователи? Хотите выступить в роли исследователей? Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны. Я предлагаю вам послушать текст и догадаться о чем пойдет речь на уроке? ТЕКСТ: Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело ее обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. Издавна кормит она людей. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Чудесная кладовая есть на самом деле, и называется она... Правильно, Земля. У слова Земля несколько значений. Одно из них - «почва». | Слушают текст, вступают в учебный диалог, выдвигают предположения. | Коммуникативные: планирует учебное сотрудничество с учителем Познавательные: самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель | наблюдение |
| 3..Постановка учебной задачи и фиксирование индивидуального затруднения | Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Организует работу по заполнению таблицы ЗУХ с целью определения границ знания и незнания учебного материала
| фронтальная | 1.-Сформулируйте тему урока. Тема урока: « Почва» 2.сформулируйте задачу урока. 3.Заполните 1 столбик таблицы ЗУХ (что мне известно о почве) | Называют тему урока. Ставят учебные задачи. Составляют план. Работают в таблице | Познавательные: формулирует познавательную цель, Формулирует проблемы, умеет определять границы своих знаний Регулятивные: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей | Наблюдение, работа в таблице ЗУХ |
| 4. Открытие нового знания | Организовать обучение для изучения нового материала | Индивидуальная, парная | Работа по учебнику - найдите определение слову Почва. (работа в парах). Один ученик зачитывает. Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы. -А что значит плодородный слой? (ответы детей) - Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Она разного цвета) - Как вы думаете, почему почва имеет разные оттенки? ( Она состоит из различных веществ) - А сейчас я предлагаю приступить к работе нашим группам учёных. На какой вопрос мы должны получить ответ в ходе нашей работы? (что входит в состав почвы) | Работают по учебнику. Рассматривают образцы почвы. | Коммуникативные: умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание; формулирует собственное мнение и позицию | |
| Практическая работа | Организовать групповую работу по изучению состава почвы | групповая | Работа в группах. Группа 1. -Возьмем стакан с водой -опустим туда комочек почвы -Запишите, что вы видите и сделайте вывод? Группа 2. -Возьмите бумажную салфетку -положим на нее немного почвы -сильно сожмем Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? Группа 3. -Бросьте комочек почвы в воду -что произошло в стакане Что вы видите на дне стакана? | Выполняют практическую работу, делают выводы, фиксируют результат работы на листках. | Регулятивные: контролирует и оценивает свою деятельность Коммуникативные: умеет взаимодействовать в группе Познавательные: умеет делать выводы, обобщать полученную информацию; осуществляет наблюдение в соответствии с целями и способами. | Наблюдение, фиксация в технологической карте |
| Закрепление изученного материала | Организовать работу по закреплению изученного материала | фронтальная | Составление кластера «Состав почвы» Дети отвечают, учитель фиксирует на доске состав почвы. | Сообщают результаты групповой работы | Познавательные: использует схемы для решения задач. Коммуникативные: умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание; | Наблюдение, фиксация в технологической карте |
| Подведение итогов урока | Организовать работу по подведению итога урока. | Фронтальная, индивидуальная | -Какие вопросы мы сегодня ставили перед собой в начале урока? -Смогли ли мы ответить на них? -Возьмите таблицу ЗУХ и заполните последний столбик, что вы узнали сегодня на уроке? (ответы детей) -Совпали ли ваши знания, имеющиеся в начале урока, с информацией которую вы получили на уроке? -Остались ли у вас вопросы по данной теме?(ответы детей) -На следующем уроке мы с вами продолжим отвечать на ваши вопросы. | Подводят итог урока. | Познавательные: строит логические рассуждения, используя причинно-следственные связи | Наблюдение, фиксация в технологической карте, таблицы ЗУХ |
| Рефлексия | Организовать работу по проведению рефлексии | фронтальная | Ребята, наша работа в научной лаборатории подошла к концу. Подведем итоги. Работа с рефлексивным кубиком. - Теперь я знаю… - Теперь я могу… - Мне было интересно… - Мне было трудно… Выставление оценок. | Участвуют в самооценке своей работы на уроке | Регулятивные: контролирует и оценивает свою деятельность | |