Цель урока: Продолжить знакомство с металлургическим комплексом.
Задачи:
Образовательные: познакомить с определением цветной металлургии, значением в народном хозяйстве, факторами, влияющими на размещение предприятий цветной металлургии, географией размещения предприятий.
Развивающие: развивать умение работать с картой, учебником, анализировать полученную информацию, сравнивать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувство экологической ответственности и рационального использования природных ресурсов, продолжить формирование коммуникативных навыков.
Оборудование: настенная карта «Чёрная и цветная металлургия», мультимедийная презентация, учебники, атласы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Мотивация: Приветствие учащихся и мотивация на изучение новой темы Проверка домашнего задания. (5минут)
ТЕСТ:
1.К исчерпаемым источникам энергии относится:
а) энергия воды б) природный газ в) геотермальная энергия
2.Фактором, влияющим на размещение предприятий черной металлургии является:
а) сырьевой, б) научный, в) потребительский.
3.Крупные предприятия, обеспечивающие весь технологический процесс производства, а также включающие связанные с основным производства других отраслей, называются:
а) заводы б) комбинаты в) фабрики г) мануфактуры
4.Укажите город, в котором находится один из самых мощных металлургических комбинатов полного цикла:а) Тольятти б) С.-Петербург в) Новосибирск г) Магнитогорск
5.В каком городе находится единственный в РФ электрометаллургический комбинат:
а) Электросталь б) Новокузнецк в) Старый Оскол г) Красноярск
6.Верно ли, что наибольшую долю электроэнергии России вырабатывают на ГЭС.
II.Изучение нового материала.
1. стадия Вызов(5минут)
- Электроснабжение без перебоев и поломок в современном мире становится все важнее, а залог его – контроль состояния оборудования и поддержание его в пределах нормы. Везде, где есть электрическое оборудование и установки, рано или поздно понадобятся электрические измерения и их испытания. Ведь даже небольшой пробой изоляции кабеля «на самом неудачном месте» или скачок напряжения, с которым оборудование не справилось, может вызывать многомиллионные потери предприятия. Представляете, а в жилом микрорайоне срезали провода! Это очень опасно, тогда почему провода воруют рискуя жизнью?
(Провода состоят из цветного металла: меди или алюминия. Цветной металл принимают в пунктах приёма металлолома.)
- Что можно сделать, чтобы остановить хищение проводов?
(Контроль за пунктами приёмки металлов)
- Определите тему урока….?
(Цветная металлургия)
Для определения целей нашего урока я предлагаю вам разбиться по парам. посовещаться и не открывая учебника заполнить первые два столбика таблицы « знаю- хочу знать- узнал».( это могут быть какие-то ассоциации, предположения).
Формируют цели урока:
План:
1.Особенности отрасли и её значение.
2.Факторы размещения.
3.География цветной металлургии
2стадия Осмысления(20минут)
Сейчас вы прослушаете небольшое сообщение «Особенности цветной металлургии» по ходу прослушивания доклада вы можете начать заполнение третьего столбика вашей таблицы: «узнал». (выступление учащегося)
Беседа с классом:
1.В каких отраслях используется продукция цветной металлургии?
2.Какие металлы производит цветная металлургия?
3.Какими свойствами обладают эти металлы?
4. Какими особенностями обладают руды цветных металлов?
Вспомните черную металлургию и ответьте на вопрос: Какие типы предприятий будут характерны для цветной металлургии? (Комбинаты)
Задание: сформулируйте определение цветная металлургия, опираясь на ранее изученные отрасли и ваши знания из других областей.
Цветная металлургия – это комплекс отраслей, специализирующихся на добыче, обогащении, металлургическом переделе руд цветных, благородных и редких металлов.( записывают в тетрадь).
Посмотрите на ваше определение, вспомните черную металлургию, составьте технологическую цепочку Цветной металлургии.
Вопрос: Что такое факторы размещения предприятий?
Задание: прочитав приведённые ниже высказывания определите факторы влияющие на размещение предприятий цветной металлургии и поясните.
1. В рудах цветных металлов очень низкое содержание металла: меди 1-5%, олова 0,01-0,7%, молибдена 0,04%. Это значит, что руду необходимо обогащать непосредственно у мест добычи. (сырьевой фактор)
2. Для выплавки металлов требуется много топлива электроэнергии. Производство цветных металлов – очень энергоемко. Доля энергетических затрат составляет от 10 до 65% стоимости произведенного металла. (электроэнергетический фактор)
3. Кроме большого количества топлива и электроэнергии, производство цветных металлов требует большого количества воды, особенно при обогащении руд (водный фактор)
4. Цветная металлургия лидер загрязнения окружающей среды. Газовые выбросы, кислотные дожди, загрязнение почв, практически уничтожает природу, вызывает болезни у людей (экологический фактор).
Работа по группам ( класс делится на три экспертные группы по отраслям промышленности)
Задание: работая с текстом учебника (стр. 121-122) и картой «Чёрная и цветная металлургия» в атласе самостоятельно заполнить таблицу «Цветная металлургия». После заполнения таблицы 3 ученика выходят к доске и работают у карты.( отчеты групп)
3стадия:Рефлексия
Задание 1. Заполните графу 3 таблицы.
Задание 2. Расскажите, что нового узнали вы на данном уроке (создание кластера « Цветная металлургия")
4.Д/З §21прочитать, творческое: написать эссе «проблемы и перспективы цветной металлургии».
5. Итог урока: Определяют уровень своих знаний, выставление оценок.