Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| | | ЛУУД – личностные универсальные учебные действия РУУД - регулятивные универсальные учебные действия ПУУД - познавательные универсальные учебные действия КУУД - коммуникативные универсальные учебные действия |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Задача:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие. Итак, друзья, На вас надеюсь, как всегда. Вы хороший дружный класс. Все получится у вас! | | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
II. Актуализация. Задачи:активизировать опорные знания и умения по теме, обеспечить мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности | Чистописание Жжшшччшш Словарная работа -Какие звуки обозначают эти буквы? - На какие две группы делятся звуки?
- Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак? Вывод: - Вспомните, для чего нужен мягкий знак?
Слайд2 - Можем ли делать третий вывод?
|
- Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч’],[щ’]. - [ж], [ш] – всегда твердые, [ч’],[щ’] – всегда мягкие
- Для смягчения согласного звука. - Для разделения согласного и гласного звуков. - Нет | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
III. Постановка учебной задачи Задача:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности |
- Сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем? - Давайте проверим наше предположение. - Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны, если хлопаем правильно .то появляется этот предмет. И показываем род этих слов-предметов. Сразу себя проверяем. Мышка, луч(слайд3)рубашка, гуашь(слайд4),камыш(слайд5), шишка, дочь(слайд6), чудо,печь(слайд7), морж(слайд8), жук, ночь(слайд9)борщ(слайд10), щука, шашки, финиш (слайд11) - Сформулируйте тему и цели урока.Стр.152 Посмотрите на картинку ,что мы видим. | - Правописание слов-названий предметов с шипящими на конце слова. Род слов-названий предметов с основой на шипящий звук.(слайд12) Она разделена на части. Почему? Кто догадался? С одной стороны слова-предметы м. р., с другой- ж. р. | Познавательные: формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
IV. «Открытие» новых знаний Задача: научиться определить род слов-названий предметов с основой на шипящий звук | Работа по учебнику. Упражнение 117, с.152 - Откройте Обратный словарь на букву Ч? - Слова какого рода мы видим? Напишем слова в столбик(5 любых слов) - Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь. -Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь. - Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь? -Почему другие слова написаны всего по одному разу? -Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь. -Какого рода все эти слова? - Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА В мяч играют медвежата, Мяч летает полосатый. Можно мне ?-спросила мышка . Что ты ?-Ты ещё малышка! | - Мужского рода Слова-предметы и слова-действия - Эти слова имеют разные значения. Печь.ночь.речь,дочь.мелочь. - Женского рода - Слова с основой на -чь женского рода. | Регулятивные:планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
V. Первичное закрепление Задача: распознавать род слов-названий предметов с основой на шипящий звук | Работа по учебнику Упражнение 119 (ч. 1, с. 153) Предположите, какого рода будут все эти слова. Оправдались ли все ваши ожидания? Выпишите пять слов - Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на шипящие звуки? Послушайте сказку про ь(слайд13,14,15) Так ка вы думаете, почему мужской род не принял помощь от ь знака? | Работают с Обратным словарем. Находят слова-названия предметов, основа которых оканчивается на –ш и -шь; -ж и –жь. - Слова с основой на шипящие -ж,-ш, -ч,-щ – мужского рода, а с основой на шипящие -жь,-шь, -чь,-щь женского рода. Мужчины сильные. им не нужна помощь ,они и так справятся. А женщины- слабый пол и поэтому они приняли помощь от ь знака. | Личностные: умение выражать мысли. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
VI Релаксация | Ребята,повернитесь лицом кдруг другу.Один из вас раскрывает ладошки,а другой накрывает их своими ладонями.Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задача: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий | Игра «Положи в корзинку» Сейчас мы поработаем в парах Перед вами картинки и корзинки. Мальчики будут собирать в корзинку слова м.р. Девочки –ж.р. Проверяют сами дети удруг друга. Дифференцированная работа Карточка 1.(слабые дети) Запиши правильно слова. Детены[ш], но[ч’], бро[ш], помо[щ’], мело[ч’], пла[ч’], клю[ч’], до[ч’], ве[щ’], бор[щ’].( . Остальные упр.118 с.153 | Камыш,кирпич,ландыш,мяч.финиш. Мышь.ночь,печь.дочь,гуашь. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности Задача:организовать оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке; умение соотносить цели урока и результаты собственной деятельности | -Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке? Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук? Слайд 16 -Что было легко? - Что было трудно? - Что понравилось? - Кто доволен своей работой на уроке? Урок наш окончен И выполнен план Спасибо, ребята Огромное Вам! За то.что упорно, усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | -Слова-названия предметов женского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с мягким ( ь) знаком. Слова-названия предметов мужского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без мягкого знака. Смайлик(оценивают свою работу на уроке) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
IX. Домашнее задание Задача: организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Учебник 1 часть, №120, с.154 | | |
Литература: 1.Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига Учебник, 2012, 1-2 части.
2.Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова,
М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. -М. : Академкнига/Учебник, 2012
3.Коржукова А.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 416 с.