Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала. Постановка познавательной задачи. (5минут) | - Сегодня мы продолжаем путешествовать по территории нашей необьятной Родины, побываем в её экзотических уголках, уточним её географическое местоположение, познакомимся с растительным и животным миром, познакомимся с деятельностью человека.И чтобы путешествие было удачным, мы попросим благословления у Святой Тамары. -Почему именно мы просим благословления у Святой Тамары? -Сегодня мы отправимся туда, Где много солнца и тёплая морская вода – Субтропики России раскроют тайны нам, Какие растения там растут, Почему природную зону так зовут. | Дети просят хором благословления у Святой Тамары. Дети высказывают свои предположения. | Определение и формулирование цели деятельности на уроке (П). Осознание познавательной задачи, выскзывание предположений на уроке(П.). |
Мотивация к учебной деятельности. (1-3 минуты) | -Перед вами «лесенка знаний « Знаю - хочу узнать». Подумайте, на какой лесенке знаний о Черноморском побережье Кавказа ваши знания. Поставьте на эту лесенку кружок. -Хотите ли вы пополнить свои знания о нашей Родине? | Работа с «лесенкой знаний»: выявление уровня знаний по данной теме | Умениеставить цели (Р). Формирование целенаправленной познавательной деятельности (Л). Оценивание своих достижений (Р). |
Актуализация знаний и постановка проблемы. (5 минут) | - Перечислите по порядку природные зоны.(Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики) - О какой пиродной зоне нам нужно пополнит капилку знаний? - Что же, друзья, в дорогу пора! Ждут с нетерпением нас Чудный берег, море и пляж. Но мы отправляемся не отдыхать, А зону субтропиков России изучать. - Нам нужно доказать, что изучаемый уголок России является экзотическим. - Эту экзотическую природную зону мы будем изучать подгруппами, чтобы больше узнать о ней. 1 группа – Ботаники. 2 группа - Зоологи. 3 группа – Экологи. - В индивидуальных карточках с таблицей коротко заносите информацию, которая в конце урока поможет составить каждой группе рекламу об изучаемой зоне. | Дети шаги план для изучения природной зоны: 1.Название, изображение на карте. 2.Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе). 3.Использование природной зоны человеком. 4.Экологические проблемы и охрана природы. Каждая группа получает план рассказа о зоне: Ботаники: Отличительная особенность растений субтропиков ( схема влияния климата на строение растений с использованием гербариев) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран ( с использованием гербариев). Зоологи: Обитатели суши.(Схема цепи питания) Обитатели моря. (Схема цепи питания) Экологи : 1.Экологические проблемы Черноморского побережья. (Схема взаимосвязей в природе). 2.Растения и животные, занесённые в красную книгу. | Умение анализировать (П) Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью,корректировать свою деятельность (Р) Выявление известного и неизвестного (П) |
Открытие нового знания. Формирование исследовательских умений. Самостоятельное применение знаний ( закрепление). Рефлексивно-оценочный этап. Домашнее задание (1мин.) | Работа с картой - Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?(Просмотр видеоматериала о климатической зоне из электронного приложения к учебнику : Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой- Чёрное море. В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Кавказские горы находятся близко к побережью. Они служат преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков. По климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Чёрноморском побережье, - лишь её маленькая часть. - Каждая группа составьте рекламу для туристов Черноморского побережья, используя информацию, полученную на уроке друг от друга, помещённую в индивидуальные таблицы. - Что намечали? Какую цель ставили? - Какое открытие для себя сделали? - На «лесенки знаний» поставьте второй кружок на соответствующую вашим знаниям лесенку. Поблагодарите друг друга за работу на уроке. Учебник с138, тетрадь с.65 – 66. | 1.Дети слушают информацию и фиксируют её в индивидуальных таблицах. 2.Прикрепляют полоску бумаги в атласе на карте природных зон на расположение Черноморского побережья. 3.Обсуждение в группах. 4.После прослушанной информации, через игру «Диктор» каждая группасообщаетботаники – о растениях (благоприятные условия- тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями , теплолюбивым…, завезённые растения из других тёплых стран смогли приспособиться к местному климату: пальмы, магнолии, кипарисы, а вот берёзы приживаются там плохо, т.к. они не относятся к широколиственным деревьям …) зоологи – о животных (благодаря тёплому климату, животный мир разнообразен …) экологи – о людях ( Благодаря умеренно тёплому климату, богатой растительности, тысячи людей приезжают отдыхать на Черноморское побережье из всех уголков России, а после Олимпийских игр – с разных стран…) Учащиеся работают в группах. Ответы детей. | Умение находить и выделять необходимую информацию;выдвигать гипотезы и их обосновывать (П). Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Умение определять степень успешности своей работыисходя из имеющихся критериев (Р) Умение работать по плану, сверяя свойвывод с авторским (Р) Формирование исследовательских умений: выдвигать различные варианты и способы действия для для решения поставленной учебной задачи (П.), умение извлекать информацию (Р.). Формируемые исследовательские умения: соотнесение цели урока и его результатов (П), самооценка, осознание методов (Л). |